Блог Лаборатории аналитики ИАМП

Культпросвет на весь белый свет

8 ноября 2023
Распечатать

Автор: Лысенко Алексей Владимирович, проект-менеджер АНО исследований и социальной дипломатии «Международный центр ФАЛКОГРУП»

В эпоху глобализации особую актуальность приобретает вопрос взаимосвязи международных отношений и возникающей при этом стереотипизации восприятия их участников.

Для более глубокого понимания того, как Россия воспринимается за рубежом, необходимо обратить внимание на понятие «стереотип». Этот термин широко используется в гуманитарных науках и определен американским социологом У. Липпманом как упрощенное представление о реальности в сознании людей. Хотя точное определение «стереотипа» до сих пор не существует, есть несколько общепринятых черт, которыми руководствуется научное сообщество[1].

Во-первых, стереотипы формируются культурой и менталитетом народа, определяя его взгляды на мир. Во-вторых, стереотипы воспроизводятся автоматически и являются одновременно оценкой и психологической установкой. В-третьих, стереотипы могут быть как положительными, так и отрицательными, но при рассмотрении чужой культуры преобладают негативные характеристики, поскольку все чужое и отличное кажется непонятным и вызывает неоднозначные эмоции[2].

Кроме того, стереотипы часто являются предубеждениями, вызванными незнанием или неприятием чужой культуры и традиций. Это приводит к неточным и даже ошибочным представлениям о стране. Социально-исторический опыт взаимодействия между странами также является фактором формирования этнокультурных стереотипов. Например, стереотип о России как опасном враге и агрессоре возник еще в XIX в., когда Российская империя стала мощной державой, способной отстаивать свои национальные интересы.

Ключевую роль в формировании стереотипов играют политическая и духовная элита страны, а также манипулятивная медиапропаганда. Например, советским гражданам навязывались представления о западном образе жизни, которые оказались неверными после «открытия железного занавеса»[3].

stereotypes.jpg

Фото: ru.russki.lu

В целом, этнокультурные стереотипы восприятия чужой страны можно определить, как стереотипы, которые путем редуцирования и минимизирования менталитета, образа жизни и поведения народа, его культурных особенностей и этнических черт, максимально обобщенно характеризируют их. На сегодняшний день наиболее часто встречающимся представлением относительно России является стереотип о стране как мировом агрессоре, «империи зла», несмотря на то, что на протяжении всей своей истории большинство войн, в которых ей доводилось участвовать, начинала не она, чаще ей приходилось защищать свои национальные интересы. Стоит заметить, что ни в XIII веке русские не собирались идти походом на католическую Европу, ни в XVII веке не стремились захватить польские земли, наоборот — поляки пошли на Москву, ни в XIX веке, когда изгоняли наполеоновскую армию, ни в XX веке, когда воевали против фашизма, ни в XXI веке, когда поддержали крымчан в их стремлении вернуться на историческую Родину — ни в один из перечисленных периодов времени русские не действовали в качестве опасного врага, каким представляется в глазах зарубежных народов[4]. Однако многие государства используют привычный стереотип в попытках заставить Россию действовать в их интересах, забыв о своих, национальных.

Следующим стереотипом восприятия России за рубежом является представление о недемократическом государстве с авторитарным режимом правления. Подобное восприятие стало следствием самого факта существования авторитарно-репрессивного государства, которое функционировало на протяжении четырех столетий российской истории. Аналогичного этатистского постоянства в странах Европы и Нового Света не было, что обусловило коренное различие политических культур, взаимоотношений между государством и обществом, понимания человеческих прав в России и западном обществе. Именно поэтому страна в течение уже долгого периода времени воспринимается как резко отличающийся социум, не вписывающийся в либерально-демократические, плюралистические, гражданские рамки зарубежных сообществ.

Ввиду того, что государство в России было всегда всевластным (крепостное право отменено только в 1861 году, а в 1920-30-х годах население было снова «закрепощено»), народ, терпящий веками и десятилетиями подобное положение дел, не мог не быть рабски покорным. А поскольку время от времени «взрывался бунтами и революциями», то ему также были присуще элементы бунтарства и мятежничества. По мнению многих аналитиков, именно так сложилась модель непредсказуемого, иррационального поведения российского народа (согласно основным канонам закона психологии о компенсационной реакции на чрезвычайную зажатость), один из стереотипов современности[5].

Несмотря на то, что бремя истории оставляет значительный след в восприятии и интерпретации фактов, связанных с российским государством, представления о русской культуре носят наиболее точный и правдивый характер по сравнению со стереотипными оценками, упомянутыми ранее. Так, иностранцы, как правило, знают о великом наследии русской культуры, олицетворяя его с литературными произведениями таких классиков, как Достоевский, Чехов, Толстой, музыкальными композициями гениального Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, театральными постановками Большого и Мариинского театров, а также балетными спектаклями и оперными ариями на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. Зарубежные любители спорта соотносят спортивные успехи России с такими именами современности, как Федор Емельяненко — борец, четырехкратный чемпион мира по смешанным искусствам; Мария Шарапова — известная теннисистка, экс-первая ракетка мира; Евгений Плющенко — двукратный олимпийский чемпион по фигурному катанию. Кроме того, перечисляя культурные стереотипы восприятия России, следует также упомянуть произведения изобразительного искусства русских художников с мировым именем —полотна И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, М.З. Шагала, К.С. Малевича.

Наконец, образ России за рубежом воспроизводится посредством этнокультурных представлений бытового характера. В первую очередь, это пространственные стереотипы относительно географии страны: даже воображая необъятную территорию российского государства, образ современного русского человека сводится к москвичам и петербуржцам, а такие названия, как Казань, Иркутск или остров Сахалин, отсутствуют в сознании типичных представителей зарубежной аудитории. Помимо этого, будучи мало осведомленными в отношении климатических условий, иностранцы воспринимают Россию как «царство вечной мерзлоты», что нередко оказывает значительное влияние на атрибуцию поведения гостей страны. К тому же, зачастую бытовые представления имеют предметный характер, каждому из которых соответствует своеобразный символ России. За этими стереотипами закрепились определенные русские образы, которые являются результатом чувственно-философского восприятия российской действительности: это «баня», «водка», «шапка-ушанка» и «медведь».

Так, несмотря на то, что Российская Федерация встала на новую ступень своего исторического развития, зарубежное общество до сих сор соотносит стереотипы прошлого с современной Россией. Именно будучи сильно привязанной к историческим представлениям, иностранная аудитория не может взглянуть на Россию по-новому.

Разрушение стереотипов о России требует многогранного подхода, в котором участвуют различные заинтересованные стороны, включая правительства, СМИ, образовательные учреждения и отдельных людей. Вот некоторые механизмы, которые могут помочь в борьбе со стереотипами и их преодолении:

1. Программы культурного обмена: поощрение программ культурного обмена между Россией и другими странами может способствовать взаимопониманию и предоставить опыт из первых рук, который поможет преодолеть стереотипы. Эти программы могут включать обмен студентами, проживание артистов и сотрудничество профессионалов.

2. Многообразие СМИ и сбалансированное освещение событий: поощрение разнообразных точек зрения при освещении событий в России в СМИ может помочь противостоять предвзятым представлениям. Поощрение журналистов к тому, чтобы они представляли сбалансированный взгляд на культуру, историю и общество страны, может бросить вызов существующим стереотипам и обеспечить более тонкое понимание.

3. Образование и разработка учебных программ: включение точной и полной информации о России в учебные программы может помочь развеять стереотипы с самого раннего возраста. Преподавание богатого культурного наследия России, ее вклада в науку и искусство, а также ее сложной истории может дать более точную и нюансированную картину.

4. Взаимодействие с общинами российской диаспоры: российская диаспора играет важную роль в формировании представлений о России. Взаимодействие с этими общинами, понимание их различных точек зрения и продвижение позитивных аспектов российской культуры и общества может помочь в борьбе со стереотипами и устранить пробелы в понимании.

5. Усилия в области публичной дипломатии: правительства и организации могут инвестировать средства в инициативы в области общественной дипломатии для продвижения более точного и позитивного образа России. Эти усилия могут включать культурные мероприятия, выставки, фестивали и кампании в СМИ, которые подчеркивают разнообразие и богатство российской культуры, традиций и достижений.

6. Устранение неверных представлений посредством диалога: поощрение открытого и уважительного диалога между россиянами и людьми из других стран может помочь устранить заблуждения и побороть стереотипы. Платформы для дискуссий, дебатов и форумов могут предоставить возможности для содержательных бесед и обмена мнениями.

7. Расширение возможностей независимых мнений: поддержка независимой журналистики, аналитических центров и организаций гражданского общества, которые продвигают непредвзятый анализ и предоставляют альтернативные версии, может помочь бросить вызов доминирующим стереотипам и способствовать более сбалансированному пониманию России.

Важно отметить, что разрушение стереотипов — это долгосрочный процесс, требующий постоянных усилий и сотрудничества. Он включает в себя развитие диалога, эмпатии и готовности бросить вызов предвзятым мнениям с обеих сторон.



[1] Lippman W. Public Opinion – N.Y. , 1950 - P.67

[2] Орлова О. Г. Стереотипы о России и русских. -Кемерово: Кемеровский университет ,2011, с. 44.

[3] Романова А. П. Чужой как монстр: образ России в западном дискурсе. - Каспийский регион: политика, экономика культура. 2015-№4- с. 244

[4] Быстренко В. И. Россия и Европа-устойчивость стереотипов, влияющих на международные отношения. - Наука и мир.2015-№10- с.122

[5] Игрицкий Ю. И. Россия и Запад: корни стереотипов. // Сборник статей «Россия и внешний мир: диалог культур». – М.: Институт российской истории РАН, 1997. – с. 173

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju