Закономерности "мировых войн" в тупике внешней политики
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Анонс. Ровно 72 года назад началась Великая отечественная война, которая стала ключевым периодом Второй мировой войны. Почему в мировой политической системе наступил дисбаланс, итогом котрого стало уничтожение 62 млн. человек, а страны-лидеры так и не поменяли правила игры после 1945 года? Почему дипломатические усилия потерпели крах и как глобальные организации смогли допустить реализацию проекта "Гитлер"? Что касается учебников истории, то причиной мировой катастрофы, уничтожившей самыми изощренными способами около 62 млн. человек (в т. ч. свыше 27 млн. советских граждан) была политика нового немецкого канцлера по пересмотру Версальского мирного договора 1919 года. Неужели лишь желание пересмотреть этот мирный договор заставило задействовать во Второй мировой войне 72 государства?
Английский экономист Мальтус выдвинул известную теорию о чрезмерном перенаселении земного шара. Он предположил, что естественная убыль населения не сможет сократить жителей земли до такого уровня, при котором ресурсов хватит на всех. Именно по этой причине, казалось бы, аномальные природные явления и социальные катастрофы начинают играть роль балансира в теории общественного потребления.
Такие циничные теории выдвигались на фоне развития эпохи просвещения, гуманизма, поиска нового пути к сознанию личности. Признавалась роль человека в истории, учитывался вклад в мировую культуру строителя и писателя. В то же время производство становилось всё более интенсивным и стремилось не расширять территориальные сферы своего влияния, а раскрыть внутренние тайны предметов, использующих эти тайны в целях обогащения и власти. Накапливали мощь крупнейшие капиталистические державы с устойчивой экономикой. С тех самых пор потребности правителей не изменились. На помощь к открытым амбициям власти приходила усовершенствованная военная наука, и уже не приходилось убивать друг друга первым оружием человека – копьем и лезвием. Вот вам и две точки зрения, на основе которых можно предположить, что случилось ровно 70 лет назад – 1 сентября 1939 года.
Что касается учебников истории, то причиной мировой катастрофы, уничтожившей самыми изощренными способами около 62 млн. человек (в т. ч. свыше 27 млн. советских граждан) была политика нового немецкого канцлера Адольфа Гитлера по пересмотру Версальского мирного договора 1919 года. Неужели лишь желание пересмотреть этот мирный договор заставило задействовать во Второй мировой войне 72 государства?
В странах, участвовавших в войне, было мобилизовано до 110 млн. человек. События разворачивались настолько быстро, что многотысячные расстояния между мировыми державами, казалось, не играли никакой роли. Десятки соглашений заключались в считанные дни, и каждая бумажка была надеждой, страховкой и самой ничтожной гарантией отсрочки мировой бойни. Можем ли мы обвинить Лигу Наций в том, что она позволила распуститься Германии за какие-то два десятка лет до самой непристойной с точки зрения Версальского договора степени?
Уверен, что можем. Гарантии договора, на мой взгляд, мировое сообщество не выполняло по одной очень весомой причине: уничтоженная (к великому счастью для Великобритании) Российская империя в 1917 году, к всеобщему удивлению, возрождается, только теперь под флагом СССР. И ещё неизвестно, с кем было удобнее сосуществовать европейцам – с безвольным Николаем Романовым или с железным Сталиным? Развитие СССР своей стремительностью напоминало развитие нацистской Германии. Да и сроки почти совпадают. Даты индустриализации в СССР соответствуют концу 20-х годов XX века. В Германии этот процесс начался в 1933-м, с приходом к власти НСДАП по главе с Гитлером. Английское руководство определённо взращивало противодействие коммунистической России. Наверное, именно географическое преимущество заставило британцев проспать нарастающую угрозу. Если алчный «островок» пережил эпоху наполеоновских войн без территориальных потерь, то это не давало никаких прав правительству его величества английского короля чувствовать себя защищённым в эпоху развития авиации и атомной энергии. Если Бонапарт так и не смог высадиться на земле «жалких лавочников» (как он называл англичан), а в это время солдаты Европы и Российской империи умирали на полях сражений, то это опять-таки не значит, что можно столь легко манипулировать мировыми взаимоотношениями.
Итак, капиталистический дух настолько утвердился в европейских державах, одухотворенных наличием громадных колониальных завоеваний в Африке и Южной Америке, что сбалансировать настроение всех и сразу даже при хитростях дипломатии, увы, не удалось. Гитлер начинает экспансию с относительно логичного требования: отдать немцам немецкое. Так пали Австрия и Судетская область Чехословакии.
Мюнхенское соглашение 1938 года, по словам наших учебников – подлость Англии и Франции, апогей политики умиротворения Гитлера и удар в спину СССР. А я считаю, что это были жизненно необходимые для Европы действия перед неминуемой катастрофой, точнее сказать, – действия для отсрочки катастрофы. Интересный факт: на польскую армию, которая была в считанные дни разгромлена немцами, возлагал надежду сам Гитлер, впечатленный победами Польши над советскими солдатами ещё в 1920-е годы. Существовали даже тайные договорённости Германии и Польши, которые связывали их в агрессивных устремлениях на восток. Однако подвиг под Халхин-Голом в августе 1939 заставил нацистского преступника Риббентропа в считанные дни примчаться в Москву для заключения «Пакта о ненападении» с так широко известным сегодня «тайным приложением».
Легко понять, почему все пропагандисты использовали это самое «тайное приложение» или "секретный протокол к пакту" против СССР, а теперь и России. Неделю назад президент Германии Гаук утверждал: "Россия должна покаяться и осудить советский режим"! На мой взгляд, в точку, ответил на этот немыслимый еще 20 лет назад, тезис Сергей НАРЫШКИН, спикер Госдумы: "Я не согласен с президентом Германии Йоахимом Гауком, который призвал Россию последовать примеру Германии и покаяться за советскую историю. Политика СССР не была идеальной, но страна не ставила вопрос об уничтожении народов". РИА Новости #003399;">http://ria.ru/society/20130617/943789066.html#ixzz2X1pfzE9x
Целый ряд альтернативных историков изображали Сталина в качестве основного агрессора. Однако, политически опасно сегодня принять сторону, согласно которой пакт подарил нам почти два года интенсивной подготовки к войне, расширил территорию СССР на сотни километров (Прибалтика, Восточная Польша), позволил полноценно использовать всю Балтику и увеличить территорию потенциального наступления фашистов на Москву. Что касается традиционной ненависти поляков к русским, то даже после перехода фашистами их границ 1 сентября 1939 года они больше переживали за мирное вступление Красной Армии с востока, декларируя, что, мол, пусть нас завоюет кто угодно, но ни в коем случае нельзя допустить красных! Точно так же Польша умоляла Наполеона занять свои земли, освободив их от русских. Просто какой-то особый национальный дух у польской земли: под кем угодно, только не под русскими!
Сталин не скрывал своего пророческого предвидения и отношения к Германии, а самое главное, – не боялся своего мнения, в отличие от английского премьера Чемберлена. И та чушь, что он якобы после 22 июня 1941 года вплоть до 3 июля бился в панике, преданный другом Адольфом (так теперь учат школьные учебники), является всего лишь «либеральной» версией, как и многие моменты, освещенные новыми учебниками по Второй мировой войне. Итак, после захвата Польши отработанная тактика молниеносной войны ещё не раз сработала в странах Восточной и Центральной Европы.
С присутствием Адольфа Гитлера в списке великих полководцев можно было бы согласиться, если бы он не был в неформальном списке великих преступников. Были заняты в одночасье Балканы, Северная Европа, Скандинавия, ровно за год до нападения на СССР пала Франция. Конечно же, роковой ошибкой стала бомбардировка Перл-Харбора японскими союзниками Гитлера, что повлекло вступление США в войну. Но вплоть до 1945 года американские солдаты в основном специализировались на очистке от японцев бассейна Тихого океана, разгружая тем самым потенциальный Восточный фронт СССР. Стоит отдать должное значительной помощи американской армии согласно закону о ленд-лизе и во время «Дня Д» при высадке в Нормандии и открытии Второго фронта.
Именно с этого момента началось окружение Германии и уничтожение «тысячелетнего» третьего рейха, который просуществовал всего 12 лет. Последовала череда освобождений европейских столиц, которые уже спустя 10 лет после сорок пятого будут требовать свободы, только теперь уже от большевиков. Хотя Красная Армия имела полное право дойти до Атлантики, и десятки миллионов жертв оправдали бы наши действия. Но, видимо, третьей мировой остывшие рассудки руководителей стран-победительниц (особенно после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки) допустить не могли. Социалистический строй в России также себя оправдал, потому что спас капиталистический мир от смерти в газовых камерах. Но расстановка мировых сил изменилась в таком же глупом порядке, как и после первой мировой бойни. Мы снова разбились на коалиции, военные блоки, разделили страны и города и приступили к многолетней холодной войне. Спаситель мира – СССР – ловкие PR-схемы американской и английской политики превратили в «империю зла». Лицом к лицу встали социализм и капитализм, ситуация вновь не предвещала ничего хорошего.
Чем была мировая катастрофа – случайной цепью обстоятельств или уроком человечеству по законам Томаса Мальтуса о разгрузке земного шара? Если оправдается вторая версия, то чего нам ожидать сегодня, когда высокоточное ядерное оружие находится в апогее своего развития, а земной шар заполняют более 7 миллиардов человек? Причём от коалиционной политики мы так и не избавились, и вроде бы образованные люди, прошедшие уроки Гитлера, продолжают создавать военные блоки и взращивать новых локальных лидеров, манипулируя ими в своих политических целях.
Вторая мировая война напоминает целую эпопею, то самое свойство мировой плоскости, которую открыл Лев Толстой в «Войне и мире». Теперь она открылась нам целиком. Во Вторую мировую люди жили, работали, воспитывали детей, умирали. В десятках стран война стала источником идеологического роста, создания героической литературы, гениальной музыки, великих кинофильмов, технологических прорывов, научных достижений.
1 сентября 1939 года, движимая целым рядом причин, алчностью людей, накопившимися капиталистическими амбициями, началась длительная кампания «на земле, в небесах, и на море». Началась на земле, а закончилась также в символичную дату – 2 сентября 1945 года, но только уже на море, подписанием капитуляции Японии. Но можно ли сегодня говорить о нас как победителях во Второй мировой, если все завоевания мая 1945 года были преданы в 1991 году, и Россия откатилась к территориям XVII века? Наша страна потеряла более 100 миллионов живых людей, разделенных границами, сотни тысяч советских граждан были уничтожены в локальных войнах. А сколько унесли социальные заболевания, массовая депрессия в капиталистической России? Ведь тогда советский народ потерял самое дорогое – свою Родину…
Мир вспоминает события Второй мировой войны вот уже более 70 лет, каждый год видит праздничный парад и поздравляет оставшихся в живых ветеранов. Однако действует и мыслит по-прежнему. Как будто подсознательно понимая, что при такой внешней политике стран-лидеров и сегодня, Вторая мировая была всего лишь началом конца…
Василий НИКУЛЕНКОВ, кандидат исторических наук, молодежный министр иностранных дел G8&G20, руководитель Красноярской Модели ООН http://vnikulenkov.jimdo.com http://vk.com/krasmun