Блог Марины Бакановой

Россия – Пакистан. Проблемы гастродипломатии

9 января 2024
Распечатать

Несмотря на то, что кулинария играла не последнюю роль в рамках дипломатической службы, как отдельное направление «гастродипломатия» выделилась совсем недавно. Только в начале 21 века она стала предметом обсуждения и развития, как отдельное направление дипломатической службы в рамках публичной/общественной дипломатии.

isra-e-SHJMuYQSRn8-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Собственно, исходя из определения, гастродипломатия – это эффективный инструмент публичной дипломатии, который использует пищевую культуру и гастрономическую дипломатию для развития международных отношений и достижения внешнеполитических целей.

В России, несмотря на приверженность мировым тенденциям, гастродипломатия как отдельная наука оформилась около 10 лет назад, причем более на уровне научных кругов и прогнозистов. При этом официальным первопроходцем РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, который запустил подобный образовательный модуль в 2021 году на Факультете Международных отношений ИБДА. Российская «гастродипломатия» часто определяется как перспективная и быстро развивающаяся сфера публичной и общественной дипломатии, направленная на формирование благоприятного имиджа страны, позитивного национального бренда страны, усиление привлекательности и влияния российской культуры в различных частях мира.

С учетом сложных отношений между странами в историческом прошлом, а также того, что гастродипломатия является весьма молодым направлением общественной дипломатии, в рамках сотрудничества Россия – Пакистан она в настоящий момент представлена на минимальном уровне. При этом, перспективы развития данного направления представляются весьма интересными.

Стоит отметить, что если в России о пакистанской кухне имеют некоторое представление о пакистанской кухне через развитие системы индийских кафе и магазинчиков, то в Пакистане ситуация складывается намного плачевнее. Основными источниками информации вплоть до настоящего времени продолжают оставаться редкие дипломатические приемы в Посольстве с организацией традиционного «Русского стола» и так называемое «сарафанное радио» соотечественниц. Последнее функционирует в передаче рецептов блюд российской кухни через родственников и знакомых, которые их попробовали в гостях у русских семей. Понятно, что подобное положение вещей имеет мало общего с гастродипломатией и осуществляется по большей степени хаотично и не направленно.

Между тем, усилия гастродипломатии со стороны России могли бы не только принести существенную пользу в целом двусторонним отношениям, но и укрепить экономическую и продовольственную безопасность Пакистана, в целом – способствуя снижению уровня голода в мире.

Именно из этих постулатов и вырастают два направления деятельности: взаимодействие между странами с целью обеспечения ежедневной пищевой потребности и элитарное взаимодействие.

В настоящее время порядка 70% населения Пакистана проживает в так называемой зоне продовольственной небезопасности. Это связано со многими факторами, такими как постколониальные проблемы, неэффективное сельское хозяйство, кредитная политика банков, незаинтересованность правительства и др. Понятно, что Россия не обязана решать проблемы голода в Пакистане за свой счет, однако – вполне возможно развитие полноценного экономического сотрудничества. Поскольку большая часть сельскохозяйственных земель в Пакистане находится в частных руках, то и взаимодействие необходимо выстраивать в первую очередь именно с ними, минимизируя участие коррупционных правительственных чиновников. Наряду с прямыми поставками продовольствия, а это в первую очередь пшеница и масло, Пакистан нуждается в качественных удобрениях, обновлении семенного и машинного фондов и развитии прикладной селекции. При этом, вложение средств вполне может быть оправдано обратным экспортом части продовольствия в Россию в виде замороженных или консервированных овощей и фруктов, а не только – денежных потоков.

Взаимодействие в данных рамках вполне возможно начать с обмена соответствующими делегациями, участии в продуктовых фестивалях с обеих сторон, организации гастрономических и кулинарных конкурсов и т.п.

Элитарное взаимодействие будет определяться пищевыми пристрастиями наиболее обеспеченной части населения стран. И если для России экзотическими продуктами могут стать орехи, фрукты, сухофрукты и т.п., то для Пакистана предметами «пищевой роскоши» до сих пор являются сыры, колбасные изделия, рыба (в том числе консервированная), ягоды, грибы, мультизлаки (греча, пшено, киноа…) и изделия из них. Отдельно можно упомянуть развитие в Пакистане системы детского питания, которое в настоящее время находится на минимальном уровне.

В этом направлении наиболее эффективными могут стать кулинарные шоу, развитие ресторанного бизнеса, продвижение национальных кухонь регионов России (особенно – мусульманских) и в целом – развитие в России индустрии «Халяль», организация кулинарных дипломатических ужинов и подарков, публикация книг и проспектов, развитие информационной поддержки проектам в социальных сетях.

В целом, направление гастродипломатии в рамках отношений Россия – Пакистан может быть весьма эффективным и принести выгоду обоим участникам процесса. Особенно такая направленность становится актуальной при развороте России на Восток и отходе Пакистана от приоритета в британско-американской постколониальной системе. Стоит отметить, что к примеру, пакистано-китайский гастродиалог уже принес странам неплохие политические и экономические дивиденды.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся