Безвиз для Украины: что говорят в стране и за ее пределами
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Во время пресс-конференции президента Украины с премьер-министром Греции Алексисом Ципрасом 9 февраля 2017 г. Петр Порошенко вновь обозначил сроки принятия безвизового режима для Украины. На этот раз глава государства назвал лето 2017 г. тем самым временем, которого с таким нетерпением ждут украинцы.
Волна недоверия со стороны украинских экспертов сразу же заполонила медиапространство, а западные газеты и телеканалы вновь продемонстрировали сдержанность в комментировании этих событий, сводя информацию о них до объема заметки в ленте новостей. Так украинский политолог Александр Дудчак прокомментировал обещания Ципраса: ««Они обещают третий год. Лето сменяется осенью, осень — весной и так далее. Обещать же не сложно». Эксперт добавил «Это продолжение сказок домайдановских времен. Это уже не смешно, и никто не реагирует. И больше всего непонятно, зачем было вести войну в Донбассе ради отмены виз и загонять страну гораздо дальше от отмены этих самых виз, нежели было до Майдана». В то время как многие вопросы, связанные с украинским кризисом, постепенно уходят на вторые полосы газет, вопрос о введении безвизового режима все еще остается активно обсуждаемым в СМИ. Кто и как в последние годы оценивает ситуацию, сложившуюся вокруг введения безвизового режима между Украиной и Евросоюзом, в самой стране и за ее пределами?
zn.ua
Главная цель Евромайдана — обеспечение возможности безвизового въезда в государства-члены ЕС для украинцев — так и остается недостигнутой вот уже три года. И если раньше эксперты и политологи очень оптимистично оценивали шансы на скорое получение «безвиза» (слово уже давно вошло в обиход украинских журналистов), то на сегодняшний день, спустя несколько отказов, украинцы уже почти перестали надеяться на счастливый исход.
Традиционно и внутри страны, и за ее пределами есть сторонники и противники подписания безвизового режима с Украиной. К сторонникам относятся нынешние правящие элиты, которые всеми силами пытаются добиться положительного ответа от Евросоюза касательно этого вопроса. Оппозиционные движения настроены иначе — многие их представители стремятся обратить большее внимание властей на внутренние проблемы страны.
В самом начале 2015 г. Евгений Магда (украинский политический эксперт, оптимистично настроенный по отношению к введению безвизового режима) заметил, что «…Украине предстоит некоторое время провести в предбаннике Европейского союза. Злые языки вспомнят Турцию, которая топчется там уже десятки лет. В нашем случае срок пребывания в своеобразном карантине будет не столь продолжительным, но ощутимым».
Однако Михаил Ганницкий (шеф-редактор УНИАН, скептически относящийся к перспективам Украины обрести безвизовый режим) спустя год справедливо заметил, «…в Старом Свете слов на ветер не бросают, и, выполни Украина все необходимые процедуры, визы бы таки отменили. Другой вопрос — вполне вероятно, отечественная власть все требования ЕС в части достижения безвизового режима выполнить бы не смогла: например, касательно обязательств по борьбе с коррупцией».
Примечательно и то, что, несмотря на постоянные отказы и переносы принятия решения по введению безвизового режима, западные лидеры заявляют о своих планах все-таки выполнить обещанное. Хьюг Мингарелли (Посол ЕС в Украине, регулярно оптимистично заявляющий о перспективах введения безвизового режима) несколько месяцев назад сообщил, что «никто не говорит, что на это [введение безвизового режима] понадобится пять или пятнадцать лет, Украина уже в ближайшем будущем получит безвизовый режим».
Лоран Фабиус (министр иностранных дел Франции) еще в начале 2014 г. отметил в одном из своих интервью: «…украинский народ продемонстрировал свое желание двигаться вместе со своей страной в будущее, иметь более тесные связи с Европой. И я не думаю, что мы должны отталкивать их [украинцев], мы должны их дружелюбно встретить». В целом же, в западных СМИ редко можно встретить антиукраинские заявления или мнения о том, что безвизовый режим с Украиной не должен быть подписан. Политика нынешних властей большинства западных стран такова, что они стремятся всячески поддерживать Украину. Несмотря на это, вот уже несколько лет страна находится в «предбаннике» безвизового режима и постепенно теряет надежду на подписание необходимых документов.
Безусловно, существует целый ряд определенных угроз, связанных с возможным введением безвизового режима между Украиной и Европейским cоюзом. Прежде всего, это вопрос миграции. Официально время пребывания украинцев в ЕС будет ограничено 90 днями, но в то же время правительства европейских стран обеспокоены массовым желанием граждан бежать из Украины. Потенциально все они могут попросить политического убежища или, что еще хуже, остаться в более развитых странах нелегально. Это повлечет за собой массу проблем, в том числе и повышение криминогенности во многих странах Евросоюза.
Помимо вопроса иммиграции в ЕС, нередко речь заходит и о том, какие издержки понесет сама Украина. Массовая эмиграция в соседние восточно-европейские страны и более дальние Германию и Францию (начавшаяся в 2014 г.) оставляет страну с глобальными потерями с численности трудоспособного населения. Молодые люди уезжают на учебу или на заработки даже сейчас, когда безвизовый режим не введен. Спрогнозировать масштабы эмиграции в том случае, если он все-таки будет введен, — практически невозможно. Но эксперты сходятся в одном — они будут ужасающими. Так, например, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко подчеркивает, что меньшее количество работников приведет к сокращению поступлений в бюджет от уплаченных налогов и сделает Украину менее привлекательной для инвесторов, и, как следствие, упадет ВВП. Это объясняется и глобальной неудовлетворенностью молодежи жизнью в Украине, и стремительно падающим ВВП и уровнем жизни в стране.
Введение безвизового режима с Украиной в ближайшие месяцы означало бы потерю определенного рычага влияния на страну со стороны ЕС. На сегодняшний день речь идет о том, что Украина может получить желанный «безвиз» в том случае, если вернет долги России и МВФ. Не имея альтернативы, правительство страны обещает выполнить это условие взамен на желанную возможность въезжать в государства-члены Евросоюза без предварительного длительного ожидания положительного ответа от посольства. Официальный и безоговорочный отказ в безвизовом режиме тоже может сыграть против ЕС — ведь в этом случае Украина потеряет веру в своего «старшего брата» и даже, возможно, обернется в сторону России, а перспектива потери союзника у границ с РФ сегодня грозит издержками западным лидерам. Обещания скорого подписания необходимых документов, но при этом хроническое затягивание процесса — политика Евросоюза по отношению к Украине последние несколько лет. И, безусловно, такие действия приносят свои дивиденды. Украина находится под влиянием ЕС и, пока у нее есть надежда на получение безвизового режима, ничего не изменится. Исходя из этого, ЕС расширяет свое влияние на Восток, а также имеет более 40 миллионов лояльно настроенных по отношению к ЕС граждан у границ с Россией.
Насколько реальны планы ЕС в целом и Хьюга Мингарелли в частности мы сможем узнать «в ближайшем будущем», как выразился посол, но украинское экспертное мнение по поводу судьбы страны остается пессимистичным. Чаще всего речь идет о «децентрализации» власти, потере влияния на самые многочисленные слои населения, дефолте, невозможности вернуть ЛНР, ДНР и Крым. Активный оптимизм украинских СМИ первых месяцев революции сошел на нет, а его место заняла объективная оценка текущей ситуации. Несмотря на то, что обнадеживающие новости все еще появляются в украинских СМИ, надежды почти нет в экспертных комментариях, которые появляются вслед за ними. Чаще всего можно встретить вопросы о том, зачем вообще украинцам безвиз, если состоятельные граждане Украины могут себе позволить получать визы и путешествовать, а малообеспеченные «заробитчане» в любом случае не готовы тратить деньги на дорогие путешествия к Эйфелевой башне и Колизею. Западные СМИ, будучи лишь сторонними наблюдателями, переключились на обсуждение других тем: войны в Сирии, освоения Арктики, миграционном кризисе. Украина и ее проблемы ушли на второй план, хоть иногда и продолжают появляться на страницах знаменитых Deutsche Welle и Washington Post. А это значит, что едва ли стоит верить в прогнозы о скором решении проблемы и избавлении Украины от всех бед, преследующих ее уже многие годы. Обещания Евросоюза будут оставаться всего лишь словами еще ровно столько, сколько ЕС будет выгодно поддержание нынешних отношений с Украиной.