Россия – Пакистан. Проблемы гастродипломатии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Несмотря на то, что кулинария играла не последнюю роль в рамках дипломатической службы, как отдельное направление «гастродипломатия» выделилась совсем недавно. Только в начале 21 века она стала предметом обсуждения и развития, как отдельное направление дипломатической службы в рамках публичной/общественной дипломатии.
Источник: Unsplash
Собственно, исходя из определения, гастродипломатия – это эффективный инструмент публичной дипломатии, который использует пищевую культуру и гастрономическую дипломатию для развития международных отношений и достижения внешнеполитических целей.
В России, несмотря на приверженность мировым тенденциям, гастродипломатия как отдельная наука оформилась около 10 лет назад, причем более на уровне научных кругов и прогнозистов. При этом официальным первопроходцем РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, который запустил подобный образовательный модуль в 2021 году на Факультете Международных отношений ИБДА. Российская «гастродипломатия» часто определяется как перспективная и быстро развивающаяся сфера публичной и общественной дипломатии, направленная на формирование благоприятного имиджа страны, позитивного национального бренда страны, усиление привлекательности и влияния российской культуры в различных частях мира.
С учетом сложных отношений между странами в историческом прошлом, а также того, что гастродипломатия является весьма молодым направлением общественной дипломатии, в рамках сотрудничества Россия – Пакистан она в настоящий момент представлена на минимальном уровне. При этом, перспективы развития данного направления представляются весьма интересными.
Стоит отметить, что если в России о пакистанской кухне имеют некоторое представление о пакистанской кухне через развитие системы индийских кафе и магазинчиков, то в Пакистане ситуация складывается намного плачевнее. Основными источниками информации вплоть до настоящего времени продолжают оставаться редкие дипломатические приемы в Посольстве с организацией традиционного «Русского стола» и так называемое «сарафанное радио» соотечественниц. Последнее функционирует в передаче рецептов блюд российской кухни через родственников и знакомых, которые их попробовали в гостях у русских семей. Понятно, что подобное положение вещей имеет мало общего с гастродипломатией и осуществляется по большей степени хаотично и не направленно.
Между тем, усилия гастродипломатии со стороны России могли бы не только принести существенную пользу в целом двусторонним отношениям, но и укрепить экономическую и продовольственную безопасность Пакистана, в целом – способствуя снижению уровня голода в мире.
Именно из этих постулатов и вырастают два направления деятельности: взаимодействие между странами с целью обеспечения ежедневной пищевой потребности и элитарное взаимодействие.
В настоящее время порядка 70% населения Пакистана проживает в так называемой зоне продовольственной небезопасности. Это связано со многими факторами, такими как постколониальные проблемы, неэффективное сельское хозяйство, кредитная политика банков, незаинтересованность правительства и др. Понятно, что Россия не обязана решать проблемы голода в Пакистане за свой счет, однако – вполне возможно развитие полноценного экономического сотрудничества. Поскольку большая часть сельскохозяйственных земель в Пакистане находится в частных руках, то и взаимодействие необходимо выстраивать в первую очередь именно с ними, минимизируя участие коррупционных правительственных чиновников. Наряду с прямыми поставками продовольствия, а это в первую очередь пшеница и масло, Пакистан нуждается в качественных удобрениях, обновлении семенного и машинного фондов и развитии прикладной селекции. При этом, вложение средств вполне может быть оправдано обратным экспортом части продовольствия в Россию в виде замороженных или консервированных овощей и фруктов, а не только – денежных потоков.
Взаимодействие в данных рамках вполне возможно начать с обмена соответствующими делегациями, участии в продуктовых фестивалях с обеих сторон, организации гастрономических и кулинарных конкурсов и т.п.
Элитарное взаимодействие будет определяться пищевыми пристрастиями наиболее обеспеченной части населения стран. И если для России экзотическими продуктами могут стать орехи, фрукты, сухофрукты и т.п., то для Пакистана предметами «пищевой роскоши» до сих пор являются сыры, колбасные изделия, рыба (в том числе консервированная), ягоды, грибы, мультизлаки (греча, пшено, киноа…) и изделия из них. Отдельно можно упомянуть развитие в Пакистане системы детского питания, которое в настоящее время находится на минимальном уровне.
В этом направлении наиболее эффективными могут стать кулинарные шоу, развитие ресторанного бизнеса, продвижение национальных кухонь регионов России (особенно – мусульманских) и в целом – развитие в России индустрии «Халяль», организация кулинарных дипломатических ужинов и подарков, публикация книг и проспектов, развитие информационной поддержки проектам в социальных сетях.
В целом, направление гастродипломатии в рамках отношений Россия – Пакистан может быть весьма эффективным и принести выгоду обоим участникам процесса. Особенно такая направленность становится актуальной при развороте России на Восток и отходе Пакистана от приоритета в британско-американской постколониальной системе. Стоит отметить, что к примеру, пакистано-китайский гастродиалог уже принес странам неплохие политические и экономические дивиденды.
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0