БРИКС, ШОС, ЕАЭС – основа нового миропорядка. Союз Дружественных стран
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
К настоящему времени система международных отношений, казавшаяся устойчивой и непоколебимой еще лет 20 назад, достигла полной разбалансировки. ООН, заявленная как международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами, стала прикрытием для доминирования и реализации неоколониальных тенденций части стран, утратив свое независимое экспертное мнение. Собственно говоря, если по результатам Второй Мировой войны ООН была весьма прогрессивным инструментом, но к настоящему времени она скорее регрессирует. Соответственно, как когда-то неэффективная Лига Наций была ликвидирована, так и ООН может постичь та же участь. Однако, ситуация в мире такова, что без эффективного международного права и взаимодействия между странами Земле будет угрожать не только погружение в комплекс конфликтов и стычек вплоть до III Мировой войны, но и полная аннигиляция.
Источник: Reuters
Современные тенденции развития различных стран не только разнонаправленны, во многом – они являются противоположными и взаимоисключающими векторами. Так, условный коллективный Запад проводит политику неоколониализма, продолжая выкачивать природные и человеческие ресурсы из стран-доноров. Лидеры стран коллективного не-Запада стремятся к реальной, а не декларируемой, многополярности. Большинство развивающихся стран проходят весьма жесткий сценарий повторной деколонизации, выражающийся в экономических кризисах, продовольственной небезопасности, политических пертурбациях вплоть до насильственной смены власти, революций и гражданских войнах; когда старые колониальные элиты не хотят терять власть и поток денежных средств и запрашивают помощь метрополий. В сложившейся ситуации первую скрипку безусловно должна была сыграть ООН, но она предлагает единственным выходом – формирование однополярного мира с полной и абсолютной гегемонией США. Соответственно, уже сейчас необходимо задуматься о постООНовском мировом устройстве, которое вполне логично может базироваться на основе международных организаций 21 века – БРИКС, ШОС и ЕАЭС.
Нельзя сказать, что указанные организации не имеют внутренних противоречий и проблем, однако – их центростремительные тенденции гораздо выше центробежных. Это же доказывает тот факт, что за последний год число желающих присоединиться к ним в разных форматах выросло в разы и даже начало осуществляться. Основными объединяющими моментами можно назвать: развитую векторность и многополярность, зоны роста мировой экономики, богатый человеческий и ресурсный потенциал, формирование относительно единых традиционных ценностей и др.
Естественно, что взаимодействие стран в каждой из этих трех организаций выстроено по-разному. БРИКС можно считать основой экономической безопасности. Изначально она и формировалась как некая площадка экономического диалога и лишь затем приобрела дополнительные функции. Основателями БРИКС были 4 страны: Россия, Китай, Индия и Бразилия, к которым довольно быстро присоединилась ЮАР. По состоянию на май 2023 года в состав организации хотели бы войти еще 30 стран, несмотря на то, что пока о расширении (или даже о возможности расширения) формата БРИКС речи не идет. Основным достижением организации можно назвать создание экономических институтов: Нового банка развития и Пула условных валютных резервов. Таким образом, БРИКС обеспечивает формат внешнеэкономической линии.
ШОС изначально формировалась как организация безопасности в регионе от Москвы до Пекина, с последующим расширением до Южной Азии, а в настоящее время – и до Ирана. Однако, количество стран-наблюдателей и партнеров по диалогу весьма велико и фактически – охватывает все развивающиеся страны с более-менее устойчивым правительством и экономикой. Расширились и задачи ШОС, которые к настоящему времени включают в себя не только вопросы безопасности, но и развитие экономических связей и торговых маршрутов, решение геополитических проблем, выстраивание диалога в научно-технической, образовательной и экологической повестке. Таким образом, можно сказать, что ШОС обеспечивает внешнеполитической и международной гуманитарной службы.
ЕАЭС представляет из себя организацию регионального экономического сотрудничества, однако в последнее время и к ней стремятся присоединиться страны из весьма удаленных уголков Земли, не имеющие со странами-основателями сколько-нибудь общих границ.
Начало сближения БРИКС и ШОС (не смотря на то, что часть стран в них общая) было заложено в Уфе в 2015 году. По линии Деловых советом организаций контакты стали регулярными. С 2017 года БРИКС заинтересовался инициативами ЕАЭС и китайским проектом «Один пояс – один путь». Стоит отметить, что в опубликованной 31 марта 2023 года Концепции внешней политики РФ в отдельных пунктах оговорены основные тенденции и перспективы потенциального развития мира с акцентом на многополярность, противодействие неоколониальным процессам, обесценивании роли ООН и создание нового справедливого мира с опорой на БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), РИК (Россия, Индия, Китай) и других объединений «с весомым участием России».
С учетом тенденций ООН занимать исключительно прозападную позицию и активному развитию новых международных «игроков» 21 века можно предположить, что БРИКС, ШОС и ЕАЭС положат начало не только формированию нового полицентричного миропорядка, но и новой международной организации.
Условное название новой международной организации может быть – Союз Дружественных стран (СДС). С ключевым словом – «Дружественных», что подразумевает не только реальную, а не декларируемую дружбу, но и равноправие, и учет национальных интересов, и невмешательство во внутренние дела.
Устройство СДС с учетом потребностей стран и тенденциями современности должен несколько отличаться от ООН. Формально весь мир можно разделить на 10 устойчивых регионов:
1. Россия + СНГ и ЕАЭС (и возможно Афганистан)
2. Китай + Юго-Восточная Азия, Монголия и КНДР
3. Индия + Южная Азия (под вопросом включение Пакистана и Мьянмы)
4. Бразилия + Южная Америка
5. ЮАР + Южная и Центральная Африка
6. Индонезия + островные государства ЮВ Азии и Тихого океана
7. Страны от Турции до Ирана (Пакистана) – Азиатский исламский пояс
8. Страны Северной и частично Центральной Африки – Африканский исламский пояс
9. Мексика + страны Центральной Америки и Гвинейского залива.
10. Потенциальное место для стран, в настоящее время входящих в глобальный Запад.
Эти регионы сформируют так называемую «ромашку», каждый лепесток в которой представляет собой объединение стран с относительно общими историческим, политическим, торговым и культурным развитием регионов, концентрацией одного или двух типов религий (сосуществующих относительно мирно) или мировоззрений, общими региональными проблемами и принципами их решения и потенциальными возможностями развития. Естественно, регионы – «лепестки ромашки» не останутся замкнутыми сами на себя. Для решения глобальных проблем и задач они будут объединяться в общую сессию, аналогичную Генеральной Ассамблее ООН. Также стоит отметить, что «регионы-лепестки» не должны формироваться как жесткие структуры, несмотря на то, что страны в них наиболее взаимосвязаны, горизонтальные связи между «лепестками» вне общего формата также должны будут развиваться. Например, формат ЛАГ, Средняя Азия-Афганистан-Пакистан и другие.
Концентрационной силой новой международной организации безусловно выступят локомотивы: ШОС и БРИКС. Исключительным центром должны выступить страны БРИКС – первая пятерка «лепестков», в двух вероятно могут быть Индонезия и Мексика, еще в двух – глобального лидера нет и в условиях, когда его выявить будет невозможно может быть предложен вариант сменяемости в рамках региональных выборов представителя. Вокруг Центра необходимо выстроить дополнительную систему концентрации, включающую 2 или 3 страны – региональных лидера.
С учетом трагичного опыта «концентрации власти» в одних руках на примере ООН (Штаб-квартира в Вашингтоне) с невыдачей «неугодным» виз и т.п., главный офис СДС оптимально сделать «мигрирующим» - перемещающимся раз в несколько лет по странам Центра. Что не только не даст лишнего соблазна концентрации власти, но и сформирует реальную многополярность, будет содействовать развитию всех стран и регионов, поможет подготовить специалистов международного уровня во всех странах.
Таким образом, крах ООН не означает краха мирового порядка. Новая международная организация на основе существующих БРИКС и ШОС вполне в состоянии быть сформирована не только в рамках нового мира, но и в рамках избегания ошибок ООН и существования в новых правилах реальности.
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0