Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Россия и Китай: кибербратство или дружба по несчастью?

31 января 2025
Распечатать

Автор: Чирко Алиса Александровна, редактор и эксперт журнала «Российское военное обозрение», Москва

Чирко Алиса - с черной лентой.JPG В сентябре 2024 года безвременно ушла из жизни наша коллега Алиса Чирко.
Она была не просто участником Лаборатории аналитики ИАМП, а настоящим сердцем и душой ее проектов. К сожалению, её жизнь оборвалась слишком рано.
Сегодня мы публикуем одно из ее последних эссе.

Говоря о сотрудничестве России и Китая в области информационной безопасности следует отметить, что обе страны на данном этапе развития двусторонних отношений выступают с партнёрских позиций. На сегодняшний день видна схожесть подходов этих двух государств к оценке угроз и вызовов, которые исходят из информационной среды. Это объясняется тем, что на протяжении последних тридцати лет и Москва и Пекин испытывают примерно одинаковый прессинг со стороны США и стран т.н. «коллективного Запада»: кибератаки, попытки подорвать цифровой суверенитет, обвинения в хакерских атаках, и как итог – масштабную гибридную войну, о которой заявляется почти открыто. В этой ситуации важно понять, является ли такое сотрудничество наших стран ситуативным явлением из-за наличия общего противника, или действительно долгосрочным и перспективным стратегическим партнёрством.

sergey-zolkin-_UeY8aTI6d0-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

Одним из ключевых документов, регулирующих отношения России и Китая в информационной среде, является Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности[1]. Заключенное в 2015 году, это соглашение предусматривает совместное реагирование на основные угрозы международной информационной безопасности (МИБ) и противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в военно-политических, криминальных и террористических целях, а также для подрыва государственного суверенитета и вмешательства во внутренние дела. Несмотря на рамочный характер данного документа, его положения позволяют проследить однозначный вектор российско-китайского подхода к межгосударственному взаимодействию в области МИБ, направленный на демилитаризацию глобального информационного пространства и установление справедливых равноправных норм, регулирующих поведение стран в цифровой среде.

Аналогичный подход превалирует и у остальных государств-членов организаций БРИКС и ШОС, в рамках которых также проходит российско-китайское сотрудничество в области МИБ. Старт был дан в Астане в июле 2005 года на полях V саммита глав стран-членов ШОС, а уже через год на саммите этой организации в Шанхае Россия и Китай подписали «Заявление глав государств-членов ШОС по международной информационной безопасности», которое стало первым документом о сотрудничестве в области информационной безопасности в рамках ШОС. Именно в рамках этого документа была впервые на международном уровне заявлена позиция о том, что злонамеренное применение ИКТ может привести к последствиям, аналогичным результатам применения оружия массового уничтожения, что обуславливает необходимость международного-правового регулирования поведения государств в информационном пространстве и полной демилитаризации цифровой среды. На основе этого документа было разработано Соглашение между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения МИБ, подписанное в 2009 году в Екатеринбурге[2]. Помимо ШОС и БРИКС Россия и Китай активно сотрудничают в ООН в рамках Рабочей группы открытого состава (РГОС) – в мае 2024 года Китай поддержал российскую инициативу по запуску глобального межправительственного реестра контактных пунктов для обмена информацией о компьютерных инцидентах[3].

Помимо дипломатического трека, Россия и Китай успешно взаимодействуют и в сугубо технических аспектах информационной безопасности. Так, в 2014 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между российским Координационным центром национального домена сети Интернет и китайской регистратурой национальных доменов CNNIC[4]. Согласно этому документу, при возникновении технических проблем или компьютерных инцидентов обе стороны будут поддерживать работоспособность российского и китайского сегментов Интернета, а также обеспечат техническую поддержку сайтов доменных зон .ru, .рф и .cn. В 2017 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между российской «Лабораторией Касперского» и Администрацией киберпространства Китая[5], в рамках которого стороны договорились об обмене информацией о сетевых угрозах и киберинцидентах на территории КНР, а также о проведении тренингов для технических специалистов в области информационной безопасности.

В 2020 году Россия и Китай разработали совместную «Дорожную карту российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020-2025 годов»[6]. Для сферы МИБ этот документ примечателен тем, что определяет в качестве приоритетных областей для сотрудничества цифровые технологии, системы обработки больших данных, искусственный интеллект, информатику и телекоммуникации.

Нельзя не отметить важность сотрудничества России и Китая в информационно-психологическом измерении ИБ. Обе страны стали жертвами наступательных информационных операций со стороны США ещё в 2020 году, когда Пентагон запустил кампанию по дискредитации российских и китайских вакцин от Covid-19 в глазах мирового сообщества и собственного населения[7]. С этой целью были задействованы несколько сотен аккаунтов в сети X (бывшем Twitter) и проведены более 300 спланированных медиа-атак. Сегодня же информационная война против Москвы и Пекина ведётся на максимально высоком уровне, формальными поводами для США здесь стали тайваньский вопрос и СВО России на Украине.

Примечательно, что Россия и Китай придерживаются примерно одинаковых решений, чтобы защититься от деструктивного информационного воздействия и защитить национальный цифровой суверенитет. Приоритетом для обоих государств здесь является разработка национальных платформ и защищенного интернета, а также национальных социальных сетей и мессенджеров. Китай в этом вопросе ушёл чуть дальше – там с 2000 года действует т.н. файервол, то есть система, которая блокирует доступ к внутреннему интернет-пространству. Кроме того, в Китае разработано довольно большое количество собственных цифровых платформ, соцсетей и мессенджеров, популярных среди населения как внутри государства, так и за его пределами: WeChat, TikTok, Douban, Youku и др. Россия же только после начала СВО была вынуждена заблокировать иностранные соцсети Facebook* и Instagram* (*запрещены на территории РФ), оставив в качестве альтернативы только отечественные площадки ВКонтакте, Одноклассники и видеохостинг Rutube. Что касается файервола, опыт отдельных блокировок Роскомнадзора показал, что такая практика вряд ли встретит понимание у российских пользователей и положительно воздействует на Рунет; скорее всего данная система полноценно в РФ использоваться не будет. Однако такое незначительное расхождение не помешает России и Китаю наладить широкое взаимодействие в области совместного противостояния информационно-психологическим угрозам.

К сожалению, стоит отметить, что в отличие от сотрудничества в информационно-технической сфере, в данной области есть недоработки. Так, ещё в 2018 году научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем агентства «Синьхуа» Шэн Шилян подчёркивал, что в Китае не хватает специалистов со знанием русского языка, в связи с чем информацию о России китайскому читателю приходится получать от западных источников, которые зачастую подают её в искажённой форме[8]. По мнению эксперта, чтобы исправить ситуацию необходимо совместно готовить переводчиков, журналистов и иных компетентных специалистов.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в основе российско-китайского сотрудничества в области МИБ заложены более глубокие смыслы нежели просто наличие общего недруга и внешнего давления. В первую очередь, это изначально комплексный характер подхода к информационным угрозам: использование ИКТ в военных целях, террористические угрозы, и кибератаки на значимые инфраструктурные объекты, и возможность дестабилизации политической и экономической ситуации за счёт распространения дезинформации посредством интернет-ресурсов. Плюс такого совместного подхода в том, что он минимизирует политизацию кибератак. Нельзя сказать, что в отношениях России и Китая совсем не существует компьютерных инцидентов: и российская и китайская сторона неоднократно проводили расследования и публиковали отчёты о деятельности хакерских группировок, известных своей принадлежностью к Пекину или Москве. Однако, как отмечают эксперты[9], проблема кибершпионажа не политизируется и не эскалируется на высокий уровень, а решается в рабочем порядке. Конечно можно говорить о том, что это вынужденная мера в рамках текущего дипломатического мейнстрима, однако вероятнее, такая тенденция между нашими странами продолжится и в дальнейшем, просто потому что она отвечает уже твёрдо сформированному взгляду и российских и китайских властей на информационную безопасность в целом. Равноправное, многостороннее и регулируемое на основе справедливой ответственности каждого актора устройство глобального информационного пространства гораздо выгоднее и России и Китаю при любых внешних обстоятельствах, даже если в будущем они сложатся иначе. В международных прогнозах нежелательно апеллировать к терминам вроде «друзья» или «братья» и руководствоваться излишним оптимизмом, однако на текущий момент с большой долей вероятности можно предположить, что Россия и Китай уверенно и твёрдо двигаются по пути полноценного и долгосрочного стратегического партнёрства. 

[1] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 8 мая 2015 года // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201608100001?rangeSize=1 (дата обращения: 27.05.2024).

[2] Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов URL: https://docs.cntd.ru/document/902289626 (дата обращения: 17.06.2024).

[3] Официальный представитель МИД России М.В.Захарова о запуске глобального межправительственного реестра для обмена информацией о компьютерных атаках/инцидентах // МИД РФ URL: https://germany.mid.ru/ru/press-centre/news/ofitsialnyy_predstavitel_mid_rossii_m_v_zakhjarova_o_zapuske_globalnogo_mezhpravitelstvennogo_reestra/ (дата обращения: 15.06.2024).

[4] Memorandum of Understanding between China Internet Network Information Center (CNNIC).CN and Coordination Center for Country-Code Top Level Domains.RU // D-Russia.ru URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2014/11/rus-chin-memor.pdf (дата обращения: 22.06.2024).

[5] «Лаборатория Касперского» и Управление кибербезопасности КНР договорились о сотрудничестве // ТАСС URL: https://tass.ru/obschestvo/4779835 (дата обращения: 23.06.2024).

[6] Дорожная карта российско-китайского сотрудничества в области науки, технологий и инноваций на период 2020-2025 годов // Министерство образования и науки РФ URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/d8c/vfjupwjwbdy5e746blwqwnp7b2v8caeh.pdf (дата обращения: 15.06.2024).

[7] Pentagon ran secret anti-vax campaign to undermine China during pandemic // Reuters URL: https://www.reuters.com/investigates/special-report/usa-covid-propaganda/ (дата обращения: 17.06.2024).

[8] Россия и Китай: совместная война против фейк-ньюс // Международный дискуссионный клуб "Валдай" URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-kitay-voyna-feyk-nyus/ (дата обращения: 22.06.2024).

[9] Oleg Shakirov "Cyber Espionage Among Friends" // Packets from Cyberia URL: https://fromcyberia.substack.com/p/cyber-espionage-among-friends (дата обращения: 02.06.2024).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju