Блог Ксении Малютиной

Концепция «энергетического суверенитета»: как Россия и ЕС по-разному трактуют энергонезависимость

24 ноября 2025
Распечатать

Концепция энергетического суверенитета часто по-разному трактуется акторами на международной арене, обычно в зависимости от уровня обеспеченности энергоресурсами. Вопрос энергосуверенитета всегда сохранял свою значимость в национальной повестке государств. Защищенность и возможность бесперебойного обеспечения энергией — основа многих отраслей экономики. Особенно важную роль этот вопрос играл в отношениях России и Евросоюза, где российские ресурсы обеспечивали Союз еще с советских времен, и эта экономическая интеграция интенсифицировалась параллельно со становлением ЕС с начала 1990-х гг., будучи взаимовыгодной. Территории России обладают достаточным количеством ресурсов и возможностями добычи, в то время как в странах ЕС собственных ресурсов не так много, но развиты индустрии переработки. Центральное место вопрос энергосуверенитета занял в повестке отношений России и Евросоюза после 2022 г., когда конфронтация в политико-идеологическом пространстве достигла уровня, затрагивающего все сферы, в том числе экономическую. Санкционная политика и отказ ЕС от российских углеводородов, запуск REPowerEU, стремление к декарбонизации и параллельный разворот России к глобальному Югу и укреплению билатеральных связей — все эти факторы делают дискуссию о значении энергосуверенитета и энергонезависимости актуальной и значимой.

2150957727.jpg

Источник: сгенерировано ИИ

Часто понятия энергобезопасности и энергосуверенитета используют как взаимозаменяемые, но важно понимать разницу. Энергетическая безопасность подразумевает доступ к ресурсам по приемлемым ценам в нужное время. Энергетический суверенитет означает способность государства самостоятельно контролировать цепочку производства, логистику, регулирование и ценообразование либо внутри страны, либо в рамках кооперации стран (Евросоюз как единый актор).

Трактовки России и ЕС различаются. Для РФ, обладающей значительными ресурсами, энергетика является столпом суверенитета, основой формирования доходов бюджетной системы (треть доходов), поддержания союзов и гарантией автономии. Необходимость укреплять энергосуверенитет особенно подчеркивается в рамках санкционного давления после 2022 г. Для Евросоюза, напротив, суверенитет в энергетике чаще связан с декарбонизацией и зеленым переходом (через развитие инноваций и цифровизацию), нормативным климатическим лидерством и автономией.

В текущей мировой экологической повестке при условии общего принятия целей устойчивого развития ООН 2030 страны-участницы не имеют единого мнения касаемо декарбонизации. Так, Евросоюз, состоящий из стран, куда энергоресурсы в основном импортируются, оказывает больше поддержки декарбонизации, что выражается в принятии зеленых инициатив под эгидой European Green Deal. Мировой спрос на природный газ в 2025 г. был преимущественно простимулирован именно странами ЕС, но и доля солнечной и ветровой энергии в ЕС впервые превысила совокупную долю угля и газа, что подтверждает приверженность ЕС зеленым принципам при сохранении высокого спроса на углеводороды. Стоит отметить и США, где президент Трамп активно выступает против зеленой повестки и за энергетическую доминацию страны. Например, 23 сентября 2025 г. в своей речи в генассамблее ООН Трамп назвал борьбу с глобальным потеплением «величайшей аферой, когда-либо совершенной в мире». При этом США являются крупнейшим мировым производителем (25% в 2023 г.) и потребителем (22% в 2023 г.) природного газа, крупнейшим производителем нефти, и крупнейшим экспортером СПГ в мире (в частности — в Евросоюз). Россия, в свою очередь, занимает второе место по производству природного газа и третье по производству нефти. Роль производства и экспорта энергоресурсов в экономике стран остается значительной. В зависимости от состояния ТЭК меняется и дискурс относительно энергетического суверенитета.

Евросоюз и зеленая трансформация

Понимание энергосуверенитета в Евросоюзе строится на отказе от внешней зависимости, прежде всего от углеводородов и особенно их поставок из России. Стратегия ЕС основана на принципах декарбонизации, диверсификации и зеленой трансформации. Широкий ряд инициатив направлен на снижение уязвимости и построении новой модели глобального климатического лидерства. Одним из ключевых инструментов выступает механизм корректировки углеродных границ (CBAM) — «климатический тариф» для импорта товаров с высоким углеродным следом. Он намерен защитить европейских производителей от «углеродного демпинга» и стимулировать декарбонизацию глобальных цепочек поставок, фактически распространяя внутреннюю климатическую повестку ЕС за его пределы. Особое внимание уделяется роли ВИЭ, электрификации транспорта и промышленности. На данный момент СПГ является переходным решением (37% импортного газа в ЕС — СПГ), основная часть поставляется из США (45%) и Катара.

Географические и структурные особенности ЕС накладывают ограничения на возможность достижения энергонезависимости. Например, ограниченность территорий, высокая плотность населения и отсутствие крупных запасов углеводородов делают устойчивое и доступное энергоснабжение сложной задачей. Даже использование ВИЭ не является решением: системы требуют территорий и необходимых погодных условий для устойчивого и надежного функционирования, что является затруднительным в текущих реалиях Евросоюза. В Китае, к примеру, ситуация противоположная: там зеленая трансформация сочетается с масштабами и централизованной координацией. Китай эффективнее внедряет ВИЭ и контролирует весь производственный процесс, решения принимаются быстрее и последовательнее благодаря высокой централизации, а большие территории позволяют масштабно тестировать инициативы без потерь в малонаселенных пунктах, где нет конкуренции за землю и где позволяют погодные условия. В ЕС же согласование между 27 странами усложняет задачу: внутренние противоречия не всегда позволяют достичь консенсуса. Венгрия, Словакия и Австрия продолжают закупать российские энергоносители и блокируют некоторые жесткие меры (так, например, был заблокирован план Еврокомиссии по отказу от российских энергоресурсов до 2027 г.); Германия и Франция расходятся в вопросе ядерной энергетики — Берлин демонтирует АЭС, а Париж настаивает на признании атомной энергии зеленым источником.

Усложняет ситуацию и кризис европейского промышленного сектора. В условиях высоких цен на электроэнергию страдает тяжелая промышленность. Немецкий автопром (один из символов промышленной мощи Союза) теряет конкурентоспособность в сравнении с США и Азией (с 2017 г. европейские автопроизводители потеряли более 13 процентных пунктов доли рынка). Новые ESG-стандарты и CBAM увеличивают издержки и регуляторное давление на все технологические индустрии (в отдельных случаях до 48%). Автопром — не исключение. Нормативно поддерживается принудительный переход к электромобилям: в рамках Fit for 55 введен запрет на продажу автомобилей с ДВС с 2035 г., при этом инфраструктура и экономическая ситуация еще не позволяют эффективно производить и использовать электромобили. Немецкие автоконцерны стали поздними игроками на рынке электромобилей. Более того, Китай массово производит электромобили и полностью контролирует цепочки поставок (литий, батареи и чипы), в то время как Германия все еще зависима от импорта этих деталей (в 2024 г. Китай контролировал почти 90% мировых мощностей по производству материалов для анодов и более 97% — по производству материалов для катодов литий‑ионных батарей). Несмотря на мировой нормативный тренд на электромобили, крупные концерны вроде Toyota демонстрируют более осторожный подход к электрификации, не спеша с полной трансформацией. Компания на 50% снизила планы по производству электромобилей на 2026 г., тем самым показывая приверженность ДВС. Таким образом, попытка ускоренной зеленой трансформации без учета экономических реалий и глобальной конкуренции ставит под угрозу одну из ключевых отраслей европейской экономики.

Следовательно, реалистичность зеленой повестки как основы энергетического суверенитета ставится под сомнение. В итоге ЕС оказался в ловушке собственных нормативных амбиций: сменить выбранную траекторию сложно из-за публичных обязательств и институциональной инерции, но двигаться по ней становится все более затратно политически и экономически.

Россия и контроль над энергоресурсами

Россия исторически опиралась на иной подход в понимании энергонезависимости и роли энергетики в политике и экономике. Подход основан на контроле над добычей, логистикой, ценообразованием и валютой расчетов. Энергетика для России — не только источник экономической устойчивости, но и фундамент внешнеполитического влияния и геоэкономической автономии.

Уже в советское время экспорт нефти и газа использовался как инструмент укрепления связей с союзниками и расширения влияния на глобальной арене — особенно в Восточной Европе, странах СЭВ и развивающихся странах. Активное внедрение на европейский рынок стало возможным благодаря демпинговым ценам и бартерным сделкам. Такое взаимодействие и сближение СССР с Европой было не в интересах США, которые активно противостояли экономическому сближению с помощью санкций и дипломатии. В постсоветский период энергетический сектор последовательно укреплялся как способ интеграции в формально новообразованное европейское экономическое пространство, инструмент проявления амбиций великой державы и контроля над сферой влияния в регионах, представляющих внешнеполитический интерес, особенно в условиях потери геополитического влияния и экономической нестабильности. В 1990-е гг. на фоне ориентации на интеграцию с Западом российский ТЭК играл важную роль связующего звена с Евросоюзом. Энергетика воспринималась как точка роста для модернизации страны и укрепления позиций на мировой арене. В 2000-е гг. с ростом цен на энергоресурсы произошло укрепление идеи «России как энергетической сверхдержавы». Термин приобрел популярность в академических кругах на фоне газового кризиса 2006 г. между Россией и Украиной, когда «Газпром» временно прекратил поставки газа из-за ценовых и контрактных разногласий. Этот инцидент часто рассматривается как пример использования Россией своего положения крупного экспортера энергоресурсов для внешнеполитического влияния. Такой подход позволял стране аккумулировать доходы и позиционировать себя как независимый центр силы, поставщика, от которого зависит энергетическая стабильность целых регионов.

Российская модель энергетического суверенитета выстраивается вокруг четырех взаимосвязанных элементов: контроля над ресурсами, логистикой и инфраструктурой экспорта, ценовым механизмом и монетарными расчетами.

  • Во-первых, наличие значительных запасов нефти и газа (Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа) позволяет стране держать в руках основу экспорта и бюджетных доходов, закрепляя статус одного из ключевых игроков на глобальном энергорынке.
  • Во‑вторых, инфраструктура транспортировки (трубопроводы, СПГ‑терминалы) обеспечивает как логистический контроль, так и политическую значимость поставок. Их развитие является важной частью энергостратегии до 2035 года: формирование нефтегазовых центров в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике, а также ставится цель «Российская Федерация станет ведущим игроком на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона», и активно развиваются соответствующие инфраструктурные комплексы для ее реализации.
  • В‑третьих, ценовая политика и экспортные контрактные условия позволяют Москве влиять на доходность и зависимость партнеров, особенно при разрозненности европейской стратегии касаемо российских поставок, что может быть расценено ЕС как угроза энергобезопасности.
  • Тенденция расчета в рублях, юанях и заключения контрактов с азиатскими партнерами указывает на стремление снизить зависимость от доллара и евро и укрепить валютный аспект суверенитета. Энергия перестает быть просто товаром и превращается в стратегический актив для укрепления автономии и выстраивания новой архитектуры взаимодействия с Азией и глобальным Югом.

Разница двух моделей

Понимание энергосуверенитета в России и ЕС исторически формировалось по-разному исходя из различий в ресурсной обеспеченности, географического, политического контекста, стратегий, целей и институционального устройства.

В России, добывающей стране с достатком ресурсов и возможностями полного энергетического самообеспечения, суверенитет в энергетике строится на контроле всей цепочки от добычи и инфраструктуры до экспорта, контрактов и валют расчетов. Даже в условиях санкционного давления и технологической изоляции, страна способна обеспечивать внутренние потребности и адаптироваться к новым условиям рынка. Энергетика является одним из ключевых инструментов обеспечения политической автономии, устойчивости экономики и внешнеполитического влияния. Это проявляется в диверсификации экспорта, инвестициях в СПГ, развитии территорий, усилении логистических мощностей и продвижении расчетов в национальных валютах.

Европейский союз, не обладающий достаточными собственными энергоресурсами, стремится к энергетической автономии через зеленую трансформацию и отказ от внешней зависимости, особенно от импорта российских ресурсов. Целью является минимизация рисков через развитие ВИЭ, климатическое регулирование и перестройку промышленности. Инициативы ЕС стремятся нормативно влиять на мировую повестку и распространять стандарты.

И Европейский союз, и Россия сталкиваются с вызовами. Несмотря на институциональную силу и активное принятие внутренних инициатив, ЕС остается уязвимым по логистике и технологиям и является заложником собственной нормативной инерции. Сложности с внедрением и массовым применением ВИЭ, высокая стоимость декарбонизации, внутренние политические противоречия и последующие проблемы в промышленности вызывают сомнения в долгосрочной эффективности стратегии. Отменить текущие заявление и вернуться к прежним схемам развития сегодня не представляется политически возможным и грозит большими репутационными потерями, однако двигаться в текущем направлении становится сложнее. Россия же потеряла крупнейший рынок сбыта и столкнулась с санкциями. Эти проблемы решаются путем переориентации на глобальный Юг, развитием восточной инфраструктуры и работой над усилением роли БРИКС+ как платформы для сотрудничества в энергетике. Следовательно, Евросоюз стратегически ограничен, в то время как Россия сохраняет гибкость, несмотря на внешнее давление.

Энергетический суверенитет в понимании России и ЕС отражает различия в ресурсообеспеченности, управлении, понимании власти и глобального выстраивания экономических связей. Россия приоритезирует ресурсный суверенитет, контроль добычи, инфраструктуры, цен и расчетов, а ЕС — нормативный контроль и автономию, диверсификацию и зеленую трансформацию. Энергетика является зеркалом более широкого мирового порядка, где ресурсы являются основой идеологического и геополитического разлома.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся