Казахстанизация Пакистана
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Отношения Казахстана и Пакистана, как независимых государств, насчитывают уже более 30 лет, при том, что исторически им не менее нескольких тысячелетий. Более того, проведенное в 2019 году масштабное генетическое исследование среди индийских каст подтвердило высокий уровень связи южноазиатского (в том числе пакистанского) населения с древним населением степей Евразии.
Источник: gov.kz
Тем не менее, после обретения независимости Казахстану пришлось выстраивать самостоятельные внешнеполитические и экономические отношения со странами Южной Азии. Следует отметить, что две наиболее крупные страны региона: Индия и Пакистан до настоящего момента официально находятся в состоянии войны, а кроме того – стояли абсолютно на различном уровне по отношению к СССР и затем – к его правопреемнице – России. И если Москва нередко называла Индию своим приоритетным партнером, активно продвигая дружественную повестку, то Пакистан для СССР изначально являлся угрозой (как исламского влияния на Среднюю Азию, так и противником по ситуации в Кашмире), а по отношению к Афганской войне – фактически прямым противником. Соответственно, не удивительно, что в отношении Индии Казахстаном была продолжена советская повестка с упором на отношения в общем советском прошлом, в рамках мультирелигиозных и много национальных, но при этом – светских государств, проводящих антитеррористическую политику. Индия, в свою очередь, скорее относится к продвижению сотрудничества с Казахстаном, как к зоне дальнего влияния в противостоянии с Китаем (аналогичные индийские программы уже активно действуют в Непале, Бутане и Монголии).
В ситуации с Пакистаном Казахстан был вынужден выстраивать практически противоположную риторику. Забыв о советском прошлом и в принципе – о каких-либо отсылках к России, поддерживается общее исламское направление, в том числе – светского ислама в противовес исламизму, общая исламско-государственная история (здесь сильнее позиции соседних Узбекистана и Кыргызстана с опорой на основателя Империи Великих Моголов Бабура), пантюркизм и др.
Несмотря на то, что Пакистан признал независимость Казахстана одним из первых, дипломатические отношения между странами были установлены только в 1992 году, а Посольство Казахстана в Исламабаде было открыто в 1994г. Несколько государственных визитов высокого уровня с обеих сторон не слишком способствовали укреплению взаимоотношений, но поддерживали некий глубинный потенциал. Однако, приблизительно с 2019 года наблюдается крайняя активация взаимоотношений между странами, которую к 2023 году глобально можно оценивать, как казахстанизацию Пакистана.
Если заинтересоваться личностями послов Республики Казахстан в Пакистане, то прослеживается некая интересная тенденция. Если первый посол Тамас Калмухаметович Айтмухаметов представлял собой классического советского юриста, работающего по правилам прошлой эпохи (что вполне логично, поскольку сформировать свой независимый дипломатический корпус Казахстану начала 90-х было еще сложно), то следующие два (Бекжасар Нарибаевич Нарбаев и Бейбит Оксикбаевич Исабаев), несмотря на солидный советский багаж, оказывались скорее связанными с идеями пантюркизма и собственно с Турцией. Стоит отметить, что в конце 90-х – начале 00 гг Турция стремительно наращивала свое присутствие в Пакистане, как на одной из частей пантюркистского наследия. Впрочем, к середине нулевых Казахстан начал выправлять этот перекос в сторону собственного видения отношений с Пакистаном, не следуя в фарватере Турции. Такого рода дипломатом, занявшем в 2006 году место посла стал Бакытбек Сейсебаевич Шабарбаев. Весьма незаурядная личность, который имел не только советское образование (преподаватель английского языка), но и в 1997 году – окончил Академию зарубежной службы дипломатических международных отношений (Исламабад, Пакистан) как специалист-международник (нужно отметить, что обмен студентами, как и квотирование на обучение казахских специалистов Академия ведет и поныне). Более того, свою дипломатическую карьеру он строил практически исключительно в Пакистане: 1994-2002: Атташе, третий секретарь Посольства Республики Казахстан в Исламской Республике Пакистан; первый секретарь, Советник Консульского пункта РК в Карачи, Пакистан; 2003-2004: Советник-Посланник Посольства РК в Исламской Республике Пакистан; 2006-2018: Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Исламской Республике Пакистан. Собственно говоря, этот период отношений Казахстана и Пакистана характеризуется наибольшей стабильностью и умеренным развитием, в связи с постепенным потеплением отношений между Пакистаном и Россией, а затем и вступления Пакистана в ШОС, отношения и в рамках треугольника Россия-Казахстан-Пакистан стали наиболее дружественными и продвинутыми. Однако, начиная с 2019 года данная стабильность была принесена в жертву углублению казахстанско-пакистанского двустороннего партнерства; казахстанизации (а в определенной степени можно говорить и о вестернизации) в них.
Рахметуллин Акан Акасович, занявший должность Посла РК в Пакистане являлся весьма знаменательной личностью. Несмотря на то, что как и его предшественник, он еще в 1994-1996гг работал атташе, третьим секретарем посольства Казахстана в Пакистане, а в 1999 году закончил (в отличие от него) Дипломатическую Академию МИД в Москве; с начала нулевых сменил свою позицию на западноориентированную. В этом немало поспособствовала его работа в различных структурах ООН и ОБСЕ. И несмотря на то, что в Пакистане в это же время наметился разворот на сотрудничество с Россией, Казахстан включил в свое видение отношений с Исламабадом прозападную риторику.
Новый посол Казахстана с 2021г, Кистафин Ержан Сансызбаевич является уже международником-дипломатом нового поколения, не привязанного к советскому прошлому, специалистом безусловно высокого класса, окончившим магистратуру в области международных отношений Европейского института международных стратегических исследований (г. Брюссель). До назначения послом Казахстана в Пакистане с 2019 года являлся советником-посланником посольства РК в США. Несмотря на то, что декларируемые им как независимые от внешних факторов отношения между Казахстаном и Пакистаном таковыми не являются и скорее представляют собой отсроченный плацдарм векторального треугольника Казахстан-США-Пакистан с постепенным вытеснением и без того слабого российского влияния в Пакистане.
Состав Посольства РК в Пакистане был расширен и усилен кадровыми дипломатами и хотя, по количественно-качественному соотношению специалистов значительно уступает Посольству РФ – ведет гораздо более грамотную, а главное – гораздо более активную и насыщенную, дипломатическую работу в рамках политического, экономического, культурного и религиозного взаимодействия, а также – в укреплении связей с соотечественниками.
Начиная с 2021 года значительно возрос товарооборот между Казахстаном и Пакистаном, даже не смотря на влияние пандемии COVID-19, которая оказала значительное влияние на международную торговлю и приход талибов к власти в Афганистане, что затормозило трансфер между Центральной и Южной Азией через его территорию. Более того, Казахстан поддерживает выход пакистанских товаров на рынки ЕАЭС, что является своего рода ноу-хау для стран-участниц Организации. Ни много, ни мало – с 2023 года начались разговоры о «Новой Эре» в экономическом сотрудничестве между Казахстаном и Пакистаном. Стоит отметить, что в конце апреля 2023 года состоялось открытие «Дома Казахстана» в городе Лахор (столице пакистанской провинции Панджаб – бизнес-центре страны), в котором будут представлены отделы по развитию сотрудничества в области туризма, культуры, образования, торговли и инвестиций с возможностью оказания поддержки по вопросам предоставления казахстанской визы. Посол Казахстана Ержан Кистафин выразил уверенность, что «Дом Казахстана» будет служить укреплению двустороннего сотрудничества и сближению народов двух стран. Что немаловажно – в это же время в Исламабаде проводилось знаковое мероприятие – дипломатический прием в честь 75-летия российско-пакистанских отношений, организованный Посольством РФ в Пакистане, где соответственно – посол Казахстана отсутствовал. С учетом того, что оба мероприятия готовились заранее – даты можно было при желании сторон согласовать. Также и на дипломатическом приеме в честь Дня России посол Казахстана отсутствовал, с учетом того – что обычно на российских мероприятиях подобного уровня принимают участие делегации лояльных стран. Стоит отметить, что российская дипломатия оказалась в такой ситуации тактичнее, и 25 октября 2023 года приняла участие в Дипломатическом приеме, организованном Посольством Казахстана в Исламабаде в честь Дня Республики (интересный шаг был сделан год назад к возрождению этой знаменательной даты страны и смещению акцента на празднование именно его, а не Дня Независимости Казахстана, как признания самодостаточности государства). Стоит отметить, что организованный прием был крайне широким по своему размаху: присутствовали казахский Дом моды «Тарбия» с выступлением моделей на подиуме, ансамбль домбристов и выставка ювелирных и национальных изделий от Союза ремесленников Казахстана, с концертной программой выступила певица Гульзар Габдрахман, а также был организован национальный стол от популярной сети казахских ресторанов "Бауырдак". Указанный масштаб слабо согласуется с уровнем Посольства РК в Пакистане и уровнем отношений между странами, при том, что празднование проходило в идентичном составе два дня: первый – в Исламабаде, второй – на базе нового «Дома Казахстана» в Лахоре, что автоматически увеличило затраты более чем вдвое.
Стоит отметить, что Казахстан традиционно развивал и военное сотрудничество с Пакистаном. Начиная с 2005 года реализовывалось соглашение о подготовке казахстанских военнослужащих в пакистанских военных школах и курсах подготовки военных наблюдателей ООН в Международном центре мира и стабильности в Исламабаде. В рамках ШОС также происходит военное слаживание армейских группировок стран. Однако, в 2021 году было подписано дополнительное соглашение: План двустороннего военного сотрудничества на 2022 год, включающий в себя мероприятия по военной подготовке и образованию.
Культурно-гуманитарное сотрудничество также быстро развивается. Осуществляется оно в рамках научно-исследовательской организации Комитета по научно-техническому сотрудничеству при Организации Исламского Сотрудничества (КОМСТЕК ОИС) и Комиссии по науке и технологии для устойчивого развития Юга (COMSATS). 21-22 декабря 2020 года в Исламабаде состоялся значимый «Глобальный Форум аль-Фараби» - международная научно-практическая конференция, посвященная научно-гуманитарному наследию Абу Насра аль-Фараби, и приуроченная 1150-летию со дня рождения великого ученого и мыслителя. Глобальный Форум прошел под эгидой Правительства Республики Казахстан и Организации Исламского Сотрудничества (ОИС) в лице Постоянной комиссии по вопросам сотрудничества в сфере науки и технологий (КОМСТЕК) при патронаже и с участием Президента Исламской Республики Пакистан Арифа Алви. Стоит отметить, что в последние 2-3 года в Пакистан регулярно прилетают казахстанские деятели культуры и спортсмены, в том числе – для участия в соответствующих состязаниях.
В рамках межрелигиозного сотрудничества 6 мая 2023 года по приглашению Главы Исламского исследовательского института Исламабада, профессора, доктора Мухаммада Зия Уль Хака, Чрезвычайный и полномочный Посол Республики Казахстан в Исламской Республике Пакистан Ержан Кистафин в качестве почётного гостя принял участие в работе «Второй международной исламской конференции по национальному согласию во имя мира, инклюзивному образованию, социальной реконструкции и устойчивому экономическому развитию». 8 ноября 2023 года были утверждены Концепции развития Съезда лидеров мировых и традиционных религий на 2023-2033 гг.
Стоит уточнить, в чем интерес Глобального Запада (в том числе США) в казахско-пакистанских отношениях?
· Функционирование треугольника Пакистан-Китай-Казахстан (с упором именно на Китай) не выгодно на Западе. Еще более не выгодно развитие ситуации с реализацией индийского окна возможностей в связке: Индия-Афганистан-Казахстан-Россия. Активизация и потенциальная реализация казахстанско-пакистанских отношений в русле интересов США позволит создать новый центр нестабильности в Средней Азии (стоит отметить – что часть казахстанской молодежи, выходившей на протесты в январе 2022 – это именно идеологи американизации казахстанского общества).
· Неудачи во взаимодействии с Кыргызстаном и Узбекистаном в последние годы, а также – постоянный нейтралитет Туркменистана вынудил Вашингтон действовать через Астану и Исламабад в деле возможного одновременного давления на Центральную Азию с севера и юга. Частично с этим же связана реанимация власти кланов Шарифов в Пакистане.
· Коридоры Юг-Север. В рамках прямого воздействия и без дипломатического скандала США не может попасть на территории Ирана или Китая и вмешаться во внутренние дела стран (ввести своих игроков) или оказать негативное влияние на выстраивание данных коридоров. Однако, согласно договорам между Казахстаном и Пакистаном, основные логистические маршруты пойдут как раз по интересным Вашингтону регионам. Западная ветвь: Пакистан-Иран-Каспий-Казахстан, Восточная ветвь: Пакистан-Синьцзян (Китай)-(Кыргызстан?)-Казахстан. Как показывает практика, таким образом в составе «караванов» можно перемещать необходимое оборудование, материалы, технику, специалистов и прочее, в том числе – создавая нелегальные базы и пункты их накопления.
· Потенциальная точка военной активности – Кашмир. С минимизацией российского влияния в Пакистане (А при активизации казахстанского – это вполне возможно. К примеру, несколько лет назад общающегося на русском языке иностранца могли принять за европейца, иранца, филиппинца, даже китайца; то в последние годы нередко называют казахстанцем, что доказывает укрепление позиций Казахстана через призму СМИ в пакистанском мироощущении, запоминании данной страны как положительной по отношению к пакистанцам) разогрев данного конфликта вполне возможен (как на фоне возможного прихода к власти в феврале 2024 года проангло-саксонского клана Шарифов, так и на фоне проигрыша Украины) с тем, чтобы разломать систему нового многополярного мира, выстроенного на основе БРИКС и ШОС. Дело в том, что если страны мира разделились по отношению к событиям на Украине и в секторе Газа практически идентично (с небольшими несостыковками), то деление мира при Кашмирском конфликте будет совершенно иным, что укрепит Глобальный Запад.
Таким образом, несмотря на то, что Казахстан как независимая страна безусловно имеет полное право на проведение независимой внешней политики (что определено в том числе и документом «О Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020 – 2030 годы»), в том числе – и многовекторной, соответствующей высказыванию Д.С. Пескова об информационных войнах, тем не менее – часть шагов Казахстана в пакистанском направлении так или иначе обусловлена влиянием Глобального Запада, который за счет Астаны рассчитывает решить свои проблемы в Южной и Центральной Азии, в том числе – и в противостоянии с Россией. А также имеет шанс – потенциально разрушить саму идею многополярного мира, что безусловно сильно ударит и по Казахстану. Стратегия России, занявшей наблюдательную позицию в данной ситуации, не очень понятна и объяснима.
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0