От Российской империи и Абиссинии к Российской Федерации и Федеративной республике Эфиопии: к 125-летию дипломатических отношений
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Со всей ответственностью можно заявить, что текущий год 2023 год проходит под знаком Африки, принимая во внимание предстоящий второй Саммит «Россия-Африка», который состоится в июле в Санкт-Петербурге.
Но хотелось бы отметить еще одну очень значимую дату- в этом году в феврале исполнилось 125 лет с момента установления официальных дипломатических отношений между Россией и Эфиопией.
Источник: Unsplash
Несмотря на свою богатую историю, культуру и свою объединяющую роль в Африке (В Аддис-Абебе находится штаб-квартира Африканского Союза). Наше общество, кроме профессиональных африканистов, мало что знает об этой стране. Единственная ассоциация у обычного человека при упоминании об Эфиопии - это Ганнибал, прадед А.С. Пушкина.
Об этой далекой африканской стране не просто мечтал, но и путешествовал там -
Н. Гумилев. В результате своих путешествий у него собралась приличная коллекция предметов, которая теперь представлена в Кунсткамере в Санкт-Петербурге.
Несмотря на сильные культурные различия, духовному сближению наших стран способствовала православная религия. Не вдаваясь глубоко в богословские отличительные черты, Эфиопия тоже в большинстве своем православная страна, только с богословской традицией 5го века, так называемая дохалкидонская. Тем не менее, православное христианство - это и есть главный мотив для сближения.
Интерес стран друг к другу возник еще задолго до установления дипотношений. Петр Первый в последние годы своего правления хотел отправить туда или посольство или экспедицию. Его намерению не суждено было исполниться. И только во второй половине 19 века, когда сложились вместе несколько факторов и обстоятельств, тогда и произошло окончательное оформление наших дипломатических отношений.
Что же это были за факторы?
1. Влияние России после победы на Турцией в 1878 г. в ближневосточном мире и соседнем к нему региону Северо-Восточной Африки.
2. Вынужденная необходимость противостоять английскому влиянию в Африке.
3. Глубокий интерес со стороны русской православной церкви в лице архимандрита Порфирия Успенского, глава русской православной духовной миссии в Святой земле. В 1866 г. он представил в правительственные структуры план по сближению двух стран в статье «Участие России в судьбе Абиссинии».
4. Благоприятная почва для сближения, подготовленная врачами, которые приехали от Российского общества Красного Креста помогать раненым после итало-эфиопской войны.
5. Русские путешественники в Эфиопии, которые предлагали российскому правительству сблизиться с Эфиопией.
6. Неоднократные попытки диалога с эфиопской стороны.
В качестве основополагающей причины для решения установления официальных дипотношений правильно было бы привести цитату из исторического источника. Статья С.Д.Молчанова, полковника Генштаба, опубликованная в 1896 г. в «С.-Петербургских ведомостях» под названием «Значение Абиссинии»:
«С первого взгляда может показаться, что у России в Африке нет никаких интересов: колоний нам не надо, так как Сибири хватит на многие годы, - торговые отношения заводить, когда у нас Азия под боком, да еще при косности нашего купечества, является просто праздным занятием...
Не таким представляется вопрос, если посмотреть на него с точки зрения более широкой, - не одних лишь земельных приобретений и торговых выгод. Наш исконный враг - всегда и везде...-Англия простерла свою хищную руку над Африкой... Эфиопская империя лежит на дороге от Каира до Капштадта. Следовательно, Эфиопская империя по самой природе вещей- непримиримый враг Англии и наша естественная союзница.... Союз с Эфиопией подобно французско-русскому союзу, - политическая необходимость, а потому Россия призвана, по мере сил и возможностей, поддерживать Эфиопскую империю».
Итак, 17 февраля по новому стилю 1898 года началась официальная история. Дипломат Власов П.М. со своей непростой задачей- с одной стороны, занять при императоре пользующегося доверием политического советника, с другой стороны, не поссориться с представительствами европейских держав, - успешно справился. За свою службу и дружбу Менелик II наградил Власова П.М орденом «Эфиопской звезды».
Надо отметить, что несмотря на перерывы в дипломатических отношениях из-за разных известных исторических событий, Эфиопия- одна из немногих стран в мире и единственная в Африке, с кем у России такая продолжительная история отношений.
После того как отношения были прерваны в 1917 г , по инициативе Эфиопии они были восстановлены в 1943 году. Эфиопская монархия тяжело пережила известие о расстреле царской семьи дружественного себе по монархическому духу государства.
Отношения и, правда, складывались парадоксально, без условий и поиска выгоды. Во время выступления императора Хайле Селассие на заседании Лиги Наций в 1936 году, когда фашистская Италия уже оккупировала Эфиопию, СССР - одна из немногих стран, которые выступили в поддержку Эфиопии. Лига Наций не защитила африканскую страну. Англичане, номинально союзники Эфиопии на тот момент, помогли освободиться от итальянской оккупации только в 1941 году, когда сами британцы уже определились, с какой стороны баррикад они находятся.
Эфиопия оставалась монархией до 1975, за это время император Хайле Селлассие несколько раз приезжал в Советский Союз - каждый раз с разным результатом. Но каждый приезд не обходилось без казусов.
В один из визитов император наградил председателя Президиума Верховного Совета СССР высшим орденом Эфиопии. Надо было ответить симметрично, но орден Труда или Красного Знамени вручить монарху было бы парадоксально. После размышлений Хайле Селассие пожаловали орден Суворова первой степени как участнику борьбы с фашизмом.
Всем интересующимся Эфиопией и, в частности, личностью Хайле Селлассие (который для растафарианцев является воплощением бога) могу посоветовать монографию профессора и историка, Ныгусие Кассае В. Микаэль, который тоже в свою очередь вкладывает огромные усилия для взаимодействия культур, возглавляя Общество дружбы между Россией и Эфиопией.
Возвращаясь к историческому повествованию, забавно вспомнить идеологический казус как атеистический Советский Союз призвал на помощь Патриарха и православную церковь для взаимодействия с глубоко верующей эфиопской культурой.
Для нашей церкви это тоже в какой-то мере оказалось спасением, поскольку в данном случае церковь помогла сыграть важную роль во внешней политике Советского Союза, а тут и семинарии с академиями оказались кстати для приема эфиопских студентов. Среди них был абба Хабте Селассие, который учился в Ленинграде, и позднее стал начальником Отдела внешних связей Эфиопской православной церкви. Был открыт также набор студентов в РУДН, на амхарском языке (один из языков Эфиопии) начало свою работу Радио Москвы, русскую литературу начали переводить на амхарский язык, которая, кстати, оказалась там популярна.
После свержения эфиопской монархии СССР также с удовольствием поддерживал и социалистическое строительство, которое на практике вылилось в том числе в борьбу с повстанцами и в поддержу Эфиопии в войне с соседним Сомали. Это совсем малоизвестная страница нашей совместной истории, потому что в то время Советский Союз в лице своих военных советников присутствовал там неофициально, подтверждающие документы даже если и были, то тщательно уничтожались. Через эти исторические события прошло ни много, ни мало около 11 000 наших военных, которые могут пока еще быть свидетелями недалекого прошлого.
Как и с другими странами африканского континента, вся внешняя политика нашего государства в том направлении закончилась с распадом Советского Союза. Говорят, что было не до Африки. Понадобилось больше 30 лет, чтобы вернуться к старинной русской забаве- увлечение Эфиопией.
Последние лет десять - это период очень интересный для изучения и современниками и потомками. То, что происходит сейчас - это, без сомнения, события исторической важности, и мы являемся их свидетелями.
Самый всплеск интереса в целом к Африке пришелся на 2019 год, когда прошел первый Саммит «Россия-Африка». Интерес этот, правда, был обусловлен вынужденной необходимостью, потому что президент развернул внешнюю политику в сторону Африки и правительству и бизнесу приходится выстраивать свои планы в соответствии с курсом.
Но, правда, религиозное взаимодействие как всегда происходило и происходит в авангарде основных событий. Еще в 2013 году по приглашению Патриарха Кирилла в Россию впервые приехал Патриарх-Католикос Эфиопии Абуна Матфий «для восстановления исторической дружбы между Россией и Аббисинией». С тех пор РПЦ учредила африканский экзархат, который будет заниматься в том числе Эфиопией и возможно откроет там свое представительство, которого до сих пор никогда не было.
Делегация эфиопской церкви в Москве, февраль 2023 г.
Одним из последних межцерковных достижений, которые теперь удивительным образом становятся ценностной основой для дальнейшего в том числе и светского диалога, является меморандум, подписанный в рамках регулярной религиозной Комиссии между РПЦ и Эфиопской православной церковью. Кроме прочих пунктов, касающихся развития взаимодействия, один стоит отметить особо- это совместное отстаивание традиционных нравственных основ в современном обществе и противодействии натиску либеральной морали.
Можно назвать много элементов, где и как Россия поддерживает Эфиопию на высоком уровне и наоборот. Будет несправедливым не упомянуть, что в Аддис-Абебе много лет работает Русский культурный центр имени А.С. Пушкина, а также единственный зарубежный госпиталь Российского Красного Креста тоже работает в столице Эфиопии с 1947 года без перерыва.
На менее официальных уровнях как и в конце 19 века интерес многоплановый- здесь и авантюристы и уже современные путешественники, которые ходят теперь уже проложенными маршрутами по следам Н. Гумилева или А. Булатовича. Легендарный Ф.Ф. Конюхов в наше время преодолел 1200 км по Эфиопии , став ярким примером народной дипломатии современных дней. Перед стартом Фёдора Конюхова принял президент страны Гырма Уольде-Гиоргис Лука и благословил эфиопский патриарх в присутствии многотысячной публики.
Федор Конюхов, путешественник, общественный и церковный деятель
С экспедициями все хорошо. А как же бизнес? Как и сто лет назад, присутствуют те же самые негативные факторы, из-за которых у бизнеса интерес к Эфиопии не велик. К этим постоянным факторам добавились и современные обстоятельства. Подробное изложение экономических отношений и перспектив- это уже другая история.
Хотелось бы отметить, что несмотря ни на какие факторы, ковидные в том числе, уже с 2018 года «Эфиопские авиалинии», к слову, заслужившая звание лучшей африканской авиакомпании, открыла прямые рейсы между Москвой и Аддис-Абебой.
На этом этапе история отношений не заканчивается, а продолжается. Какое будущее будет у этой истории, зависит, как говорят, от личности в истории.
В заключении хотелось бы сказать, что наш коллектив организации «Центр общественной дипломатии» тоже вносит свой небольшой, но искренний вклад в развитие и укрепление отношений между двумя странами. Мы уже несколько лет ведем последовательную работу на сближение наших народов доступными для нас средствами- это выставки и мероприятия как, например, Дни дружбы между народами России и Эфиопии, дни Пушкина в Посольстве Эфиопии, взаимодействие с эфиопской диаспорой и ассоциацией эфиопских студентов. Пишем статьи о двустороннем сотрудничестве, а главное о людях, которые делают это сотрудничество возможным, и публикуем их в эфиопской Ethiopian Herald, а также на сайте РСМД (Российский Совет по международным делам).
В наших выставочных африканских проектах обязательно есть эфиопский элемент. Нашим большим другом и участником наших выставок является российско-эфиопский художник Ацбеха Негга Тесфае из Петербурга, который удостоился чести принимать участие в росписи храма Христа Спасителя.
Возможно, что когда-нибудь его роль в русской живописи будут оценивать также как роль Пушкина в русской словесности, рассуждая о том, что российская земля щедра на открытие и пестование талантов, даже если они из глубокой Африки.
Конечно, своими пусть и маленькими проектами мы создаем историю здесь и сейчас и приглашаем всех неравнодушных людей создавать историю вместе с нами.
Ацбеха Негга Тесфае, художник
Удивительно, что за 125 лет до сегодняшних дней никто из режиссеров не обратился к теме русских в Эфиопии, потому что судьба любого человека в этой истории - это готовый сценарий к приключенческому фильму, а таких было немало. За вдохновением можно обратиться к книгам современных авторов- Андрей Хренков, его книга об отношениях России и Эфиопии до Николая II вышла совсем недавно и Михаил Вольпе, который регулярно обращается к историям русских авантюристов и путешественников конца 19 века в Эфиопии.
Надеюсь, что этот совет станет для кого-то побуждением к действию и созданию фильма.
Татьяна Жоливе, директор «Центра общественной дипломатии»
Центр общественной дипломатии занимается практическим наполнением идей общественной и народной дипломатии, укрепляет межчеловеческие связи и выступает за дружбу и эффективное сотрудничество
Блог: Блог Центра общественной дипломатии
Рейтинг: 0