ДНР в поисках мирной жизни
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На Донбассе уже несколько месяцев не стреляют, жители непризнанной республики в нервном ожидании, что будет дальше – возобновятся обстрелы или стороны продвинутся в вопросе мирного урегулирования. Тем временем повседневность постепенно заполняет лакуны и разорванные в результате военных действий связи. Жителей непризнанных республик волнует отнюдь не текущая политическая ситуация, а возможность обеспечить себя продуктами, необходимыми документами и средствами передвижения.
Перевозчики
Попасть в Донецк привычным способом сейчас не получается – поезда не ходят, самолеты, тем более, не летают. Наиболее удобным маршрутом стал путь через Ростов-на-Дону, куда добираются на поезде или на самолете, а там уже встречаются с «перевозчиками». Дорога из Москвы до Донецка занимает от 12 до 15 часов.
В связи с транспортными сложностями профессия перевозчика на Донбассе стала распространенной. Это водители автобусов или частных машин, которые за определенную плату перевезут через границу до Донецка. Транспортные фирмы зарегистрированы в ДНР и платят налоги новой администрации.
Водители уже знают Ростов-на-Дону как свои пять пальцев, перевозят людей, посылки, закупают дефицитные продукты, запасаются более дешевым российским топливом. Возят не только до Ростова, но и в другие регионы России – Тулу, Иваново, Краснодар и т.п. Границу пересекают несколько раз за сутки. Есть спрос – появляется и предложение.
Назвать работу перевозчиков легкой и приятной сложно, проехать через границу можно только в трех пропускных пунктах. По дороге в каждый пропускной пункт путешественников ждет несколько блокпостов и служащих ДНР с автоматами, разбитая после прохождения военной техники дорога и заминированные мосты. Комендантский час с 22:00 до 5:00, в это время проезжать через блокпосты категорически запрещается. Плотность населенных пунктов на Донбассе настолько высока, что посты стоят в непосредственной близости к ним.
Новые границы по-старому
Если вам приходилось пересекать границу между Россией и Украиной на «Успенке» или под Новым Азовом до конфликта, то сейчас, вы не заметите большой разницы. Единственное отличие – на бывших украинских постах сидят бойцы ДНР. Даже следы недавних боевых действий постепенно исчезают – ремонтируют крыши, заделывают дыры. Одним из немногих напоминаний о том, что недавно здесь шли бои, – укрытия из мешков с песком на российском пропускном пункте.
Все таможенные пункты, как российские, так и ДНР, работают крайне медленно. Пропускная способность – не более пяти легковых машин в час. По всей видимости, единые базы отсутствуют, данные паспорта заносят в систему на каждом пропускном пункте заново. Российская сторона явно опасается притока нелегального оружия со стороны Донбасса – усиленные проверки и металлоискатели, даже в Москве при выходе из самолета из Ростова-на-Дону.
С весны между Украиной и непризнанными республиками, или зоной АТО (в украинской терминологии) проезд заблокирован. Для обычных граждан это означает дополнительные траты на пропуска и проход границы. Для проезда на территорию Украины необходимо подать документы в СБУ, пройти проверку на непричастность к ополчению ДНР и только после этого получить пропуск. Между «Зоной АТО» и остальной Украиной фактически установлена полноценная государственная граница, с системой пропусков по зонам, пристальными досмотрами, проверками, запретами. Такая политика вряд ли будет способствовать стремлению Донбасса вернуться в состав Украины.
Блокада нарушила хозяйственные и торговые связи между регионами, украинские поставщики мяса и молочных продуктов явно не в выигрыше от этого. Однако потребности в продуктах остаются, и на свой страх и риск люди продолжают перевозить мясо через границу. При провозе товаров часть отнимают, берут взятки – от этого цены на мясо в ДНР растут. Поездка в Украину с учетом прохождения пункта заблокированной границы может занимать до 12 часов.
При пересечении границы как в одну, так и в другую сторону, основным ресурсом перевозчиков становятся связи, многочисленные уловки, «льготы» в виде билетов на самолет – любые способы, чтобы выиграть время. Несомненно, в такой ситуации, у таможни нет никакой мотивации работать быстрее или эффективнее.
Повседневность
Первое, что бросается в глаза, когда выходишь днем в город, – стаи бездомных животных. Некоторые с чипами на ушах – результат работы перед чемпионатом мира по футболу. Чипы на ушах собак – одно из немногих напоминаний о том, как обустроили Донецк перед чемпионатом. Другое напоминание – новейший аэропорт – сейчас лежит в руинах. К своим чипованым сородичам присоединились домашние животные, чьи хозяева в спешке уехали, убегая от военных действий.
В последние месяцы тишины люди постепенно возвращаются в Донецк, в районах, которые остались пригодными для жилья, восстанавливают разбитые стекла, заделывают ямы от снарядов в асфальте. Напоминанием о боевых действиях остаются следы от осколков и пуль на стенах зданий.
В течение последних нескольких месяцев рубли постепенно целиком вытеснили украинские гривны. Ценники в магазинах и на рынках только в рублях. Хотя к оплате еще принимают гривны, люди стремятся поскорее от них избавиться, и не от особой ненависти к старой валюте, а для того, чтобы поменять по выгодному курсу. Самый выгодный курс на сегодня 1 к 2,85.
Сами за себя
Основная задача людей сейчас – наладить жизнь. Часть пенсионеров получают пенсии в ДНР в пересчете на рубли, кто успел оформить пенсию в Украине – получают в гривнах. Пенсионные выплаты – один из немногих двигателей торговли и обмена в республике.
Работы практически нет. Самая большая удача – устроится в МЧС ДНР или в милицию. Там регулярно платят, хотя и риски тоже высоки. Зарплата в 12 000 рублей считается приличной. При том, что цены в 2-3 раза ниже московских, при таких зарплатах они все же достаточно высоки.
По Донецку автомобили разъезжают с номерами ДНР, но чтобы поехать на территорию России и тем более Украины – необходимы старые украинские номера. Купить машину в ДНР сейчас невозможно – нужно ехать в Украину или в Россию и оформлять ее соответственно на украинские или российские номера. Когда разрушено железнодорожное сообщение, машина становится важнейшим средством передвижения. Рассказывают, что будто наладили систему перегона машин из Грузии, они дешевы, однако зарегистрировать их можно только под номерами ДНР, а значит и ездить разрешено только по территории непризнанной республики.
Политика и обычная жизнь
Непризнанная республика активно готовится к выборам в местные органы самоуправления, выборы запланированы на 18 октября. Удастся ли спокойно провести выборы – большой вопрос для местных жителей. На улицах вы не услышите разговоров о политике, кто за кого будет голосовать, и т.п. Люди ведут себя крайне настороженно. Повседневные разговоры – все больше передача опыта по пересечению границы, воспоминания, обсуждения кто и куда из родственников уехал, кто к кому смог приехать и навестить за последнее время.
Территории Донецкой области, оставшиеся под контролем Украины, живут в аналогичной ситуации. Люди держат наготове оружие, собранные чемоданы с вещами первой необходимости. Политика отошла на второй план, народ стремится поддерживать старые семейные и дружеские связи даже наперекор границам и кордонам.
Хотят ли жители ДНР в состав Украины – вряд ли, слишком большую травму нанесли военные действия. Ненависти как таковой нет – есть страх и недоверие. Хотят ли они в состав России – тоже большой вопрос. Россия для них – мало понятная и опасная территория, которая живет по своим, более жестким законам силы и власти. ДНР готова выживать самостоятельно, если им позволят выстроить каналы поставки необходимых товаров, наладить производство и быт граждан. Есть одно НО, у ДНР явно нет достаточного количества ресурсов для этого – отсюда такая невнятная позиция относительно будущего непризнанных республик. ДНР и ЛНР в ожидании того, кто предложит более выгодные условия.
Фото: Екатерина Чимирис