Блог Марины Дьячкиной

Перипетии российско-иранского сотрудничества в области атомной энергетики

1 апреля 2025
Распечатать

В 2025 г. состоялось подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который ознаменовал новый этап в отношениях между двумя странами. Документ подтвердил, что стороны договорились развивать сотрудничество в мирном использовании атома и реализации крупных проектов, связанных со строительством объектов ядерной энергетики. Несмотря на то, что в договоре данному направлению посвящена совсем небольшая статья, оно выступает одним из наиболее значимых в российско-иранских отношениях.

На данный момент сотрудничество российско-иранское сотрудничество становится теснее, несмотря на некоторые противоречия. Введение санкций против России в 2022 г. и ее политическая изоляция со стороны стран Запада способствовали сближению двух стран.

1ff6537d-5f7a-44d5-92db-159a02a8f8cd.png

Источник: сгенерировано ИИ

Вне всякого сомнения, сотрудничество двух стран в сфере атомной энергетики требует доброжелательных и устойчивых отношений между ними, поскольку оно предполагает реализацию долгосрочных проектов, учитывая, что строительство и эксплуатация атомной электростанции может занимать десятки лет. По этой причине атомная энергетика становится значимым направлением межгосударственного взаимодействия, которое, с одной стороны, зависит от политического климата в отношениях государств, а с другой — в какой-то степени оказывает на него позитивное влияние. Российско-иранские отношения могут считаться ярким примером такого сотрудничества.

В 2025 г. состоялось подписание Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, который ознаменовал новый этап в отношениях между двумя странами. Документ подтвердил, что стороны договорились развивать сотрудничество в мирном использовании атома и реализации крупных проектов, связанных со строительством объектов ядерной энергетики. Несмотря на то, что в договоре данному направлению посвящена совсем небольшая статья, оно выступает одним из наиболее значимых в российско-иранских отношениях.

Краткая предыстория

Начало кооперации в сфере атомной энергетики было положено в 1992 г. с подписанием Соглашения между о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, обозначившему основные направления и форматы сотрудничества между двумя странами. Главным образом речь шла о проведении совместных исследований. Кроме того, в том же году было подписано Соглашение о сотрудничестве в сооружении на территории Ирана атомной электростанции, в котором были обговорены условия реализации будущего проекта.

Подобный формат был выгоден обеим сторонам. Так, Россия в условиях экономического упадка нуждалась в восстановлении промышленности, а, следовательно, и в выгодных контрактах. Иран, в свою очередь, стремился получить доступ к атомным технологиям для решения проблемы с энергопотреблением растущего населения.

Строительство АЭС Бушер

Среди всех проектов в первую очередь стоит выделить строительство Бушерской АЭС, которая стала первой атомной электростанцией не только в Иране, но и на Ближнем Востоке. Изначально строительством занималась немецкая компания Kraftwerk Union AG, однако после Исламской революции 1979 г. ФРГ под давлением присоединилась к санкциям против Ирана, и сотрудничество между двумя странами было прекращено. По этой причине Иран обратился к России как стране, которая не только не участвовала в политической изоляции страны, но и обладала значительным потенциалом в области атомной энергетики.

В 1995 г. в дополнение соглашению от 1992 г. был подписан контракт на досооружение первого энергоблока атомной электростанции на сумму 800 мл. долл., которое началось в следующем году. Реализация данного проекта сопровождалась значительными трудностями: изначально завершение строительства первого блока «Бушера» должно было состояться в 1999 г., в итоге оно было перенесено на сентябрь 2007 г., однако поскольку возникла проблема с платежами со стороны Ирана, строительство были вынуждены вновь отложить. Кроме того, обе стороны сталкивались с техническими проблемами, а также с трудностями, связанными с подготовкой кадров. Только в 2010 г. в МИД РФ заявили о скором завершении строительства, когда сооружение и проведение испытаний всех систем станции уже были выполнены.

В результате в 2011 г. АЭС «Бушер» была достроена и официально запущена в присутствии министра энергетики С. Шматко и генерального директора Госкорпорации «Росатом» С. Кириенко со стороны России и министра иностранных дел А. Салехи, министра энергетики М.Намджу и руководителя Организации по атомной энергетике Ф.Аббаси-Давани со стороны Ирана. В 2013 г. АЭС была передана в эксплуатацию Ирану.

Завершение строительства первого блока АЭС «Бушер» способствовало дальнейшему продолжению сотрудничества в данном направлении, и старту переговоров о сооружении второго энергоблока, результатом которых стало подписание пакета соглашений о строительстве восьми атомных энергоблоков в 2014 г. Таким образом, стартовало продолжение амбициозного проекта России на Ближнем Востоке — «Бушер-2».

Начало сооружения второго энергоблока было запланировано на 2016 г. уже после заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), и в 2017 г. был подписан межведомственный меморандум в области мирного атома. Однако фактически строительство началось только в 2019 г. и так и не подошло к концу, и введение второго и третьего блоков в эксплуатацию планируется в 2025 и 2027 гг. соответственно.

Под гнетом санкций

Значительным фактором, который оказывал влияние на российско-иранское сотрудничество была неоднозначная ситуация с ядерной программой Ирана, возникшая в 2002 г., когда МАГАТЭ обнаружила доказательства, свидетельствующие о наличии незадекларированных экспериментов по обогащении урана. Как сторонник сохранения режима нераспространения ядерного оружия, Россия встала перед необходимостью сделать выбор между доведением до конца строительства Бушерской АЭС и введением санкций Совета Безопасности ООН против Ирана.

Для полной гарантии соблюдения Ираном Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 2005 г. было подписано соглашение о поставках ядерного топлива, согласно которому Россия на время поставляет топливо для АЭС в Иран и возвращает обработанное обратно. Таким образом, соглашение должно было исключить возможность получения Тегераном ядерного оружия.

Страны «Евротройки» и США требовали от России оказать давление на Иран и вынудить его отказаться от обогащения урана, а также сотрудничать с МАГАТЭ. В данном случае позиции России и США касательно ядерной программы Ирана сходились, однако желаемые методы значительно различались: Россия выступала за сотрудничество, а США — за изоляцию в введение дополнительных санкций. Тем не менее в итоге Россия одобрила резолюции Совета Безопасности ООН, пусть и с рядом поправок.

В 2006 г. была принята Резолюция Совета Безопасности ООН 1737, которая вводила обратимые санкции простив Ирана, запрещающие экспорт в страну ядерных технологий в, а также развивать проекты, связанные с сооружением реакторов на тяжелой воде. Россия изначально отказалась поддержать исходный проект резолюции, поскольку сочла предыдущие проекты резолюции слишком широкими по охвату: резолюция должна быть направлена на ограничение возможностей Ирана по созданию ядерного оружия и убеждение страны вернуться к переговорам, а не на его наказание. В сумме Советом Безопасности ООН было принято шесть резолюций, четыре из которых предполагали введение санкций.

Поддержка Россией ряда санкций оказала негативное воздействие не только на сотрудничество в области атомной энергетики, но и на российско-иранские отношения в целом. Особенно сильно они ухудшились после принятия в 2010 г. резолюции 1929, которая вводила санкции против банковского сектора Ирана. Тем не менее строительство первого блока Бушерской АЭС продолжилось и успешно завершилась, несмотря на санкционные ограничения и задержки.

Другие актуальные проблемы

Помимо санкций российско-иранское сотрудничество было осложнено другими факторами, большинство из которых были связаны непосредственно со строительством АЭС «Бушер».

Во-первых, изначально строительство атомной электростанции велось с помощью немецких технологий, и по этой причине после его возобновления Россия в первую очередь испытывала технические трудности.

Во-вторых, периодически возникала проблема оплаты строительства Бушерской АЭС с иранской стороны, которая задолжала около 545 млн долл. В итоге в 2023 г. Ирану удалось сократить долг перед Госкорпорацией «Росатом», что способствовало дальнейшему продолжению сотрудничества при строительстве второго блока АЭС.

В-третьих, возникла проблема обучения кадров, поскольку многие ученые покинули Иран после Исламской революции. По этой причине возникла необходимость подготовки новых специалистов, которые могли бы в дальнейшем работать на АЭС, для чего требовалось время, и, следовательно, процесс реализации проектов затягивался.

Дальнейшие перспективы

На данный момент сотрудничество российско-иранское сотрудничество становится теснее, несмотря на некоторые противоречия. Введение санкций против России в 2022 г. и ее политическая изоляция со стороны стран Запада способствовали сближению двух стран.

Завершение сооружения второго и третьего блока Бушерской АЭС с высокой долей вероятности будет в очередной раз задержано. Согласно заявлению главы Организации по атомной энергии исламской республики Мохаммада Эслами от 13 января 2025 г., строительство энергоблоков завершено только на 17%.

Кроме того, ведутся переговоры о расширении сотрудничества в сфере атомной энергетики, в частности, о сооружении дополнительных атомных электростанций — АЭС «Сирик» и АЭС «Карун», хотя изначально Иран планировал проводить строительство самостоятельно и уже приступил к нему. В данном направлении также, как и ранее, у России нет серьезных конкурентов, а у Ирана, в свою очередь, нет альтернативы, поэтому существует вероятность положительного результата текущих переговоров. Таким образом, Россия сохраняет лидирующие позиции в сфере атомной энергетики, а Иран получает возможность реализовывать проекты и постепенно решать проблему потребления энергии.

С другой стороны, следует учитывать влияние внешних факторов, в частности непростых отношений Ирана с Израилем, а, следовательно, и угрозу иранским ядерным объектам. В октябре 2024 г. напряженность между двумя странами вновь обострилась, что привело к взаимным атакам по военным объектам: Иран выпустил около 180 баллистических ракет по территории Израиля, большинство из которых были перехвачены. В Израиле видят угрозу, исходящую от ядерных объектов Ирана, и по этой причине стремятся их уничтожить, что осложняет реализацию проектов в сфере атомной энергетики.

***

Вне всякого сомнения, сотрудничество двух стран в сфере атомной энергетики требует доброжелательных и устойчивых отношений между ними, поскольку оно предполагает реализацию долгосрочных проектов, учитывая, что строительство и эксплуатация атомной электростанции может занимать десятки лет. По этой причине атомная энергетика становится значимым направлением межгосударственного взаимодействия, которое, с одной стороны, зависит от политического климата в отношениях государств, а с другой — в какой-то степени оказывает на него позитивное влияние. Российско-иранские отношения могут считаться ярким примером такого сотрудничества.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся