Формирование внешнеполитической идентичности Аргентины
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В современном мире международных отношений всё большую роль приобретает концепция внешнеполитической идентичности, которая становится основополагающим фактором, влияющим на действия государств на мировой арене. Если раньше акцент ставился преимущественно на материальных ресурсах — таких как военный потенциал, экономическая мощь и географическое положение — то в последние десятилетия, в особенности в рамках конструктивистского подхода, внимание сосредоточено на нематериальных элементах: символах, ценностях, исторических образах, а также восприятии «своих» и «чужих». Внешнеполитическая идентичность играет ключевую роль в формировании государственной стратегии, влияет на выбор союзников и оппонентов, а также определяет, как страна видит свою роль в международной системе.

Источник: Reuters
В этой связи изучение внешнеполитической идентичности таких государств, как Аргентина, становится особенно значимым. Как одна из крупнейших стран Латинской Америки, Аргентина прошла сложный путь изменений своей внешней идентичности — от ориентации на Европу и попыток позиционировать себя как «европейскую нацию в Латинской Америке» до стремления занять позицию регионального лидера и активного участника процессов интеграции.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью глубокого понимания роли идентичности в современных условиях глобальной многополярности. Более того, учитывая значимость Аргентины как ключевого игрока в латиноамериканской политике, анализ её внешнеполитической идентичности помогает лучше осветить закономерности формирования внешних стратегий стран «глобального Юга» и особенности регионального политического процесса.
Современные процессы многополярности в глобальной политике открывают для Латинской Америки новые перспективы для усиления своей независимости на мировой сцене. В течение долгого времени регион воспринимался как периферийный или полупериферийный участник глобальной системы. Однако сегодня такие крупные мировые игроки, как США, Европейский Союз, Китай и Россия, активно включают Латинскую Америку в свои внешнеполитические стратегии.
Тем не менее, страны региона сталкиваются с рядом препятствий, которые сдерживают их собственное влияние на международной арене. В их число входят внутренние социально-экономические сложности и внешнее давление со стороны глобальных центров силы. Одним из возможных путей усиления позиций региона является объединение стран и развитие механизмов интеграции. Российский исследователь И. Л. Прохоренко предложила концепцию «глобального латиноамериканизма», подчеркивая необходимость совместных усилий для ответа на вызовы и направления стран региона к большей самостоятельности в мировой политике. Значительную роль в реализации этих идей играет политическая элита и взаимодействие в рамках стратегического треугольника Аргентина – Бразилия – Мексика.
Внешнеполитическая идентичность Аргентины формировалась под влиянием множества факторов, включая исторические события, культурные ценности и геополитические реалии региона.
Исторические и политические предпосылки формирования внешнеполитической идентичности Аргентины включают:
- борьбу за независимость и начало международного признания: истоки внешнеполитической идентичности Аргентины связаны с периодом борьбы за освобождение в начале XIX века. В это время происходило становление национального государства, страна стремилась утвердить свой суверенитет и освободиться от испанского колониального господства. Ключевым событием стал акт провозглашения независимости в 1816 году на Конгрессе в Сан-Луисе, после чего начался процесс определения государственных границ и налаживания дипломатических контактов с другими латиноамериканскими странами и мировым сообществом. Следующим ключевым этапом стала Гражданская война (1829–1852), в ходе которой противостояние федералистов и унитаристов повлияло на формирование внутренней консолидации и использование внешней политики в качестве инструмента укрепления национального единства.
- установление границ через конфликты с соседними странами, такие как война с Бразилией за Пампасские земли в 1870-е годы, связанная с расширением территории и укреплением национальной целостности, а также война за Фолклендские острова (1982 год), которая стала символом национальной гордости и защиты суверенитета, оказала значительное влияние на восприятие страны как защитника своих территориальных прав. Вопрос о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов остается важной составляющей внешней политики Аргентины. Хавьер Милей неоднократно подчеркивал «неопровержимый суверенитет» страны над этими островами, что закреплено в конституции. Однако во время своей избирательной кампании он высказался, что не полностью соответствует традиционному подходу аргентинской политики: Милей публично признал право местных жителей на самоуправление и предложил модель урегулирования территориального спора с Великобританией, аналогичную «гонконгской» модели. В январе 2024 года, в ходе визита на Всемирный экономический форум в Давосе, он встретился с министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Кэмероном, и обсуждали статус спорной территории. Итоговой декларацией стало лишь заявление Милея о необходимости включить этот вопрос в повестку для совместных поисков решения. Это ожидалось, учитывая, что позиция Великобритании уже давно неизменна — она категорически отвергает любые обсуждения суверенитета над островами. Милей, вероятно, понимает безрезультатность попыток вернуть контроль над Мальвинами, и его заявления скорее следует рассматривать как отражение политической традиции Аргентины.
- влияние военных диктатур и последующее возвращение к демократии: военные диктатуры 1960–1980-х годов оставили отпечаток в процессе формирования внешнеполитической идентичности: режимы использовали международные связи для укрепления своей власти или для поиска поддержки внутри страны. После окончания военной диктатуры в 1983 году Аргентина начала переоценивать свою роль на мировой арене. Так, в 1978 году страна принимала участие в подготовке Чили к военному перевороту против Сальвадора Альенде, что демонстрирует прагматичный подход в дипломатии с целью достижения стратегических интересов. Существенным событием стало признание необходимости защиты прав человека на международной арене, что выразилось в участии Аргентины в работе Организации Объединенных Наций по гуманитарным вопросам. В этот период возникло активное стремление к региональной интеграции, выразившееся в вовлеченности в МЕРКОСУР (Общий рынок Южного конуса), а также к участию в глобальных институтах, таких как Всемирная торговая организация. В декабре 2019 года с поста президента ушёл Маурисио Макри, представитель правоцентристских сил, политика которого была направлена на укрепление связей с США и Европейским союзом. Его администрация активно работала над развитием сотрудничества в рамках МЕРКОСУР и стремилась установить партнерские отношения с Тихоокеанским альянсом. При этом отношения с левыми режимами в Венесуэле, Эквадоре и Боливии оставались напряженными. После победы на выборах в 2019 году Альберто Фернандес вновь привёл к власти перонистов. Совместное управление с Кристиной Фернандес де Киршнер, бывшим главой государства, обозначило возвращение к левому политическому курсу. Анализ законодательных актов показывает, что в открытом доступе отсутствуют комплексные документы, четко регламентирующие принципы внешней политики Аргентины, что, вероятно, связано с недостатком преемственности в данной сфере. Основные направления внешней политики действующего правительства представлены на официальном сайте Министерства иностранных дел Аргентины, однако информация представлена в обобщённой форме и отражает лишь стратегическое видение.
Географический фактор также играет немаловажную роль в формировании внешнеполитической идентичности Аргентины, определяя её стратегические приоритеты, возможности и ограничения на международной арене. Расположенная в южной части Южной Америки, страна обладает уникальным географическим положением, которое оказывает влияние на её внешнеполитические ориентиры и взаимодействия с соседями и глобальными центрами силы.
Аргентина представляет собой одну из крупнейших стран региона по площади — примерно 2,78 миллиона квадратных километров, что делает её важным государством в Южной Америке. Ее границы проходят с Чили на западе, Боливией и Парагваем на севере, Бразилией на северо-востоке и Уругваем на востоке. На юге страна омывается Атлантическим океаном. Такое географическое положение обеспечивает Аргентине выход к морю, что играет значительную роль в развитии внешней торговли и морской дипломатии.
Географическая удаленность от главных мировых центров — Европы и Северной Америки — формирует у страны особое восприятие своих интересов как внутри региона, так и на международной арене. В этом контексте взаимодействие с Южноамериканским общим рынком и участие в СЕЛАК выступают в качестве ключевых стратегических направлений внутренней региональной политики Аргентины.
#BBD0E0»Студентка Московского государственного лингвистического университета
Блог: Блог Камилы Ушаевой
Рейтинг: 0
