Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Экономическая зависимость Приднестровья

7 июня 2023
Распечатать

Автор: Шедько Филипп, Санкт-Петербургский Государственный университет

photo_2020-09-02_16-55-09.jpg

Источник: novostipmr.com

Цели исследования:

1. Исследовать экономическую ситуацию в Приднестровье и выявить основные факторы, влияющие на его развитие.

2. Проанализировать меры, принимаемые региональными и международными акторами для поддержки/воспрепятствованию экономического развития Приднестровья.

3. Оценить последствия зависимости экономики Приднестровья для стабильности и устойчивости.

Гипотеза исследования: экономика ПМР сильно зависима от ЕС, Украины и Молдовы, что делает регион уязвимым объектом манипуляций и площадкой для использования дипломатии принуждения.

ПМР — индустриально-аграрное непризнанное государство, в котором, в отличие от многих непризнанных государств, сосредоточена большая часть промышленности бывшей МССР. Уникальность ПМР заключается еще и в том, что на протяжение всего периода своего развития ПМР удалось сохранить основную промышленную базу и ядро своего промышленного потенциала.

Промышленно развитая территория ПМР – одновременно и ее проклятие. Известно, что благодаря концентрации промышленного потенциала экономика ПМР характеризуется высокой степенью открытости и интенсивности внешнеэкономической деятельности. Экономика ПМР состоит из крупных предприятий и зависит от экспорта на рынки ЕС, Молдовы, Украины и других внешнеэкономических партнеров и постоянно сталкивается с вынужденными ограничениями. Велика роль нерыночного сектора экономики [Отчет Фонд им. Фридрих Эберта, 2005, с.5]. Рынки сбыта находятся за границей, что не позволяет выручке оставаться в ПМР и стимулировать развитие экономики.

С политико-географической точки зрения ПМР до недавнего времени находилась ближе всех возможных точек эскалации к территории ЕС. В рамках Европейской политики соседства Молдова является ассоциированным членом ЕС с 2014 года. 23 июня 2022 года Молдова официально получила статус кандидата в члены ЕС. Более того, между ЕС и Молдовой существует Углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (DCFTA). В связи с этим ЕС и Кишинев заинтересованы в углублении партнерства, однако серьезным препятствием остается вопрос территории непризнанной ПМР. ЕС развивает все более тесные отношения с Молдовой, переходя от сотрудничества к постепенной экономической интеграции. Стоит также отметить, что ПМР зажато между проевропейской Молдовой и проевропейской Украиной.

Экономика ПМР сильно зависит от экспорта, который в первую очередь направляется в ЕС и Молдову. По данным Приднестровского статистического комитета, на долю ЕС приходилось 43,8% всего экспорта ПМР в 2020 году, а на Молдову - 30,2%. Эта зависимость от экспорта в соседние страны является результатом ограниченного доступа региона к международным рынкам из-за его непризнанного статуса.

Так, по итогам января-ноября 2021 года внешнеторговый оборот республики находился на уровне 2 293,9 млн долларов США, при этом стоимость экспортных продаж составила 850,1 млн долларов США (+48,0%), импортных поставок (с учетом сделок физических лиц) оценивались в 1 443,8 миллиона долларов. Отрицательное сальдо операций сложилось в размере -593,7 млн долларов против -364,7 млн долларов в январе-ноябре 2020 года1.

В этот же период основными потребителями приднестровского экспорта были:

· Молдова - 32,0% от общего объема экспорта или $272,3 млн;

· Польша — 14,7%, или $125,3 млн;

· Украина — 13,8%, или $116,9 млн;

· Румыния — 10,7%, или 91,2 млн долларов [Отчет Минэкономразвития ПМР, 2021];

На основании этих данных представляется, что зависимость ПМР от внешних рынков остается критической. Только на Польшу и Румынию приходится 25,4% экспорта ПМР. Если добавить к этим цифрам экспорт в Украину и Молдавию, то 71,2% экспорта ПМР поставляется в страны с диаметрально противоположной внешней политикой.

Что касается импорта, то он почти на треть превышает экспорт. Значительную часть в структуре импорта составляет импорт сырья для черной металлургии, топливно-энергетических продуктов, продуктов питания.

Основная часть импорта в указанный период:

· Российская Федерация - 43,9% от общего объема импорта, или 633,9 млн долларов США в стоимостном выражении (рост на 71,3% по сравнению с январем-ноябрем 2020 г.) Россия занимает ключевое положение из-за поставок газа, питающего промышленность ПМР, в т.ч. Днестровская ГРЭС (принадлежит России);

· Румыния – 14,2%, или 205,6 млн долларов (рост в 2,2 раза);

· Украина – 12,5%, или $179,9 млн (+23,5%);

· Республика Молдова - 10,5%, или $151,6 млн (рост в 1,5 раза) [Отчет Минэкономразвития ПМР, 2021].

При этом «по итогам 2022 года внешнеторговый оборот, по данным статистики, увеличился на 25% и составил 3 221 млн долларов США (против 2 586 млн долларов США в 2021 году). При этом из-за превышения импорта над экспортом дефицит торгового баланса за 2022 год составил - 1 744 млн долларов США (против - 708 млн долларов США в 2021 году)2.

«Реализация AA/DCFTA ЕС-Молдова в приднестровском регионе постоянно отслеживалась и сообщалась в ЕС. В 2022 году 64% левобережного экспорта пришлось на ЕС, что на 10% больше, чем в 2021 году» [Ежегодный отчет EUBAM, 2022]. Более того, ЕС продолжал оставаться ведущим поставщиком товаров, на долю которого приходилось 50% всего импорта ПМР.

Более того, ЕС, Молдова и Украина неоднократно использовали зависимое экономическое положение ПМР. Еще в начале 2000-х годов исследователи из ЕС и Молдовы упоминали, что «ЕС также должен оказать давление на Украину, чтобы убедиться, что Киев соблюдает соглашения, заключенные с Кишиневом, и останавливает на своих границах товары, произведенные компаниями, не зарегистрированными в Молдове» [Врубель, 2004]. Неоднократно упоминалось, что дальнейшая интеграция Молдовы в ЕС должна повысить мотивацию экономической элиты ПМР к тесной интеграции с остальной частью Молдовы, чтобы расширить свой доступ к рынку сообщества. Постепенно это экономическое и социальное давление заставит политические элиты региона выработать новый подход, учитывая, что интересы экономических элит ПМР будут все больше вступать в противоречие с геополитическими интересами России [Прохницкий, 2013].

Для реализации этой политики «в 2006 году Республика Молдова и Украина ограничили внешнеэкономическую деятельность ПМР. Транзит продукции возобновился только после регистрации экономических агентов ПМР в Республике Молдова. По оценкам экспертов, двойное таможенное оформление и налогообложение для хозяйствующих субъектов ПМР оборачивались ежегодными убытками в сотни миллионов долларов [Ватаман, 2015, с.238]. Было отмечено, что, если ПМР хочет воспользоваться более либеральным торговым режимом Молдовы с ЕС, его компании должны иметь постоянную регистрацию в Молдове. Также в ЕС действуют свои правила происхождения товаров, в связи с чем представители таможенных органов Молдовы допускаются на территорию ПМР для проверки правил происхождения (правда, без униформы). С декабря 2015 года также действует «дорожная карта» ПМР-ЕС, предусматривающая поэтапное введение бессрочного режима свободной торговли. По состоянию на 2021 год этот статус распространялся на 70% экспортно-импортных отношений между ПМР и ЕС.

Для продолжения эффективного сотрудничества ЕС и Молдова предлагают ПМР соблюдать следующие правила:

· приведение производственных процессов в соответствие с европейскими требованиями и стандартами (например, санитарными и фитосанитарными нормами, требованиями к внешнему виду и упаковке, определенными требованиями к качеству и т. д.);

· регистрация в Государственной регистрационной палате Молдовы;

· разрешение и облегчение доступа представителей Таможенной службы Молдовы к производственным подразделениям компаний;

· сотрудничество с контролирующими и контролирующими органами Кишинева [Прохницкий, 2013].

В 2020 году ситуация осложнилась «банковским кризисом, возникшим, когда Кишинев заблокировал банковские счета приднестровских хозяйствующих субъектов» [Шевчук, 2020]. В этом же году Молдова ввела запрет на пересечение молдавско-украинской границы для транспортных средств с приднестровскими номерными знаками: приднестровцы должны были получить нейтральные номера, однако подводным камнем стала необходимость получения при этом молдавских водительских удостоверений, которые выдаются исключительно при предъявлении молдавского паспорта или вида на жительство [Шевчук, 2020]. К февралю данный кризис был погашен, но для экспортных приднестровских товаров получение нейтральных номеров остается обязательным. Таким образом, продолжается политика паспортизации населения ПМР через введение точечных ограничений.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что соседи ПМР используют дипломатию экономического принуждения, делают ПМР более склонной к сотрудничеству через экономическую зависимость. В 2006 году ЕС предложил приднестровским экономическим агентам торговые преференции в обмен на регистрацию в РМ, и Кишинев получил инструменты контроля и давления на экономические элиты ПМР, а ЕС подсадил эти элиты на иглу европейских рынков сбыта. В 2016 году вступило в силу соглашение DCFTA, и ЕС смог шантажировать ПМР необходимостью его заключения. ЕС активно использует инструмент «взаимодействия без признания», постепенно завоевывая экспортный рынок ПМР, что с уверенностью можно назвать европеизацией урегулирования конфликта. «Европеизация относится к процессу, посредством которого ЕС использует свое нормативное влияние для обеспечения стабильности и развития в целевых странах. Этот процесс достигается за счет реализации трех механизмов: условности, социализации и извлечения уроков. Условность включает в себя сочетание стимулов и сдерживающих факторов, которые изменяют баланс затрат и выгод страны, поощряя принятие политики, совместимой с ЕС. Социализация — это долгосрочный процесс постоянного взаимодействия между ЕС и страной-мишенью, ведущий к постепенному приведению элит и населения в целом к ценностям и стандартам ЕС. Наконец, извлечение уроков — это рационалистический подход к социализации, когда местные элиты проводят политику, основанную на «историях успеха» ЕС в других странах. Этот многогранный подход к европеизации служит для ЕС средством влияния на формирование политики в целевых странах» [Монтесано, 2016, с.4].

Нынешний конфликт между Россией и Украиной также, очевидно, наложит существенные ограничения на импорт из РФ, что, в свою очередь, усилит кризис в ПМР. В частности, «закрытие границы Украины с Российской Федерацией и Беларусью и временная приостановка деятельности пунктов пропуска (ПП) на центральном участке молдавско-украинской границы повлияли на цепочку поставок товаров из/в ПМР и породил новые пути и рынки сбыта» [Ежегодный отчет EUBAM, 2022]. Несмотря на то, что Россия сохраняет за собой миротворческий контингент и имеет прямое влияние через субсидирование цен на энергоносители, у ПМР остается все меньше возможностей для самостоятельных и односторонних действий. В связи с этим для сохранения ПМР как самостоятельного субъекта необходима постоянная поддержка со стороны Российской Федерации. Также за последние годы стало очевидным, что экономическое взаимопроникновение сторон, справедливое разделение в сферах собственности и финансов, исключение административно-политического давления на процесс экономической реинтеграции – единственный путь постепенного приведения конфликтующие стороны к сближению и мирному сосуществованию [Отчет Фонд им. Фридрих Эберта, 2005, с.25]. Только на этой основе, на основе тактики малых шагов возможно поступательное решение проблем правового и политического статуса ПМР. Любые попытки применения мер экономического давления и принуждения ведут к еще большему напряжению и затягиванию урегулирования конфликта.

1. Ватаман И. В. «Внешняя торговля Приднестровья: состояние, проблемы, перспективы развития». (2015)

2. Влияние УВЗСТ ЕС-Молдовы на экономику Приднестровья: количественная оценка по трем сценариям, BE Berlin Economics GmbH. www.get-moldau.de/download/policypapers/2013/2013.06.04_DCFTA%20Transnistria_en.pdf ;

3. Врубель. Я. Европейский союз и Молдова, Яцек Врубель, 2004 г.: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pdc.ceu.hu/archive/00002229/01/eu_and_md.pdf?fbclid=IwAR0ozlFqB4JTK66xTaPbBO3dGDR_ymn0rZ9DR5 ;

4. Вутен А., «Экономическая взаимозависимость и мир в странах с переходной экономикой», 1 мая 2007 г. CUREJ: Электронный журнал исследований бакалавриата, Пенсильванский университет, https://repository.upenn.edu/curej/70;

5. Гартцке, Э., Ли, К., Бемер, К., Дюшен, Э., Маккормик, Дж., Митчелл, Н.Дж. и Шнайдер, Г. (1999 г.), «Инвестирование в мир: экономическая взаимозависимость и международный конфликт». », Журнал Международной организации по исследованию мира, Vol. 36 № 2, стр. 391-438, доступно по адресу: https://pages.ucsd.edu/~egartzke/publications/gartzkeetal_io_01.pdf ;

6. Дегтерев Д. А. Субъекты международных конфликтов нового поколения: атрибуты, иерархия, особенности моделирования / Д. А. Дегтерев // Власть. - 2017. - № 1. - С. 117–125. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-mezhdunarodnyh-konfliktov-novogo-pokoleniya-atributy-ierarhiya-osobennosti-modelirovaniya

7. Ежегодный отчет миссии Европейского союза по приграничной помощи Молдове и Украине за 1 декабря 2021 г. – 30 ноября 2022 г. https://eubam.org/wp-content/uploads/2023/02/EUBAM-Annual-Report-2022.pdf ;

8. Каливас Статис Н. «Новые» и «старые» гражданские войны: действительное различие? // Мировая политика. - 2001. - № 1 (54). - п. 99-118. - Режим доступа: https://www.ncl.ac.uk/media/wwwnclacuk/schoolofhistoryclassicsandarchaology/Kalyvas%20New%20and%20Old%20Civil%20Wars.pdf ;

9. Кемоклидзе Н. и Вольф С. (2019): Торговля как мера укрепления доверия в затяжных конфликтах: сравнение примеров Грузии и Молдовы, Eurasian Geography and Economics, DOI: 10.1080/15387216.2019.17025 67;

10. Коупленд, Д.С. (1996). Экономическая взаимозависимость и война: теория торговых ожиданий. Международная безопасность, 20(4), 5–41. doi:10.1162/isec.20.4.5;

11. Кузнецов И.И. Проблемы конфликтов «нового поколения»: оценки и прогнозы / И.И. Кузнецов, В.М. Сергеев. // Аналитические записки НКСМИ МГИМО (У) МИД РФ. - 2008. - 5 (34). - С. 1–28. — Текст: прямой; Панова В.В. Современные западные исследования международных конфликтов//Международные процессы. - 2005. - Том 3. - № 2 (8). - стр. 110–121. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=17014127 ;

12. Монтесано, Франческо Саверио и ван дер Тогт, Тони и Звирс, Воутер. (2016). Европеизация Молдовы: ЕС на правильном пути?

13. Мэнсфилд, Эдвард Д. и Брайан М. Поллинз, ред. Экономическая взаимозависимость и международный конфликт: новые взгляды на непрекращающуюся дискуссию. Издательство Мичиганского университета, 2003 г. https://doi.org/10.3998/mpub.11952 ,

14. Отчет о деятельности Министерства экономического развития Приднестровской Республики по итогам 2021 года: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mer.gospmr.org/otkrytoe-ministerstvo/otchyot-o-deyatelnosti.html ;

15. Приднестровье и Соглашение об углубленной и всеобъемлющей свободной торговле: маленький камень, который переворачивает большую тележку?, Политические Записки, 2-Я Серия, № 1, Валериу Прохницкий, Адриан Лупушор, Кишинев, 2013 г.

16. Рынок Приднестровья и его влияние на политику и экономику Республики Молдова.— Киев: Фонд им. Фридрих Эберт, региональное представительство в Украине, Беларуси и Молдове, 2005 г.

17. Сайт Торгово-промышленной палаты Приднестровья: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tiraspol.ru/o-pridnestrove/ekonomicheskiy-potentsial/

18. Таниус М.Э. (2019 г.), «Влияние экономической взаимозависимости на вероятность конфликта между государствами: пример «американо-китайских отношений на Тайване с 1995 г.»», Review of Economics and Political Science, Vol. 4 № 1, стр. 38-53. https://doi.org/10.1108/REPS-10-2018-010;

19. Тудорою, Т. 2012 г., «Европейский союз, Россия и будущее замороженного конфликта в Приднестровье», East European Politics & Societies, vol. 26, нет. 1, стр. 135-161

20. Фокина, Людмила. (2017). Молдова: состояние и перспективы развития торгово-экономического сотрудничества с Россией. Постсоветские проблемы. 4. 96-108. 10.24975/2313-8920-2017-4-2-96-108;

21. Шевчук Н.В. Транспортная проблема в приднестровском урегулировании: «принудительная дипломатия» вместо «тактики малых шагов». Евразийская Интеграция: экономика, право, политика. 2020;(1):103-108. https://doi.org/10.22394/2073-2929-2020-1-103-108 ;

Приложения:

1111.png

Прил. 1: Динамика внешнеторгового оборота ПМР, млн долларов США


2222.png

Прил. 2. Динамика товарооборота Приднестровья за 25 лет (1996-2021 гг.), млн долларов США



1 - См. прил. 1

2 - См. прил. 2

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju