Международное экологическое сотрудничество в Арктике
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Экологические вызовы в Арктическом регионе требуют скоординированных действий всего мирового сообщества, но в первую очередь ответственность за решение стоящих перед Арктикой проблем ложится на арктические государства.
В настоящее время изменение климата заметно по всему земному шару, однако существуют регионы, которые наиболее уязвимы к происходящим процессам потепления, и Арктика находится в их числе.
Источник: Unsplash
Мониторинг изменений температуры воздуха в Арктике показывает, что в 2021 г. положительная аномалия среднегодовой температуры была выше нормы на 2,9°С. Несмотря на то, что данный показатель меньше, чем в 2020 г., а темпы роста температуры в целом снижаются, потепление в Арктике уже привело к значительному сокращению ледяного покрова, и велика вероятность полного исчезновения массива льда Арктики уже к 2050 г. (хотя еще в 2012 г. прогноз ориентировался на 2060 г.).
Еще одним вызовом, стоящим как перед арктическими, так и перед нерегиональными государствами, является таяние вечной мерзлоты. Оно приводит к эрозии почвы, вынужденным изменениям в образе жизни и местах расположения населенных пунктов коренных народов Арктики, которые вынуждены «отступать» в связи со все большим затоплением прибрежных территорий.
Повышающаяся температура и вызванные ею изменения как на арктических сухопутных территориях (зоны вечной мерзлоты), так и в морских пространствах (шельфы морей) выявляют еще одну, не столь явную, но не менее тревожную проблему — высвобождение метана, который может быть на 25% более сильным разрушителем озонового слоя, чем углекислый газ.
Еще одной угрозой в Арктике выступает загрязнение окружающей среды, не способной быстро адаптироваться под расширяющуюся экономическую деятельность в регионе. Скапливание загрязнений на ограниченных территориях, в пределах которых происходит эксплуатация и разработка месторождений полезных ископаемых, а также обработка добытого сырья, влечет за собой серьезные экологические проблемы.
Обозначенные вызовы в Арктическом регионе несут в себе угрозу не только для арктической экосистемы, но и для климатической системы всего земного шара. Данные процессы необратимы, однако успешная адаптация к происходящим изменениям и смягчение их негативных последствий во многом зависят от эффективного осуществления международного экологического сотрудничества.
На сегодняшний день международное экологическое сотрудничество в Арктике поставлено на паузу. Проекты, разрабатывавшиеся и реализовывавшиеся в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона и Арктического совета, заморожены на неопределенный срок в связи с изменившейся политической обстановкой. При этом экологические проблемы региона еще далеки от полного устранения, появляются новые вызовы и задачи, решение которых невозможно без координации и объединения усилий региональных государств. Прекращение рядом западных стран сотрудничества с Россией не может не отразиться как на экологической ситуации в регионе в целом, так и на уровне жизни коренного населения северных районов, особенно уязвимых к экологической обстановке. В связи с этим восстановление международного экологического сотрудничества, выгодного и для России, и для западных стран — участниц СБЕР и Арктического совета, должно стать приоритетной задачей для правительств всех заинтересованных сторон.
Арктика — регион, уникальный по многим параметрам. Запасы углеводородных и живых ресурсов, значительный транспортный потенциал привлекают внимание многих стран к Арктическому региону. Для Российской Федерации Арктика имеет стратегическое значение. Для рационального и эффективного освоения арктических территорий, а также для дальнейшего устойчивого развития региона необходимо принимать во внимание уязвимость природы Арктики, обусловленную ее географическими и климатическими особенностями. Экологические системы Арктики чувствительны к внешним, особенно антропогенным, воздействиям, что в совокупности с активным процессом разработки углеводородных и минеральных ресурсов, рыболовством и развитием инфраструктуры ведет к появлению экологических проблем, успешное разрешение которых невозможно без углубления и совершенствования международного сотрудничества в сфере экологии.
Экологические вызовы и угрозы в Арктике
В настоящее время изменение климата заметно по всему земному шару, однако существуют регионы, которые наиболее уязвимы к происходящим процессам потепления, и Арктика находится в их числе.
Мониторинг изменений температуры воздуха в Арктике показывает, что в 2021 г. положительная аномалия среднегодовой температуры была выше нормы на 2,9°С. Несмотря на то, что данный показатель меньше, чем в 2020 г., а темпы роста температуры в целом снижаются, потепление в Арктике уже привело к значительному сокращению ледяного покрова: увеличивается скорость отступления льда летом, и сокращается время на его восстановление зимой. Согласно некоторым исследованиям, велика вероятность полного исчезновения массива льда Арктики уже к 2050 г. (хотя еще в 2012 г. прогноз ориентировался на 2060 г.).
Еще одним вызовом, стоящим как перед арктическими, так и перед нерегиональными государствами, является таяние вечной мерзлоты. Оно приводит к эрозии почвы, вынужденным изменениям в образе жизни и местах расположения населенных пунктов коренных народов Арктики, которые вынуждены «отступать» в связи со все большим затоплением прибрежных территорий.
Повышающаяся температура и вызванные ею изменения как на арктических сухопутных территориях (зоны вечной мерзлоты), так и в морских пространствах (шельфы морей) выявляют еще одну, не столь явную, но не менее тревожную проблему — высвобождение метана, который может быть на 25% более сильным разрушителем озонового слоя, чем углекислый газ.
С одной стороны, процессы потепления в Арктике открывают новые экономические перспективы и улучшают условия для дальнейшей разработки углеводородных и иных сырьевых ресурсов, значительно облегчают навигацию, но с другой — несут в себе угрозу не только для арктической экосистемы, но и для климатической системы всего земного шара. Данные процессы необратимы, однако успешная адаптация к происходящим изменениям и смягчение их негативных последствий во многом зависят от эффективного осуществления международного экологического сотрудничества. При этом следует отметить, что, принимая во внимание масштаб возможных негативных последствий, такое сотрудничество не может ограничиваться рамками Арктического региона, а должно представлять собой объединенные усилия всего мирового сообщества с учетом региональных особенностей.
Еще одной угрозой в Арктике выступает загрязнение окружающей среды, не способной быстро адаптироваться под расширяющуюся экономическую деятельность в регионе. Скапливание загрязнений на ограниченных территориях, в пределах которых происходит эксплуатация и разработка месторождений полезных ископаемых, а также обработка добытого сырья, влечет за собой серьезные экологические проблемы.
Говоря об арктических территориях России, следует отметить следующие источники промышленного загрязнения: горнодобывающие предприятия в Мурманской области, на Чукотском полуострове, на севере Якутии и Средней Сибири, предприятия цветной металлургии вокруг Норильска, Никеля и Мончегорска, предприятия по обогащению оловосодержащих руд в Якутии и Чукотском автономном округе.
Следы загрязнителей в Арктике обнаружены в воздухе, почве, осадочных породах, в снежном и ледяном покровах. Арктика — это своего рода индикатор как для уже известных, так и для новых загрязнителей. Основные загрязнители в Арктическом регионе включают тяжелые металлы (ртуть, свинец) и стойкие органические загрязнители (ДДТ, ПХД и диоксины), которые испаряются в атмосферу и разлагаются длительное время. Все эти токсичные вещества аккумулируются в пищевой цепочке, переходя в конечном итоге к таким представителям фауны, как полярные медведи, киты и тюлени, в тканях которых ученые обнаруживают все больше и больше токсинов (по данным Норвежского полярного института, уровень содержания ПХД в тканях полярных медведей на архипелаге Шпицберген в 2–6 раз выше, чем в тканях медведей на Аляске и в Канаде).
Данная ситуация представляет угрозу для здоровья представителей коренных народов Арктического региона, традиционный образ жизни которых предполагает рацион, состоящий из добытых на охоте местных крупных животных. Содержащиеся в их тканях токсины негативно сказываются на здоровье коренного населения, что приводит к повышению уровня бронхолегочных, онкологических и кожных заболеваний, а также ведет к ослаблению иммунитета и гормональным нарушениям: к примеру, в крови питающихся мясом полярных медведей инуитов в Канаде и Гренландии уровень токсичных веществ выше, чем в крови населения из более южных регионов.
Несмотря на уникальные климатические, географические и международно-правовые особенности Северного Ледовитого океана, его не обошла стороной проблема пластикового загрязнения морских пространств.
Отдельные территории Арктического региона представляют угрозу распространения радиоактивного загрязнения и характеризуются негативной экологической обстановкой в связи с большим количеством проводимых в прошлом испытаний ядерного оружия, наличием современных военно-морских баз, инцидентами, связанными с затоплением атомных подводных лодок (АПЛ). Среди некоторых источников потенциального радиационного загрязнения в Арктике можно выделить энергетические ядерные установки, атомный ледокольный флот, испытания ядерного оружия на Новой земле, пункты захоронения радиоактивных отходов, добычу и переработку радиоактивного сырья и т.д.
Затопленные АПЛ экологически небезопасны, так как ядерные заряды на их борту изготовлены из оружейного плутония. Также существует риск выброса радиации в случае возникновения самоподдерживающейся цепной реакции в ядерных реакторах. Если такая ситуация произойдет на одной из АПЛ, затопленных в Баренцевом море, то, по оценкам специалистов, рыболовная деятельность будет вынужденно остановлена на полгода. Всего в российских морских районах Арктики затоплены пять АПЛ.
Обеспечение экологически безопасной утилизации ядерных отходов в Арктике — сфера, требующая постоянного осуществления международного сотрудничества. Однако в связи с меняющимися политическими условиями в 2022 г. некоторые аспекты ядерного сотрудничества были приостановлены: в частности, в июне 2022 г. между Россией и Норвегией было заморожено сотрудничество в области ядерной безопасности.
Обозначенные процессы и вызовы в Арктическом регионе требуют скоординированных действий всего мирового сообщества, однако в первую очередь ответственность за решение стоящих перед Арктикой экологических вопросов ложится на арктические государства, обладающие большими возможностями по оперативному реагированию на возникающие проблемы.
Международное экологическое сотрудничество в Арктике в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона
Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был учрежден в 1993 г. как форум межправительственного сотрудничества по вопросам, касающимся региона Баренцева моря. Организационная структура совета включает несколько рабочих групп, и деятельность одной из них полностью сконцентрирована на вопросах окружающей среды: изменение климата, сокращение биоразнообразия и загрязнение.
Рабочая группа по окружающей среде, перед которой стоит задача продвижения экологического сотрудничества, включает две подгруппы: по исключению «горячих точек» и по природе и водам. Деятельность второй подгруппы сконцентрирована вокруг обеспечения устойчивого управления водными ресурсами и водопользования.
Исключение экологических «горячих точек» в регионе Баренцева моря представляет собой совместный финско-шведско-российский проект, в рамках которого были обозначены 42 «горячие точки» в российской части региона и была поставлена задача реализовать инвестиционные проекты, направленные на их постепенную нейтрализацию. Перечень представляющих экологическую угрозу объектов был сформирован в 2003 г. в рамках Программы арктического мониторинга и оценки Арктического совета и Северной экологической финансовой корпорации, а основная деятельность по уменьшению данного перечня ведется в подгруппе СБЕР по «горячим точкам».
Все «горячие точки» располагаются в российской части региона Баренцева моря (в Архангельской и Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Республиках Карелия и Коми) и представляют собой объекты различных секторов: горнодобывающей промышленности и металлургии, теплоэнергетики, водоснабжения и системы сточных вод, целлюлозно-бумажной промышленности.
На настоящий момент 12 «горячих точек» уже исключены из перечня полностью и три частично (последний раз исключение состоялось в 2020 г. — целлюлозно-бумажные предприятия в Архангельской области и предприятия по очистке сточных вод Республиках Карелия и Коми). Более подробное современное состояние работы по «горячим точкам» отражено на данной схеме, представленной на официальном сайте СБЕР:
При этом следует отметить, что в марте 2022 г. Финляндия, Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Евросоюз объявили о своем решении приостановить деятельность, связанную с Россией в рамках объединения.
Международное экологическое сотрудничество в рамках Арктического совета
Арктический совет был создан в 1996 г. восемью арктическими государствами в качестве межгосударственного регионального форума «высокого уровня». Несмотря на то, что, согласно положениям Декларации об учреждении Арктического совета, орган не является международной межправительственной организацией, некоторые эксперты высказывают мнения, что на настоящий момент он приобрел все необходимые юридические атрибуты для соответствия данному статусу.
Основные мероприятия в области международного сотрудничества, в том числе экологического, проводятся в рамках шести рабочих групп. Россия принимала активное участие в инициативах и проектах, разработанных под эгидой каждой из них.
Рабочая группа по устранению загрязнения Арктики ведет деятельность по предотвращению и снижению загрязнения и экологических рисков в Арктике. Среди завершенных инициатив данной группы можно назвать проект Reduction of Black Carbon from Diesel Sources in the Russian Arctic Project, целью которого была выработка комплекса мер по оценке первичных источников черного углерода в российских арктических зонах и формулировке рекомендаций по снижению его уровня.
Рабочая группа по реализации Программы арктического мониторинга и оценки (AMAP) успешно разработала и завершила следующие проекты: «Адаптационные меры в меняющейся Арктике» (при активном участии российских специалистов), «Повышение кислотности Северного Ледовитого океана», «Международная конференция по арктической науке: от знаний к действиям», «Стратегические рамки АМАР 2019+». Необходимо отметить, что в рамках реализации AMAP ведется работа и по мониторингу радиационного загрязнения арктических районов.
Рабочая группа по сохранению арктической флоры и фауны ставит своей главной целью сохранить биоразнообразие Арктики, для чего группой также разрабатываются различные инициативы. Россия участвовала в следующих проектах: «Сохранение биоразнообразия в меняющейся Российской Арктике» (хотя данная инициатива и была отложена), «Арктические перелетные птицы», «Скотоводческие хозяйства: повышение устойчивости пастбищных систем и стабильности жизнеобеспечения».
Рабочая группа по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовности к ним и реагированию по состоянию на ноябрь 2020 г. вела деятельность в трех инициативах с участием России: «Спасательные операции в Арктике», «Системы обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов», «Сеть межстранового сотрудничества для улучшения мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций, реагированию на них и мер по безопасности спасателей в случае морской аварии с потенциальным выбросом радиоактивных веществ в Арктике».
В рамках рабочей группы по защите арктической морской среды Российская Федерация принимала участие в проектах, связанных с изучением использования судами в арктических морях альтернативных видов топлива, выявлением наиболее экологически уязвимых районов в Северном Ледовитом океане, обеспечением защиты арктической экосистемы от вторжения инвазивных видов.
Рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике завершила с участием России два проекта. В 2017 г. был проведен Арктический энергетический саммит, посвященный вопросам различных источников энергии в Арктике, в том числе возобновляемых. Второй завершенной инициативой стала «Педагогическая подготовка для сохранения этнокультурных различий и равенства в Арктике».
Все рассмотренные инициативы международного сотрудничества в рамках рабочих групп Арктического совета демонстрируют многоплановость и широкий охват различных возникающих в регионе проблем и вызовов. Однако в марте 2022 г. в связи с началом специальной военной операции на Украине западные страны — участницы Арктического совета объявили о заморозке сотрудничества с Россией в рамках данного форума. Были приостановлены все официальные встречи как самого Совета, так и его вспомогательных органов «впредь до дальнейшего извещения». Приостановление деятельности Совета пришлось на период председательства России в период с 2021 г. по 2023 г., которая решила перенаправить механизм председательства на разрешение вопросов развития национальных территорий региона.
Высказывается мнение, что в ближайшем времени восстановления отношений в рамках Арктического совета не произойдет. При этом в научном сообществе западных стран — участниц Совета выдвигаются различные предложения, касающиеся возможных форматов продолжения сотрудничества. Одним из них выступает формат Nordic Plus, объединяющий Норвегию, Швецию, Финляндию, Исландию, Данию, США и Канаду на основе разделяемых на протяжении многих поколений общих ценностей. Еще одним подходом, предложенным членом консультативного совета Arctic Circle Э. Рогофф, является создание Арктического совета 2.0. При этом автор данного предложения не обозначает конкретные правовые рамки, в которых данный формат получит свою реализацию. Выдвигаются лишь предположения о возможном внесении изменений в Оттавскую декларацию с целью допустить обсуждение военных вопросов, а также о внедрении механизмов, позволяющих продолжать работу без требования консенсуса.
Прекращение международного сотрудничества в рамках Арктического совета, выступающего главной площадкой по координации усилий арктических государств, в том числе и в сфере экологии, было осуждено российским министерством иностранных дел. Посол по особым поручениям МИД России, старшее должностное лицо России в Арктическом совете Н. Корчунов заявил, что такое решение западных стран негативно скажется на противодействии рискам и вызовам «мягкой» безопасности в Арктике, а также отметил заинтересованность российской стороны в сохранении проектной деятельности Совета, которая должно продолжиться, как только позволит ситуация.
Приостановление международного сотрудничества вызвало неоднозначную реакцию и в западных научных кругах. Отмечалось, что Арктический совет, на постоянной основе работающий без участия России, будет представлять собой более слабую и менее эффективную организацию, и даже если на настоящий момент сотрудничество с Россией маловероятно, в будущем его восстановление должно стать одной из целей заинтересованных государств.
***
На сегодняшний день международное экологическое сотрудничество в Арктике поставлено на паузу. Проекты, разрабатывавшиеся и реализовывавшиеся в рамках СБЕР и Арктического совета, заморожены на неопределенный срок в связи с изменившейся политической обстановкой. При этом экологические проблемы региона еще далеки от полного устранения, появляются новые вызовы и задачи, решение которых невозможно без координации и объединения усилий региональных государств. Прекращение рядом западных стран сотрудничества с Россией не может не отразиться как на экологической ситуации в регионе в целом, так и на уровне жизни коренного населения северных районов, особенно уязвимых к экологической обстановке. В связи с этим восстановление международного экологического сотрудничества, выгодного и для России, и для западных стран — участниц СБЕР и Арктического совета, должно стать приоритетной задачей для правительств всех заинтересованных сторон.
Cтудентка магистратуры МГИМО МИД России, стажер РСМД
Блог: Блог Марии Верхогляд
Рейтинг: 0