Будущее архитектуры европейской безопасности: новые реалии в меняющемся мире
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Проект ЕС изначально рассматривался как возможность для стран-участниц расширить политическое влияние на международной арене, что позитивно оценивалось европейским сообществом. Тем не менее, внутри Союза существовали разногласия относительно необходимости еще более "тесного союза" через интеграцию стран-членов в ЕС, имея при этом возможность основываться на своем национальном суверенитете. В связи с этим, появились новые "вызовы" для ЕС, которые способны существенно изменить восприятие Союза как внутри стран, так и на международной арене. К этим новым "вызовам" можно отнести: специальную военную операцию РФ в Украине и ее влияние на европейский континент; миграционный кризис и его последствия в странах Союза.
Источник: Unsplash
Специальная военная операция РФ в Украине и ее влияние на европейский континент. Специальная военная операция, начавшаяся 24 февраля 2022 году, привела к огромному экономическому и гуманитарному кризису по всему миру, в том числе и в ЕС. Последствия СВО в Украине стали главной темой неформальной встречи лидеров стран ЕС в Версале 10-11 марта 2022 года. Главы государств и правительств договорились о скорейшем поэтапном сокращении зависимости от импорта российских нефти, газа и угля. В частности, для этого будет необходимо переосмыслить систему оптового ценообразования электроснабжения, которое на данный момент определяется ценами на газ. Cуществуют три способа сократить зависимость от России: диверсификация поставок, энергоэффективность и ускорение развития возобновляемой энергетики. В части диверсификации странам нужно увеличить закупки сжиженного природного газа от таких поставщиков как США, Норвегия, африканские страны.
Украинский кризис без сомнений будет иметь серьезные последствия для стран ЕС. И дело не только в энергетике. Значительным будет влияние ситуации на рынки зерновых культур, пшеницы и кукурузы, и удобрений, крупными экспортерами которых являются Россия и Украина. Цены на сельскохозяйственное сырье будут расти, создавая серьезные риски бедствий и политической нестабильности.
Что же касается территориальной безопасности ЕС, то конфликт России и Украины уже становится частью нового положения дел на континенте, поэтому странам ЕС необходимо грамотно и корректно реагировать на новую реальность. Более того, даже если конфликт закончится прекращением огня, крупной сделкой или победой одной из сторон, сам факт специальной военной операции в Украине будет оказывать глубокое влияние на то, как европейские правительства воспринимают свою собственную безопасность. Один из планов, который уже реализуется на уровне ЕС — создание потенциала быстрого реагирования, который позволит оперативно развертывать модульные силы численностью до 5000 военнослужащих. Уже в 2023 году пройдут первые учения по разработанным экспертами сценариям, а к 2025 году этот потенциал будет полностью готов к работе при участии всех стран, входящих в ЕС.
Миграционный кризис 2022 и его последствия в странах ЕС. Специальная военная операция России в Украине привела к массовой миграции украинцев в страны ЕС. Более семи миллионов человек искали убежища — главным образом в Польше, но также в Венгрии, Словакии и Румынии.
Географическая близость является очевидной отличительной чертой данного миграционного кризиса: отдаленный конфликт — это не то же самое, что конфликт, происходящий на самом континенте. Также политики и СМИ отмечают культурную и социальную близость тех, кто прибывает к границам ЕС. "Это не те беженцы, к которым мы привыкли. Эти люди — европейцы", — заявил премьер-министр Болгарии —Кирилл Петков, — "с голубыми глазами и светлыми волосами", "преуспевающие люди среднего класса". Такого рода заявления подчеркивают: на этот раз этим беженцам рады, и причина не только в их острой потребности в международной защите, но и в том, что они европейцы, христиане и принадлежат к среднему классу.
Украинские беженцы значительно отличаются от других и своей экономической составляющей. До того, как стать беженцами, украинцы были экономическими мигрантами в ЕС. Они были и продолжают быть востребованными, в отличие от тех, кому и дискурс, и закон часто отказывают в праве оставаться. В этом смысле Украина является не просто житницей Европы, но, растущим и все более незаменимым резервом основных работников. Согласно отчету ICMPD, почти 3,5 миллиона украинцев впервые получили вид на жительство в стране ЕС в период с 2014 по 2019 год. Многие из этих разрешений были временными, сроком не более 5 или 11 месяцев.
Это и объясняет, почему государства-члены ЕС согласились применять Директиву о временной защите, которая не использовалась с момента ее утверждения в 2001 году.
Первые два различия определяют два других. Во-первых, с 2017 года граждане Украины могут безвизово путешествовать по ЕС в течение 90 дней. По сравнению с «другими» беженцами, миграционная политика не создает препятствий для пересечения границ – необходимого условия для доступа к международной защите. Во-вторых, так как украинцы годами перемещаются по странам ЕС, у них уже есть родственники, друзья и знакомые, живущие в странах ЕС.
Еще одно фундаментальное отличие заключается в том, что на этот раз государства-члены сохранили политику открытых границ. Однако это не то, что обычно происходит, и тем более в странах, которые сейчас принимают украинских беженцев. Это изменение было особенно заметно в заявлениях премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. В декабре, говоря о мигрантах и беженцах с Ближнего Востока и Африки, он сказал: «Мы никого не собираемся впускать». К марту он сменил тон – «мы впускаем всех», – сказал он, когда речь зашла об украинских беженцах.
Однако, в новых опросах ЕС появляется все больше стран, недовольных политикой ЕС и государства относительно миграции украинцев. Международная исследовательская сеть по миграции и демократии MIDEM, центр которой находится в Германии, провела опрос о готовности европейцев и дальше поддерживать Украину и украинских беженцев на фоне экономических издержек. В среднем по странам, где проводилось исследование, за продолжение поддержки выступили 40% респондентов, за ее ограничение — 39%.
Соответственно, готовность помогать украинцам в ЕС все еще достаточно высока, но уровень солидарности с ними снижается из-за экономических и социальных издержек, особенно из-за энергетического кризиса.
Таким образом, по причинам, изложенных выше можно сделать вывод, что в связи с тем, что перспектива возвращения к статус-кво энергетического партнерства между ЕС и Россией и "дешёвого российского газа" более не кажется реалистичной, странам приходится переориентироваться на новые рынки, что требует существенных финансовых и временных затрат. Несмотря на то, что еще до специальной военной операции, ЕС принял Зеленый Пакт для Европы, страны не планировали настолько резко переключаться на достижение целей данного Пакта.
Замедление экономического роста становится особенно заметно в расположенных в непосредственной близости от Украины странах, которые принимают большое количество украинских беженцев. Италия и Германия, которые сильно зависят от российской нефти и газа, также испытывают давление, в том числе и социальное.
Эмманюэль Макрон еще в первое свое президентство высказал важную идею, которую положил в основу своей европейской политики. Он изложил программу реформ, включающую защиту свободы, защиту континента и восстановление духа прогресса ЕС. Это должно быть достигнуто путем создания - Соединенных Штатов Европы. Смысл создания Штатов заключается в глубокой интеграции государств-членов, с учетом предпочтений и уважения идентичностей народов Европы. Данная идея может стать все более распространенной среди европейских политиков, в связи с тем, что, как продемонстрировал миграционный кризис 2014-2015 годов и Брекзит, недовольство политикой ЕС в странах приводит к росту популярности и приходу к власти "правых" партий. Угроза новой волны "правых" может грозить Европейскому Союзу в долгосрочной перспективе и из-за волнений на европейском континенте, и из-за миграционного кризиса 2022 года.
Образовательный и исследовательский проект Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ
Блог: Блог Лаборатории аналитики ИАМП
Рейтинг: 0