Проблемы в судебной системе Исламского Эмирата Афганистан и её функционирование на данный момент
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Мицкевич Мария Андреевна, студентка 3 курса бакалавриата, ОП “Востоковедение”, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Кардинальные изменения в политическом устройстве и во всех сферах жизни общества Афганистана произошли в 2021 году, когда управление страной перешло к движению «Талибан». Республиканские институты были распущены. Президент Ашараф Гани бежал из страны. Таким образом, двадцатилетний проект по созданию Афганского государства с помощью внешних сил завершился провалом, а власть в стране перешла к радикальным исламистам, что определило последующие изменения в форме правления и правосудия.

Источник: afghanistan-analysts.org
Реформа правовой системы
Талибами была полностью реформирована судебная система. Ещё до 2021 года «Талибан» создал неформальные суды, которые завоевали доверие из-за коррумпированности государственной системы. Основой новой правовой системы является ханафитская интерпретация шариата, а светское право фактически полностью утратило свою легитимность. Стоит отметить, что трактовка шариата «Талибана» отличается крайней консервативностью и буквальным пониманием религиозных текстов, акцент в ней делается на строжайшее соблюдение всех предписаний. Это привело к установлению в стране беспредельно строгих запретов и ограничений.
Одним из главных символов изменения судебной системы стала отмена конституции 2004 года, на сегодняшний день правовая система Афганистана лишена конституционной основы, а в судах нет полноценного судопроизводства с участием адвокатов и привлечением свидетелей, прокуратура хоть и сохранена формально, но не несёт своих прежних функций. Судебные решения принимаются одним судьей, который может прибегнуть к помощи консультанта по вопросам религии. Основой для вердиктов стали фатвы, что ведёт к непредсказуемости принимаемых решений, так как они зависят от трактовки в рамках ханафитского права.
Главным органом в новой судебной системе стал Верховный суд, обладающий большими полномочиями, он осуществляет проверку законов на соответствие шариату в ханафитском толковании и имеет право отменять законы. Именно Верховный суд обеспечивает легитимацию исламизации правовой системы. Так в 2021 году Верховный суд отправил около 630 разъяснений толкования ханафитского права судам низшей инстанции и государственным учреждениям. Именно ответы и комментарии по толкованию фикха Верховного суда становятся источниками права в современном Афганистане. Говорить о независимости судебной власти в Афганистане невозможно, так как судьями являются члены движения «Талибан» и его сторонники, часто не имеющие достаточной квалификации, а Абдул Хаким Хаккани, назначенный главным судьёй в Верховном суде Афганистана, является одним из главных идеологов движения и находится под преследованием международного уголовного суда из-за обвинений в создании законов, нарушающих права человека.
Новая судебная система также предусматривает смертную казнь и коллективные наказания. Сразу после прихода к власти «Талибана» казни были редки, однако в 2022 году верховный лидер движения призвал суды в полной мере использовать шариатские наказания, включая казни. Зафиксированы случаи публичных казней, коллективных наказаний, пыток, демонстрации тел казнённых, бесчеловечного обращения с людьми. Серьёзным риском для граждан Афганистана является риск внесудебных казней, которые применялись в том числе и к бывшим госслужащим и идеологическим противникам движения. Так правительством страны была предпринята попытка вернуть бывшую элиту, бежавшую из страны после 2021 года: беженцам была обещана полная амнистия, однако, после их возвращения были зафиксированы случаи задержаний, насильственных исчезновений и казней по политическим причинам.
Дискриминация по половому признаку
Проблема угнетения женщин сейчас как никогда остро стоит в Афганистане. По данным ООН, более 87% женщин в стране хотя бы раз сталкивались с насилием. Чаще всего речь идёт об изнасилованиях, причинении телесных повреждений и убийствах, которые нередко оправдываются так называемой «защитой чести».
Запреты для женщин включают такие постановления, как: запрет на работу и образование с 13 лет, запрет на посещение салонов красоты, ресторанов, на вождение машины, на передвижения без спутника-мужчины, на выступления на публике и многие другие. Из-за повсеместных ограничений даже доступ к полноценной медицинской помощи для женского населения Афганистана крайне затруднен или невозможен. В 2025 году вышел закон об изъятии всех книг, написанных женщинами из учебных институтов, и в этом же году было принято решение запретить фотографии женщин на их удостоверениях личности, это ярко демонстрирует стремление «Талибана» сделать женщин полностью «невидимыми» в обществе. С каждым годом количество запретов для женщин и девочек возрастает, а государственные постановления становятся все более строгими, так в 2025 году появились новости о том, что «Талибан» запретил окна, в которых можно видеть женщин. 78 процентов молодых женщин в Афганистане не учатся и не работают. Кризис подобного рода не обходится для страны бесследно, к 2026 году совокупные экономические потери от ограничений прав женщин оцениваются в 1 миллиард долларов, в настоящий момент афганские женщины реализуют лишь 17 процентов своего потенциала. Ситуацию ухудшает то, что у гражданок Афганистана практически нет никаких инструментов, чтобы бороться за свои права, и в стране не существует адекватных правовых механизмов для защиты женщин. Полиция часто обращается к традиционным механизмам (например, к старейшинам в деревнях) или посредничеству родственников пострадавшей для урегулирования конфликта, в большинстве случаев это приводит к тому, что женщины подвергаются домашнему насилию абсолютно безнаказанно. После передачи власти талибам некоторые разводы, зарегистрированные ранее признаются недействительными, в результате чего женщинам вновь приходится вступать в нежелательные браки, представительниц женского пола произвольно задерживают по обвинениям в «моральных преступлениях», к ним относятся посещение общественных мест, предназначенных для мужчин, бегство из дома, внебрачные сексуальные связи, нарушение правил дресс-кода. Правовая система в Афганистане при талибах работает против женщин, а они не имеют в ней никакого представительства, после 2021 года все женщины юристы, включая судей, были уволены.
Дискриминация национальных меньшинств
У национальных меньшинств в Афганистане нет доступа к правосудию на основе их правовых традиций. После отмены конституции 2004 года в судах запрещено использовать шиитскую интерпретацию шариата, все решения выносятся на основе ханафитского права, тогда как в стране есть этнические группы, исповедующие шиитское вероисповедание: хазарейцы, фарсиваны. Другой намного более острой проблемой является то, что религиозные меньшинства регулярно подвергаются дискриминации и преследованиям, на них совершаются нападения, правительство проводит политику насильственных выселений этнорелигиозных меньшинств и конфискует их имущество, а правовая система не предоставляет представителям этих этнических групп никакой защиты, суды не рассматривают их жалобы и не расследуют дела.
***
На данный момент правовая система Афганистана, которая санкционирует жестокое обращение с людьми, системную дискриминацию и сегрегацию части населения, является одним из главных препятствий для развития страны и её международного признания. В первую очередь необходима отмена дискриминационных законов и эдиктов и полное соблюдение прав женщин и национальных меньшинств. Без этого условия Афганистан продолжит оставаться в частичной международной изоляции, ввиду того что у страны есть обязательства в соответствии с международным правом. Запрет образования и трудоустройства для женщин уже стал причиной сокращения международной поддержки Афганистана.
Главной рекомендацией для правительства талибов являются послабления в ограничениях для женщин, которые помогут справиться с гуманитарным кризисом и стабилизировать ситуацию в стране. Смягчение государственной политики в сфере прав женщин может быть выгодно действующему правительству, так как стабильность режима «Талибана» во многом зависит от международной помощи, внешняя экономическая помощь сейчас составляет 75 % бюджета страны.
Аналитический проект Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Блог: Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ
Рейтинг: 0
