Контуры китайского направления политики США при администрации Дж. Байдена
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Маматханов Родион Султанмуратович, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет
Китай как главный соперник США на долгосрочную перспективу
Продолжающийся рост Китая и его ориентация в сторону построения многополярного мира расцениваются США в качестве угрозы для американского лидерства и ревизионизма сложившейся системы международных отношений. Китайское направление политики Дж. Байдена, как ни странно, полностью соблюдает преемственность идей в отношении КНР, которые были выдвинуты командой Д. Трампа.
Источник: Reuters
Администрация Дж. Байдена повторяет тезис команды Д. Трампа о том, что Китай извлёк огромную экономическую, политическую, технологическую и военную выгоду из свободного и открытого международного порядка. Однако если Д. Трамп считал, что современный миропорядок и политика прошлых руководителей США по вовлечению Китая в международные институты и глобальную торговлю «подарили» КНР огромное количество ресурсов, с помощью которых он старается лишить США глобального лидерства, то команда Дж. Байдена дополнительно увязывает стремление Китайской Народной Республики создать международную систему, выгодную исключительно для себя, с желанием сохранить и навязать другим акторам свой авторитарный политический режим.
Американские стратеги новой администрации в доктринальных документах проводят идею о том, что количественное и качественное военное усиление НОАК и милитаризация Индо-Тихоокеанского региона со стороны КНР, технологическая и экономическая зависимость подавляющего большинства стран мира от Китая, регулярное участие Китайской Народной Республики в глобальном управлении продиктовано желанием навязать ценности и нормы своего авторитарного политического режима всем остальным акторам, уменьшить собственную зависимость от мира и стать новой системообразующей державой[1]. Как ни странно, желание сохранить и навязать другим странам китайский авторитарный политический режим администрацией Дж. Байдена обосновывается некими патологиями (стратеги команды Дж. Байдена не отмечают какими конкретно), которые невозможно исправить, и они присущи только высоко персонализированным автократиям[2].
В ответ на ревизионистскую политику Китая, которая способна радикально изменить систему международных отношений, а также привести к вытеснению США из мировой экономики и глобального управления Соединённые Штаты при Дж. Байдене ориентированы сдержать Китай на основе следующих инструментов:
1. Инвестиции в американскую экономику и развитие Вооружённых Сил США.
США делают ставку на модернизацию американской инфраструктуры, а именно производство и внедрение новых материалов, повышающих конкурентоспособность своих товаров на внутреннем и внешнем рынках, развёртывание сети 5G, создание искусственного интеллекта и биотехнологий, на производство полупроводников с целью ограничить деятельность китайских компаний на рынке США[3].
Обновление ВС США будет основываться на форсированном развитии американских систем ПРО и ядерной триады, разработке гиперзвуковых ракетных комплексов, а также формировании специальной военной стратегии с учётом растущих боевых возможностей КНР.
2. Консолидация антикитайской коалиции.
США, желая сохранить выгодную конфигурацию сил в Индо-Тихоокеанском регионе, ориентированы вовлечь в противостояние с Китаем своих европейских и азиатских союзников и партнёров. США преподносят возможную победу Китая в борьбе за будущий миропорядок в качестве трагедии для всех своих демократических союзников и партнёров. Такой вектор политики для США особенно важен, потому что США при Д. Трампе потеряли солидарность со многими своими союзниками и партнёрами из-за слишком радикальной политики. Дж. Байдену важно вернуть доверие к США, потому что консолидация антикитайской коалиции рассматривается администрацией 46-го президента Соединённых Штатов в качестве главного стратегического превосходства над КНР.
США определили для себя, что будут углублять сотрудничество в рамках уже созданных антикитайских союзов (AUKUS, QUAD и ANZUS), расширять партнёрские связи со странами Юго-Восточной Азии, особенно с теми, у кого территориальные споры с Китаем, укреплять обороноспособность Тайваня, Индии, Японии, Австралии и Южной Кореи, а также реагировать на системные вызовы КНР в рамках НАТО. Последнее особенно важно, ибо сдерживание Китая со стороны Североатлантического альянса и потенциальное объединение AUKUS, QUAD и ANZUS в единый военный союз (подобие «тихоокеанского НАТО») в обозримом будущем могут спровоцировать резкую эскалацию соперничества и милитаризацию не только в Индо-Тихоокеанском регионе, но и во всём мире. Первые предпосылки такого прогноза есть, ибо в новой Стратегической концепции НАТО, которая была принята по итогам Мадридского саммита в июне 2022 г., чётко написано, что Китай и Россия, их попытки подорвать основанный на правилах международный порядок противоречат ценностям и интересам Североатлантического альянса, а также нацелены на сами страны Союза, и наносят ущерб их безопасности[4].
3. Объединение усилий с европейскими и азиатскими союзниками США для конкуренции с КНР.
Данный инструмент логически вытекает из предыдущего, однако концентрируется на экономических, технологических и социально-политических вопросах сотрудничества США со своими союзниками и партнёрами в борьбе с Китаем. США будут привлекать своих союзников к операциям по защите свободы судоходства в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море, поддержке Тайваня, созданию выгодных торгово-экономических соглашений, разработке и принятию санкций против КНР из-за нарушения прав и свобод человека в Тибете, Гонконге и Синьцзяне.
Важным событием в практическом воплощении данного вектора политики стал «Саммит за демократию» (9-10 декабря 2021 г.) Данная многосторонняя встреча обладала декоративным характером, потому что не привнесла каких-либо важных результатов, а, наоборот, образовала противоречия во взаимоотношениях между США и их союзниками в Европе и Азии. Особенно по вопросу приглашения некоторых стран. Такие союзники США по НАТО, как Турция и Венгрия приглашены не были, а некоторые государства, в которых наблюдается проблема с обеспечением прав и свобод человека, наоборот, участвовали в саммите. Сюда относятся: Ангола, Демократическая Республика Конго, Ирак, Кения, Замбия, Филиппины и Польша. На мероприятие был приглашён Тайвань, что напрямую свидетельствует об антикитайской направленности саммита. Участие Китайской Республики в корне противоречит поддержке принципа «одного Китая», которая была высказана Дж. Байденом во время виртуальной встречи с С. Цзиньпином в 2021 г.[5].
Таким образом, США при Дж. Байдене стараются построить системный и многовекторный, но более агрессивный внешнеполитический курс в отношении Китая. Такая внешняя политика несёт в себе прямую угрозу не только для КНР, но и для стабильности всей международной системы.
Обвиняя Китай в милитаризации Индо-Тихоокеанского региона, США сами формируют антикитайские альянсы, модернизируют как свои вооружения, так и союзников в ИТР. Такой решительный настрой США обостряет гонку вооружений и усиливает геополитическое соперничество.
Особенно важно обратить внимание на тезисы администрации Дж. Байдена о том, что США продолжат оказывать Тайваню военно-политическую поддержку, а также будут сдерживать КНР, но уже в рамках НАТО. Американская военная помощь Тайваню сводит на нет конструктивный диалог между Тайбэем и Пекином, а деление мира на блоки со стороны США и ориентация на всестороннее соперничество с КНР уже привели к непредсказуемости в сфере обеспечения глобальной стратегической стабильности.
Список источников и литературы
1. NATO 2022 Strategic Concept // The North Atlantic Treaty Organization. – URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf
2. Readout of President Biden’s Virtual Meeting with President Xi Jinping of the People’s Republic of China // The White House. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/11/16/readout-of-president-bidens-...
3. Remarks of President Joe Biden – State of the Union Address as Prepared for Delivery // The White House. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/03/01/remarks-of-president-joe-biden-...
4. The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy // The White House. – URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November-Combined-PDF-for-Upload.pdf
[1] The Biden-Harris Administration’s National Security Strategy // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/11/8-November-Combined-PDF-for-Upload.pdf (дата обращения 09.05.2023).
[2] Там же.
[3] Remarks of President Joe Biden – State of the Union Address as Prepared for Delivery // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2022/03/01/remarks-of-president-joe-biden-... (дата обращения 09.05.2023).
[4] NATO 2022 Strategic Concept // The North Atlantic Treaty Organization. URL: https://www.nato.int/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/6/pdf/290622-strategic-concept.pdf (дата обращения 09.05.2023).
[5] Readout of President Biden’s Virtual Meeting with President Xi Jinping of the People’s Republic of China // The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/11/16/readout-of-president-bidens-... (дата обращения 09.05.2023).
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0