К дискуссии о феминистском движении в Пакистане
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Движения за права женщин в Пакистане исторически сформировались в ответ на колониализм, национализм, диктатуру, исламизацию и другие феномены национальной и глобальной реконфигурации власти. Образ «идеальной пакистанки» претерпевал радикальные изменения в период всего существования независимого государства, варьируя от светско-европейского до закрытого-традиционного и обратно.
Источник: Reuters
Эволюционно, развитие пакистанского феминизма и изменение образа женщины проходило в три этапа:
1. С момента обретения независимости до начала правления Зия уль Хака (1947-1977)
2. Правление Зия уль Хака и последующий переходный период (1977-1999)
3. Начало диктатуры Мушаррафа по сегодняшний день (с 1999)
Предыстория
Самое начало политической борьбы женщин за свои права в тогда еще Британской Индии было положено в начале 20 века одновременно с подобными процессами в Великобритании и началом борьбы за независимость. К феминисткам периода Британской Индии, которые продолжили свою деятельность после образования Пакистана в 1947 году можно отнести: Атию Рахамин-Физи и ее сестру Назли Бегум – писательницы и борцы за женское образование, которых поддерживал поэт и общественный лидер Мухаммад Икбал, Фатиму Джинна – сестру основателя Пакистана Мухаммада Али Джинна, которая была оперирующим стоматологом, и позднее – политиком, Раану Лиакат Али Хан - супруга премьер-министра Лиакат Али Хана, которая занималась экономическими и политическими вопросами в жизни женщин, первой женщиной-мусульманкой-делегатом в ООН в 1952 году, Зейбунниса Хамидулла – первая англоязычная писательница и редактор в Пакистане, единственная индийская мусульманка, ведущая колонки в индийской газете и другие. [1] Зейбунниса Хамидулла говорила: «Женщины должны иметь право комментировать любую информацию, в том числе политику» и ее речь была услышана – она стала первым женщиной-политологом в Индостане. Период раздела Британской Индии на собственно Индию и Пакистан не прошел безболезненно – в том числе, в нем пострадало огромное количество женщин. Что и положило начало первому этапу феминистического движения в стране.
Начало: 1947-1977гг
Фатима Джинна – лично лоббировала в правительстве Пакистана принятие закона о создании Комитета помощи женщинам, который впоследствии трансформировался во Всепакистанскую ассоциацию женщин (APWA), существующую до сих пор. Официальным основателем APWA (1949г) стала Бегум Раана Лиакват Али Хан. Как она отметила: «Это Всепакистанская женская ассоциация, полностью аполитичная и без различия касты, вероисповедания или цвета кожи, организованная с целью координации всех усилий и политики для культурного развития, социального подъема и образовательного прогресса женщин Пакистана. Впоследствии APWA получила Премию ЮНЕСКО за грамотность среди взрослых в 1974 году, а затем Сертификат посланника мира в 1987 году [3]. Уже в 1948 году пакистанки сумели добиться принятия закона, который, впрочем, соответствует законам шариата (исламское право), признавшего право женщины наследовать все формы собственности. При этом, в 1956 году провалилась поправка к Конституции о включении в нее Хартии прав женщин. Однако, в 1961 году в пакистанском Правительстве была поддержана социально-правовая реформа по семейным отношениям, касающаяся вопросов брака и развода. В 70-е гг феминистские настроения достигли своего пика. Приход к власти Зульфикара Али Бхутто не только дал женщинам свободу на получение образования, но и на работу в рамках программы «Исламского социализма». Стоит отметить, что большинство женщин-феминисток данного периода происходили из богатых индостанских семьей (наследников колониальной эпохи), получали образование заграницей и имели влиятельных родителей и/или супругов. В определенной степени именно поэтому их голоса были услышаны и развитие феминизма было возможно.
Регресс: 1977-1999гг
Приход к власти генерала Зия уль Хака, активно рекламировавшего «возвращение к исламским истокам», а по факту – пропагандировавшего американскую версию исламизма, использовавшуюся для создания Талибана, разрушил многие достижения пакистанских женщин. Новосозданные законы предусматривали наказания в виде побивания камнями или порки для женщин в случае прелюбодеяния (в отличие от доказательной нормы шариата было достаточно просто подозрений или сплетен), при этом – в отношении мужчин-прелюбодеев, даже постоянных и доказанных, закон бездействовал. Законы названные Кисас и Дияс позволяли уходить от ответственности тем, кто совершал убийства чести (которые по законам ислама запрещены). В целом – законы против женщин носили флер радикального исламизма (насаждаемого в ту пору в Афганистане и Северо-Западной провинции Пакистана американскими инструкторами), но не ислама. [2] В ответ на насильственную исламизацию (даже скорее радикализацию либерального пакистанского общества и либерального подхода к религии) пакистанские женщины: артисты, врачи, учителя, писатели активизировали протесты. В сентябре 1981 году был организован Форум по защите интересов женщин (WAF) – сеть из 15 молодых активисток, выступающих за обеспечение прав женщин во всех сферах. [4] 12 февраля 1983 года на улицах Лахора Ассоциация женщин-юристов Пакистана и Форум организовали марш против дискриминационных законов. Участниц атаковала полиция, были применены дубинки и слезоточивый газ. Этот день вошёл в историю Пакистана, как «чёрный день прав женщин». Теперь именно в этот день Пакистан отмечает Национальный женский день. Зохра Юсуф, одна из родоначальниц движения так вспоминает эти дни: «В восьмидесятые годы WAF боролась не только против дискриминационной политики режима Зия, но и за понимание со стороны общества в целом, включая средства массовой информации, которые в целом пренебрежительно относились к женскому движению. Часто наше движение становилось предметом сексистских шуток. Фактически, WAF поставила вопрос о статусе пакистанских женщин в повестку мировых СМИ. Десятки западных журналистов искали членов WAF, чтобы получить представление о дискриминационных законах и их реакции». В настоящее время Форум продолжает традиции адвокатуры и защиты прав женщин, контактов со СМИ, лоббирует защищающие женщин страны законы.
Ренессанс: 1999-настоящее время
Несмотря на то, что в 1999 году к власти в Пакистане пришел очередной генерал (Первез Мушарраф) путем военного переворота убравший откровенно коррупционное правительство Беназир Бхутто, именно при нем начался процесс постепенного восстановления прав женщин в Пакистане.
Так женщины не только получили право на образование, но и на право преподавания, что резко способствовало увеличению числа девочек в школах; создавались места для женщин-полицейских, женщин-военнослужащих и другие. Устранить дискриминационные нормы из пакистанского правового поля удалось лишь в 2006 году принятием Закона о защите женщин и затем в 2008, когда были нейтрализованы навязанные США законы периода радикального ислама и начали активно развиваться пакистанские СМИ. Как сказал президент Мушарраф: «Каждому пакистанцу, будь то меньшинства или женщины, предоставляются равные права в соответствии с принципами Каид-е-Азама». Феминистки 21 века – это женщины, получившие образование начиная с середины 90-х и продолжившие его в либеральном 21 веке, представляющие собой в большей части не элиту, а активный средний класс. [5] Одни из наиболее используемых феминистками слоганов: Ghar ka Kaam, Sab ka Kaam («Домашняя работа — это работа каждого») и Mera Jism Meri Marzi («Мое тело, мой выбор»).
В современном обществе женская активность в Пакистане растет. Так, несмотря на то, что женщины в стране получили право на участие в голосовании на выборах еще в 1956 году, они реально редко его использовали. Закон 2017 года, который предусматривает обнуление итогов выборов на конкретном участке, если в них приняли участие менее 10% женщин, заставил кандидатов активно выводить женщин на выборы в 2018 году. Кстати, та же самая квота на 10% мест в парламенте, закрепленных исключительно за женщинами, также действует и женщины-парламентарии избираются туда отдельными списками.[6] Нигхат Дад, одна из современных активисток феминистского движения заявила: «Вопросы, с которыми сегодня сталкиваются женщины, касаются равенства в общественных местах, права на работу, безопасности на рабочем месте и, самое главное, поддержки инфраструктуры, в то время как предыдущее поколение боролось за политические права, хотя старшее поколение заложило фундамент нового феминистского движения».
В настоящее время пакистанский феминизм представлен двумя основными направлениями: еврофеминизм и исламский феминизм (нисаизм), а также – отдельными женщинами-активистками. Стоит отметить, что подобный раскол оказал негативное влияние на борьбу за права женщин в целом. Участница женских маршей, проходящих ежегодно 8 марта, Гхоусия Ахмад сказала: «Я здесь, чтобы маршировать за человека, которым я был раньше, человека, который стал жертвой патриархата. Я здесь ради всех женщин, которые не выжили. Я надеюсь, что это то, что мы можем продолжать делать, если было время, когда нам нужно было маршировать, то это прямо сейчас». Приход к власти в 2018 году партии Пакистан Техрик Инсаф и премьер-министра Имрана Хана и проводимая им политика в области прав женщин могла бы сблизить эти направления и придать новый толчок развитию данной тенденции, но в условиях современного политического кризиса (равно как и разразившейся за 2 года до этого пандемии COVID-19) сгладить и оптимизировать ситуацию не удалось.
Список источников и литературы
1. Баканова М.В. За пардой, Торонто: Альтаспера Паблишинг, 2018. 372 с.
2. Баканова М.В. Вдоль караванной тропы, Торонто: Альтаспера Паблишинг, 2019. 456 с.
3. Официальный сайт Всепакистанской ассоциации женщины (APWA) URL: http://apwapakistan.com/
4. Официальный сайт Женского форума действий (WAF) URL: http://www.wafkarachi.com/
5. Alice Sue The rising voices of women in Pakistan // National Geographic. 2019. 6 February
6. Rubina Saigol Feminism and the Women’s Movement in Pakistan. Actors, Debates and Strategies, Islamabad: Friedrich-Ebert-Stiftung Pakistan Office, 2016. 60 pp
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0