Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ

Трансформация экономической взаимозависимости Китая и Южной Кореи

19 декабря 2025
Распечатать

Автор: Меркулова Арина Дмитриевна, студентка 4 курса бакалавриата, Институт востоковедения и африканистики, НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

24 августа 1992 года между Китайской Народной Республикой (КНР) и Республикой Корея (РК) были официально установлены дипломатические отношения. Их последующее экономическое взаимодействие стало практическим воплощением модели «летящих гусей» [1], где технологические и промышленные цепочки последовательно передаются от более развитых стран к развивающимся, подобно стае в полете. 

С 1992 года двусторонняя торговля демонстрировала высокие темпы роста, а экономические отношения между двумя странами в течение трех десятилетий служили образцом региональной взаимозависимости, в основе которой лежала промышленная комплементарность. Так, Южная Корея экспортировала в Китай высокотехнологичные промежуточные товары и комплектующие, капитал и ноу-хау, а КНР, используя свои конкурентные преимущества в виде рабочей силы и масштаба,  создавала уже готовую продукцию, становясь “фабрикой мира”.  В 2008 году отношения были закреплены как “стратегическое партнерство” (strategic cooperative partnership) [2], а в 2015 году - Соглашением о свободной торговле (FTA).


27885abc-72e2-4322-82b2-25ffa4c3fb5c_757343ab.jpg

Источник: EurAsian Times


Однако в период после пандемии COVID-19 (2022-2023 гг.) модель экономического взаимодействия претерпела трансформацию, сместившись в сторону соперничества и разъединения (decoupling) [2]. Этот сдвиг был обусловлен взаимодействием трех ключевых факторов, среди которых структурное обострение глобального соперничества между США и КНР, а также ускоренный технологический подъем и стремление Китая к промышленной самодостаточности. Эти два процесса, в свою очередь, спровоцировали третью силу - стратегический отход Кореи от политики традиционного «хеджирования» в сторону «дерискинга» и активной диверсификации связей [2].

 

Современное состояние экономической взаимозависимости

На сегодняшний день экономические отношения КНР и РК представляют собой парадоксальное единство масштабного торгового оборота и нарастающего структурного дисбаланса. Исторически торговля с Китаем являлась ключевым источником профицита Южной Кореи. Так, например, в период с 2013 по 2018 годы профицит торгового баланса РК с КНР стабильно превышал 37 млрд долларов США, достигнув максимального значения в 62, 82 млрд долларов США в 2013 году. Однако после 2018 профицит стремительно сокращается, а в 2022 году баланс практически обнуляется, что указывает на структурные изменения: рост импорта из Китая (в том числе и готовых продуктов) и ослабление спроса на высокотехнологичные компоненты. В 2023 году Южная Корея впервые за три десятилетия переходит к значительному дефициту (около -18 млрд долларов США), а в 2024 году дефицит уменьшается, но остаётся отрицательным (-6,9 млрд долларов США), что говорит не о временном сбое, а о новой норме в экономических отношениях.

Несмотря на значительный дефицит торгового баланса, Китай по-прежнему остается крупнейшим торговым партнером РК. Согласно данным на 2023 год, Китай являлся первым партнером по импорту Южной Кореи с долей в 31% от общего объема импорта, значительно опережая США (13%) и Японию (9%). В период с 2000 года по 2022 год общая стоимость импорта из Китая выросла с 13 млрд долларов США до исторического максимума в 155 млрд долларов США, на что повлияли восстановление после пандемии и рост цен на сырьё и промышленные товары. В 2023–2024 годах виден небольшой спад (примерно до 140 млрд долларов США), однако Китай по‑прежнему остаётся главным импортным партнёром Южной Кореи, а масштабы импорта остаются значительно выше, чем в предшествующие десятилетия.

Структура обмена трансформируется от поставки сложных электронных компонентов для последующей сборки, особенно полупроводников и комплектующих для дисплеев, в пользу товаров, предназначенных для внутреннего рынка КНР, с чем и связано снижение южнокорейского экспорта в Китай. Это, в свою очередь, является следствием последовательной политики Китая, направленной на достижение промышленной самодостаточности и технологического суверенитета, выраженной в стратегии «Made in China 2025». КНР наращивает темпы производства в тех секторах, где ранее доминировал импорт из РК и других стран.

На фоне этих структурных изменений, наблюдается стратегический сдвиг Сеула от принципа максимизации экономических выгод к политике «дерискинга» [2], то есть управляемого снижения зависимости от одного партнера с целью избежания рисков. На практике же это выражается в диверсификации цепочек поставок для снижения зависимости от Китая, в особенности в высокотехнологичных отраслях, а также во «френдшоринге», то есть в поддержке «дружественных» производственных цепочек для повышения надежности поставок. 

Помимо этого, сдвиг привел к активному участию РК в ключевых американских инициативах, таких как Индо-Тихоокеанская экономическая рамочная программа (IPEF) и Chip 4. IPEF, несмотря на отсутствие традиционного режима свободной торговли, создает институциональную базу для продвижения общих стандартов в сфере цифровизации, «зеленой» энергетики и формирования устойчивых цепочек поставок, а Chip 4, будучи неформальным альянсом по цепочкам поставок полупроводников, выступает как специализированное дополнение к IPEF, направленное конкретно на стратегическую высокотехнологичную отрасль. 

Одновременно с этим Сеул стремится сохранить экономические связи с Китаем и держать некий баланс. Так, 29 ноября 2024 года Южная Корея и Китай обсудили экономическое сближение, включая расширение уже существующего Соглашения о свободной торговле (FTA). Эта встреча, последовавшая за трехсторонним саммитом РК-КНР-Япония 27 мая 2024 года, демонстрирует стремление Сеула к «управляемому» сохранению части экономической базы с КНР. 

Новым витком сближения двух стран в области экономики послужил первый за долгое время визит председателя КНР Си Цзиньпина в Сеул 1 ноября 2025 года. Его встреча с президентом РК Ли Чжэ Мёном подтвердила стремление обеих сторон избежать дальнейшего охлаждения отношений. В ходе переговоров стороны выразили намерение усилить связи, ускорить переговоры по расширению Соглашения о свободной торговле и совместно развивать проекты в области «зеленой» энергетики. Таким образом, на фоне переориентации РК на альянс с США, диалог с Китаем по-прежнему сохраняется как необходимый канал для поддержания региональной стабильности. 

 

Основные проблемы и вызовы трансформации

Трансформация экономической взаимозависимости между Китаем и Южной Кореей порождает комплекс  проблем и вызовов, влияющих как на устойчивость двусторонних связей, так и на региональную стабильность в условиях геополитической неопределенности. Причем речь идет не только об ослаблении промышленной комплементарности, но и о технологическом соперничестве, геополитических рисках и отраслевых дисбалансах.

  1. Технологическое соперничество в полупроводниковой сфере

Из-за быстрого технологического развития Китая Южная Корея теряет свои конкурентные преимущества в области высоких технологий, а особенно в сфере полупроводников, исторически являющейся основой южнокорейского экспорта. Стремление Китая к самодостаточности и импортозамещению в рамках индустриальной политики привело к росту производственных мощностей, в результате чего объем выпуска критически важных компонентов, в том числе и кремниевых пластин, неуклонно растет, как и внутренний спрос, в то время как зависимость от импорта постепенно сокращается. 

Совокупный объем рынка китайских полупроводников в 2023 году оценивался в 1,26 трлн юаней. Производство кремниевых пластин демонстрирует активный рост, увеличившись с 65 гигаватт в 2016 году до 622 гигаватт в 2023 году. Показательно, что импорт в КНР кремниевых пластин растёт с примерно 1,9 млрд долларов США в 2018 году до пиковых 3,3 млрд долларов США в 2022 году, после чего снижается до примерно 2,6 млрд долларов США в 2023 году. Экспорт за тот же период увеличивается более чем вдвое: с около 3,2 млрд долларов США в 2018 году до примерно 6,4 млрд долларов США в 2022–2023 годах, причём с 2020 года экспорт устойчиво превышает импорт.  Этот тренд является свидетельством снижения потребности Китая в зарубежных поставщиках, в том числе и южнокорейских. 

В результате крупные конгломераты, такие как Samsung Electronics и SK Hynix оказываются под двойным давлением. С одной стороны, РК сталкивается с потерей доли на рынке КНР из-за усилений позиций местных производителей и политики импортозамещения; с другой стороны - сталкивается с ограничениями со стороны США и их союзников, которые затрудняют экспорт передовых технологий в Китай и препятствуют участию Южной Кореи в китайских проектах. Оба этих фактора в совокупности подрывают прежнюю модель взаимозависимости, где РК была поставщиком высокотехнологичных промежуточных компонентов, а Китай - местом сборки конечного продукта, что делает нарастающее технологическое соперничество центральным измерением современных двусторонних экономических отношений.

  1. Геополитические риски и экономическое принуждение

Для Южной Кореи вопросы экономики неразрывно связаны с собственной безопасностью. Как уже было сказано ранее, южнокорейские компании, как и сама РК, подвержены двойному давлению как со стороны США, так и со стороны КНР. Так, Южная Корея вынуждена учитывать ограничения США на поставки передового оборудования, что напрямую затрагивает интересы Samsung Electronics и SK Hynix, имеющих крупные производства в китайских городах Сиань и Уси. 

Китай также оказывает существенное давление на РК, которая остается уязвимой перед инструментами экономического принуждения. Ярким примером служит установка на территории Южной Кореи американской системы ПРО THAAD  в 2016 году. Этот шаг был расценен Китаем как угроза собственной безопасности, поэтому в ответ на действия Сеула Пекин ввел незамедлительные ограничения в отношении южнокорейского бизнеса и туризма. Стоит отметить, что ограничения носили неофициальный, «теневой» характер, и Китай не объявлял юридически оформленный санкционный режим против Южной Кореи. Практически же давление выражалось в проверках и закрытии магазинов Lotte, одного из крупнейших южнокорейских конгломератов (чеболей), ограничениях китайских турпоездок в РК, составлявших большой процент от всей туристической индустрии Южной Кореи, а также негласных призывах к бойкоту товаров и контента, в том числе музыки и дорам. Подобные ограничительные меры трудно предсказуемы, что усиливает восприятие экономического взаимодействия с Китаем как источника риска, а не выгоды.

Стремление Сеула к упрочению связей с Вашингтоном и его союзниками расценивается Пекином как «стратегическое дистанцирование» [2]. Это усиливает взаимное недоверие и напряженность, а нестабильность на геополитической арене несет непосредственную угрозу экономике РК, делая ее мишенью для ответных мер.

  1. Отраслевые дисбалансы

Помимо полупроводников, нарастающее стратегическое разъединение и конкуренция затрагивают и другие отрасли, в которых Южная Корея исторически удерживала лидирующие мировые позиции. Так, например, в судостроении экспортная выручка РК, в 2011 году составлявшая 56,59 млрд долларов США (пиковое значение), в 2024 году снизилась до 25,64 млрд долларов США, тогда как Китай, нарастив долю на мировом рынке, укрепил свои позиции и стал одним из крупнейших игроков в индустрии (в 2022 году объем сданных судов у КНР составил 36,7 млн гросс-тонн, в то время как у РК 23,7 млн гросс-тонн). Кроме того, ежегодный объем новых заказов для китайских верфей увеличился с 59,95 млн до 113,05 млн метрических тонн дедвейта в период с 2014 по 2024 годы, что объясняется масштабными государственными субсидиями и расширением производственных мощностей. Это вынуждает РК переориентироваться на более сложные и высокомаржинальные проекты (СПГ-танкеры и специализированные суда), требующие дополнительных инвестиций.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в других сегментах, например, в автомобильной промышленности и «зеленой» энергетике. В частности, доля КНР в глобальном производстве транспортных средств достигла 33,82% в 2024 году. Китай стал одним из лидеров в мировом производстве легковых автомобилей, выпустив 27,47 млн единиц 2024 году, тогда как Южная Корея произвела 3,85 млн единиц, заняв лишь 5-е место в статистике. При этом доля экспорта легковых автомобилей в общем объеме производства КНР резко выросла с 7,54% в 2021 году до 15,85% в 2023 году, что усиливает конкуренцию для корейских автопроизводителей на внешнем рынке. Рост китайского производства и экспорта происходит на фоне общего снижения импорта автомобилей в сам Китай, число импортированных машин сократилось с пикового значения в 1,423 млн в 2014 году до 705 тысяч в 2024 году. 

Помимо этого, Китай лидирует в сфере «зеленой» энергетики с инвестициями в размере 818,4 млрд долларов США в 2024 году, значительно опережая остальные страны. Таким образом, трансформация взаимозависимости ведет к новому формату отраслевой структуры, основанной не на промышленной комплементарности, а на жесткой конкуренции. 

Рекомендации и выводы 

Можно сделать вывод, что экономические отношения между КНР и РК в ближайшей перспективе будут развиваться по сложному и двойственному сценарию. С одной стороны, масштаб товарооборота будет препятствовать полному “разъединению”, сохраняя Китай в позиции важнейшего, хотя и рискованного, торгового партнера Южной Кореи. С другой стороны, южнокорейский курс на «дерискинг», наращивание Китаем производственных мощностей и экономической самодостаточности, геополитическое влияние США будут способствовать дальнейшему снижению промышленной комплементарности. 

Для Южной Кореи рекомендации сводятся к необходимости балансирования и управляемой диверсификации:

  1. Ускорение технологической диверсификации. Критически важно снижать зависимость от Китая в цепочках поставок, особенно в полупроводниках, и активно использовать механизмы IPEF и Chip 4, укреплять связи с «дружественными» странами (френдшоринг) для снижения рисков.
  2. Переход к высокомаржинальной нишевой экономике. Находясь в условиях конкурентного давления со стороны КНР, которая наращивает производственные мощности в сфере полупроводников, автомобилестроении, судостроении и других областях, РК следует стремиться к развитию производства инновационных, сложных и высокомаржинальных продуктов, например, СПГ-танкеров, премиальных автомобилей и передовых полупроводников.
  3. Сохранение каналов диалога с Китаем. Несмотря на необходимость «дерискинга», РК по-прежнему должна сохранять партнерские отношения с КНР. Встречи на высшем уровне, подобные визиту Си Цзиньпина в Сеул, должны стать инструментом «управляемого» сохранения части экономической базы с КНР, а также поиска новых точек соприкосновения в сферах с более низким геополитическим риском и конкуренцией, например, в «зеленой» энергетике.

 

Литература

  1. Kojima K. The “flying geese” model of Asian economic development: origin, theoretical extensions, and regional policy implications // Journal of Asian Economics. Vol. 11, No. 4. 2000. P. 375–401.
  2. Zhang M., Wu Y. Toward Rivalry and Decoupling: South Korea's Changing Economic Dynamics with China // Pacific Focus.

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся