Международное сотрудничество в области развития космоса
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Жорабеков Арман Нурмаханович, магистр гуманитарных наук, г.Караганда, Республика Казахстан
Международное сотрудничество в освоении космоса способно принести значительные выгоды всем участникам, особенно при правильном управлении. Преимущества в виде денежной эффективности, программной и политической устойчивости и стабильность трудовых ресурсов получат те партнеры, которые решат подойти к исследованию космоса как к взаимовыгодному делу.
Источник: Unsplash
Более того, международное сотрудничество должно быть явно включено как аспект и цель современной программы освоения космоса, чтобы обеспечить координацию до создания нового оборудования. Такая координация может происходить как на правительственном, так и на промышленном уровнях и позволяет осуществлять заблаговременное планирование и стандартизацию, что может улучшить стратегическое использование избыточности через операционную совместимость. Наконец, продвижение набора промышленных стандартов для сотрудничества в освоении космоса позволит осуществлять лидерство на будущих этапах реализации концепции освоения космоса. Для того чтобы эта концепция была успешной, необходимо привлекать партнеров, подтверждая и укрепляя своею приверженность Международной космической станции (МКС). Международное сотрудничество должно стать неотъемлемой частью всех космических держав.
Управление этим сотрудничеством на начальном этапе может иметь высокую отдачу в плане как политической и программной устойчивости, дипломатических выгод и, в конечном счете, развития свободных рыночных сил в космосе.
Первым шагом на пути к максимальному использованию международного сотрудничества в освоении космоса является завершение строительства и использование МКС.
Программа МКС не завершена. Поэтому полезность программы еще не полностью реализована. Завершение этого проекта несомненно будет приносить положительную пользу. Тем не менее, с каждым годом задержки этих выгод, вероятность того, что они принесут пользу, уменьшается, что одновременно снижает их ожидаемую полезность. Учитывая, что программа МКС значительно превышает бюджет, отстает от графика на 10 лет и далека от завершения, можно предположить, что практические выгоды от использования МКС не являются основным фактором в текущих расчетах полезности. Аналогичным образом, многие начинания по освоению космоса обещают практические выгоды, которые могут быть получены только во времени, в сроки, значительно превышающие те, которые требуются для адекватного экономического обоснования. Таким образом, мы можем предположить, что чисто экономические выгоды от освоения космоса не являются основным стимулом для исследований в краткосрочной перспективе.
Скорее, исследование космоса - это деятельность, которая обеспечивает немедленную ценность в неэкономических областях, в то же время позволяя получить более долгосрочные практические и экономические выгоды.
Международное сотрудничество вносит элемент программной зависимости в архитектуру системы, требуя, чтобы все партнеры выполняли обещанное в срок и в рамках согласованных параметров. Таким образом, для страны-партнера выгоднее не быть системообразующим фактором, а представлять собой дополнительную некритическую возможность.
У МКС есть два партнера, обладающих решающим статусом для транспортировки экипажа и пополнения запасов станции - США и Россия. Другие страны, такие как страны-члены Европейского космического агентства (ЕКА) и Япония, в настоящее время предоставляют модули, отсутствие которых не помешает функционированию станции в целом. Этот подход предполагает, что, с точки зрения программы, нет особого стимула сотрудничать с государством, которое не может предоставить уникальные возможности или не в состоянии предоставить существующие возможности по более низкой цене, чем это может быть сделано в рамках отечественного производства. Например, программная основа для сотрудничества между США и Японией заключается в том, что японский модуль «Кибо» предоставляется Соединенным Штатам бесплатно на основе необменных средств. Взамен Соединенные Штаты осуществляют полет модуля и прикрепляют его к МКС. Такая парадигма устраняет сильные стимулы для стран к сотрудничеству, поскольку страна, не имеющая критического пути (например, Япония), полностью зависит от доброй воли страны, имеющей критическое значение.
Однако международное сотрудничество не всегда требует явного участия и прямого взаимодействия между правительствами. Вместо этого могут также иметь место отраслевые связи, которые регулируются соответствующими правительствами. Например, американская ракета Atlas V использует российские технологии для своих двигателей. Такое сотрудничество обеспечивает большую гибкость, поскольку правительства могут открыто признать его, создавая элемент дипломатической привлекательности, или могут игнорировать его, как это имеет место в данном случае. Это позволяет получить наилучшие рыночные преимущества благодаря внедрению потенциально превосходной иностранной технологии. Международная промышленная кооперация потенциально может быть удобным методом создания программной избыточности, позволяя главному подрядчику, ответственному за критический путь, финансировать строительство резервного дублера, совместимого по конструкции. Такая совместимость позволяет предпринимателям гибко "смешивать и сочетать" компоненты из многих национальных отраслей таким образом, чтобы продавать коммерческие услуги более эффективным образом.
Аналогичным образом, многие виды сотрудничества между правительством и частным сектором (т.е. государственно-частное партнерство) можно рассматривать как аналог международного сотрудничества, особенно в случае создания резервирования критических путей. Операционная совместимость на основе взаимодействия между отраслями промышленности, а не между правительствами, позволит развивать международное сотрудничество и взаимодействие с помощью рыночных механизмов. Это устраняет некоторую дипломатическую неопределенность международного сотрудничества, поскольку, по сути, позволяет обмениваться средствами по установленному рыночному курсу.
По сути, в систему вливаются деньги, что переводит международное сотрудничество из сугубо бартерной деятельности в рыночную. И наоборот, дипломатический престиж, присущий совместной деятельности, а также с последующим наказанием за отказ от сотрудничества, будет снижен, если оно не будет прямо санкционировано вовлеченными странами.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0