Блог аналитического проекта Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ

От Каира до Пекина: двоякий опыт политической стабильности Азии и Африки

14 мая 2025
Распечатать

Авторы: 

Миненко Софья Алексеевна , студентка 3 курса бакалавриата, ОП “Политология и мировая политика”, Санкт-Петербургская школа социальных наук, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

Морданов Никита Геннадьевич, студент 3 курса бакалавриата, ОП “Политология и мировая политика”, Санкт-Петербургская школа социальных наук, НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург.

 

rodrigo-castro-67bhfv0xMzk-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Введение

Политическая стабильность влияет на национальную и региональную безопасность, на уровень жизни и благосостояния населения, на инвестиционный климат и, соответственно, инвестиционную привлекательность страны, а также на экономический рост. Анализ политической стабильности и ее прогнозирование снижает уровень неопределенности и помогает выстроить стратегию взаимодействия со странами.

Азия и Африка - два стремительно развивающихся региона, в том числе с точки зрения торговли, разработки и реализации экономических и инфраструктурных проектов. Они притягивают к себе внимание мировой общественности и потенциальных инвесторов, поэтому прогнозирование политической стабильности стран Азии и Африки является актуальным и перспективным в настоящее время.

Цель статьи: анализ тенденций политической стабильности в Азии и Африке с 1996 по 2023 год, выявление ключевых факторов, влияющих на политическую стабильность, и прогнозирование политической стабильности до 2038 года (15 лет) в Африке и Азии с помощью регрессионных моделей на основе панельных данных.

Анализ азиатского региона включает исследование стран Юго-Восточной, Восточной, Северо-Восточной, Центральной Азии, Ближнего Востока и Южного Кавказа. Для анализа Африки исследуются данные по странам Африканского континента.

Тенденции

Рисунок1.png

Африка

В 1995 году политическая стабильность в Африке достигала значения -0.55, и такой уровень сохранялся до начала 2000-х годов с незначительными изменениями. До 2005 года наблюдался рост до отметки -0.5, что может объясняться экономическим ростом в некоторых странах Африки (например, в Нигерии, ЮАР). В 2005 году произошло резкое снижение, а затем резкий рост политической стабильности. Однако в 2006-2014 годах наблюдалась негативная тенденция до достижения минимума за исследуемый период -0.7 в связи с эскалацией напряженности в некоторых африканских странах (например, в Чаде, Мали). Впоследствии был скачок до -0.65, но тенденция по снижению уровня политической стабильности продолжилась вплоть до 2023 года.

Проблемы

Существует ряд проблем, которые способствуют снижению политической стабильности в Африке. Одними из таких являются слабость политических институтов и коррупция. Помимо этого, существует недовольство этнической репрезентацией в правительствах. Также такие факторы, как мальтузианская ловушка [1], высокий уровень бедности, стагнация экономического роста и ресурсная зависимость [2] увеличивают вероятность политической дестабилизации.

Азия

График политической стабильности в Азии практически симметричен относительно оси графику политической стабильности Африки. Однако в Азии общий уровень политической стабильности выше, чем в Африке. В 1995 году политическая стабильность достигала приблизительно -0.34. Впоследствии с незначительным колебанием в 1998 году наблюдалась тенденция спада до 2006 года. В это время происходило восстановление экономик стран Азии после Азиатского Финансового кризиса 1997-1998 годов; в Таиланде произошел военный переворот (2006). В 2006-2014 наблюдался рост политической стабильности. В 2014 году был резкий спад политической стабильности, что в том числе может объясняться политическим кризисом в Таиланде (2013-2014). С 2015 года происходил рост политической стабильности с колебаниями в 2021 году, которые могли быть вызваны началом гражданской войны в Мьянме (2021).

Проблемы

Как и в случае с Африкой, одними из проблем, влияющими на уровень политической стабильности, являются слабость политических институтов и коррупция. Некоторые институты не удовлетворяют интересам граждан. Например, институты в сфере регулирования трудовой деятельности привели к протестной реакции в Камбодже в 2013-2014 годах.

Военный переворот в Мьянме в 2021 году привел к резкому снижению политической стабильности. Отсутствие наднационального структурного и институционального механизма, который может способствовать урегулированию конфликта, также сказывается на политической стабильности.

Регрессионный анализ

Рисунок2.png

Регрессионный анализ проведен на основе данных Всемирных индикаторов управления (Worldwide Governance Indicators (WGI); индикаторы: контроль коррупции, эффективность правительства, верховенство закона, качество регулирования, свобода слова и подотчетность) за период с 1996 по 2023 годы, источником которых является Всемирный банк. Регрессионный анализ нацелен на выявление факторов, влияющих на уровень политической стабильности в странах Азии и Африки в 1996-2023 годах.

Африка

Два фактора, оказывающих сильное положительное влияние на уровень политической стабильности в африканских странах - верховенство закона (0.984) и качество регулирования (0.494). Причем верховенство закона является фактором с самым сильным положительным влиянием на политическую стабильность. Это влияние подтверждается примерами Намибии и Ботсваны. За 2023 год уровни верховенства закона в Намибии и Ботсване являются одними из самых высоких на континенте, как и уровни политической стабильности в этих странах. Качество регулирования оказывает в два раза меньшее влияние на политическую стабильность в странах Африки.

Свобода слова и подотчетность (0.046) и эффективность правительства (0.076) оказывают незначительное влияние на политическую стабильность. В то время как контроль коррупции имеет негативный эффект по отношению к политической стабильности (-0.232). Это может быть связано с тем, что проведение антикоррупционных кампаний приводит к частичной или полной смене правящих элит, а смена правящей элиты в свою очередь приводит к временной политической дестабилизации.

Азия

Как и в случае с Африкой, наиболее сильное положительное воздействие на политическую стабильность оказывает верховенство закона (0.584). Например, в Сингапуре - один из наиболее высоких коэффициентов по верховенству закона (на 2023 год: 1.75) в Юго-Восточной Азии. В то же время Сингапур имеет самую высокую политическую стабильность в регионе (на 2023 год: 1.42). Похожая связь прослеживается и в Малайзии, где на 2023 год уровень верховенства закона достигает 0.57 и уровень политической стабильности 0.17.

Помимо верховенства закона, есть два фактора, которые умеренно положительно влияют на политическую стабильность: эффективность правительства (0.186) и свобода слова и подотчетность (0.217). В некоторых азиатских странах с централизацией власти эффективность правительства отражает эффективность реагирования на вызовы, связанные с политической дестабилизацией. Что касается свободы слова и подотчетности, она положительно влияет на политическую стабильность, но умеренно положительно, поскольку в части азиатских стран свобода СМИ (которая является элементом индикатора “свобода слова и подотчетность”) считается фактором, способствующим политической дестабилизации.

В отличие от Африки качество регулирования в Азии имеет слабый негативный эффект (-0.049), что может быть связано с функционированием неформальных институтов. Контроль коррупции имеет умеренное негативное влияние на политическую стабильность (-0.147). Это, как и в случае с африканскими странами, связано с тем, что антикоррупционные кампании приводят к смене власти, что создает временную политическую дестабилизацию в условиях неопределенности.


Прогноз: 2023-2038 годы

Африка

Рисунок3.png

 

Общий тренд политической стабильности в Африке в ближайшие 15 лет может развиваться по трем сценариям: два из них негативные и один - позитивный. Стоит отметить, что снижение уровня политической стабильности в странах Африки прогнозируется в сценариях с привязкой низкой вероятности и в базовом сценарии. В сценарии с привязкой низкой вероятности политическая стабильность в Африке упадет до -1.43, что в два раза больше, чем в 2023 году. Это может быть вызвано эскалацией конфликтов, снижением качества регулирования и ослаблением верховенства закона.

Базовый сценарий предполагает падение до -0.9, что примерно на 22% больше уровня политической стабильности 2023 года. Резкие скачки и спады не прогнозируются. Базовый сценарий развития событий возможен, если будет сохраняться та же динамика по факторам, влияющим на политическую стабильность в Африке.

Сценарий с привязкой высокой вероятности предполагает умеренную позитивную тенденцию. К 2038 году ожидается уровень политической стабильности -0.37, который является пиковым значением для региона за период с 1996 года. Такой сценарий возможен при укреплении институтов, увеличении их легитимности и качества регулирования.


Азия

Рисунок4.png

Прогноз политической стабильности в Азии в ближайшие 15 лет отражает три разных тенденции. В сценарии с привязкой низкой вероятности наблюдается резкий спад в уровне политической стабильности в 2023-2024 годах. Затем снижение идет в медленном темпе; ожидается, что уровень политической стабильности 2038 года будет одним из самых низких (-0.62). Такой уровень политической стабильности является минимально-пиковым для региона за рассмотренный период с 1996 года. Снижение значений индекса может быть связано как с эскалацией конфликтов в регионе, так и с системными процессами (например, ослабление правовых институтов и эффективности правительства).

В базовом сценарии к 2038 году уровень политической стабильности останется на том же уровне, что и в 2023 году. Примечательно, что такой сценарий не предполагает изменения динамики в течение 15 лет.

В сценарии с привязкой высокой вероятности в 2023-2024 годах следует резкий скачок и до 2038 стабильный рост уровня политической стабильности в Азии. Уровень 2038 года максимально-пиковый (0), поскольку с 1996 года максимальным было значение -0.315 в 2023 году. Подобная тенденция может быть вызвана снижением напряженности и эскалации конфликтов в регионе, а также институциональным развитием, увеличением эффективности правительства и укреплением института верховенства права.

Выводы

С 1995 года уровень политической стабильности в Африке постепенно снижается. И, по прогнозу, до 2038 года подобная тенденция может сохраняться. Тем не менее в одном из сценариев политическая стабильность может возрасти. В таком случае скорее всего будут наблюдаться такие изменения, как: укрепление институтов, увеличение их легитимности и качества регулирования, а также уменьшение эскалации напряженности в регионе.

В Азии уровень политической стабильности выше, чем в Африке, общая тенденция с конца XX века позитивная. Но по сравнению с Африкой динамика политической стабильности Азии имеет больше резких скачков и подъемов, из-за чего прогнозирование политической стабильности в Азии затруднено и неоднозначно. Политическая стабильность может резко снизиться или же стагнировать на уровне 2023 года. Тем не менее рост возможен, что может быть вызвано снижением напряженности и эскалации конфликтов в регионе и системными институциональными изменениями (институциональное развитие, увеличение эффективности правительства и укрепление института верховенства права).

 

Источники и литература

  1. Korotayev A., Zinkina J., Kobzeva S., Bozhevolnov J., Khaltourina D., Malkov A., Malkov S. A Trap at the Escape from the Trap? Demographic-Structural Factors of Political Instability in Modern Africa and West Asia [Ловушка на выходе из ловушки? Демографо-структурные факторы политической нестабильности в современной Африке и Западной Азии] // Cliodynamics. – 2011. – Vol. 2. – No. 2. – P.
  2. Arriola L. R. Patronage and Political Stability in Africa [Покровительство и политическая стабильность в Африке] // Comparative Political Studies. – 2009. – Vol. 42. – No. 10. – P. 1339–1362.
  3. World Bank. Worldwide Governance Indicators, 2024 Update [Показатели Worldwide Governance Indicators, обновление 2024 года] // The World Bank. – 2024. – URL: http://www.govindicators.org
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju