Блог Наталии Немоловской

Развитие гастродипломатии во Франции: современность и тенденции

15 января 2024
Распечатать

Современные гастрономические мероприятия, проводимые или инициируемые Францией, можно разделить по тем целям, ради которых они проводятся. Выделяются две смежные группы, цели которых иногда сливаются. Первая ставит экономические цели: увеличить поток туристов во Францию за счет популяризации французской кухни, увеличить инвестиционный поток и предпринимательский интерес со стороны зарубежных стран. Вторая группа ставит просветительские цели, чтобы обеспечить основу для осуществления экономических целей: укрепление национального имиджа страны на мировом уровне, распространение преимуществ национальной французской кухни для увеличения интереса частных потребителей, которые будут не только посещать кулинарные курсы французской кухни, но и покупать требуемые для этого продукты.

goodfrance2019-20_hp_decouvrezevenement.jpg

Источник: france.fr

Организации и мероприятия по развитию гастродипломатии Франции

На вершине частной гастрономической дипломатии находится группа под названием «Клуб шеф-поваров», или «Клуб шеф-поваров-лидеров» (Leaders’ Chefs’ Club). Клуб был основан еще в 1977 г. французским дизайнером Жиль Брагардом, это неформальная организация, объединяющая шеф-поваров различных глав государств — то есть шеф-поваров, которые готовят для президентов, премьер-министров и членов королевских семей. Девиз клуба Брагарда звучит так: «Политика разделяет мужчин, но хорошая еда объединяет их». Ежегодные встречи проводятся поочередно, что позволяет шеф-поварам не только обмениваться мнениями друг с другом, но и укреплять свои связи с принимающей страной. Однако организация ведет себя секретно и не разглашает многое из того, что обсуждается во время периодических встреч. И подобная осторожность ясна, потому что потенциальное разглашение кулинарных предпочтений мировых лидеров чревато последствиями, так как в этом случае у некоторых поваров появилась бы возможность влиять на политическую позицию лидера, соблазняя его едой. Вероятно, что на встречах происходит небольшой обмен знаниями о любимых блюдах, и клуб действительно помогает принимать решения.

По случаю 7-го ежегодного фестиваля геополитики в Гренобле, организованного в 2015 г. Гренобльской школой менеджмента в партнерстве с CCI France International, был проведен франко-швейцарский круглый стол под названием «Геополитика вкуса: от битвы за терруары до кулинарной дипломатии», организованный Францией в целях подчеркнуть важность гастрономии в дипломатии. По мнению организаторов мероприятия, принцип делового обеда, где все приходят к похожему мнению, — это хорошая объединяющая трапеза. Французское правительство также поддерживает экспорт французских продуктов питания, таких как сыр, вино и шоколад, и проводит такие мероприятия, как Международный сельскохозяйственный салон в Париже, чтобы продемонстрировать разнообразие и качество французской кухни.

Кроме того, французские посольства и консульства по всему миру организуют культурные мероприятия, посвященные французской кухне. На ежегодном мероприятии «Гу де Франс» (Goût de France), проводимом посольством Франции в Вашингтоне, подают блюда французской кухни и вина. А консульство Франции в Нью-Йорке проводит ежегодный ужин «Хорошая Франция», на котором французские и американские шеф-повара готовят блюда, демонстрирующие французские кулинарные традиции. Данные мероприятия проводятся при поддержке Кулинарного колледжа Франции (ассоциация, объединяющая руководителей республики) и Алена Дюкасса, который не раз возглавлял приготовление обедов для дипломатических переговоров Эммануэля Макрона и его зарубежных коллег. Данные мероприятия предполагают трехдневное кулинарное празднование как на национальной территории, так и за рубежом. Эти мероприятия в посольствах и консульствах позволяют также продемонстрировать продукты с французских земель и познакомить с гастрономическими традициями Франции.

В первый международно-кулинарный день «Гу де Франс» 19 марта 2015 г. было предложено 1500 французских ужинов в ресторанах и посольствах в 150 странах. До 2020 г. гастрономический фестиваль проводился ежегодно, с каждым разом количество участвующих рестораторов увеличивалось, однако из-за пандемии COVID-19 фестиваль отложили до октября 2021 г. Кроме того, было принято решение сфокусироваться на поддержке двух секторов, наиболее пострадавших из-за коронавирусного кризиса: туризм и агропромышленность. Шестой фестиваль также был направлен на продвижение региона Центр-Валь-де Луар, так как его кухня вместе с невероятными пейзажами демонстрирует красоту и уникальность Франции. Данное гастрономическое мероприятие смогло вновь привлечь поваров по всему миру. И, как результат, участие приняли: Бразилия, Испания, Нидерланды, Россия и другие страны.

В июне 2022 г. неделя французской гастрономии в рамках «Гу де Франс» вернулась в Аргентину. Более 90 ресторанов, пекарен и винных погребов взяли на себя задачу продемонстрировать богатство и разнообразие гастрономии Франции, а также открыть людям неожиданные вкусы французской кухни, что ознаменовало возвращение ежегодной традиции.

Образовательные мероприятия и организации

Современные французские кулинарные школы, такие как Ле Кордон Бле (Le Cordon Bleu), привлекают студентов со всего мира, которые приезжают познакомиться с французской гастрономией на территории Франции.

RetroNews (новостной сайт Национальной библиотеки) и Clionautes (ассоциация учителей истории и географии) объединились, чтобы предложить материалы по предметам учебной программы по истории. Основная цель этой организации — выявить и разъяснить понятие «гастродипломатия» при проведении критического анализа документов в соответствии с историческим подходом. Они предлагают ознакомиться с подборками архивов, статей, аудио- и видеоконтента для проведения программ по теме гастродипломатии.

Несмотря на пандемию коронавируса, которая нанесла удар по дипломатии Франции, в 2020 г. Эммануэль Макрон совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Франции запустил проект Taste France, который представляет собой медиаплатформу, развернутую на нескольких языках (английский, испанский, немецкий, французский, японский), на которой публикуются статьи и видео о французской гастрономии, рецептах, описаниях различных продуктов и событий, связанных с сельскохозяйственным сектором Франции.

Функция TasteFrance.com заключается в продвижении во всем мире известности и привлекательности французской гастрономии и кулинарии. Отличительной чертой проекта является наличие концепции Mix&Match, предполагающей «слияние» продуктов и кухонь разных стран. Также предполагается, что Taste France позволит Франции укрепить дружественные связи с партнерами путем коллаборации с известными именами из гастрономии разных стран.

Помимо продвижения проектов, связанных с гастродипломатией, во Франции не менее важным считают обучение основам кулинарной дипломатии и разбор наиболее важных вопросов, связанных с этой темой. В частности, в начале 2022 г. в Sciences Po были запущены курсы «гастродипломатии», первой темой которых стали «Международные отношения через призму еды». Преподавались такие предметы, как: история сельского хозяйства, продовольственная помощь, экологические проблемы, вопросы доставки на дом, а также обсуждались проблемы, связанные с сексуальными домогательствами на кухнях. Инициатива должна наиболее интересно и доходчиво раскрыть феномен «гастродипломатии» как одного из инструментов «мягкой силы», способствующего построению крепких международных связей.

Таким образом, благодаря проводимым мероприятиям Франция зарекомендовала себя как кулинарная сверхдержава, и ее культура питания стала ключевой частью ее стратегии «мягкой силы». Продвигая французскую кухню и продукты питания, Франция не только укрепила свой имидж во всем мире, но и способствовала культурному взаимопониманию и мировой признательности.

Современные тенденции развития гастродипломатии Франции

Несмотря на то, что Францией проводится активная гастрономическая политика, в последнее время наблюдается ухудшение имиджа французской гастрономии, включая и национальную культуру в целом среди иностранных туристов и кулинаров. Так, французские шеф-повара составили в октябре 2014 г. отчет «20 мер на 2020 год в интересах французской гастрономии и энологии», содержание которого касается потребителей, оценки гастрономии и энологии и профессиональных стандартов в этой области. Необходимость в данном отчете появилась с появлением знаменитых шеф-поваров не французского происхождения, созданием и успехом национальных «новых кухонь» и конкуренцией со стороны стран, вложивших средства в международное продвижение своих кухонь. Французское правительство отреагировало на это амбициозной коммуникационной программой. Французская гастрономическая дипломатическая кампания была направлена, во-первых, на восстановление национального доверия и гордости, а во-вторых, на восстановление рынков, имиджа и авторитета, которыми она обладала ранее.

Такая позиция подтверждается и данными опроса, проведенного французским советом по развитию туризма, в рамках которого респонденты отвечали на вопросы, связанные с представлениями о связи национальной культуры и гастрономии. Многие из опрошенных говорят, что сожалеют о том, что преобладающим чувством среди сограждан является чувство сомнения из-за сильной неоднородности в их культуре и гастрономии, которые часто называют оскорбительными словами в иностранной прессе. Чтобы исправить эту ситуацию граждане предлагают использовать на практике некоторые принятые меры, упомянутые в отчете, считая их прекрасной иллюстрацией связи французской гастродипломатии с убедительным характером публичной дипломатии и запоминающимся характером национального бренда.

Также наблюдается тенденция роста конкуренции за место лидера на мировой арене гастродипломатии. Этот факт хоть и признал, но преподнес как потенциально выигрышную возможность Франсуа Олланд еще в 2015 г., отметив, что «конкуренция только сделает нас лучше». С того момента увеличилось число стран, которые расширили свои усилия в попытках усовершенствовать гастродипломатию и использовать ее как инструмент «мягкой силы». Усилились позиции государств, которые раньше, чем современная Франция, начали развивать кулинарную дипломатию, например, Таиланд, Южная Корея и Перу. При этом удивительным фактом является то, что после четырех успешных лет (2016, 2019, 2020 и 2021 гг.) в 2022 г. Франции не удалось попасть в десятку лучших ресторанов мира (по данным The World's 50 Best Restaurants).

Меры для восстановления и улучшения позиций Франции

Одним из таких предложений для восстановления имиджа Франции является идея, заключающаяся в производстве короткометражного фильма, который демонстрировал бы пейзажи, виноградники и гастрономию Франции. И продвинуть этот фильм так, чтобы его можно было запускать в залах ожидания аэропортов, в самолетах, на автостоянках, в поездах, на вокзалах, в метро.

Другой мерой является противодействие влиянию, вызванными неэтической классификацией ресторанов Сан-Пеллегрино. Объявленная мера состоит в том, чтобы дискредитировать данный рейтинг на том основании, что он подчиняется исключительно маркетинговым критериям. Для этого эксперты Министерства иностранных дел предложили публично разгласить этические и концептуальные недостатки рейтинга. Решением стало создание в 2019 г. Списка 1000 лучших ресторанов мира. Представленный для обозревателей в Париже список провозглашался как объективный и независимый рейтинг, созданный французскими экспертами. Методология данного списка основана на алгоритме, который рассчитывает среднее значение данных из 200 путеводителей в 100 странах, включая сайты онлайн-обзоров с участием заинтересованных государств. Согласно этому новому рейтингу, Франция восстанавливает свое доминирующее положение на международной гастрономической арене, что, конечно, влияет на ее восприятие как страны, не только успешно продвигающей свои гастрономические традиции, но и восстанавливающей их популярность при необходимости.

Более того, можно повысить узнаваемость бренда французской кухни. Ранее упомянутые проекты — это хорошие инициативы, которые, тем не менее, должны продолжать развиваться. В частности, можно увеличить количество мероприятий, открытых для населения, в посольствах, консульствах и культурных центрах по всему миру. Тем более сейчас есть возможность продвижения данных проектов с помощью цифровых технологий в социальных сетях, используя не только текстовые посты, но и фото/видео-контент, который массовой аудиторией воспринимается намного проще.

Молодые люди, обучающиеся во французских кулинарных заведениях, представляют собой ключевое звено для дальнейшего продвижения гастрономического наследия и благоприятного имиджа Франции у себя на родине. Поэтому следует способствовать созданию механизма, облегчающего процесс принятия на обучение поваров, интересующихся французской кухней. Что касается студенческой среды, то по этому поводу имеет смысл организовывать дополнительные мероприятия (дегустации, мастер-классы и др.), рассказывающие и демонстрирующие богатство и уникальность кухни.

Таким образом, уникальность французской гастродипломатии заключается в умении использовать кулинарию как средство для успешных переговоров, на которых будет создана подходящая атмосфера. Такой инструмент влияния, как «гастродипломатия», способен ослабить сложившуюся напряженность и улучшить имидж Франции. Неудивительно, что страна разрабатывает целый ряд инициатив, стараясь повысить интерес к французской кухне и адаптироваться к меняющимся интересам и ожиданиям людей. Однако, несмотря на признанное величие, кулинарное наследие Франции ежегодно сталкивается с новыми вызовами, которые негативно влияют на лидирующие позиции страны на мировой арене. Если Франция хочет сохранить свое влияние, необходимо разрабатывать стратегию, объединяющую планы и проекты, которые будут направлены на преобразование французской гастродипломатии еще в более эффективный инструмент «мягкой силы».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся