Блог Кристины Ермак

Армения и ОДКБ: отказ от старых ожиданий в пользу новой реальности

17 июня 2024
Распечатать

Не успела закрепиться новость о том, что статус „заокеанских“ партнеров Армении в скором будущем повысится до „стратегических“ — премьер-министр Республики заявил о грядущем выходе страны из ОДКБ.  Кризис сотрудничества Армении и ОДКБ не возник в 2024 году и не стал производным итогов сентябрьских событий 2023 года. Дистанцирование Еревана от сотрудничества с ОДКБ имеет более глубоки корни.

85156282dafb73d40_6282dafb7078a.jpg

Источник: radiovan.fm 

Трансформация сотрудничества между Арменией и ОДКБ отражает современные реалии армянской внешней политики и создает новые вызовы для обеспечения безопасности на Южном Кавказе. Военная доктрина Республики закрепляет: «…активное и практическое участие в ОДКБ и ее программах, сотрудничество с государствами-членами в двустороннем формате …являются приоритетными направлениями международного военного и военно-технического сотрудничества». C момента утверждения Указа Президента о военной доктрине в 2007 году геополитическая обстановка на глобальном и региональном уровне, а вместе с ней — угрозы национальной безопасности претерпели изменения.

 Участие Армении в становлении и развитии ОДКБ берет начало с момента подписания ДКБ в 1992 году. Членство страны в Организации отвечало региональным и глобальным приоритетам Еревана начала 2000-х. Ожидания Республики от сотрудничества на площадке ОДКБ исходили из национальных интересов — обеспечения безопасности с опорой на поддержку партнеров.

 Приоритеты Армении в ОДКБ имели четыре основы:

  1. Военно-техническое сотрудничество: закупка военной техники на льготных условиях.
  2. Нагорно-карабахское урегулирование.
  3. Поддержка в случае агрессии в отношении Армении.
  4. Создание коллективных механизмов, в т.ч. миротворческих сил реагирования для обеспечения безопасности в регионе.

С момента подписания ДКБ и формирования институциональной структуры ОДКБ краеугольным камнем политики Армении оставался нагорно-карабахский вопрос. Ереван стремился укреплять обороноспособность, защищать территориальные границы и не допустить возобновления военных действий после «первой карабахской войны». Тенденция на дистанцирование от сотрудничества с ОДКБ оформлялась параллельно наращиванию связей Армении с Западом.

«Кризис кресла генсека» в 2017 году, который затронул Армению, отразил дефицит взаимопонимания между членами ОДКБ, а эскалационная спираль в Нагорном Карабахе, которая набирала обороты с 2016 года, катализировала растущее недоверие Армении к Организации. Если в 2018 году, в момент прихода к власти Н. Пашиняна, отсутствовали намерения разворота от ОДКБ и России, в 2020 году коннотация заявлений армянского руководства изменилась. Критика в отношении ОДКБ «дополнила» общий вектор, нацеленный на ухудшение отношений с Россией.  Заключение трехстороннего соглашения при посредничестве северного соседа и размещение российского миротворческого контингента (РМК) по итогам «второй карабахской войны» способствовали нерасширению «вакуума безопасности» в регионе.

После эскалации, затронувшей армяно-азербайджанскую границу в 2022 году, в Республику прибыла оперативная группа Объединенного штаба ОДКБ для контроля обстановки. Параллельно оперативной группе ОДКБ в январе 2023 года была развернута гражданская миссия ЕС на армяно-азербайджанской границе. Однако их мандата было недостаточно для предотвращения дальнейшей эскалации, кульминацией которой стал сентябрь 2023 года. В ноябре 2023 года в рамках ОДКБ был разработан комплекс мер по стабилизации обстановки на армяно-азербайджанской границе, однако по просьбе официального Еревана данный вопрос был снят с повестки. Вместе с отказом от помощи ОДКБ увеличилась численность гражданской миссии ЕС (со 138 до 209 человек).

Дистанцирование Армении от ОДКБ происходило под влиянием, помимо внешнеполитических, внутриполитических факторов. Их влияние заметно на государственном уровне в заявлениях армянского руководства и в общественном сознании. Интерес представляют социологические исследования, которое проводил Евразийский барометр в 2017 и 2019 годах. Их результаты отражают интеграционные настроения и геополитическую ориентацию Армении в динамике (2012-2019 гг.).  Данные за 2019 год являются примечательными ввиду смены политического руководства в 2018 году.

В 2019 году, по результатам исследования интеграционной ориентации армянского населения, 15% респондентов склонялись к ОДКБ во внешней политике Армении. Аналогичную оценку получил североатлантический вектор[1].

Bildschirmfoto 2024-06-17 um 01.06.25.png

Источник: Eurasian Monitor. 2019. «В зоне турбулентности. Как живут и что думают граждане стран, переживших революцию». Динамика массовых настроений стран Северной Евразии.

Проецируя результаты на национальный и региональный контекст 2024 года, со стороны НАТО наблюдаются попытки «монетизации» разочарованности Армении в ОДКБ как надежном партнере, готовым подставить плечо в нужный момент.  Наложил отпечаток кризис в армяно-российских отношениях: «эксклюзивная роль» модератора в армяно-азербайджанском мирном процесс после событий 2023 года пришла к своему завершению.

Результаты исследования политического притяжения фиксируют спад «европейской симпатии» в 2012-2015 гг. (46%, 38%, 16%, 32%)  при высоких показателях притяжения в сторону стран СНГ (92%, 94%, 88%, 87%).  В 2017 году показатели достигли 34% и 76% соответственно. Относительно индекса дружественности,  стабильными лидерами по мнению армянского общества являются Россия (73% в 2017 г.) и Франция (33% в 2017 г.)[2]


21.png

Источник: Интеграционный барометр ЕАБР — 2017.

С 2019 года оценить уровень доверия армянского населения к ОДКБ предпринимало агентство СЕАС „Фокус“. По данным исследования в январе 2023 года, 41,6% респондентов считали, что ОДКБ полезна для Армении, вопреки критике со стороны руководства[3]. По данным апрельского опроса о роли миссии ОДКБ на армяно-азербайджанской границе,  47,8% респондентов положительно охарактеризовали миссию ОДКБ[4].

 На Копенгагенском саммите демократий 14 мая 2024 года премьер-министр Н. Пашинян заявил: «…сейчас мы официально являемся членом ОДКБ, но я заявил, что мы заморозили наше участие». Заявление о заморозке участия в Организации прозвучало со стороны армянского руководства в марте 2024 года, а в мае Ереван прекратил финансирование ОДКБ. По прошествии месяца, ставки повышаются, и риторика приобретает другую коннотацию — руководство заявляет о возможном выходе из Организации. Подобного рода заявления следует рассматривать через призму общего курса диверсификации армянской внешней политики и событий, предшествующих заявлениям руководящих лиц.

Современный период для Армении — время поиска формулы мира. Дальнейшие шаги Республики в отношении ОДКБ будут зависеть от внутренних и внешних факторов.

Не представляется возможным выход из этого кризиса без укрепления внутренних основ армянской государственности. Диалог власти и общества в современных условиях чрезвычайно важен. Народная фрустрация разобщает армянское общество и усиливает недоверие к власти. Формирование мирных основ с общим знаменателем, включая чаяния народа, является условием дальнейшего нерасширения пропасти между обществом и государством в лице властных институтов. Следующим шагом может стать пересмотр угроз и определение общего вектора противодействия им со стороны региональных игроков.

Велико влияние армяно-азербайджанского мирного процесса. Его итоги будут определять вектор развития Южного Кавказа и региональную политику безопасности. Происходит форматирование старых основ политического мышления между сторонами. Ереван и Баку стремятся закрыть гештальт войны и принести стабильный мир в регион. Параллельно мирному процессу определяется направление внешнеполитического курса Армении. Сближение с западными странами продолжит истощать связи Армении с партнерами по ОДКБ.  Начало июня 2024 было насыщенным на контакты по линии ЕС-США: от визита управляющего директора Европейской службы внешних связей М. Зиберта до помощника государственного секретаря США Дж. О’Брайена. Курс на всестороннее укрепление связей Армении с западными странами набирает обороты. В отношениях с Россией необходим открытый диалог по вопросам, вызывающим озабоченность обеих сторон. В настоящий момент, альтернативы армяно-российскому сотрудничеству нет. Выбор России в качестве одной из составляющих будущей формулы мира на Южном Кавказе будет способствовать сохранению влияния Москвы в регионе на расстановку сил.

На данный момент возможны три направления развития политики Армении в отношении ОДКБ:

 

Пессимистичный сценарий

Реалистичный сценарий

Оптимистичный сценарий

Направления развития сотрудничества

Выход Армении из ОДКБ.

Сохранение дистанции  во взаимодействии с ОДКБ и во взаимоотношениях с Россией.

Преодоление кризиса в отношениях с ОДКБ и укрепление сотрудничества с Россией.

Отражение на политическом курсе

Продолжение диверсификации внешнеполитического курса:

 

 

1.         Истощение отношений с Россией: будущее 102-й военной базы?

2.         Расширение присутствия стран ЕС и НАТО в регионе.

3.         Не исключен пересмотр отношений со странами по линии ЕАЭС.

 

Пессимистичный сценарий со знаком «+»:

 

1.         Экстраполяция политической неопределенности на экономическое сотрудничество.

2.         Планомерное развитие связей с ЕС по всем направлениям.

 

 

 

 

1.         Пересмотр национальных приоритетов в ОДКБ.

2.         Формулирование угроз национальной безопасности в новом ключе.

3.         Ликвидация структур ЕС в Армении.

Влияние на региональную безопасность

Образование «ваакума безопасности»:

 

1.         Уязвимость Армении перед внешними угрозами.

2.         Усиление опасений Ирана относительно западного и турецкого военного присутствия.

3.         Риски для России в виде продвижения влияния НАТО в регионе (размещение баз).

1.         Продолжение смещения «баланса сил»:  снижение роли России в региональных процессах.

2.         Сохранение дефицита недоверия между государствами-членами ОДКБ.

1.         Пересмотр и совершенствование мандата ОДКБ в регионе.

2.         Повышение статуса ОДКБ как перспективной организации, способной поддерживать безопасность на пространстве бывшего СССР.

Влияние на национальную безопасность

1.         Прекращение поставок вооружения на льготных условиях.

2.         Укрепление военно-технического сотрудничества с США и странами ЕС.

1.         Наращивание параллельного импорта вооружений из Франции.

2.         Сворачиваете российских пограничных постов.

 

1.         Повышение уровня обороноспособности и военно-технического потенциала с российской поддержкой.

 

Реализация сценариев будет зависеть от итогов армяно-азербайджанского мирного процесса и динамики внутриполитической обстановки в Армении. Переход сотрудничества в положительную плоскость будет требовать от Армении и ОДКБ согласования стратегий и усилий по противодействию новым вызовам в регионе. Важно учитывать интересы всех заинтересованных сторон и стремиться к диалогу и компромиссу для достижения устойчивого мира и безопасности в регионе. Цели, закрепленные в Уставе ОДКБ, должны оставаться руководящим началом для государств-членов, невзирая на политические противоречия.  А механизмы для реализации поставленных перед Организацией задач необходимо совершенствовать, исходя из всего спектра вызовов, которые актуальны для государств-участников.

 

[1] «В зоне турбулентности. Как живут и что думают граждане стран, переживших революцию» Динамика массовых настроений стран Северной Евразии // Eurasian Monitor URL: https://eurasiamonitor.org/issliedovaniia (дата обращения: 07.06.2024).

[2] Интеграционный барометр EAБР — 2017 // Eurasian Monitor URL: https://eurasiamonitor.org/issliedovaniia (дата обращения: 07.06.2024).

[3] СЕАС „Фокус“ // Январь 2023 URL: https://t.me/faeasfokus/109 (дата обращения: 10.06.2024).

[4] СЕАС „Фокус“// Апрель 2023 URL: https://t.me/faeasfokus/307 (дата обращения: 10.06.2024).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся