Блог Марины Бакановой

Мост: Россия – Азербайджан – Иран – Пакистан - Индия…

24 июля 2024
Распечатать

Последние несколько лет наблюдается усиление активности России в южном направлении, в выстраивании отношений со странами Глобального Юга. Проведение СВО на Украине увеличило скорость разворота России на Юг, однако, сам он начался довольно давно. Не беря в расчет период существования СССР, который ввиду холодной войны, объявленной странами блока НАТО и положительного отношения Москвы к деколонизации, сотрудничество со странами Азии, Африки и Южной Америки было в приоритете уже с начала 21 века.

mitchell-ng-liang-an-KkDUWOKHOCk-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Несмотря на то, что Индия выпала из российской орбиты уже в 90-е, хотя все время формально считалась нейтральной страной, отношения полностью не прерывалось никогда. Более того, Индия до сих пор является стратегическим партнером России, хотя поддерживает активные связи с западным блоком, наиболее ярким примером можно назвать QUAD. Так или иначе, конечной точкой транспортного коридора Север-Юг в настоящее время называется именно Индия. Но тут существует явная проблем – отсутствие общих границ, а потому – необходимо задействование промежуточных стран.

Если смотреть на ситуацию с исторической точки зрения, непосредственно развитию отношений Россия (СССР) – Индия всегда мешал Пакистан, в том числе – чисто географически. В какой-то мере, именно поэтому Россия некоторое время не признавала раздела Британской Индии: установление дипломатических отношений с Индией в апреле 1947г. произошло во времена до раздела и фактической независимости, а потому – как бы автоматом распространялось и на Пакистан (отношения были установлены в мае 1948г при активном продвижении именно со стороны Пакистана), а также – сугубую, линейную, проиндийскую приверженность Москвы в Кашмирском вопросе. Если сделать историческое допущение и предположить возможность индийского контроля в современном регионе Гилгит-Балтистан, то вырисовывается совсем иная картина Южной и Центральной Азии. В том числе – и непосредственно советско-индийские контакты. Дело в том, что границы региона непосредственно примыкают к узкому Ваханскому коридору и далее – к Таджикистану. Впрочем, советские отношения того времени вполне позволяли выкупить или арендовать Вахан, что дало бы прямой выход СССР к Индийскому океану, ну и как бонус – не позволило бы в современности Китаю продвигать идею «Пояс и путь» с получением доступа все к тому же океану через Пакистан. Но, история не знает сослагательного наклонения, а потому – общих или хотя бы близких границ нет, да и страны Средней Азии в зону влияния России входят на совсем других условиях.

Таким образом, максимально близким вариантом коридора Север-Юг представляется путь: Россия – Азербайджан – Иран – Пакистан – Индия. Альтернативные варианты через Среднюю Азию и Афганистан и длиннее, и требуют больше дипломатических усилий, т.к. пересекают большее число границ.

Однако, данный мост также не является надежным. Дело в том, что по сути страны, входящие в него, представляют собой некую политическую чересполосицу. Иначе говоря, отношения между Россией, Ираном и Индией в целом лучше, равно как и отношения Азербайджан-Пакистан. При том, что отношения Пакистан – Индия фактически на нуле, хотя у Баку с Тегераном ситуация несколько лучше, но напряженность явно присутствует. Иначе говоря, Дели вполне бы устроил формат коридора Москва – Иран – Индия с обходом двух стран по морю (Каспийское и Аравийское) и в рамках этого в том числе активизируется развитие портовой структуры со стороны России (Астрахань, Махачкала, Оля) и взятый Индией в аренду на 10 лет иранский порт Чабехар. Понятно, что этот порт будет решать вопрос не только коридора Север-Юг, а также выстраивать логистику Дели с Афганистаном и странами Средней Азии в обход Пакистана, диалог с которым Индия вести не особо хочет. Но в настоящее время мощности портов Каспия и со стороны России, и со стороны Ирана явно недостаточно, а Чабехар нуждается практически в полной перестройке инфраструктуры, при том – что расположен в достаточно неспокойной провинции Ирана Систан и Белуджистан.

Таким образом, в настоящее время перед Москвой и частично Дели стоит вопрос урегулирования политической чересполосицы стран, входящих в коридор. Ввиду политической и экономической слабости Пакистана и подсанкционного положения Ирана это в принципе возможно. Однако, смена российской риторики по кашмирскому вопросу – это большой риск остаться без поддержки условно нейтральной Индии, даже ввиду личной лояльности Моди. Попытка «продавить» Пакистан в Кашмирском кейсе чревата как заморозкой российско-пакистанских отношений, так и крахом пакистанского правительства, которое хотя бы заговорит на эту тематику, причем – на уровне реальной революции. А в вопросе азербайджано-иранской конфронтации вряд ли Баку понравится излишняя заинтересованность Москвы. И тем не менее – небольшие зацепки найти возможно, даже при условии сохранения современной ситуации кво. Как ни странно, часть из них кроется в международных ШОС и БРИКС.

С точки зрения расклада по этим двум организациям. Одновременно в БРИКС и ШОС входят: собственно Россия и Индия и в последние годы – Иран. Что показательно. Пакистан входит в ШОС и подал заявку на вступление в БРИКС, которая скорее всего будет предметом торга между Индией и Китаем, как странами-основателями. Азербайджан в настоящее время в организации не входит, но подал заявку на вступление в БРИКС, а также – является партнером по диалогу с ШОС. Т.е. так или иначе – контакты на международном уровне на уровне данных двух глобальных организаций у потенциальных участников «моста» есть, как и возможность договариваться. Другой вопрос – будет ли она реализована. Конечно, в случае доступа Пакистана и Азербайджана в БРИКС было бы проще, но на данный момент по словам Сергея Лаврова «расширение не планируется».

Есть и еще одна возможность о которой нередко забывают на уровне официальной дипломатии – а именно – методы и способы общественной дипломатии и гуманитарного сотрудничества. В настоящее время проблемы коридора Север-Юг совершенно недостаточно обсуждаются в прессе, общественное мнение его существование мало интересует. А ведь методов для объединения всего-то пяти стран, пусть и с разногласиями вполне достаточно. Параллельно собственно развитию коридора можно запустить региональные проекты в рамках спортивной дипломатии региона, гуманитарные проекты в области транспортной логистики, географии, геополитики; культурных и национальных инициатив. Более того, на фоне их развития постепенно можно подключать и страны Центральной Азии, которые также планируется привлекать в качестве участников проекта магистрали. Например, вполне логичным выглядит организация шахматного турнира, поскольку страны, входящие в коридор либо являлись родоначальниками этого вида спорта, либо же в них шахматы получили значительное распространение в том числе в историческом плане. Также был бы интересен такой проект в кулинарной дипломатии, как фестиваль плова – общего блюда для всех стран, но со своими страновыми особенностями и нюансами. В целом – есть над чем работать и чем зацепить. Понятно, что в данном случае проекты общественной дипломатии проще организовывать при задействовании россиян и соотечественников, в них проживающих, как наиболее осведомленную часть общества в рамках нюансов, а также – части российско ориентированных местных граждан.

Так или иначе, проект коридора «Север-Юг» реализован будет, но сроки и его успех в целом, зависит не только от политической воли и экономической эффективности, но и поиска путей, которые смогли бы объединить между собой опорные точки данного «моста».

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся