Возрождения евразийства: как не скатиться к россияцентрийству?
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Нисохон Дадожанова, член Общественного Совета при Посольстве Республики Таджикистан в Российской Федерации
Евразийство – это учение, возникшее, когда центральные идеи во многих странах стали неживыми, утратили главенствующее место в идеологии государств, когда мир выдохнул идею, в которую верили ее носители. В период появления этой идеологии (1920-1930-е годы) мир находился на сложном этапе, в Европе был послевоенный кризис, распад нескольких империй, в том числе и Российской. Нужна была идея, которая могла бы всех объединить и определить основные направления развития стран. Всем странам нужна была идеология, соответствующая их национальным интересам. Например, в арабских странах, входивших в состав Османской империи, а затем ставших колониями европейских держав, возродилась идея халифата, в Египте — фараонизм, в Средней Азии — панисламизм, пантюркизм и другие панэтнизмы. Укрепление мощи Советского Союза положило конец всем этим идеологиям и движениям. Но евразийцы продолжали работать над своим учением и выдвигали такой вариант развития, который вывел бы Россию из европеизации, к которой привели реформы Петра Великого.
Источник: Wikipedia
Для большинства граждан, в том числе элиты и интеллигенции, европейские образы были неприемлемы, им не нравилась чрезмерная вестернизация России, они считали, что она пагубно влияет на русский народ и может способствовать утрате идентичности. Один из основоположников евразийства Н.С. Трубецкой считал, что с европеизацией следует бороться всеми силами. Потому что русская идентичность формировалась на протяжении длительного периода в результате взаимовлияния с восточными народами, населявшими земли Евразии. Историческая связь России с Востоком сыграла важную роль в формировании их культуры и цивилизации в целом. Представители евразийства считали, что Россия не должна подпадать под влияние западной культуры, наоборот, Россия должна быть центром новой цивилизации, объединяющей Запад и Восток.
Эта идеология эволюционировала на протяжении всего существования Советского Союза. В советское время она была скорее философским, романтическим течением не определяющим политической позиции. Но со временем она приобрела некоторый политический характер и стала трансформироваться в идею признания культурно-цивилизационной преемственности и геополитической самодостаточности России и Евразии в целом, а затем стала критиковаться западными философами, политиками, международными экспертами, которые заявили, что географический охват региона не может иметь общности с этносом и культурой. Несмотря на всю критику и противодействие она впитала в себя широкий круг идей и вскоре приобрела множество сторонников, стремившихся внести свой вклад в возрождение евразийства. В конце ХХ века, когда мир переживал сложные времена, когда из-за распада СССР рухнула биполярная система мира, когда все стали бороться за новый порядок, евразийство вновь возродилось и заняло центральное место в русской идеологии.
Распад Советского Союза привел к усилению позиций США, их выдвижению на лидирующие позиции в мировой политике. Чтобы не допустить гегемонии Запада на постсоветском пространстве Россия стала занимать центральное положение в пределах всего континента, утверждаться в качестве одного из полюсов мировой политики, что и стало причиной актуализации идеологии евразийства. Эта идеология всегда рассматривала либеральные ценности Запада и открытую экономику как предвестников опасности, угрожающей единству, и всегда стремилась построить независимую общественно-политическую систему, дающую государствам возможность отстаивать свои интересы и сдерживать внешнюю агрессию. Большинство стран постсоветского пространства считают, что объединение — это хорошая альтернатива набраться сил перед сокрушительным западным натиском в мире.
В настоящее время евразийство или неоевразийство находится в постоянном развитии и, как государственная политика, пока что не определило четких ориентиров по отношению к другим государствам. По мнению представителей Евразийского союза молодежи, неоевразийство — это новое начало нового пути, продвигающего идеологию русско-азиатского величия.
Возрождение евразийской идеологии и соответствующее ей развитие в многополярном мироустройстве может ознаменовать начало нового периода истории, характеризующегося упадком Запада и сопутствующим подъемом Востока, если страны, находящиеся на этом континенте, примут симбиоз культур народов России с ними. Россия может предоставить такую возможность, способную примирить восточные и западные ценности.
Для реализации этих планов созданы разные движения, организации, проекты, такие как Евразийский экономический союз, Евразийский банк развития, которые способствуют развитию внутриконтинентальной торговли, расширению торгово-экономических связей и содействуют экономической интеграции, или «Ассамблея народов Евразии», целью которой является продвижение идей и ценностей евразийской интеграции, защиты мира, укрепления дружбы, согласия, партнерства и добрососедства между народами. Молодежное движение «Евразийский экспресс» объединяет молодежь региона и способствует развитию экономического, образовательного и культурного партнерства, установлению взаимопонимания, реализации международных инициатив.
В отличие от «Евразийского экспресса», деятельность «Клуба евразийских интеллектуальных идей» направлена на интеграцию в социально-экономической и общественно-политической сферах с целью вовлечения общественности в публичную дискуссию о механизмах взаимодействия разных государств. Взаимоотношения политологов, историков и представителей прессы трех стран способствуют вовлечению широких слоев населения в конструктивную дискуссию по актуальным вопросам интеграции, дают широкий общественный резонанс идее взаимопонимания между народами, укрепляют связь между странами.
«Евразийское движение», «Евразийский союз молодежи», «Новая Евразия», «Новые скифы», «Евразийский клуб Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова», «Евразийский центр имени Льва Гумилева» и другие содействуют быстрой интеграции на постсоветском пространстве.
Но деятельность этих движений не дает ожидаемого результата до тех пор, пока не удастся переориентировать мышление и убеждения народов этого региона. Большинство народов не принимают идеи евразийства, поскольку считают, что оно может угрожать их суверенитету. Хотя неоднократно подчеркивался приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе.
Подводя итог, можно сказать, что для создания благополучной базы для внедрения идеи евразийства в разные слои общества роль вышеперечисленных организаций очень велика, но они работают только с высшими слоями общества. Их основная аудитория – в основном студенты вузов. И об этой идеологии рядовой гражданин абсолютно ничего не знает. Поэтому для достижения своих целей необходимо использовать другие меры, чтобы общество узнало об этом и народы приняли евразийства не как Россияцентрийство, воссоздание СССР или только как экономический союз, а как идею, объединяющую разные народы, в которой региональная интеграция может стать прочной основой для сотрудничества и процветания между всеми странами евразийского континента.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0