Американский порт в Пакистане: интересы России и Китая
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На прошлой неделе со ссылкой на Financial Times в новостях распространилась новость о постройке / передаче в аренду США пакистанского порта. При том, что американские официальные лица никаких подтверждений ей не высказывали, а пакистанские и вовсе отрицали нечто подобное.
Передача порта увязывается с возможной сделкой по минералам, которая заключена между Пакистаном и США при содействии военных и предполагает постройку также железнодорожной ветки от порта до мест разработки минеральных ресурсов. Так сказать, полный комплект инфраструктуры: от добычи до экспорта.

Источник: Reuters
В настоящее время в Пакистане имеется два международных порта: Карачи – крупный город, который развивался как порт-дублер Бомбея (совр. Мумбай) со времен открытия Суэцкого канала во времена Британской Индии и Гвадар – современный глубоководный порт вблизи границы с Ираном, переданный в аренду Китаю и сталкивающийся с целым рядом проблем в своем развитии. Пасни, претендующий на роль американского порта в настоящее время представляет из себя небольшой городок с портом местного значения. Таких городков с населением менее 50 тысяч на побережье Аравийского моря в Пакистане довольно много.
Но у Пасни, расположенного почти посередине между Карачи и Гвадаром, есть несколько существенных преимуществ. Рыбный порт Пасни, открытый около 35 лет назад, обладающий некоторым количеством инфраструктуры. Помимо порта он обладает и аэропортом, в том числе – военным и действующими военным базами вблизи города. На небольшом удалении протекает река и построено водохранилище, что дает городку стратегическое преимущество во время сухого сезона и обеспечивает снабжение питьевой водой. Кроме того, рядом расположен крупнейший остров Пакистана Астола, который потенциально может служить территорией для основания изолированной морской базы.
Хотя уже и с портом наблюдаются проблемы: помимо того, что он изначально был построен для небольших рыбацких судов и подход глубоководных кораблей к нему был невозможен, с начала 21 века он страдает от заиливания. Начиная с 2010 года заиливание приняло систематический характер, и рыбаки в последние 15 лет вынуждены швартоваться в ближайшем Гвадаре. Таким образом, Пасни – это своеобразный «кот в мешке» для Вашингтона, буде тот примет решение в его пользу, которое – смотрим выше – не только не принято, но и официально не озвучено. Сложно сказать и о возможности углубить порт, сделав его доступным для крупных морских судов.
При этом, у США действительно может быть заинтересованность даже в таком пакистанском предложении относительно порта, путь и требующего значительных инвестиций. В июле 2025 года после весьма интенсивных переговоров в Вашингтоне была заключена двусторонняя сделка между США и Пакистаном. Трамп, известный своей активностью в социальных сетях, опубликовал пост об этом 30-31 июля. Хотя, полностью содержание соглашения не раскрыто, известно, что оно касается разведки и потенциальной разработки нефтяных месторождений (актуален в этом плане шельф Белуджистана, где и расположен Пасни), а также – добычи редкоземельных металлов, торговых пошлин, цифровой инфраструктуры. Т.е. как минимум – географическое расположение порта уже выгодно американским компаниям. Другой вопрос, геологоразведка в Пакистане находится на довольно низком уровне, чтоб достоверно утверждать о наличии месторождений нефти в данном районе. Медь и сурьма, совместная разработка которых также обсуждалась, в настоящее время добываются в ограниченном количестве, которое явно не дотягивает до нужд Вашингтона. Кроме того, окончательные запасы месторождений также не установлены, а их добыча и очистка требует значительной модернизации. Также неизвестна позиция белуджей, которые активно (в том числе – действиями в виде террористических атак) протестуют против присутствия иностранцев (в настоящее время китайцев) на своих исторических землях и разработки своих недр. Насколько лояльнее они отнесутся к США и сможет ли армия Пакистана обеспечить безопасность американских граждан – большой вопрос. А ведь речь идет о крупных вложениях в месторождения и постройке железнодорожной ветки.
Можно рассуждать о геополитических выгодах США – морской порт вблизи иранской границы казалось обеспечит преимущество Вашингтону. Однако, реальным оно может стать только в случае одновременной постройки американской военной базы. Что уже в свою очередь будет под вопросом для пакистанской стороны. Конечно, использование острова Астола может снять противоречия между Вашингтоном и Исламабадом, но об этом серьезных дискуссий в настоящее время не проводится. Тем более, что у США в регионе уже есть достаточное количество военных баз самого разного назначения.
Со стороны Пакистана стремление к высокой степени диверсификации понятно. Правительство Шарифов старается играть на высоких ставках, принимая и развивая предложения слишком различных игроков: Китай и США, Саудовская Аравия и Иран, Россия и Украина и др., что образует достаточно опасные качели, которые вкупе со внутренней нестабильностью могут поставить под угрозу само существование страны.
С учетом того, что официальное правительство Пакистана в настоящее время отрицает передачу Пасни США, реакцию Пекина на вбросы FT вряд ли возможно получить. В рамках сравнения Гвадара и Пасни, понятно, что последнему противопоставить практически нечего и развивать его нужно долго и упорно, к чему администрация Трампа вовсе не стремится. Пожалуй, существенным довеском в пользу Пасни может стать только официальный возврат афганской базы Баграм американцам. Тогда, набор политических выгод реально может перевесить недостатки порта и вынудить частные американские компании вложиться в него.
Стоит отметить, что есть и риски ухудшения американо-пакистанских отношений, которые могут оттолкнуть потенциальных инвесторов Пасни. Несмотря на тарифы и пошлины, которые существенно снижены для Пакистана и повышены для Индии, именно Дели остается ключевым партнером США в регионе Южной Азии. Колоссальная территория с ресурсами и полуторамиллиардное население – это то, что необходимо США для собственного устойчивого роста. Индия остается членом QUAD, организации противодействующей Китаю, тогда как Пакистан несмотря на укрепление отношений с США не отказываются от китайских проектов. Более того, может так случиться, что во время постройки порта Пасни, будут задействоваться мощности соседнего «китайского» Гвадара, что для Трампа мало желательно. Торговый спор между Вашингтоном и Дели может быть урегулирован в ближайшей перспективе: Трамп планирует «восточное турне» в ближайшем будущем. В начале декабря в Индию, вероятно, летит и президент России, и какие предложения будут более выгодны Моди – заранее сказать сложно. Эксперты из Индии в целом расценивают отношения Пакистана и США как некий «непродолжительный флирт». О чем можно говорить с долей уверенности, так о стратегическом партнерстве Пакистана с Китаем, укреплении деловых связей с США и оборонном сотрудничестве с Саудовской Аравией. Но уровень шаткости последних двух пока не установлен. Впрочем, интересы России, хоть и не очень большие, в Пакистане есть. Есть и обратный интерес Исламабада к Москве, который хотя и несколько завуалирован (роль Индии никто не отменял, а особенно – весеннего обострения), но реален. Особенно с его стремлением войти в ЕАЭС и БРИКС.
При этом, на побережье Пакистана есть и еще ряд портов уровня Пасни, которые, возможно, даже более перспективны и которые в случае укрепления курса правительства на «продажу / передачу в долгосрочную аренду» можно будет предложить другим странам. Ведь диверсификация в стране намечается максимально широкая. Так, еще более близким чем Гвадар к Ирану является порт Дживани. Он обладает реальным стратегическим значением и как приграничная зона и как место пересечения оживленных морских трасс. Также обладает базой ВМС Пакистана, аэропортом и активным морским портом, к которому «прикреплены» ряд рыболовных заводов. Дживани имеет гораздо большее значение и существенно лучше развит, чем Пасни, хотя и обладает меньшим населением. Но именно поэтому, вряд ли будет предложен какой-либо стране. Хотя имеются сообщения о том, что Дживани может стать совместной военной базой для Пакистана, США и Китая. России, с ее историческим и современным политическим движением к Ирану и странам Залива, Дживани также может быть интересен.
Ормара – основное место базирования ВМС Пакистана. База была открыта в 2000 году Первезом Мушаррафом. Считается основным местом базирования пакистанских подводных лодок, которые постепенно выводятся из Карачи. Часть финансирования при постройке базы возможно несла Турция, возможно и сейчас за Анкарой закреплены некоторые мощности порта, уровню партнерства стран это не противоречит. Население Ормары преимущественно военное или вспомогательных структур, не более 20 тысяч человек. Имеется небольшой аэропорт и несколько прибрежных деревень. Из Ормары довольно удобно контролировать ситуацию на расположенных вблизи Пасни и Астолы. Как преимущественно военный объект, Ормара вряд ли когда-то выступит предметом международного торга, а вот вхождение в нее ограниченного саудовского контингента ввиду заключенного оборонного соглашения представляется возможным, даже в ближайшей перспективе. Под вопросом остаются пока неоформленные военные контакты с Турцией и Азербайджаном, а также – основным поставщиком и помощником в подводном судостроении Китаем.
Более интересна ситуация с мини-портом Сонмиани. Расположенный в самой северной точке Аравийского моря он является конечной точкой самого длинного предполагаемого пути по прямой над водой, заканчивающегося в России на полуострове Камчатка. Но это небольшое лирическое отступление. В реальности Сонмиани длительное время был оживленным морским портом и торговым центром, обеспечивающим торговлю в Южной Азии и связывающим ее с регионами Центральной Азии. Однако, заиливание реки Уиндер и развитие близлежащего Карачи сильно сократило возможности города и его население. При этом – в настоящее время Сонмиани имеет стратегическое значение для Пакистана. Здесь расположен Космический центр страны, полигон для летных испытаний и ведется дискуссия о строительстве терминала для СПГ. Последнее – сильный довод для Москвы рассмотреть вопрос о сотрудничестве именно с данным портом, тем более, что российские технологии очистки от ила вполне могут справиться с основной проблемой Сонмиани и выстроить крупный глубоководный порт, а также – сформировать резервную российскую военную базу на Аравийском море (сложно сказать насколько Пакистан к этому открыт, но вопрос решаем с возможным созданием рукотворного острова). Естественно, гипотеза нуждается в активной проработке с задействованием обеих сторон и обеспечении взаимного интереса, однако – она вполне жизнеспособна. Тем более, что к пересмотру и улучшению отношений с Россией Пакистан сейчас также открыт.
На побережье Пакистана есть и еще некоторое количество рыбацких деревень с возможным развитием их до уровня регионального или даже международного порта, однако – все они требуют значительных вложений и в настоящее время не рассматриваются как инвестиционный потенциал, особенно с учетом направленности правительства Синда на сохранении культурного потенциала провинции, ограничении промышленного развития и туризма.
Так или иначе, однозначно сказать о передаче США порта Пасни пока сказать нельзя. Скорее, здесь выгода риски пока колеблются в районе паритета для обеих сторон и куда качнется стрелка весов зависит от многих факторов. При этом, Пакистан осознанно пытается развивать прибрежную зону как зону международного экономического и военного сотрудничества, что дает неплохую надежду на создание сети крупных портовых зон на побережье, помимо Карачи с его весьма сложными коррупционными связями. Данные проекты, если их удастся реализовать и сохранить нейтрально-дружеские отношения со всеми участниками, действительно могут оказаться полезными для развития экономического и политического потенциала Пакистана. Для международных участников, в случае если они смогут урегулировать свои интересы и отношения, подобная сеть станет удобным инструментом морских с выходом на сухопутные связей между странами и выгодной инвестицией. Возможно, наиболее перспективен именно потенциал взаимодействия крупных мировых игроков: России, Китая и США на территории Пакистана.
Независимый журналист, писатель, аналитик в области гендерной политики и международного сотрудничества (Пакистан)
Блог: Блог Марины Бакановой
Рейтинг: 0
