Мост: Россия – Азербайджан – Иран – Пакистан - Индия…
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Последние несколько лет наблюдается усиление активности России в южном направлении, в выстраивании отношений со странами Глобального Юга. Проведение СВО на Украине увеличило скорость разворота России на Юг, однако, сам он начался довольно давно. Не беря в расчет период существования СССР, который ввиду холодной войны, объявленной странами блока НАТО и положительного отношения Москвы к деколонизации, сотрудничество со странами Азии, Африки и Южной Америки было в приоритете уже с начала 21 века.
Источник: Unsplash
Несмотря на то, что Индия выпала из российской орбиты уже в 90-е, хотя все время формально считалась нейтральной страной, отношения полностью не прерывалось никогда. Более того, Индия до сих пор является стратегическим партнером России, хотя поддерживает активные связи с западным блоком, наиболее ярким примером можно назвать QUAD. Так или иначе, конечной точкой транспортного коридора Север-Юг в настоящее время называется именно Индия. Но тут существует явная проблем – отсутствие общих границ, а потому – необходимо задействование промежуточных стран.
Если смотреть на ситуацию с исторической точки зрения, непосредственно развитию отношений Россия (СССР) – Индия всегда мешал Пакистан, в том числе – чисто географически. В какой-то мере, именно поэтому Россия некоторое время не признавала раздела Британской Индии: установление дипломатических отношений с Индией в апреле 1947г. произошло во времена до раздела и фактической независимости, а потому – как бы автоматом распространялось и на Пакистан (отношения были установлены в мае 1948г при активном продвижении именно со стороны Пакистана), а также – сугубую, линейную, проиндийскую приверженность Москвы в Кашмирском вопросе. Если сделать историческое допущение и предположить возможность индийского контроля в современном регионе Гилгит-Балтистан, то вырисовывается совсем иная картина Южной и Центральной Азии. В том числе – и непосредственно советско-индийские контакты. Дело в том, что границы региона непосредственно примыкают к узкому Ваханскому коридору и далее – к Таджикистану. Впрочем, советские отношения того времени вполне позволяли выкупить или арендовать Вахан, что дало бы прямой выход СССР к Индийскому океану, ну и как бонус – не позволило бы в современности Китаю продвигать идею «Пояс и путь» с получением доступа все к тому же океану через Пакистан. Но, история не знает сослагательного наклонения, а потому – общих или хотя бы близких границ нет, да и страны Средней Азии в зону влияния России входят на совсем других условиях.
Таким образом, максимально близким вариантом коридора Север-Юг представляется путь: Россия – Азербайджан – Иран – Пакистан – Индия. Альтернативные варианты через Среднюю Азию и Афганистан и длиннее, и требуют больше дипломатических усилий, т.к. пересекают большее число границ.
Однако, данный мост также не является надежным. Дело в том, что по сути страны, входящие в него, представляют собой некую политическую чересполосицу. Иначе говоря, отношения между Россией, Ираном и Индией в целом лучше, равно как и отношения Азербайджан-Пакистан. При том, что отношения Пакистан – Индия фактически на нуле, хотя у Баку с Тегераном ситуация несколько лучше, но напряженность явно присутствует. Иначе говоря, Дели вполне бы устроил формат коридора Москва – Иран – Индия с обходом двух стран по морю (Каспийское и Аравийское) и в рамках этого в том числе активизируется развитие портовой структуры со стороны России (Астрахань, Махачкала, Оля) и взятый Индией в аренду на 10 лет иранский порт Чабехар. Понятно, что этот порт будет решать вопрос не только коридора Север-Юг, а также выстраивать логистику Дели с Афганистаном и странами Средней Азии в обход Пакистана, диалог с которым Индия вести не особо хочет. Но в настоящее время мощности портов Каспия и со стороны России, и со стороны Ирана явно недостаточно, а Чабехар нуждается практически в полной перестройке инфраструктуры, при том – что расположен в достаточно неспокойной провинции Ирана Систан и Белуджистан.
Таким образом, в настоящее время перед Москвой и частично Дели стоит вопрос урегулирования политической чересполосицы стран, входящих в коридор. Ввиду политической и экономической слабости Пакистана и подсанкционного положения Ирана это в принципе возможно. Однако, смена российской риторики по кашмирскому вопросу – это большой риск остаться без поддержки условно нейтральной Индии, даже ввиду личной лояльности Моди. Попытка «продавить» Пакистан в Кашмирском кейсе чревата как заморозкой российско-пакистанских отношений, так и крахом пакистанского правительства, которое хотя бы заговорит на эту тематику, причем – на уровне реальной революции. А в вопросе азербайджано-иранской конфронтации вряд ли Баку понравится излишняя заинтересованность Москвы. И тем не менее – небольшие зацепки найти возможно, даже при условии сохранения современной ситуации кво. Как ни странно, часть из них кроется в международных ШОС и БРИКС.
С точки зрения расклада по этим двум организациям. Одновременно в БРИКС и ШОС входят: собственно Россия и Индия и в последние годы – Иран. Что показательно. Пакистан входит в ШОС и подал заявку на вступление в БРИКС, которая скорее всего будет предметом торга между Индией и Китаем, как странами-основателями. Азербайджан в настоящее время в организации не входит, но подал заявку на вступление в БРИКС, а также – является партнером по диалогу с ШОС. Т.е. так или иначе – контакты на международном уровне на уровне данных двух глобальных организаций у потенциальных участников «моста» есть, как и возможность договариваться. Другой вопрос – будет ли она реализована. Конечно, в случае доступа Пакистана и Азербайджана в БРИКС было бы проще, но на данный момент по словам Сергея Лаврова «расширение не планируется».
Есть и еще одна возможность о которой нередко забывают на уровне официальной дипломатии – а именно – методы и способы общественной дипломатии и гуманитарного сотрудничества. В настоящее время проблемы коридора Север-Юг совершенно недостаточно обсуждаются в прессе, общественное мнение его существование мало интересует. А ведь методов для объединения всего-то пяти стран, пусть и с разногласиями вполне достаточно. Параллельно собственно развитию коридора можно запустить региональные проекты в рамках спортивной дипломатии региона, гуманитарные проекты в области транспортной логистики, географии, геополитики; культурных и национальных инициатив. Более того, на фоне их развития постепенно можно подключать и страны Центральной Азии, которые также планируется привлекать в качестве участников проекта магистрали. Например, вполне логичным выглядит организация шахматного турнира, поскольку страны, входящие в коридор либо являлись родоначальниками этого вида спорта, либо же в них шахматы получили значительное распространение в том числе в историческом плане. Также был бы интересен такой проект в кулинарной дипломатии, как фестиваль плова – общего блюда для всех стран, но со своими страновыми особенностями и нюансами. В целом – есть над чем работать и чем зацепить. Понятно, что в данном случае проекты общественной дипломатии проще организовывать при задействовании россиян и соотечественников, в них проживающих, как наиболее осведомленную часть общества в рамках нюансов, а также – части российско ориентированных местных граждан.
Так или иначе, проект коридора «Север-Юг» реализован будет, но сроки и его успех в целом, зависит не только от политической воли и экономической эффективности, но и поиска путей, которые смогли бы объединить между собой опорные точки данного «моста».
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества, врач акушер-гинеколог (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0