Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Стратагемы русской Победы в гибридной войне XXI столетия

21 мая 2024
Распечатать

Авторы: Вязовец Кристина Сергеевна, аспирант Универститета Яна Евангелисты Пуркине в Усти-над-Лабем, Чехия

Рябченко Никита Юрьевич, выпускник Академии управления при Президенте РБ


Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы;
но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.

К. Прутков

israel-palacio-IprD0z0zqss-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

«…заняться вопросами дальнейшего развития теории»

В сфере высшей стратегии со времён Карла фон Клаузевица известна мысль: «Война есть продолжение политики иными средствами». За два века в отечественной стратегической мысли такое понимание войны как объемлюще-политического явления прошло большой эволюционный путь. На излёте советской эпохи, в конце 1980-х гг. в политической и военной науке СССР оно нашло своё выражение в форме НИР «Разработка концепции стратегической стабильности и динамики развития сценариев возможного взаимодействия при условии сохранения паритета перспективных стратегий мировых держав на период до 2005 года», выполнявшейся на Факультете прикладной математики — процессов управления ЛГУ под руководством В.М. Зазнобина по заданию Института США и Канады АН СССР [1].

Тогда в русскоязычной специальной литературе впервые было введено понятие обобщённых средств [социального] управления (ОСУ), которое опередило появление самого понятия hybrid wars в западной стратегической мысли более чем на 20 лет [2]. В рамках упомянутой работы ОСУ предлагалось группировать по шести приоритетным категориям в зависимости от 1) характера информационных потоков, лежащих в их основе, а также 2) быстродействия и устойчивости достигаемых результатов.

Ниже представлена классическая модель приоритетов ОСУ, принятая в Достаточно общей теории управления [3], разработанной отечественным авторским коллективом в развитие данной НИР на рубеже 1980-1990-х гг.:


Таблица 1. Шесть приоритетов обобщённых средств управления (ОСУ)

Рисунок1.png

Источник: составлено на основе [3].

Согласно модели шести приоритетов ОСУ, выигрыш противоборства на низших приоритетах не гарантирует от сокрушительного поражения на высших, опирающихся на более продолжительные низкочастотные процессы. При этом сокрушительный удар на высших приоритетах может достичь цели спустя очень большой срок после того, как нанёсший его, возможно, уже исчезнет с политической карты мира в результате своего поражения на низших приоритетах [3].

На основе данной модели отечественная стратегическая мысль позволяет определить действительные цели и сущность гибридной войны. В нашем понимании, фундаментальная цель любой войны — модификация культуры противника в интересах агрессора либо уничтожение неприемлемой культуры или её носителей для беспрепятственного захвата их территории и природных ресурсов с последующей их эксплуатацией. В основе достижения всех прочих декларируемых в войне целей лежит именно эта цель [4]. Следовательно, в условиях, когда прямое военное уничтожение носителей неприемлемой культуры невозможно, появляется феномен и задействуется инструментарий гибридной войны как войны одновременно на всех приоритетах ОСУ 1-6.

Главные же практические задачи гибридной войны таковы: 1) напрямую принудить жертву агрессии к нарушению объективных закономерностей (от экономических и социокультурных до наиболее общих закономерностей Мироздания); либо 2) путём модификации культуры убедить жертву агрессии по своей инициативе нарушать эти закономерности, вследствие чего её государственность и общество будут нести ущерб вплоть до катастрофического [4] (низведение жертвы агрессии до состояния Failed State).

«…определиться со стратегией самого противника»

Исходя из приведённой нами теории, далее рассмотрим практику ведения гибридной войны Запада против России на примере Чешской Республики. Поскольку на 1-м приоритете ОСУ действуют лишь немногие субъекты мировой политики, целесообразно начать рассмотрение «чешского сюжета» со 2-го приоритета (хронологического).

На 2-м приоритете ОСУ в чешской университетской и академической среде Россия исторически воспринимается как колониальная империя-захватчик с экспансионистскими амбициями. Такое неадекватное понимание России, искажающее её сущность как государства-цивилизации многих народов[1], на корневом уровне саботирует возможности налаживания благоприятных русско-чешских отношений в будущем.

Руководствуясь де-факто древнекитайским принципом «Хочешь победить противника — воспитай его детей», в предыдущие десятилетия правящая элита Чехии создала привлекательные условия для обучения в стране русскоязычной молодёжи, а затем посредством неправильных трактовок истории русско-европейских отношений нашим соотечественникам прививалось искажённое представление об исторической правде.

В свою очередь, учитывая плотные исторические связи Чехии как с гитлеровской Германией, так и с действующей политической элитой США, сильным ходом России на 2-м приоритете могло бы стать вскрытие связи между Третьим Рейхом и современными фабриками мысли, корпорациями и научными кругами США, ресурсом которых пользуются транснациональные неомальтузианские элиты в ущерб и русскому, и чешскому народам.

На 3-м приоритете политическое руководство Чехии целенаправленно представляет Россию изначально злонамеренной и угрожающей внешней силой. Так, министр иностранных дел Чешской Республики Ян Липавский заявил: «Россия намеренно подрывает экономическую, политическую и общественную стабильность в Чехии» [2].

Кроме того, новая Стратегия безопасности Чешской Республики 2023 года гласит: «Российская военная агрессия против Украины — угроза не только для Украины, но и для мирового порядка в целом»[3].

В аналогичном ключе работает и чешский кинематограф: вышедший в 2017 году фильм «Милада» повествует о судьбе одной из ярких фигур чешской политики ХХ века — Миладе Хораковой, чьё имя в современной Чехии стало одним из символов жертв «коммунистических репрессий».

На 4-м приоритете чешская правящая элита стремится нанести России урон, задействуя комплекс экономических ограничений. Наряду с ограничениями на уровне ЕС, в Чехии действует собственный закон о санкциях[4] против российских бизнес-элит. Также постановлением Правительства Чешской Республики от 21.02.2024[5] введён визовый запрет для граждан «третьих стран»[6]. Ещё одной мерой воздействия на экономическом приоритете стала заморозка российских госактивов, находящихся на территории Чешской Республики[7].

На 6-м приоритете в течение жизни одного поколения в Чехии произошёл полный геополитический разворот: если ещё четверть века назад Чехословакия была в составе ОВД, то в наши дни Стратегия безопасности ЧР указывает на безальтернативность членства в ЕС и НАТО: «Безопасность Чехии и её граждан в настоящее время не может быть обеспечена отдельно от безопасности стран-членов ЕС и вне системы коллективной обороны НАТО»[8].

Более того, в контексте российской Специальной военной операции Чешская Республика стала важным посредником в закупке и поставках артиллерийских боеприпасов на Украину[9]. В рамках программ военной помощи Чехия также поставляет для нужд ВСУ тяжёлое вооружение, в том числе РСЗО Vampire[10].

«…повергнуть противника, не вступая в сражение»

На наш взгляд, стратегия защиты в условиях гибридной войны прежде всего предполагает своевременное предвидение, распознавание и адекватную оценку действий неприятеля на всех приоритетах ОСУ 1-6, а затем разработку и реализацию на этой основе текущих планов противодействия неприятелю на всех соответствующих приоритетах ОСУ.

При этом главным фактором стратегической устойчивости в условиях гибридной войны является формирование самодостаточной культуры населения страны с учётом объективных закономерностей в разрезе всех ключевых общественных институтов: семья; система образования, воспитания и просвещения; фундаментальная и прикладная наука; государственность и кадровая политика [4].

Более того, реализуемая в рамках внешней политики просветительская деятельность в союзных и дружественных странах (успешные примеры: деятельность RT, Sputnik, стажировки InteRussia Фонда Горчакова…) является средством поглощения потенциальной агрессии со стороны «поджигателей» гибридной войны. А поскольку одним из исторических ориентиров российской внешней политики остаётся сохранение культурной самобытности других народов и содействие их культурному развитию [5], главной наступательной силой в стратегии русской Победы в текущей гибридной войне может стать реализация внешнеполитического принципа упреждающего вписывания [3].

Суть данного принципа состоит в том, что в ходе интеграционных процессов субъект мировой политики объединяет вокруг себя зарубежные регионы путём их предварительного изучения и содействия им в разрешении местных насущных проблем с последующим согласованием общей повестки развития, вписывающей интересы и цели народов и элит рассматриваемого региона в объемлющий цивилизационный вектор целей всего многорегионального интеграционного объединения.

Наконец, имея в виду текущее председательство Российской Федерации в объединении БРИКС[11] и обращённые к ней в этом свете чаяния Мирового большинства [6], было бы упущением не осветить контуры возможной наступательной стратегии России на глобально-политическом уровне. На наш взгляд, с учётом появления новых вызовов для всего человечества, усугубления негативных тенденций в глобальной политике [7, 8] и объективной необходимости перехода к альтернативно-объемлющей концепции глобального управления, такая наступательная стратегия может заключаться в оглашении, продвижении и широком многостороннем согласовании новой глобальной повестки дня:

- принципы благоразумного управления научно-техническим прогрессом, приоритет этики и природоподобных технологий[12];

- адаптация к реальному изменению климата и перспективная энергетика [9];

- информационная гигиена и ментальная безопасность в обществе знаний, проблема достижения всеобщей управленчески-методологической грамотности населения [4];

- права человека и природа человека, понятие о праве человечности [10, 11];

- постановка вопроса о прогрессе и деградации при оценке ультралиберальных и традиционно-консервативных социальных практик;

- новые принципы построения международной кредитно-финансовой системы[13];

- концепция ответственного производства, справедливого распределения и умеренного потребления в мировом хозяйстве [12].

Таким образом, с точки зрения Достаточно общей теории управления, ключ к русской Победе в гибридной войне наших дней — это преодоление концептуальной неопределённости внутри страны наряду с проведением международной политики методом упреждающего вписывания и формированием собственной новой глобальной повестки дня.

Стратегия без тактики — самый медленный путь к победе.

Тактика без стратегии — лишь суета перед поражением.
Сунь Цзы, «Искусство войны»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Разгерметизация: базисная концепция Истории в понимании Внутреннего предиктора СССР // Медиамера: [сайт]. URL: https://mediamera.ru/post/25288 (дата обращения: 26.03.2024).

2. Mattis J.N., Hoffman F. Future Warfare: The Rise of Hybrid Wars // Военно-морской институт США (US Naval Institute): [сайт]. URL: http://milnewstbay.pbworks.com/f/MattisFourBlockWarUSNINov2005.pdf (дата обращения: 24.03.2024).

3. Достаточно общая теория управления: постановочные материалы учебного курса Факультета прикладной математики — процессов управления СПбГУ. М.: Концептуал, 2018. 464 с.

4. Научно-методологическое обеспечение социального управления и наша жизнь // Концепция общественной безопасности: [сайт]. URL: https://www.vodaspb.ru/index.php?dn=down&to=open&id=552 (дата обращения: 25.03.2024).

5. Картина нарождающегося мира: базовые черты и тенденции / под общ. ред. А.В. Яковенко. М.: Дипломатическая академия МИД России, 2024. 62 с.

6. Барабанов О., Бордачёв Т., Лукьянов Ф., Сушенцов А., Тимофеев И. Аттестат зрелости, или Порядок, какого ещё не было. Ежегодный доклад клуба «Валдай» [Электронный ресурс] // Международный дискуссионный клуб «Валдай»: [сайт]. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/reports/attestat-zrelosti-2023 (дата обращения: 27.03.2024).

7. Садовничий В.А. Моделирование и прогнозирование мировой динамики в ХXI веке / В.А. Садовничий, А.А. Акаев, И.В. Ильин, А.В. Коротаев, С.Ю. Малков. М.: МГУ, 2022.

8. Международные отношения: грани настоящего и будущего / под ред. И.С. Иванова, И.Н. Тимофеева, Е.О. Карпинской, Е.А. Солодухиной, С.М. Гавриловой; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2023. 472 с.

9. Глазьев С.Ю. Климатические изменения и энергопереход / С. Глазьев, Л. Безруков, А. Долголаптев, Н. Ларин, В. Сывороткин, В. Федоров // Экономические стратегии. 2023. № 6.

10. Сутырин В.В. Человек в центре геополитического соперничества: подавление «мягкой силы» в США, Китае и Евросоюзе. М.: МГИМО МИД России, 2023. 34 с.

11. От человекообразия к человечности / Коллектив авт. ВП СССР. М.: Концептуал, 2022. 294 с.

12. Семененко И.С. Горизонты ответственного развития: от научного дискурса к политическому управлению // Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 7-26.



[1] Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Президент Российской Федерации: [сайт]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70811 (дата обращения: 21.03.2024).

[2] Министр Липавский представил правительству новую Стратегию безопасности и предложение включить дополнительно некоторых лиц в национальный санкционный список.

(Ministr Lipavský vládě předložil novou Bezpečnostní strategii a návrh o zařazení dalších osob na vnitrostátní sankční seznam)

[Электронный ресурс] // МИД Чешской Республики: [сайт]. URL:

https://mzv.gov.cz/jnp/cz/udalosti_a_media/tiskove_zpravy/ministr_lipavsky_vlade_predlozil_novou.htm... (дата обращения: 25.03.2024)

[3] Стратегия безопасности Чешской Республики (Bezpečnostní strategie České Republiky) 2023 [Электронный ресурс] // МИД Чешской Республики: [сайт]. URL:

https://mzv.gov.cz/file/5161086/Bezpecnostni_strategie_2023.pdf (дата обращения: 24.03.2024)

[4] Андрей Котник. Чехия не хочет полагаться на Брюссель и введет собственный санкционный список (Ondřej Koutník. Česko nechce spoléhat na Brusel, zavede vlastní sankční seznam)

[Электронный ресурс] // Sеznam Новости: [cайт]. URL:

https://www.seznamzpravy.cz/clanek/domaci-kauzy-cesko-zavede-vlastni-sankcni-seznam-205992

(дата обращения: 25.03.2024)

[5] В Чехии термин «третьи страны» имеет значение — страны, не входящие в Шенгенскую зону (прим. авт.)

[6] Постановление правительства (Nařízení vlády) № 55/2024 Sb. [Электронный ресурс] // Свод законов Чешской Республики: [сайт]. URL: https://www.zakonyprolidi.cz/cs/2024-55# (дата обращения: 29.03.2024)

[7] Правительство по предложению главы МИД утвердило еще один пункт в санкционном списке (Vláda na návrh ministra zahraničí schválila další zápis na sankční seznam) [Электронный ресурс] // МИД Чешской Республики: [сайт]. URL: https://mzv.gov.cz/jnp/cz/udalosti_a_media/tiskove_zpravy/vlada_na_navrh_ministra_zahranici_1.html (дата обращения: 26.03.2024)

[8] Стратегия безопасности Чешской Республики (Bezpečnostní strategie České Republiky) 2023

[Электронный ресурс] // МИД Чешской Республики: [сайт]. URL: https://mzv.gov.cz/file/5161086/Bezpecnostni_strategie_2023.pdf (дата обращения: 24.03.2024)

[9] Лукаш Марек. Действия Чехии выиграют время для Украины. Но это не решает суть проблемы. ( Lukáš Marek. Česká akce koupí Ukrajině čas. Jádro problému ale neřeší) [Электронный ресурс] // Seznam Новости: [сайт]. URL:

https://www.seznamzpravy.cz/clanek/zahranicni-ceska-akce-zachrani-ukrajinu-na-dlouhe-mesice-jadro-pr... (дата обращения: 27.03.2024)

[10] Вит Лукаш. Министерство обороны Чехии рассекретило информацию о военной помощи Украине, поэтому мы уже знаем, какой объем предоставила Чехия.

(Vít Lukáš. Ministerstvo obrany ČR odtajnilo informace o vojenské pomoci Ukrajině, takže už víme, kolik toho ČR poskytla) Mnohé zbraně lze odvodit) [Электронный ресурс] // Военный корреспондент: [сайт]. URL: https://armadnizpravodaj.cz/udalosti/mocr-odtajnilo-pomoc-ukrajine/ (дата обращения: 29.03.2024)

[11] Приоритеты председательства Российской Федерации в объединении БРИКС в 2024 году [Электронный ресурс] // BRICS-Russia 2024: [сайт]. URL: https://brics-russia2024.ru/russia-and-brics/priorities/ (дата обращения: 21.03.2024).

[12] Указ Президента Российской Федерации от 02.11.2023 № 818 «О развитии природоподобных технологий в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов: [сайт]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311020021 (дата обращения: 21.03.2024).

[13] Санкт-Петербургский консенсус: новая экономическая политика для мира [Электронный ресурс] // Новая молодёжная политика (New Youth Policy): [сайт]. URL: http://newyouthpolicy.org/images/FILES/Sankt-Peterburgskij_konsensus-novaya_ekonomicheskaya_politika... (дата обращения: 21.03.2024).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся