Аргентина в МЕРКОСУР: интеграция в эпоху перемен
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Аргентина является одним из локомотивов региональной интеграции в Латинской Америке, обладающим значительным экономическим потенциалом и влиянием на развитие МЕРКОСУР и других интеграционных инициатив в регионе. В частности, анализ последних лет показывает, что страны объединения наращивают экономический потенциал и уровень взаимного сотрудничества в торговле, инвестициях и цифровизации, что позитивно влияет на перспективы МЕРКОСУР. Несмотря на важность участия Аргентины в торговом союзе, в 2024-2025 гг. аргентинское руководство, в частности президент Х. Милей, выразило недовольство некоторыми аспектами членства в МЕРКОСУР, что значительно меняет внешнеполитическую стратегию страны и способствует её переориентации на укрепление двусторонних отношений с ключевыми глобальными игроками за пределами региона.

Источник: Unsplash
С момента основания торгового союза страна играла ключевую роль в его формировании и развитии, стремясь к созданию общего рынка, свободному перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-участниками. В течение 1990-х и 2000-х гг. Аргентина активно поддерживала интеграционные процессы, рассматривая МЕРКОСУР как стратегическую платформу для экономического развития и политической координации в регионе, и последовательно укрепляла свои позиции в региональной политике, несмотря на смену лидеров и внешнеполитическую конъюнктуру.
В период президентства Н. Киршнера (2003-2007 гг.) региональная интеграция стала одним из приоритетов аргентинской внешней политики. МЕРКОСУР рассматривался как инструмент укрепления позиций Аргентины на международной арене и площадка для политического диалога. Активное участие в объединении стало логичным выбором для диверсификации внешних связей и повышения глобального престижа страны в условиях посткризисной ситуации. Кроме того, в этот период усилилась политическая составляющая блока, поддерживалось его расширение (например, вступление Венесуэлы). При его жене К. Киршнер (2007-2015 гг.) курс на интеграцию продолжился, однако акцент сместился на политическую солидарность и социальные вопросы. В целом, Аргентина поддерживала инициативы по углублению сотрудничества, однако отношения с ЕС по вопросу зоны свободной торговли были сложными из-за разногласий по ряду экономических и политических вопросов.
Главной причиной возникших сложностей в заключении договора стало несовпадение взглядов сторон на условия свободной торговли. Аргентина при Н. Киршнере и К. Киршнер и другие страны МЕРКОСУР стремились защитить свои национальные интересы и сельскохозяйственных производителей, что не всегда совпадало с требованиями ЕС, который придерживался протекционистских позиций в аграрном секторе. Кроме того, переговоры с ЕС осложняла переориентация на Латинскую Америку и сближение с социалистическими странами, такими как Венесуэла и Китай, что сопровождалось конфронтационным дискурсом по отношению к Западу.
Так, при Н. Киршнере и К. Киршнер были определены ключевые направления взаимодействия с МЕРКОСУР, среди которых особое внимание уделялось укреплению связей с Бразилией и продвижению интеграционных процессов в регионе. Энергичная экономическая дипломатия Аргентины наряду с мерами по восстановлению национальной экономики после прихода Н. Киршнера к власти сыграла важную роль в преодолении кризисных тенденций внутри блока. Благодаря этим усилиям МЕРКОСУР утвердился в качестве центральной интеграционной организации региона.
В период президентства М. Макри (2015-2019 гг.) Аргентина сохранила приверженность МЕРКОСУР, но её подход к региональной интеграции стал более прагматичным и ориентированным на внешние рынки. М. Макри стремился использовать блок как платформу для укрепления экономических связей с другими регионами мира и возможность для выхода национальной экономики на новые международные рынки. Именно поэтому его администрация активно продвигала идею сближения с Тихоокеанским альянсом и восстановления отношений с Европейским союзом. В то же время Аргентина при М. Макри выступала за модернизацию самого МЕРКОСУР, отстаивая необходимость большей открытости и гибкости в торговле. Президент подчёркивал, что этот блок является одним из самых изолированных и протекционистских в мире, что усугубляет бедность в странах-участницах. Особое внимание уделялось активизации торговых соглашений, которые могли бы способствовать экономическому росту внутри блока.
М. Макри активно выступал за скорейшее подписание соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и МЕРКОСУР. Президенту удалось устранить значительные разногласия между Аргентиной в составе объединения и странами ЕС, что помогло продвинуться в диалоге. В конечном счёте, длительные переговоры завершились в 2019 г. подписанием политико-экономического соглашения.
Стратегию активного продвижения МЕРКОСУР как основного инструмента экономического роста и укрепления политического влияния в регионе продолжил президент А. Фернандес (2019-2023 гг.), который призывал к дальнейшему углублению интеграции внутри блока, сохраняя единство даже в условиях идеологических разногласий с некоторыми партнёрами, в частности с Бразилией. При А. Фернандесе Аргентина столкнулась с внутренними экономическими трудностями и пандемией COVID-19, что повлияло на интеграционную политику. В 2020 г. латиноамериканская страна временно приостановила участие в ряде торговых переговоров МЕРКОСУР, объясняя это необходимостью более осторожной и независимой торговой политики в условиях кризиса. Это вызвало критику со стороны других членов блока, но не означало отказа от интеграции в целом.
МЕРКОСУР в эпоху Х. Милея
С приходом к власти Х. Милея роль Аргентины в МЕРКОСУР претерпела значительные изменения, обусловленные его радикальными экономическими реформами, подразумевавшими сведение до минимума участия государства в экономике, и внешнеполитической повесткой, предусматривавшей отход от прошлых традиций. Позиция президента отражает отход от традиционной аргентинской политики региональной интеграции в пользу более тесного сотрудничества с западными экономиками, что уже вызвало обеспокоенность среди партнеров по МЕРКОСУР и поставило под вопрос дальнейшую стабильность блока.
Х. Милей выделяется своей резкой критикой МЕРКОСУР, называя его «плохо функционирующим таможенным союзом», который создаёт торговые искажения и вредит своим участникам. Он считает, что высокие тарифы внутри блока препятствуют развитию торговли и экспорта Аргентины. По его мнению, объединение превратилось в «тюрьму» для экспортного потенциала стран-участниц и препятствует развитию свободной торговли, ограничивая возможности Аргентины вести самостоятельные торговые переговоры с третьими странами.
Аргентинский лидер заявлял, что рассматривает возможность выхода Аргентины из МЕРКОСУР, если блок станет препятствием для заключения соглашения о свободной торговле с США. При этом он подчеркнул, что правительство активно работает над тем, чтобы добиться такого соглашения, не покидая МЕРКОСУР, используя внутренние механизмы объединения. Также он критикует протекционистские меры торгового союза и настаивает на реформировании или полном пересмотре роли Аргентины в объединении, поскольку текущие правила не позволяют стране свободно устанавливать тарифы и вести независимую торговую политику.
В настоящее время правительство Х. Милея продолжает вести активные переговоры о новых торговых соглашениях, стремясь расширить экономические связи вне блока. В частности, Аргентина продвигает соглашение о двусторонней торговле (FTA) с Израилем, а также партнёрство по защите свободы и демократии и борьбе с терроризмом, и ведёт подготовку к возможному заключению сделки с США, что отражает стремление к более либеральной и открытой торговой политике. При этом страна поддерживает участие в процессе ратификации соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР, хотя политические разногласия внутри блока и смена руководства в Аргентине создают неопределённость в этом вопросе. Между тем, в декабре 2024 г. на саммите МЕРКОСУР в Монтевидео после 25 лет переговоров договор всё же был подписан.
В настоящее время внутри МЕРКОСУР наблюдаются значительные противоречия: Аргентина фактически ограничивает открытие своих границ для товаров из стран блока, что вызывает недовольство Бразилии, Уругвая и Парагвая. Эти разногласия усугубляются разной экономической политикой и внешнеполитическими ориентациями стран-участниц, а также различиями в подходах к региональной интеграции.
Тем не менее, несмотря на заявления президента о выходе Аргентины из МЕРКОСУР, официально МИД Аргентины заявляет о продолжении членства в блоке и готовности соблюдать его обязательства, подчёркивая важность поддержки региональной интеграции и стремясь к расширению международного экономического сотрудничества. Так, 2 и 3 июля 2025 г. в Буэнос-Айресе состоялась 66-я регулярная встреча МЕРКОСУР, на которой было анонсировано подписание соглашения блока с Европейской ассоциацией свободной торговли (EFTA), направленного на отмену тарифов на большую часть торговли товарами и стимулирование интеграции сельскохозяйственного сектора.
Современное отношение политических элит Аргентины к МЕРКОСУР
Изменение отношения Аргентины к МЕРКОСУР в значительной степени определяется внутренней политической нестабильностью и сменой правительств, что формирует международную стратегию страны и приводит к кардинальным изменениям в подходах к региональной интеграции. Каждый новый президент стремится скорректировать внешнеполитический курс в соответствии с идеологией и экономическими приоритетами своей администрации, что отражается на позиции страны в МЕРКОСУР.
Левые перонистские лидеры, такие как Н. Киршнер и К. Киршнер, А. Фернандес, традиционно выступали за расширение сотрудничества с идеологически близкими партнёрами и поддерживали активное участие Аргентины в МЕРКОСУР и региональных интеграционных проектах, рассматривая блок как инструмент экономической и политической солидарности и как платформу для коллективного влияния в Латинской Америке. Они склонны к протекционизму и государственному регулированию экономики.
Правоцентристские лидеры выступают за либерализацию экономики, снижение роли государства и более прагматичный подход к интеграции. М. Макри, например, пытался усилить связи с западными странами и Тихоокеанским альянсом, одновременно поддерживая МЕРКОСУР, но с критикой его ограничений. Х. Милей же радикально критикует блок, рассматривая его как тормоз для развития свободной торговли и не исключая выхода из него.
Кроме того, в изменении роли Аргентины в МЕРКОСУР важным аспектом является влияние экономических и идеологических факторов. Экономический кризис, высокая инфляция и долгосрочные структурные проблемы заставляют политиков искать разные пути выхода из сложной ситуации. Левые чаще видят решение в региональной интеграции и защите внутреннего рынка, а правоцентристы — в открытии экономики и заключении двусторонних соглашений. Идеологически это отражает противостояние между государственным вмешательством и рыночным либерализмом.
Аргентина в МЕРКОСУР: экономика vs политика.
Перспективы при президентстве Х. Милея предполагают возможное ослабление роли Аргентины в МЕРКОСУР. Он допускает дистанцирование от блока при отсутствии желаемых реформ, что может привести к переориентации страны на свободную торговлю и активное развитие внешних рынков вне МЕРКОСУР, что объясняется его стремлением к более гибким торговым отношениям.
Скорее всего эта тенденция носит краткосрочный характер, поскольку на сегодняшний день шансы переизбрания Х. Милея неоднозначные. Несмотря на успехи в снижении инфляции, его политика жёсткой экономии привела к росту бедности, который превысил 50%, и углублению экономического спада, что вызвало массовые протесты. В целом, с тех пор как Х. Милей пришёл к власти, уровень доверия к правительству страны вырос по сравнению с последним годом президентства А. Фернандеса, но при этом, всё равно большинство аргентинцев не доверяет своему руководству. Основную поддержку он получает от обеспеченных слоёв населения, в то время как среди малообеспеченных групп он менее популярен, поэтому на следующих выборах он может лишиться голосов в ключевых регионах. Кроме того, ликвидация Министерства науки и сокращение финансирования научных исследований вызвали критику и обеспокоенность со стороны научного сообщества, что в свою очередь может привести к риску «утечки мозгов» и снижению инновационного потенциала страны. Также следует отметить, что партия Х. Милея не имеет большинства в парламенте, что вынуждает президента полагаться на декреты и временные альянсы. Это ограничивает его возможности для проведения реформ и делает его политическую позицию уязвимой. Наконец, исторический опыт показывает, что в Аргентине редко удаётся переизбраться на второй срок, если экономические реформы сопровождаются ухудшением уровня жизни граждан. Примеры прежних президентов показывают, что начальный успех может быстро смениться разочарованием общества.
В случае прихода к власти левых сил на следующих президентских выборах в 2027 г., что более вероятно исходя из опыта предыдущих администраций, можно ожидать возвращение к активной поддержке региональной интеграции, поскольку аргентинские левые правительства традиционно ориентируются на укрепление МЕРКОСУР как стратегического объединения.
Внутренняя политическая динамика и экономические вызовы оказывают ключевое влияние на позицию Аргентины в МЕРКОСУР, определяя степень её вовлечённости в интеграционные процессы. Например, в 2025 г. Аргентина демонстрирует стремление к экономической стабильности и росту, что может стимулировать более активное участие в региональных торговых инициативах.
В последние годы роль Аргентины в МЕРКОСУР претерпела заметные изменения, что во многом связано с приходом к власти Х. Милея и радикальной трансформацией внешнеэкономического курса страны. Несмотря на острую критику и недовольство президента, Аргентина не выходит из МЕРКОСУР. Это объясняется не только стратегической значимостью объединения для национальной экономики, но и политической преемственностью: президентство Х. Милея имеет ограниченные временные рамки и, возможно, закончится на единственном его сроке, а внутренняя политическая динамика в Аргентине традиционно приводит к смене внешнеполитических приоритетов в зависимости от идеологических установок новых лидеров. Кроме того, участие в МЕРКОСУР даёт Аргентине доступ к крупному региональному рынку и открывает дополнительные экономические возможности, связанные с переговорами о создании зон свободной торговли с ЕС и США. Эти соглашения способны принести стране значительную выгоду, повысить экспорт и укрепить позиции на международной арене.
В целом, несмотря на периодические заявления о возможном выходе и существующие разногласия с партнёрами по блоку, Аргентина вряд ли покинет МЕРКОСУР в обозримой перспективе. За последние годы наблюдался рост индекса ВВП на 7,48%: в 2021 г. он составлял 476 млрд долларов, а в 2024 г. увеличился до 591 млрд долларов. Эта тенденция подчёркивает важность интеграционных процессов для стабильности и развития страны.
Кроме того, в настоящее время ЕС является третьим по величине торговым партнёром Аргентины и в 2024 г. объём двусторонней торговли товарами составил 15,9 млрд евро. После подписания торгового соглашения между ЕС и МЕРКОСУР Аргентине особенно актуально сохранять своё участие в южноамериканском торговом блоке для открытия новых возможностей расширения торговли, ведь оставаясь его членом, страна может укреплять свои позиции в регионе и одновременно выгодно интегрироваться в глобальную торговую систему.
На современном этапе МЕРКОСУР остаётся ключевым инструментом для развития и укрепления позиций Аргентины в регионе и на мировом рынке. Таким образом, учитывая экономические выгоды, стратегические партнёрства и перспективы интеграции в глобальную торговую систему, выход из МЕРКОСУР противоречит долгосрочным интересам Аргентины и может негативно сказаться на её экономическом росте и международной позиции.
