Блог Полины Бодровой

Аргентина в МЕРКОСУР: интеграция в эпоху перемен

24 июля 2025
Распечатать

Аргентина является одним из локомотивов региональной интеграции в Латинской Америке, обладающим значительным экономическим потенциалом и влиянием на развитие МЕРКОСУР и других интеграционных инициатив в регионе. В частности, анализ последних лет показывает, что страны объединения наращивают экономический потенциал и уровень взаимного сотрудничества в торговле, инвестициях и цифровизации, что позитивно влияет на перспективы МЕРКОСУР. Несмотря на важность участия Аргентины в торговом союзе, в 2024-2025 гг. аргентинское руководство, в частности президент Х. Милей, выразило недовольство некоторыми аспектами членства в МЕРКОСУР, что значительно меняет внешнеполитическую стратегию страны и способствует её переориентации на укрепление двусторонних отношений с ключевыми глобальными игроками за пределами региона.

fernando-tavora-jN8wERXCnkE-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

С момента основания торгового союза страна играла ключевую роль в его формировании и развитии, стремясь к созданию общего рынка, свободному перемещению товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами-участниками. В течение 1990-х и 2000-х гг. Аргентина активно поддерживала интеграционные процессы, рассматривая МЕРКОСУР как стратегическую платформу для экономического развития и политической координации в регионе, и последовательно укрепляла свои позиции в региональной политике, несмотря на смену лидеров и внешнеполитическую конъюнктуру.

В период президентства Н. Киршнера (2003-2007 гг.) региональная интеграция стала одним из приоритетов аргентинской внешней политики. МЕРКОСУР рассматривался как инструмент укрепления позиций Аргентины на международной арене и площадка для политического диалога. Активное участие в объединении стало логичным выбором для диверсификации внешних связей и повышения глобального престижа страны в условиях посткризисной ситуации. Кроме того, в этот период усилилась политическая составляющая блока, поддерживалось его расширение (например, вступление Венесуэлы). При его жене К. Киршнер (2007-2015 гг.) курс на интеграцию продолжился, однако акцент сместился на политическую солидарность и социальные вопросы. В целом, Аргентина поддерживала инициативы по углублению сотрудничества, однако отношения с ЕС по вопросу зоны свободной торговли были сложными из-за разногласий по ряду экономических и политических вопросов.

Главной причиной возникших сложностей в заключении договора стало несовпадение взглядов сторон на условия свободной торговли. Аргентина при Н. Киршнере и К. Киршнер и другие страны МЕРКОСУР стремились защитить свои национальные интересы и сельскохозяйственных производителей, что не всегда совпадало с требованиями ЕС, который придерживался протекционистских позиций в аграрном секторе. Кроме того, переговоры с ЕС осложняла переориентация на Латинскую Америку и сближение с социалистическими странами, такими как Венесуэла и Китай, что сопровождалось конфронтационным дискурсом по отношению к Западу.

Так, при Н. Киршнере и К. Киршнер были определены ключевые направления взаимодействия с МЕРКОСУР, среди которых особое внимание уделялось укреплению связей с Бразилией и продвижению интеграционных процессов в регионе. Энергичная экономическая дипломатия Аргентины наряду с мерами по восстановлению национальной экономики после прихода Н. Киршнера к власти сыграла важную роль в преодолении кризисных тенденций внутри блока. Благодаря этим усилиям МЕРКОСУР утвердился в качестве центральной интеграционной организации региона.

В период президентства М. Макри (2015-2019 гг.) Аргентина сохранила приверженность МЕРКОСУР, но её подход к региональной интеграции стал более прагматичным и ориентированным на внешние рынки. М. Макри стремился использовать блок как платформу для укрепления экономических связей с другими регионами мира и возможность для выхода национальной экономики на новые международные рынки. Именно поэтому его администрация активно продвигала идею сближения с Тихоокеанским альянсом и восстановления отношений с Европейским союзом. В то же время Аргентина при М. Макри выступала за модернизацию самого МЕРКОСУР, отстаивая необходимость большей открытости и гибкости в торговле. Президент подчёркивал, что этот блок является одним из самых изолированных и протекционистских в мире, что усугубляет бедность в странах-участницах. Особое внимание уделялось активизации торговых соглашений, которые могли бы способствовать экономическому росту внутри блока.

М. Макри активно выступал за скорейшее подписание соглашения о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕС и МЕРКОСУР. Президенту удалось устранить значительные разногласия между Аргентиной в составе объединения и странами ЕС, что помогло продвинуться в диалоге. В конечном счёте, длительные переговоры завершились в 2019 г. подписанием политико-экономического соглашения.

Стратегию активного продвижения МЕРКОСУР как основного инструмента экономического роста и укрепления политического влияния в регионе продолжил президент А. Фернандес (2019-2023 гг.), который призывал к дальнейшему углублению интеграции внутри блока, сохраняя единство даже в условиях идеологических разногласий с некоторыми партнёрами, в частности с Бразилией. При А. Фернандесе Аргентина столкнулась с внутренними экономическими трудностями и пандемией COVID-19, что повлияло на интеграционную политику. В 2020 г. латиноамериканская страна временно приостановила участие в ряде торговых переговоров МЕРКОСУР, объясняя это необходимостью более осторожной и независимой торговой политики в условиях кризиса. Это вызвало критику со стороны других членов блока, но не означало отказа от интеграции в целом.

МЕРКОСУР в эпоху Х. Милея 

С приходом к власти Х. Милея роль Аргентины в МЕРКОСУР претерпела значительные изменения, обусловленные его радикальными экономическими реформами, подразумевавшими сведение до минимума участия государства в экономике, и внешнеполитической повесткой, предусматривавшей отход от прошлых традиций. Позиция президента отражает отход от традиционной аргентинской политики региональной интеграции в пользу более тесного сотрудничества с западными экономиками, что уже вызвало обеспокоенность среди партнеров по МЕРКОСУР и поставило под вопрос дальнейшую стабильность блока.

Х. Милей выделяется своей резкой критикой МЕРКОСУР, называя его «плохо функционирующим таможенным союзом», который создаёт торговые искажения и вредит своим участникам. Он считает, что высокие тарифы внутри блока препятствуют развитию торговли и экспорта Аргентины. По его мнению, объединение превратилось в «тюрьму» для экспортного потенциала стран-участниц и препятствует развитию свободной торговли, ограничивая возможности Аргентины вести самостоятельные торговые переговоры с третьими странами.

Аргентинский лидер заявлял, что рассматривает возможность выхода Аргентины из МЕРКОСУР, если блок станет препятствием для заключения соглашения о свободной торговле с США. При этом он подчеркнул, что правительство активно работает над тем, чтобы добиться такого соглашения, не покидая МЕРКОСУР, используя внутренние механизмы объединения. Также он критикует протекционистские меры торгового союза и настаивает на реформировании или полном пересмотре роли Аргентины в объединении, поскольку текущие правила не позволяют стране свободно устанавливать тарифы и вести независимую торговую политику.

В настоящее время правительство Х. Милея продолжает вести активные переговоры о новых торговых соглашениях, стремясь расширить экономические связи вне блока. В частности, Аргентина продвигает соглашение о двусторонней торговле (FTA) с Израилем, а также партнёрство по защите свободы и демократии и борьбе с терроризмом, и ведёт подготовку к возможному заключению сделки с США, что отражает стремление к более либеральной и открытой торговой политике. При этом страна поддерживает участие в процессе ратификации соглашения о свободной торговле между ЕС и МЕРКОСУР, хотя политические разногласия внутри блока и смена руководства в Аргентине создают неопределённость в этом вопросе. Между тем, в декабре 2024 г. на саммите МЕРКОСУР в Монтевидео после 25 лет переговоров договор всё же был подписан.

В настоящее время внутри МЕРКОСУР наблюдаются значительные противоречия: Аргентина фактически ограничивает открытие своих границ для товаров из стран блока, что вызывает недовольство Бразилии, Уругвая и Парагвая. Эти разногласия усугубляются разной экономической политикой и внешнеполитическими ориентациями стран-участниц, а также различиями в подходах к региональной интеграции.

Тем не менее, несмотря на заявления президента о выходе Аргентины из МЕРКОСУР, официально МИД Аргентины заявляет о продолжении членства в блоке и готовности соблюдать его обязательства, подчёркивая важность поддержки региональной интеграции и стремясь к расширению международного экономического сотрудничества. Так, 2 и 3 июля 2025 г. в Буэнос-Айресе состоялась 66-я регулярная встреча МЕРКОСУР, на которой было анонсировано подписание соглашения блока с Европейской ассоциацией свободной торговли (EFTA), направленного на отмену тарифов на большую часть торговли товарами и стимулирование интеграции сельскохозяйственного сектора.

Современное отношение политических элит Аргентины к МЕРКОСУР 

Изменение отношения Аргентины к МЕРКОСУР в значительной степени определяется внутренней политической нестабильностью и сменой правительств, что формирует международную стратегию страны и приводит к кардинальным изменениям в подходах к региональной интеграции. Каждый новый президент стремится скорректировать внешнеполитический курс в соответствии с идеологией и экономическими приоритетами своей администрации, что отражается на позиции страны в МЕРКОСУР.

Левые перонистские лидеры, такие как Н. Киршнер и К. Киршнер, А. Фернандес, традиционно выступали за расширение сотрудничества с идеологически близкими партнёрами и поддерживали активное участие Аргентины в МЕРКОСУР и региональных интеграционных проектах, рассматривая блок как инструмент экономической и политической солидарности и как платформу для коллективного влияния в Латинской Америке. Они склонны к протекционизму и государственному регулированию экономики.

Правоцентристские лидеры выступают за либерализацию экономики, снижение роли государства и более прагматичный подход к интеграции. М. Макри, например, пытался усилить связи с западными странами и Тихоокеанским альянсом, одновременно поддерживая МЕРКОСУР, но с критикой его ограничений. Х. Милей же радикально критикует блок, рассматривая его как тормоз для развития свободной торговли и не исключая выхода из него.

Кроме того, в изменении роли Аргентины в МЕРКОСУР важным аспектом является влияние экономических и идеологических факторов. Экономический кризис, высокая инфляция и долгосрочные структурные проблемы заставляют политиков искать разные пути выхода из сложной ситуации. Левые чаще видят решение в региональной интеграции и защите внутреннего рынка, а правоцентристы — в открытии экономики и заключении двусторонних соглашений. Идеологически это отражает противостояние между государственным вмешательством и рыночным либерализмом.

Аргентина в МЕРКОСУР: экономика vs политика.

Перспективы при президентстве Х. Милея предполагают возможное ослабление роли Аргентины в МЕРКОСУР. Он допускает дистанцирование от блока при отсутствии желаемых реформ, что может привести к переориентации страны на свободную торговлю и активное развитие внешних рынков вне МЕРКОСУР, что объясняется его стремлением к более гибким торговым отношениям.

Скорее всего эта тенденция носит краткосрочный характер, поскольку на сегодняшний день шансы переизбрания Х. Милея неоднозначные. Несмотря на успехи в снижении инфляции, его политика жёсткой экономии привела к росту бедности, который превысил 50%, и углублению экономического спада, что вызвало массовые протесты. В целом, с тех пор как Х. Милей пришёл к власти, уровень доверия к правительству страны вырос по сравнению с последним годом президентства А. Фернандеса, но при этом, всё равно большинство аргентинцев не доверяет своему руководству. Основную поддержку он получает от обеспеченных слоёв населения, в то время как среди малообеспеченных групп он менее популярен, поэтому на следующих выборах он может лишиться голосов в ключевых регионах. Кроме того, ликвидация Министерства науки и сокращение финансирования научных исследований вызвали критику и обеспокоенность со стороны научного сообщества, что в свою очередь может привести к риску «утечки мозгов» и снижению инновационного потенциала страны. Также следует отметить, что партия Х. Милея не имеет большинства в парламенте, что вынуждает президента полагаться на декреты и временные альянсы. Это ограничивает его возможности для проведения реформ и делает его политическую позицию уязвимой. Наконец, исторический опыт показывает, что в Аргентине редко удаётся переизбраться на второй срок, если экономические реформы сопровождаются ухудшением уровня жизни граждан. Примеры прежних президентов показывают, что начальный успех может быстро смениться разочарованием общества.

В случае прихода к власти левых сил на следующих президентских выборах в 2027 г., что более вероятно исходя из опыта предыдущих администраций, можно ожидать возвращение к активной поддержке региональной интеграции, поскольку аргентинские левые правительства традиционно ориентируются на укрепление МЕРКОСУР как стратегического объединения.

Внутренняя политическая динамика и экономические вызовы оказывают ключевое влияние на позицию Аргентины в МЕРКОСУР, определяя степень её вовлечённости в интеграционные процессы. Например, в 2025 г. Аргентина демонстрирует стремление к экономической стабильности и росту, что может стимулировать более активное участие в региональных торговых инициативах.

В последние годы роль Аргентины в МЕРКОСУР претерпела заметные изменения, что во многом связано с приходом к власти Х. Милея и радикальной трансформацией внешнеэкономического курса страны. Несмотря на острую критику и недовольство президента, Аргентина не выходит из МЕРКОСУР. Это объясняется не только стратегической значимостью объединения для национальной экономики, но и политической преемственностью: президентство Х. Милея имеет ограниченные временные рамки и, возможно, закончится на единственном его сроке, а внутренняя политическая динамика в Аргентине традиционно приводит к смене внешнеполитических приоритетов в зависимости от идеологических установок новых лидеров. Кроме того, участие в МЕРКОСУР даёт Аргентине доступ к крупному региональному рынку и открывает дополнительные экономические возможности, связанные с переговорами о создании зон свободной торговли с ЕС и США. Эти соглашения способны принести стране значительную выгоду, повысить экспорт и укрепить позиции на международной арене.

В целом, несмотря на периодические заявления о возможном выходе и существующие разногласия с партнёрами по блоку, Аргентина вряд ли покинет МЕРКОСУР в обозримой перспективе. За последние годы наблюдался рост индекса ВВП на 7,48%: в 2021 г. он составлял 476 млрд долларов, а в 2024 г. увеличился до 591 млрд долларов. Эта тенденция подчёркивает важность интеграционных процессов для стабильности и развития страны.

Кроме того, в настоящее время ЕС является третьим по величине торговым партнёром Аргентины и в 2024 г. объём двусторонней торговли товарами составил 15,9 млрд евро. После подписания торгового соглашения между ЕС и МЕРКОСУР Аргентине особенно актуально сохранять своё участие в южноамериканском торговом блоке для открытия новых возможностей расширения торговли, ведь оставаясь его членом, страна может укреплять свои позиции в регионе и одновременно выгодно интегрироваться в глобальную торговую систему.

На современном этапе МЕРКОСУР остаётся ключевым инструментом для развития и укрепления позиций Аргентины в регионе и на мировом рынке. Таким образом, учитывая экономические выгоды, стратегические партнёрства и перспективы интеграции в глобальную торговую систему, выход из МЕРКОСУР противоречит долгосрочным интересам Аргентины и может негативно сказаться на её экономическом росте и международной позиции.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся