Блог Марины Бакановой

Новая Большая Игра как парадигма современности

10 июня 2022
Распечатать

Почти полвека, вплоть до августа 1907 года Большая Игра держала в напряжении практически все государства Европы и Азии. При этом, нельзя отрицать, что многолетние усилия Российской и Британской империй помогли с минимальным применением силы урегулировать геополитические вопросы того времени и разделить актуальные сферы влияния и конфликтные направления. В настоящее время мы сталкиваемся с переоценкой явлений прошлого, но все же следует упомянуть, что без Большой Игры вряд ли бы в настоящее время территории Центральной Азии достигли современного уровня развития. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения.

sue_henderson_ueae_cmwdxe_unsplash.jpg

Источник: Unsplash

При этом, на уровне 2022 года уже допустимо становится говорить о новом витке раздела влияния на Центральную Азию, причем, если взять за начало – Афганскую войну и формирование национального самосознания в бывших среднеазиатских республиках, то она продолжается тоже порядка полусотни лет с крайне неравномерным успехом. Хотя, конечно, наиболее активно она началась после распада СССР.

Новая Большая игра (The New Great Game) – популярный в настоящее время в термин для описания современной геополитики в Центральной Азии (вплоть до Монголии), на Ближнем Востоке и на Кавказе. В определенной степени является аллюзией на Большую Игру в конце 19 – начале 20 вв. При этом весьма значительно отличается от нее характером, задачами и географией участников. А главное значение приобрели в настоящий момент не столько «территории», сколько природные богатства, выгодные торговые пути, контракты и др.

Наиболее актуальной стала разработка термина Центральная Азия, которое впервые появилось в контексте начала Афганской войны в 1979 году. В 1990-х годах термин «Центральная Азия» доработал американский политолог Майкл Мандельбаум, что стало возможным ввиду распада СССР. Он указал на отличие этого понятия от советской «Средней Азии». К Центральной Азии относятся бывшие советские республики Средней Азии, Казахстан, западные районы КНР (прежде всего - Синьцзян-Уйгурский автономный район), Афганистан, северный и центральный Пакистан, зона индо-пакистанского конфликта (Кашмир) и Монголия. Формально, это означало не признание прав России на приоритетное партнерство с республиками бывшего СССР со стороны Вашингтона.

Не акцентируя внимания на том, что англосаксонский мир не утратил интереса к территориям Центральной Азии на протяжении всего 20 века, хотя и имел крайне ограниченные возможности влиять на него, особенно после окончания Второй Мировой войны, наибольшие шансы на реализацию своих экспансивных идей он получил в 90-е гг. После распада Советского Союза в декабре 1991 г. США взяли курс на широкое проникновение в Центральную Азию, что самое интересное – в рамках англосаксонского мира США действовали как заодно с Великобританией, так и в конкурентной борьбе с ней. В 1993 г. администрация Клинтона инициировала проект ТРАСЕКА, предполагавший создание серии нефте- и газопроводов из Центральной Азии в обход России. В марте 1997 г. помощник президента США по национальной безопасности Сэмьюэл Бергер заявил, что Центральная Азия и Южный Кавказ становятся приоритетным направлением американской дипломатии. В это же время активизировались и британские устремления в Центральной Азии, на Южном Кавказе и в Крыму.

Фактически, сторонами Новой Большой игры в 21 веке стали не только традиционные России и Англо-Америка, но и стремительно развивающиеся Китай, Турция, Иран, Пакистан, Индия, Южная Корея и Япония. Кроме того – свои интересы стали продвигать транснациональные компании и корпорации.

После начала антитеррористической операции в Афганистане США получили право на относительно легальное военное присутствие в Центральной Азии. 7 октября 2001 г. между США и Узбекистаном было подписано соглашение об использовании военной базы "Карши-Ханабад. Чуть позднее, 1 декабря 2001 г. последовало соглашение между НАТО и Киргизией о создании военно-воздушной базы «Манас» (был закрыт в 2014г). Право промежуточной посадки самолетам коалиции предоставили также Таджикистан (аэропорты Куляб и Курган-Тюбэ) и Казахстан (аэропорт Луговой). 13 марта 2002 г. США и Узбекистан подписали Декларацию о стратегическом партнёрстве и основах сотрудничества. 20 февраля 2002 г. к программе «Партнерство ради мира» присоединился Таджикистан. В середине 2002 г. США попытались расширить своё присутствие. На слушаниях в Сенате 27 июня 2002 г. помощники госсекретаря США Линн Паско и Лорн Крейнер выступили за расширение партнерства со странами Центральной Азии. В это же время были подписаны и договора с Пакистаном. Начиная с 2010 года происходит и значительное ослабление присутствия США в регионе. Приняв решение покинуть Афганистан в период с 2011 по 2014 гг., США фактически оставили Центральную Азию без внимания, на эти же годы пришлось большинство скандалов относительно нелегитимного использования территории Пакистана и фактически – прекращения сотрудничества Вашингтона и Исламабада в рамках Афганской операции. Инициатива администрации Б. Обамы для Центральной Азии, формат С5+1, выглядела довольно жалкой попыткой вернуть утраченные позиции и в итоге – довольно быстро распалась. В январе 2018 года в своем первом твите президент США Трамп четко и ясно отказался от сотрудничества с Пакистаном, а также отказали в транше 250 млн. долларов США экономической помощи. Новый курс США в отношении Южной Азии был провозглашен президентом Трампом 21 августа 2017 г. Его основное положение состояло в том, что роль Индии в регионе должна возрасти, а роль Пакистана – уменьшиться. Тем самым стратегия США в отношении своего главного союзника в регионе резко изменилась. Стоит отметить, что пришедший на смену президент Байден не только не восстановил отношения с Исламабадом, но и ухудшил их. Поэтому не удивительно, что уже рамках вывода американских войск из Афганистана летом 2021 года на запрос Вашингтона о повторном открытии американских баз на территории Пакистана для размещения своих военных сил, он получил решительный отказ из Исламабада.

Впрочем, политика России консолидировала свои усилия в направлении Центральной Азии в начале 21 века, что минимизировало влияние американцев. Основными интеграционными проектами России на постсоветском пространстве стали созданная в 2002 г. Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) и образованный в 2014 г. Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а также – ШОС, который учитывал и российские, и китайские интересы. Активными участниками всех проектов являются страны Центральной Азии. И даже СНГ, которая в изначально своем формате утратила часть важнейших функций, все равно воспринималась как консолидирующий элемент. К успехам России несомненно можно отнести открытие представительств крупнейших российских корпораций: «Базовый элемент», «Газпромбанк», «Ренова», «Северсталь» в странах ЦА, работу Российских культурных центров и прочее.

Для политики России в регионе в начале 2000-х годов было характерно активное продвижение интересов собственных энергетических компаний. Договоры Лукойла, Газпрома, Союзнефтигаза с Кыргызстаном и Туркменистаном по совместному использованию углеводородных ресурсов и их транспортировке заключены на 26 лет, что автоматически закрепляет Россию в качестве активного участника данной подсистемы. По итогам 2015 года в рамках ОДКБ был выработан механизм межгосударственного сотрудничества для совместного реагирования на деградацию ситуации в Афганистане. Для Центральной Азии в целом в период с 2010 по 2015 годы характерны общие тенденции в сфере развития международных отношений в регионе, в частности всплеск активности в отношениях с Китаем. Политика России направлена не на конкуренцию с Китаем за регион, а на многостороннее сотрудничество, которое объективно увеличивает значимость Китая в Центральной Азии.

Однако сразу же после создания ЕАЭС в 2014 г. Россия столкнулась с целым рядом новых вызовов как внутреннего, так и внешнего генеза. После падения мировых цен на нефть и введения против России санкций (присоединение Крыма) российской экономике был нанесен мощнейший удар. Схожая участь постигла центральноазиатские страны, чьи экономики с одной стороны так же, как и российская, зависят от мировых цен на углеводороды (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан), а с другой - сильно привязаны к российской экономике (в особенности Таджикистан и Кыргызстан).

Тем не менее, российская экономика сумела приспособиться к новым условиям существования. Внешнеполитический курс России стал более устойчивым и последовательным. Российские интеграционные проекты также выдержали испытание на прочность и продолжили курс на последовательное развитие. Большие изменения произошли в российской политике в Центральной Азии.

Глобально, события начала января 2022 года в Казахстане доказали наличие и интереса и возможности оказания помощи со стороны России и в целом – эффективность инструментов ОДКБ.

Более серьезным вызовом для участия России в Новой Большой игре несомненно стала ситуация, развернувшаяся после 24 февраля 2022 года, когда глобальное введение санкций с одной стороны подтолкнула Москву к активному повороту на Восток, в том числе и Центральную Азию, а с другой стороны – страны ЦА были поставлены перед фактом выбора англо-саксонской или пророссийской политики. С другой стороны – российские и китайские интересы оказались гораздо более совместимыми, чем предполагалось ранее.

Геополитическая борьба в ЦА в условиях современности проявилась в активном политико-дипломатическом давлении стран Запада на правительства стран региона, что выражалось в: инфовойнах, давлении через НКО и активистов (нужно отметить – не безуспешно), финансовые и экономические диктаты, работа с элитами. При этом, стоит отметить, что как США, так и Великобритании выгодна ситуация нестабильности в странах ЦА, что позволяет с одной стороны – сдерживать Россию и Китай, а с другой – соблюдать собственные интересы и не давать чаше весов склониться в одну сторону.

В настоящее время можно считать Евразийское пространство – одним из ключевых регионов в геополитике, который дает определенное преимущество и стратегические перспективы. С учетом того, что англосаксонские идеи расшатывания Центральной Азии включают в себя проекты по исламизации, радикализации и афганизации региона, укрепление позиций национализма и радикализма, столкновения стран региона через различные виды конфликтных ситуаций с глобальной целью – создать управляемый хаос, то ответом на подобное может стать только укрепление позиций евразийского сотрудничества и формирования глобальной Евразии на основе теорий доверия и развития. Противодействовать планами Вашингтона и Лондона по созданию «второго южного фронта» для России необходимо уже сейчас. Соответственно – Новая Большая игра будет только активизироваться вплоть до урегулирования современной геополитической ситуации и формирования нового мирового порядка: многополярного (оптимально и для стран ЦА в том числе) или однополярного мира.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся