Глобализация с Востока VS глобализация с Запада: Россия делает выбор
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Автор: Дмитриева Марина Олеговна, доцент кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ
На протяжении 20 лет термин «глобализация», описывающий объективный процесс развития человечества стал подменяться термином «вестернизация» - интеграции на базе доминирования европейско-американской модели[1]. Сейчас мы стали свидетелями кризиса международного порядка, основанного на ценностях и интересах именно этой модели. Набирают мощь новые центры силы, несогласные с существующим мировым укладом. В международных отношениях появился запрос на справедливость.
В этих условиях в России наблюдается переосмысление своей идентичности, поиск правильного позиционирования себя на мировой арене. Одним из результатов этого поиска стала последняя редакция Концепции внешней политики РФ, определившей «особое положение России как самобытного государства-цивилизации»[2].

Источник: Unsplash
В.Попов в статье «Россия — самостоятельная евразийская цивилизация» полагает, что «Россия четыре века шла на Восток и еще четыре — на Запад, но нигде в итоге не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира…»[3].
Важное место в становлении культурно-цивилизационной общности Русского мира занимает монгольское наследие. Пожалуй, мы в праве сказать, что Россия столкнулась с феноменом глобализации именно благодаря отношениям с Золотой Ордой. В научном сообществе идут споры о том, можно ли говорить о том, что именно Pax Mongolica дала начало процессу глобализации[4], но, как отмечает Н.Крадин, монголы «способствовали формированию сети глобальных культурных и интеллектуальных обменов. Торговые караваны пошли с востока на запад и обратно сквозь весь континент, в тех же направлениях начали проникать различные идеи, и это кардинальным образом изменило мир»[5].
Таким образом, глобализация пришла к нам с Востока, а не с Запада. Образование единого Московского государства не случилось благодаря Орде, но произошло разрушение системы родовых отношений между русскими князьями, что было важным этапом процесса консолидации земель вокруг Москвы.
Кроме того, Золотая Орда являлась важным торговым партнером. Торговля с Ордой и через её территорию способствовала развитию экономических связей Руси с Востоком, что приводило к культурному и экономическому обмену. Орда контролировала обширные территории, через которые проходили важные торговые пути, соединявшие Европу и Азию. Русь, находясь на пересечении этих путей, активно участвовала в транзитной торговле. Великий Шёлковый путь, проходящий через территорию Орды, позволял русским купцам торговать с Китаем, Индией и другими восточными странами.
Примечательно, что В.Путин рассматривает Золотую Орду как важный исторический элемент, который, несмотря на свое негативное воздействие, помог России сохранить свою культурную идентичность и политическую целостность в условиях внешних угроз. На Встрече с членами Общественной палаты Президент сказал: «Давайте вспомним то, что происходило во времена, скажем, Александра Невского. Ведь он ездил в Орду, кланялся ордынским ханам, получал ярлык на княжение в том числе и прежде всего для того, чтобы эффективно противостоять нашествию Запада. Почему? Потому что ордынцы вели себя нагло, жестоко, но они не затрагивали главного – нашего языка, традиций, культуры, на что претендовали западные завоеватели. И это – самое главное, потому что если разрушается культура, и традиции, и история народа, то народ постепенно начинает исчезать как этнос, растворяться, как снег поздней весной. Почему мы так почитаем Александра Невского как святого? Именно за этот выбор. Он думал о том, чтобы сохранить русский народ, а затем и все народы, проживающие на территории нашей огромной страны»[6].
Т.Бордачев, говоря о влиянии золотоордынского фактора на российскую внешнюю политику, отмечает: «Россия – единственная из великих держав современности – приобрела опыт интеграции соседа, игравшего на протяжении нескольких веков роль наиболее важного антагониста («консолидирующего Другого») в становлении её суверенной государственности»[7].
Интересно, что после – роль «значимого Другого» России перешла Западу, и с Запада вплоть до настоящего времени на Россию (и весь мир) воздействует процесс глобализации.
После распада Советского Союза перед РФ встала задача определить своё место во вновь формирующейся системе международных отношений. Государство должно было адаптироваться к новой среде, сформировать новое видение себя на мировой арене. По поводу путей решения данной проблемы существует немало точек зрения. Встал вопрос определения национальной идентичности, которая должна была, объединив общество, сформировать новый внешнеполитический курс обновленной России.
И уже не в первый раз в истории российского государства сформировалось два лагеря: сторонники прозападной ориентации и её противники. Внешняя политика России в свою очередь прошла путь от желания присоединиться к Западу, интегрироваться с ним до притязания на роль самостоятельной сверхдержавы, а теперь и до государства-цивилизации.
Взгляды либералов нашли свое отражение в первой Концепции внешней политики 1993 г. В документе основной акцент делается на необходимости решения задачи внутреннего преобразования. «Россия должна решительно взять курс на развитие отношений с … соседями, экономически мощными и технологически развитыми западными государствами и новыми индустриальными странами в различных регионах»[8].
Представители либерального подхода настаивали на том, что Россия – это европейская страна. Для достижения главной цели – проведения внутреннего преобразования по либеральному образцу – РФ основной упор во внешней политике следует делать на страны Запада и демократические страны Востока. Необходимо дистанцироваться от государств с недемократической формой правления и не тратить ограниченные на данном этапе ресурсы на поддержание недемократических режимов. Следующий основополагающий момент состоит в том, что Россия должна отказаться от стремления позиционировать себя как сверхдержаву, смириться с ограничением своих возможностей.
Разочарование результатами либеральной внешнеполитической линии 1990-х гг. выразилось в возрождении реалистической парадигмы. В настоящее время именно она лежит в основе большинства документов, регламентирующих российскую внешнюю политику, и к ней апеллируют государственные деятели, от которых зависит конструирование внешнеполитического курса. И.Тимофеев отмечает, что «понятие государства-цивилизации даёт возможности конструировать нашу политическую идентичность, достраивать её новыми элементами. Но это потребует огромной теоретической работы как над самим понятием, так и над более широким кругом тем. <…> Пока же реализм внешней политики сохраняет свою актуальность»[9].
Современная Россия в настоящее время претерпевает мировоззренческую трансформацию. Наследие Золотой Орды оказывает многостороннее влияние, формируя её политическую систему, культурное и этническое многообразие, экономические связи и геополитическую стратегию. В этом процессе Москва переосмысляет исторические события, находя в них источники силы и вдохновения для своего дальнейшего развития и консолидации общества.
Таким образом, можно сделать вывод, что глобализация за всю историю России воздействовала на нее с двух направлений: с Востока и с Запада. Западные влияния способствовали модернизации, развитию науки и культуры, а также политическим реформам. Восточные влияния обеспечили культурное обогащение, экономические связи и политическое сотрудничество, а также заимствование административных и военных методов управления. Эти процессы сделали Россию уникальной страной, находящейся на пересечении европейских и азиатских культур, что продолжает оказывать влияние на её развитие и в настоящее время.
[1] См. Пензина Е.В. Феномен глобализации: глобализация и вестернизация // Вестник Красноярского государственного аграрного университета https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-globalizatsii-globalizatsiya-i-vesternizatsiya?ysclid=lx7cx3qs67619643343
[2] Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.) // сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/?lang=ru
[3] Попов В. Россия — самостоятельная евразийская цивилизация // сайт РСМД https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiya-samostoyatelnaya-evraziyskaya-tsivilizatsiya/
[4] Например, «Возможно, исходя из несоответствия процессов в Евразии в XIII в. глобализационным, но при этом определяя их явно шире, чем региональные, стоит говорить о некоем промежуточном, усредненном показателе и вводить некий термин, связанный со «средними» понятиями». Селезнёв Ю. В. Дискурс «глобализации» в отношении истории Монгольской империи и Золотой Орды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. 2022. Т. 14. Вып. 2. С. 211–229.
[5] Академик РАН Николай Крадин: Россия в некоторой степени является наследником Монгольской империи // Аргументы недели https://argumenti.ru/politics/2024/06/903428
[6] Встреча с членами Общественной палаты // сайт Президета России http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/72672
[7] Бордачев Т. Русская внешнеполитическая культура и Орда: статья-гипотеза «Ордынская эпоха» формирует уникальные черты современной российской внешней политики // Россия в глобальной политике https://globalaffairs.ru/articles/rus-vneshpol-kultura-i-orda/
[8] Концепция внешней политики Российской Федерации 1993 г. // Внешняя политика и безопасность современной России (1991-2002) : хрестоматия в 4-х т. Т.4. Документы. / ред.-сост. Т. А. Шаклеина. М., 2002. С. 22.
[9] Тимофеев И. Государство-цивилизация и политическая теория // сайт Международного дискуссионного клуба «Валдай» https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/gosudarstvo-tsivilizatsiya-i-politicheskaya-teoriya/
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0
