Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Американская политическая сатира: какая она? И над чем смеются американцы?

13 июня 2023
Распечатать

Автор: Пулатова Диёра Фарход кизи, Узбекский государственный университет мировых языков

Зарождением сатиры традиционно считают второе тысячелетие до нашей эры, а именно период античности. В древнегреческую эпоху Аристофаном комическое было оформлено в канонический жанр комедии, благодаря чему Аристофана стали считать «отцом комедии». Казалось бы, за столь долгую историю существования комических жанров и видов, вопросов относительно этого феномена не должно было бы существовать. Однако не смотря на богатую историю существования и огромное количество исследований комического, не всё исследовано. В частности, до сих пор не существует единогласного ответа на вопрос о дефиниции сатиры. Каждый раз перед исследователем встает задача определить, что есть сатира? Как сатира соотносится с комическим? И где граница между политической сатирой и нарушением закона? Очевидных ответов на эти и многие другие вопросы не существует, ибо чем глубже в теоретические работы, тем более непонятным становится исследуемый объект. Следовательно, в данном эссе, не предаваясь глубоким теоретическим экскурсам, постараюсь обосновать всю полноту и многогранность феномена современной американской политической сатиры. Для этого надо ненадолго остановится на теоретических вопросах, поставленных выше, так как ответив на них, можно идти дальше без понятийной путаницы.

alexis-mora-angulo-803DZ7808YU-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Итак, первый вопрос о дефиниции сатиры наиболее детально представлен в русскоязычном литературоведении. В англоязычном литературоведении вопрос дефиниции так остро не стоит ввиду разности обозначений древнегреческого жанра сатиры и над жанрового понятия сатиры. Таким образом древнегреческие произведения обозначаются термином «satires», а наиболее сложное эволюционирующее наравне с развитием общества явление обозначают как «satire». В целом же не смотря на разность подходов к определению жанра, большинство исследователей по обе стороны океана приходят к мнению, что сатира – это над жанровое явление, характерное для всех подвидов жанров вне зависимости от литературных периодов и течений. На мой взгляд наиболее точное определение было дано Я. Е. Эльсбергом в книге «Вопросы теории сатиры», в которой он подчеркнул, что сатира – это «способ отображения действительности». Именно отталкиваясь от этого обозначения можно обосновать наличие сатирических элементов как в художественной литературе, так и в повседневной речи людей. Конечно же существуют и более глубокие исследования сатиры, но для ответа на поставленный вопрос о дефиниции данного понятия, считаю, что одного примера будет достаточно.

Второй вопрос о соотношении комического и сатиры можно ответить кратко. Принято считать, что сатира – это вид комического. Комическое, в свою очередь это понятие достаточно «емкое», оно охватывает юмор, иронию, сатиру, сарказм и т.д. Иными словами, под комическим понимается все, что вызывает смех, причем смех может быть разным. Классификаций смеха представлено достаточно от Проппа до Фрейда, но суть остается неизменной смех обладает самой большой демифологизирующей функцией. Наглядным примером данной функции является борьба Дональда Трампа с различными сатириками и стенд-ап комиками, которые принимали его негодование за призыв к еще более активным действиям. Рейтинг Трампа ввиду обилия различных мемов и постоянной антирекламы на ночных ток-шоу сформировал крайне негативное мнение среди американского населения. Ведь как можно относится серьезно к политику, которого высмеивают на каждом канале и комедийном шоу?! Существуют исследования (Дж. Баумгартнер) в который подчеркивается, что с приходом к власти Д.Трампа политическая сатира в Америке вышла на новый уровень и приобрела небывалый размах. Согласно американским исследованиям (Баумгартнер, Франсворт и Лихтер) те же политические комедийные ток шоу формируют мнение аудитории до 35 лет, которые не смотрят телевидение ввиду недоверия государственным телеканалам.

Третьим вопросом о границе между политической сатирой и нарушением закона можно серьезно запутаться. Конечно же сатира не должна противоречить основным законам любого государства. Однако опять в тех же США как можно объяснить сатиру, от части граничащую с сарказмом на президента? Президента можно воспринимать как функцию, тогда сатира на него является нарушением закона или же демонстрацией свободы слова?! Президента можно также воспринимать и как отдельную личность, выполняющую работу на благо общества, тогда недовольство населения проводимой политикой – это волеизъявление народа?! Так или иначе однозначно ответить невозможно на поставленный вопрос, но можно углубиться в историко-культурный пласт американского государства и найти исчерпывающие доказательства того, что политическая сатира во всех ее формах манифестации свойственна американскому народу и ее проявление не несет серьезных последствий для сатириков. Пожалуй, тут правильнее отметить, что политическая сатира в США несет свою исконную функцию средства диалога между правящем классом и народом. Достаточно вспомнить того же «Гамлета» Шекспира, где принц ведет монолог с черепом придворного шута Йорика. Именно шут в строго иерархичной структуре монархии был единственным человеком кому позволялось шутить и смехом обличать пороки и недочеты проводимой политики.

Времена меняются, да и политические режимы не везде одинаковы в тех же США не было монархии и эту функцию сначала исполняли ораторы с переносными типографиями, которые печатали памфлеты высмеивая политиков и веселии народ, также агитируя голосовать за определенного кандидата. Примечательным является и тот факт, что одной из первых форм американской литературы считаются политические памфлеты. В тот же колониальный период можно выделить и творчество Бенджамина Франклина, который собрал множество афоризмов народной мудрости, среди которых можно найти массу советов и наставлений политику.

Неоднозначность американской политической сатиры можно проследить и в образе «янки». Впервые этот образ появился в 17 столетии и на американской территории в основном преобладал в жанре «небылицы». Жанр также примечателен он характеризует с одной стороны отсутствие американского исторического прошлого, ведь у других народов можно найти мифы, а с другой демонстрирует связь с общими европейскими корнями. Итак, одной из первых примеров небылицы была «Янки Дудл», которая в зависимости от прочтения могла символизировать боевой дух американской нации в борьбе за независимость, или же недалекость и приземистость первых поселенцев.

На современном же этапе развития политической сатиры следует отметить многообразие форм от мема до сатирического политического романа. Политическая сатира на сегодняшний день представлена как в интернет пространстве, на телевидении, так и во всех печатных изданиях США. О чем же свидетельствует это многообразие форм? Об отсутствии цензуры? Об отсутствие наказания за «травлю» политических деятелей? О крайней безнравственности сатириков и их публики? Ответ на эти вопросы, на мой взгляд, кроется, во-первых, в природе американцев высмеивать политических деятелей, а во-вторых, сатира как общественный феномен, характеризует потребность общества в самовыражении. Тут также прослеживается некоторый экзистенциальный феномен бессмысленности наказания, когда наказываемый не воспринимает наказание как какое-то негативное для него последствие его действий. Например, все предыдущие администрации президента до Трампа, да и нынешняя администрация так резко не реагировали и не реагируют на наличие политической сатиры «льющейся чуть ли не из каждого утюга». Хоть нынешняя администрация президента Джо Байдена – очень популярная тема для всех СМИ и интернет блогеров как в самих США, так и за рубежом. При этом каких-то попыток пресечь поток «едкой» сатиры со стороны администрации президента не наблюдается. Это обстоятельство еще раз свидетельствует о более снисходительном отношении политиков на сатиру, ведь лучше, когда о тебе говорят, чем вообще не упоминают. Как говорится даже антиреклама – это реклама.

Отдельной темой является политическая сатира, представленная в литературе. Здесь правильнее будет начинать отсчет все же с появления первого политического сатирического романа в творчестве Брекенриджа, а именно роман «О современном рыцарстве». Об этом романе как о примере жанра политического сатирического романа, таким каким он известен на сегодняшний день, судить сложно, так как этот роман больше символизирует начальный этап формирования этого жанра как такового. В то же время нельзя упускать из виду творчество отца американской сатиры, временами считающегося даже отцом американской литературы – Марка Твена. Наверное, не существует человека не знакомого с творчеством данного сатирика, творчество которого остается актуальным и по сей день вне зависимости от каких-либо условных разграничений.

Считается, что литературную традицию политической сатиры полностью сформировал именно Марк Твен. И с этим невозможно не согласиться! Так или иначе большинство американских писателей последующих столетий воспитывались на романах Твена. Значимость сатирика прослеживается и в появлении отдельной одноименной премии по литературе в области сатиры, также отзыв литературного критика, приравнивающий писателя к Марку Твена, является похвалой. Ярким примером служит отзыв о творчестве современного американского сатирика Кристофера Бакли, которого в одном из печатных изданий охарактеризовали «кислотный Марк Твен». Более подробную информацию о литературных шедеврах в жанре американского политического сатирического романа можно найти в моих публикациях на бесплатных площадках поиска научных работ как КиберЛенинка.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся