Северные страны

Картинки из шведской жизни: может ли противник абортов быть министром рынка труда?

19 сентября 2013
Распечатать

17 сентября на пост министра рынка труда шведский премьер-министр Фредрик Рейнфельдт (Fredrik Reinfeldt) назначил Элисабет Свантессон (Elisabeth Svantesson). Появление новых лиц в правительстве любой страны всегда сопровождается критикой, однако те претензии, которые предъявили Свантессон СМИ Швеции, не могут не удивить незнакомого со шведскими реалиями читателя.

 

Что заставило местных журналистов обрушиться с критикой на нового министра? Как оказалось, Элисабет Свантессон ранее участвовала в движениях против абортов; в частности она была членом организации «Жизни – да» (Ja till livet). В 1995 году Свантессон даже приняла участие в масштабном шествии, собравшем шесть тысяч человек. Тогда она сказала репортеру "Дагенс Нюхетер", что выйти на демонстрацию ее сподвиг фильм, в котором "маленький ротик ребенка перекосил безмолвный крик". (Речь идет о фильме доктора Б.Натансона «Безмолвный крик», в котором впервые было показано поведение не рождённого ребенка во время процедуры прерывания беременности). Но участием в движении «пролайф» предъявляемые Элисабет Свантессон «обвинения» не заканчиваются: как оказалось, в 2007 году она имела неосторожность негативно отозваться об «однополых браках» со страниц одного из журналов.

 

Новый министр рынка труда Элисабет Свантессон. Фото: www.8sidor.se

 

Политическая карьера Элисабет Свантессон ведет свой отчет с 2006 года – именно тогда правящий правоцентристский «Альянс» окончательно сместил социал-демократов, на протяжении десятилетий бывших доминирующей партией шведской партийно-политической системы. С 2006 года Свантессон является депутатом шведского парламента (риксдага) от, возглавляемой премьер-министром Рейнфельдтом правящей Умеренной коалиционной партии (УКП). С 2011 года она возглавляла так называемую «христианскую группу» риксдага, а с 2012 года также была председателем комиссии по вопросам рынка труда шведского парламента.

 

Фредрик Рейнфельдт, кстати, уже сказал журналистам, что не считает отношение Свантессон к абортам препятствием для ее пребывания на министерском посту. Объяснение такого заявления шведского премьера кроется в том, что взгляды Свантессон не противоречат «линии партии». Социал-демократы, например, неоднократно возмущались тем, что УКП в Европейском парламенте голосовали против абортов и средств контрацепции.

 

Ранее против абортов активно выступали «Христианские демократы» – эта партия единственная из всех парламентских партий не участвует в так называемом «Стокгольмском Прайде». Однако оказавшись в правительстве лидер «христиан» Йеран Хэгглунд в качестве министра по социальным вопросам поддержал право иностранных женщин делать аборты в Швеции. «Антиабортную» тематику у «Христианских демократов» «перехватили» националисты из партии «Шведские демократы», с 2010 года являющейся новой, восьмой по счету партией риксдага. Несмотря на значительную либерализацию партийной идеологии, позволившую «Шведским демократам» попасть в парламент, партия по-прежнему выступает за традиционную семью. В 1996 году националисты даже предлагали вынести вопрос «абортного» законодательства на референдум.

 

В современной Швеции аборты воспринимаются большей частью общества как не подлежащее обсуждению право женщины распоряжаться своим телом. Причиной этого является известная на весь мир семейная политика социал-демократов, которые в процессе постройки «дома для народа» с 30-х гг. проводили масштабный эксперимент, в ходе которого, помимо введения «сексуального просвещения» в школьную программу, было стерилизовано свыше 60 тысяч социально неблагонадежных шведских женщин. На защите ценностей равноправия и феминизма стоят не только участники непарламентской партии «Феминистская инициатива», но также и левоцентристы из Социал-демократической рабочей партии Швеции, Левой партии и Партии защиты окружающей среды – «Зеленые».

 

В таком контексте назначение Свантессон, конечно, является вызовом. Однако не следует забывать, что ее выбор на высокий пост сделан не на основе убеждений, а лишь по причине интереса женщины-политика к вопросам интеграции иммигрантов в шведское общество. Считать Элисабет Свантессон мучеником за веру также нельзя: на встрече с прессой после назначения она без сомнений «перестраховалась», заявив, что поддерживает шведское законодательство, касающееся абортов.

 

Однако делать окончательные выводы относительно Свантессон представляется преждевременным. Участники развернувшейся вокруг нее дискуссии неоднократно замечали, что на деятельность министра рынка труда его взгляды на семейную жизнь повлиять не могут – просто нет никаких точек соприкосновения. Отчасти это так, но все-таки консервативные убеждения Элисабет Свантессон (если они у нее еще остались) рано или поздно должны проявиться. Остается только дождаться этого момента.
 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся