Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Гастарбайтеры, дикари и прочие феномены стереотипизации восточных людей

15 декабря 2023
Распечатать

Автор: Пулатова Диёра Фарход кизи, преподаватель, Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкент

Ни для кого ни секрет, что зачастую всех выходцев из стран Средней Азии ассоциируют с гастарбайтерами и дикарями, при этом не учитываются ни национально-этнические, ни культурные особенности стран региона. Следовательно, выделить стереотипы об узбекистанцах не представляется возможным, поэтому в рамках данной работы рассматриваются наиболее популярные стереотипы мышления иностранцев о выходцах из среднеазиатского региона. Наиболее отчетливо стереотипы о трудовых мигрантах, прижившиеся в сознании жителей других стран, прослеживаются в продуктах массовой культуры, а именно в продуктах киноиндустрии. Классифицируя стереотипы, можно выделить наиболее популярные, такие как гастарбайтеры и дикари, по степени восприятия: от сатиры и юмора до неполиткорректного содержания.

bbaf3ba7-6d6d-4459-878b-b31ff6b85b9a.jpg

Источник: Bangkokbook

В России, в частности, наиболее популярное скетч шоу о трудовых буднях мигрантов, которое и по сей день цитируется, называется «На́ша Russia». Примечательно и то, что на территории среднеазиатских стран оно также пользовалось популярностью ввиду его сатирико-юмористического контента. Стереотип о гастарбайтерах сложился из-за того, что большинство трудовых мигрантов занимается низко оплачиваемым трудом, на который большинство коренного населения не соглашается. При этом не всегда приезжие рабочие на стройках низкой квалификации и с отсутствием образования; однако плохое знание русского языка сформировало именно такое впечатление о трудовых мигрантах из среднеазиатских стран.

Россия далеко не единственная страна, в массовой культуре которой высмеиваются выходцы из Средней Азии, в этом аспекте чуть дальше зашла Франция. Французский кинематограф обогатил копилку сатиры пародийным фильмом под названием «Да здравствует Франция!» (Vive la France). Вкратце сюжет фильма повествует о двух выходцах из Табулистана – крохотной никому неизвестной страны где-то в Средней Азии, целью героев является привлечение внимания мировой общественности к своей стране посредством взрыва Эйфелевой башни. Здесь Табулистан – это одновременно пародия на все страны с суффиксом «стан», хотя, по сути, суффикс восходит к индоевропейскому корню, а в современной интерпретации с персидского означает «страна».1 Главные герои Феруз и Музафар представлены дикарями, отставшими от современной Франции на целую ступень эволюции. Главные герои комичны своей необразованностью и примитивностью мышления, особенно на контрасте с искушенными французами. Несмотря на то, что в данном фильме основной упор был сделан на проблему мирового терроризма, образы мигрантов представлены достаточно ярко.

Пожалуй, венцом творения, апогеем в стереотипизации жителей стран Средней Азии следует назвать скандальный фильм «Борат» и его продолжение «Борат 2». Назвать данное кинополотно сатирой наверное можно с большой натяжкой и оговоркой на то, что в фильме высмеиваются стереотипы, бытующие в США, и нежелание американцев познавать страны Средней Азии. Ведь вымышленная страна Казахстан не имеет ничего общего с настоящим Казахстаном. В целом же фильм называют комедией в США, и на момент выхода этого фильма его положительно оценили как критики, так и зрители. Для зрителей среднеазиатского региона данный фильм просто гротескный, безвкусный и возмутительный, не имеющий ничего общего с действительностью, и, как следствие, не являющийся сатирой или каким-либо другим жанром комического. О главном герое одноименного фильма «Борат» как о собирательном образе представителя среднеазиатского региона сложно однозначно что-либо заключить: он являет собой что-то среднее между представителем родоплеменного строя и человека с нарушениями умственного развития.

Вышеуказанные стереотипы на мой взгляд достаточны для того, чтобы сделать вывод о том, что в продуктах массовой культуры образ выходца из среднеазиатского региона гиперболизирован и комичен. Характерной общей чертой для всех кинопродуктов о мигрантах является портрет восточного представителя как неопрятного человека с полным или частичным отсутствием манер поведения в обществе, очень плохо владеющего иностранным языком будь то русский, французский или английский.

Конечно же такое положение дел оставляет желать лучшего как для уровня образования иностранных граждан, так и для граждан среднеазиатских республик. Стереотипы не возникают на пустом месте, некорректное поведение граждан из любой страны региона за рубежом оставляет неизгладимое впечатление не только о конкретной стране, но и в целом о регионе.

Однако корень всей проблемы со стереотипами лежит гораздо глубже, в экономическом развитии стран региона. Мало кто станет интересоваться и всерьез изучать язык и культуру аграрной страны где-то там, за границей. И никакие культурные мероприятия здесь исправить проблему не помогут. Например, выставка исторического и культурного наследия Узбекистана в Париже при Франсуа Миттеране в 1985 году и последующие дни Узбекистана на различных выставках в Париже не привели к значительному сдвигу. В России и в США проживает большое количество узбекистанцев, есть и узбекские диаспоры, которые формировались десятилетиями. В каждой стране есть и посольство, и почти везде есть культурные центры при тех же посольствах, но результат опять малозначителен. Конечно, больше всего досталось Таджикистану и Казахстану, но об остальных странах Средней Азии вообще не упоминается или же просто обобщается по примеру вымышленной страны Табулистана.

Решением данной проблемы считаю экономическое и технологическое развитие стран региона, не природные ископаемые, а высокотехнологичное производство; не отверточная сборка, а полный цикл производства. Именно поставкой конкурентно способной, высокотехнологической продукции на мировой рынок впечатление о регионе будет изменено в лучшую сторону. Ведь данная ситуация со стереотипами не нова, в истории уже имелись прецеденты - тот же Китай или Сингапур. На начало 20 века образы жителей Китая и Сингапура точно также изображались малограмотными дикарями, а китайский язык европейские лингвисты вообще считали дефектным; тем не менее на сегодняшний день тот же американский кинематограф подстраивается под китайские требования, ведь китайский рынок сулит огромные прибыли. Пример Японии также показателен, японцев в минувшем столетии точно также изображали дикарями с причудливой культурой и языком, но стоило там появится инвестициям и высокотехнологичной промышленности, как ситуация сменилась в противоположную сторону. Конечно, японская культура и по сей день считается весьма экстравагантной: женитьба на куклах, фетишизм и специфичная манга, но при этом никто не считает японцев дикарями. Таким образом экономическое развитие стран среднеазиатского региона напрямую формирует культурные стереотипы иностранцев о жителях данного региона.



1 - Статья КЛЮЧИКИ К ЛАРЦАМ на сайте: http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000047/st029.shtml;

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся