Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Какая русская школа нужна в Турции

24 июля 2025
Распечатать

Автор: Валентина Садыбакасова, востоковед, тюрколог, аспирант (Новосибирск, Стамбул)

В турецком обществе существует огромный запрос на российское образование, не только высшее, но и школьное. Почему российское образование интересно турецким гражданам? Потому что оно фундаментальное, системное, методологически продуманное, концептуальное, конкурентное.

burak-alperen-yilmaz-P1bql1j_kL4-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Для чего в Турции нужна Русская школа?

  1. для выполнения роли долгоиграющей «мягкой силы» России на территории Турции, формирования у граждан Турции позитивного образа нашей страны
  2. для удовлетворения запроса на российское школьное образование среди турецких граждан
  3. для обучения детей соотечественников и иных иностранных граждан, желающих получить российское образование на территории Турции.

С третьим вариантом достаточно неплохо справляются частные международные русские школы, в основном, в городах проживания русскоязычных диаспор (Стамбул, Анкара, Анталья).

В Турции существуют три вида школ, и их легко перепутать, хотя различия важны. Правовой статус этих школ обеспечивается как национальным законодательством, так и международными соглашениями.

  1. Школы национальных меньшинств (греческие, армянские и еврейские школы):
  • находятся под юрисдикцией Министерства образования Турции, деятельность которых регулируется Законом о частных образовательных учреждениях,
  • правовой статус гарантируется Лозаннским договором (ст. 40 и 41),
  • обучаться имеют право граждане Турции, относящиеся к национальным меньшинствам,
  • обучение осуществляется по турецкой национальной программе на турецком языке и языках меньшинств,
  • ведется контроль со стороны турецких надзорных органов,
  • финансирование из местных фондов национальных меньшинств и за счет платы за обучение.
  1. Иностранные школы (британские, итальянские, французские и болгарская + австрийская, немецкая, иранская[1] - всё это исторические школы бывшей Османской империи; и американская[2]):
  • находятся под юрисдикцией Министерства образования Турции, деятельность регулируется Законом о частных образовательных учреждениях,
  • правовой статус гарантируется на основании Лозаннских писем, прилагаемых к Лозаннскому договору[3],
  • обучаться имеют право иностранные граждане и граждане Турции,
  • количество иностранных учащихся не должно превышать 30% от общего числа учащихся,
  • обучение почти на равных основаниях по турецкой национальной программе и иностранной,
  • программа двойного аттестата,
  • обучение на двух языках,
  • возможность для выпускников поступать в иностранные вузы как по договоренности, так и на прямую,
  • ведется контроль со стороны турецких надзорных органов,
  • финансирование за счет иностранных и частных турецких фондов и НКО, оплаты за обучение (есть стипендии на обучение).
  1. Международные частные школы:
  • деятельность регулируется Законом о частных образовательных учреждениях,
  • основаны на иностранный частный капитал,
  • аккредитованы международными образовательными организациями типа CIS (Council of International Schools), COBIS (Council of British International Schools) и т.п.,
  • имеют разрешение на ведение образовательной деятельности со стороны турецких органов (иногда разрешение президента),
  • обучаются только иностранные граждане, гражданам Турции запрещено учиться в таких школах,
  • обучение ведется только на иностранном языке по иностранной программе, одобренной Министерством образования Турции,
  • запрещено преподавать то, что подрывает национальный суверенитет Турции, оскорбляет или умаляет достоинство турецкой культуры и граждан,
  • ведется контроль со стороны турецких надзорных органов.

Русские школы в Турции

В Турции русские школы в основном сосредоточены в Стамбуле, Анкаре, Анталии. Все они относятся к категории международные частные школы и аффилированы с какой-нибудь российской государственной средней школой, где выпускники международных школ и проходят аттестацию, выезжая для этого в Россию. Для открытия таких школ не нужно межправительственное соглашение между Россией и Турцией в области образования, ПОТОМУ ЧТО таким школам запрещено обучать граждан Турции, а гражданам Турции запрещено учиться в таких школах. Для открытия такой школы достаточно получить лицензию на образование в Министерстве народного образования Турции (в зависимости от ситуации можно получить разрешение президента). Обучение в русских международных школах во всех классах с 1-го по 11-й очное, занимаются по стандартам ФГОС, есть подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, как в самой школе с местными учителями, так и с учителями аффилированной школы в России. Такие русские школы ориентированы на детей соотечественников и иностранцев, желающих получить российское школьное образование. Дети с двойным гражданством, российским и турецким, предпочитают учиться в других школах. Во-первых, их основной культурный код всё-таки турецкий, и в российские вузы им с аттестатом российской школы и турецким культурным кодом не поступить. Образование в этих школах неконкурентоспособно в сравнении уровнем школ в России из-за большой текучки кадров в международных школах. К тому же после окончания школы выпускники не смогут поступить в турецкие вузы ввиду отсутствия среднего турецкого образования, необходимого для гражданам Турции. Не смогут они поступить в турецкий вуз и в качестве иностранных граждан, поскольку имеют турецкое гражданство и проживают в Турции.

Проект Русской международной школы МГИМО. Почему это не то, что надо

В марте 2023 года в Стамбуле открылась Русская международная школа (РМШ) МГИМО на базе Горчаковского лицея МГИМО.

  • Ее «правовой статус» обеспечивает договор между государственным учебным заведением России и частным коммерческим учебным заведением Турции,
  • фактически частное коммерческое учебное заведение Турции предоставило площадку для образования российскому учебному заведению,
  • российское образование смешанное, в большей степени дистанционное на платформе IBLS (International Blended Learning School - Международная Школа Смешанного Обучения) с недельными выездными сессиями,
  • обучение только в предвыпускных и выпускных классах (8-9 кл. и 10-11кл.), получается только подготовка к ОГЭ и ЕГЭ,
  • обучение ведется только на русском.

Из этого следует, что образование ориентировано на соотечественников, проживающих в Турции. По сути это такой же коммерческий проект, как других русские международные школы в Турции.

Директор школы с российской стороны надеется, что сотрудничество с турецким частным коммерческим учебным заведением перерастёт в программу двойного русско-турецкого аттестата. Но пока законных оснований для этого нет. И вероятно, не следует делать это с турецким частным партнёрством, потому что в этом случае получится очередная частная полностью турецкая школа просто с углубленным изучением русского языка.

Какая Русская школа нужна в Турции

Для целей Русской школы подходит второй вид школ - иностранная школа, правовой статус и деятельность которых обеспечивается в Турции международными конвенциями и соглашениями, и все школы, кроме американской, начинают свои истории с Османских времён. У России нет такого исторического опыта в основании образовательных учреждений в Турции, как, например, у Франции. У России на территории Османской империи и потом на территории Турецкой Республики никогда не было других школ, кроме школ при дипломатических представительствах для обучения детей дипломатов.

Нужна русская школа в Турции, которая:

  • обучает турецких граждан,
  • обучает российских граждан и граждан третьих иностранных государств,
  • обучает как по российскому ФГОС, так и по турецкому национальному образовательному стандарту,
  • обучает на русском и турецком языках,
  • имеет программу двойного аттестата,
  • наличие всевозможных дополнительных “школ” при школе (музыкальной, художественной, спортивной) с таким уровнем образования, чтобы можно было поступать в профильные ВУЗы России и Турции.

Что нужно для открытия Русской школы

Для открытия Русской «иностранной» школы всё-таки необходимо межправительственное соглашение между Россией и Турцией в области образования. Опыт европейских государств нам не подходит. Возможно, стоит присмотреться к американскому опыту в области Соглашения о порядке пребывания, который был составлен и подписан на двух разных языках (см. Соглашения о порядке пребывания американских граждан в Турции и турецких граждан в США). Также может быть полезен опыт заключения договоров об открытии турецких лицеев на территории России. В национальных республиках такие договоры напрямую заключались с местными Министерствами образования. (Полезно выяснить, на основании каких соглашений и договоров турецкие лицеи открывались в Москве и Санкт-Петербурге). Межправительственные соглашения могут обеспечить нужную лицензию на образовательную деятельность.

Если большая преграда заключается в признании российских образовательных стандартов, то можно считать, что Турция даже без межправительственного соглашения с Россией «одобрила» российский ФГОС в принципе для «хожденния» по Турции. Иначе невозможно было бы открыть Русские международные школы, которые контролируются надзорными органами (см. турецкий Закон о частных образовательных учреждениях).

Проблемы российского школьного образования в Турции

  1. Возможны значительные сложности в признании российских образовательных стандартов в области социально-гуманитарных наук, в частности, исторических. Сейчас в Турции активно дописывается и переписывается древняя история турок/тюрок.
  2. Разницу в длительности школьного образования (в Турции 12-летнее школьное образование) можно оборотить в плюс для российской стороны.
  3. Необходимо грамотно и методологически выверено интегрировать российское образование в турецкую систему без ущерба и потерь для российского. Чтобы турецкие граждане в итоге получили то, зачем они придут в Русскую школу.

Источники:

  1. Текст Лозаннского договора (турецкий) https://www5.tbmm.gov.tr/tutanaklar/KANUNLAR_KARARLAR/kanuntbmmc002/kanuntbmmc002/kanuntbmmc00200343.pdf
  2. Закон о частных учебных заведениях в Турецкой Республике https://www.mevzuat.gov.tr/mevzuat?MevzuatNo=5580&MevzuatTur=1&MevzuatTertip=5
  3. РМШ МГИМО https://mgimo.ru/about/news/departments/rmsh-stambul/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
  4. РМШ МГИМО https://mgimo.ru/about/news/departments/rmsh-stambul/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
  5. РМШ МГИМО https://russianabroad.school
  6. Соглашение о порядке пребывания граждан между Турецкой Республикой Соединёнными Штатами Америки (на турецком) https://www5.tbmm.gov.tr/tutanaklar/TUTANAK/TBMM/d04/c008/tbmm04008054ss0175.pdf
  7. Вахапоглу М.Х., Иностранные школы и школы национальных меньшинств с османских времён и до наших дней, Анкара, 1990 (на турецком) (Vahapoğlu, M. H. (1990). Osmanlı’dan Günümüze Azınlık ve Yabancı Okulları, Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü Yayınları (Bkz. Ek -3), Ankara)

[1] Правовой статус австрийской, немецкой, иранской и болгарской школ немного другой. Эти учебные заведения были созданы до 1914 года и были признаны Турецкой Республикой как находящиеся под юрисдикцией этих государств. В соответствии с международными договорами они не несут никакой юридической ответственности. Однако, поскольку их существование было признано указами до 1914 года, им было разрешено продолжать свою деятельность в соответствии как с внутренним, так и с международным законодательством (Vahapoğlu, 1990).

[2] Несмотря на то, что США не участвовали в подписании Лозаннского договора, подписанные позже в 1931 году между Турцией и США турецкий и английский тексты “Соглашение о порядке пребывания”, были истолкованы по-разному, в результате чего американские учебные заведения оказались в статусе британских, итальянских и французских.

[3] Несмотря на то,что статьи Лозаннского договора не содержали никаких положений об иностранных школах, существование иностранных школ было признано путем обмена письмами. Лозанские письма - это письма, написаные Исметом Инёню, главой турецкой делегации, делегатам Италии, Великобритании и Франции, а также их ответы. В письмах, приложенных к Лозаннскому договору, были признаны иностранные школы, основанные гражданами Франции, Англии и Италии, при условии, что их количество и вместимость не превышали установленных на 30 октября 1914 года.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся