Алексей Малашенко: о распаде СССР и о гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в России
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
18-21 августа 1991г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), самопровозглашенный орган власти в СССР. Его действия фактически положили начало распаду СССР. Как это сказалось на стране и межнациональных отношениях? Что сегодня необходимо предпринять для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в России? Портал «Москва наций» провел очередную видео-конференцию, обратившись с этими вопросами к Алексею Малашенко, профессору, доктору исторических наук, эксперту Московского Центра Карнеги.
Это была революция, считает А. Малашенко, которая привела к распаду советской модели развития. «Но как любая революция, она обострила все проблемы, в том числе межнациональные. Если раньше они выстраивались при тоталитарной системе, то с середины 90-х годов они пустились в «свободное плавание», что привело к росту национализма, радикальных настроений в религии и росту межнациональных конфликтов. Национализм в СССР был всегда, но когда «крышку у котла сорвало», то он выплеснулся во всей красе». Никто не был к этому готов, и потому пострадали все. Начался массовый рост миграции: и внутренней, и внешней.
По мнению эксперта, сегодняшняя Россия–сложное государство с точки зрения межэтнических и межконфессиональных отношений, где проявляется тенденция к росту конфликтов. «Москва, фантастических размеров мегаполис, где до конца не известно, например, сколько живет мусульман. Их количество по разным данным колеблется от 600 тыс. до 2 млн. Цифру в 2 млн. человек называл Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России». По этнической принадлежности это: татары, выходцы с Кавказа, из Центральной Азии. Это наши знакомые, друзья. Миграция - нормальное явление, и мы на нее обречены из-за сложной демографической ситуации, как, впрочем, и Германия, и Франция, и другие страны.
Проблемы же создают нелегалы: они не знают русского языка, среди них много людей с криминальным прошлым, с другой (часто из аулов) цивилизацией. Все это создает потенциальные зоны напряженности. Известно, что есть мигрантские поселки с полной инфраструктурой…под землей: с домами, водой, газом, со своим больницами, мечетью, игорными и даже публичными домами. Кто-нибудь посчитал, сколько таких поселков у нас? Где информация? Визовый режим, о котором все мечтают, не решит проблем. Надо просто навести порядок здесь: знать, кто приезжает, жестко контролировать и перераспределять. «Способ известен: не брать взяток, то есть не делать из миграции источник дохода. Не в Москву всех гнать. У нас множество проблем в Сибири, на Дальнем Востоке, где мало населения, вот пусть туда едут. Кстати, первая таджикская мечеть в России открыта во Владивостоке в позапрошлом году. И на Север, на Урал, в Западную Сибирь уже едут люди из Центральной Азии, работают. Но это тоже создает проблемы, потому что власти к этому не готовы». А между тем, геополитические реалии диктуют нам необходимость особенно внимательно относиться к «исламскому фактору», учитывать его при реализации всех решений, поскольку Россия в последнее десятилетие стала объектом экспансии исламского экстремизма.
Поэтому эксперт, один из немногих, кто убежден в необходимости строительства мечетей в Москве: «Пять мечетей на всю Москву–это издевательство. Ну, постройте еще пяток мечетей. И, кстати, за мигрантами-то удобнее наблюдать, там наши имамы будут. В Митино, где у меня квартира, хотели построить мечеть, так почти 2 тысячи человек вышли с протестами. За коммунистов выходит 150 человек, а тут... Объяснять людям надо, что Россия–многонациональное государство, что мусульманское население-вторая по численности, после православно-христианского, религиозная группа. Ислам, как и любая религия, создавался не богами, а людьми, это культура. Я не мусульманин, но всегда могу зайти в мечеть, посидеть, даже полежать, если я устал. Так создайте благоприятную среду, и не увидите озверевшую толпу из мусульман. Это 21 век, а не крестовые походы. Просто уважайте их».
По мнению А. Малашенко, обучение в школах должно быть только совместным, «а отбирать людей по принципу языка, этнической принадлежности, это раскалывать страну, воспитывая националистов. Это опасно, когда атомизируются классы: я-аварец, ты–украинец или грузин. Надо помнить, что это, прежде всего, граждане России».
Что касается религиозной символики, говорит эксперт, то в демократическом обществе каждый носит то, что ему хочется: крестик, платок, мини-юбки. Но если мы уважаем исламскую традицию, то пусть уважают и нашу: «пусть в Saudi Arabian Airlines мне нальют водки. Это моя национальная традиция – выпить при посадке. А когда начинаются крики на лужайке: «Ах, обидели пророка Мухаммеда... А Христа не обижали карикатуры Жана Эффеля? Это провоцируется самой мусульманской традицией, дескать, мы самые лучшие, а нас всегда обижают. Да не обижает вас никто, просто мы за равенство». Особенно часто религиозную карту используют политики, чего допускать нельзя. Кстати, замечает он, Европа, на которую так часто кивают политики, не может решить проблему миграции. Мультикультурализм потерпел крах, и он же породил такой феномен как автора бестселлера Тило Саррацина, поясняет А. Малашенко. Тираж его книги в 1, 5 млн экземпляров был раскуплен в один день! Затем последовало еще 15 изданий! Автор предостерегает от опасности расширения мусульманского населения, (за счет иммиграции турок), поскольку это приведет к превращению немцев в меньшинство, к их материальной и умственной деградации и в конечном итоге, к вырождению нации и исчезновению традиционной европейской культуры.
Малашенко заявил, что не разделяет утверждений о том, что некоторые российские СМИ при освещении межнациональной тематики используют язык ненависти. «Стремление писать о негативе – естественно для журналистов, – считает Алексей Всеволодович, – поскольку негативные новости вызывают больший интерес у читателей». По мнению эксперта, для гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, нам нужна продуманная государственная национальная политика. При этом он не поддержал требование о запрете упоминания в СМИ национальности преступника. «Если мы считаем нормальным указать национальность достойного человека, то почему нельзя сделать этого в отношении преступника? Утверждения о запрете упоминания в СМИ национальности преступника – это лицемерие, убежден Алексей Малашенко. Преступные группировки, организованные на этнической основе – это реальность. Тему нельзя педалировать, но и закрывать на нее глаза тоже нельзя. Если мы хотим решить проблему, нужно говорить о ней честно», - резюмировал А. Малашенко.