Влияние украинского кризиса на экспорт пшеницы на примере Ливана
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Обеспечение продовольственной безопасности — один из ключевых вызовов, с которыми сегодня сталкиваются некоторые страны Ближнего Востока и Северной Африки. Обеспечение национальной безопасности государства подразумевает также обеспечение продовольственной безопасности, которая, с одной стороны, имеет глобальный характер, а с другой — подразумевает важную роль экономики страны, которая должна быть в состоянии реагировать на глобальные изменения.
Источник: Unsplash
В этой связи важно отметить, что последние события в мире оказали колоссальное влияние на продовольственную безопасность многих стран, в том числе стран Ближнего Востока. Данный регион включает в себя как арабские, так и неарабские государства, которые с геополитической точки зрения представляют из себя важную часть системы современных международных отношений и мировой экономики. Ближний Восток является одним из наиболее конфликтных регионов мира — на территории региона множество горячих точек и замороженных противостояний, затрагивающих интересы международной и региональной безопасности. Данные конфликты сопровождаются разноплановым вовлечением различных политических сил, гонкой вооружений, подозрительностью и недоверием в межгосударственных отношениях вкупе с активно используемым так называемым «исламским фактором». Помимо этого, страны Ближнего Востока подвергаются воздействию ряда дестабилизирующих факторов, таких как деятельность террористических организаций.
В 2020 г. пандемия COVID-19 спровоцировала резкий рост цен на пшеницу, однако в результате украинского кризиса цены поднялись еще выше, вызвав острый продовольственный кризис во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки, которые зависят от импорта зерна из России и Украины. Долгое время мировые цены на пшеницу находились на таком высоком уровне, который не наблюдался с 2008 г. Нарушение цепочек поставок и торговых потоков оказало огромное давление на рынки, государственные финансы, производителей и потребителей во всем регионе.
Стоит отметить, что пшеница является важным сырьем для данного региона, поскольку она используется в приготовлении ряда традиционных блюд. Тем не менее климатические и географические условия, такие как отсутствие дождя и проблемы с доступом к водоемам, существенно влияют на сельское хозяйство стран Ближнего Востока и их возможности по выращиванию собственной пшеницы.
Рисунок 1. Десять ведущих стран — экспортеров пшеницы
В то же время Россия выступает важным мировым экспортером пшеницы, роль которого на рынке к тому же продолжает расти. Если в 2001 г. доля страны в мировом экспорте пшеницы составляла около 1%, то в 2018 г. она увеличилась до 26,4% мировой торговли зерновыми. Если же говорить об Украине, то на ее долю приходится треть самых плодородных земель в мире, а 45% экспорта страны связаны с сельским хозяйством.
Рисунок 2. Доля Украины и России в мировом экспорте отдельных сельскохозяйственных культур (средний показатель за 2016–2020 гг.)
Итого на обе страны приходится почти 30% мирового экспорта пшеницы, но, что более важно в контексте данного исследования, обе страны являются основными поставщиками зерна на Ближний Восток и в Северную Африку.
Рисунок 3. Основные экспортеры пшеницы в страны Ближнего Востока и Северной Африки в 2019 г.
Многие страны региона импортируют большую долю пшеницы из России и Украины, что делает их уязвимыми в случае снижения частоты поставок. В особенности это касается Египта, Иордании, Йемена, Ливана, Ливии, Марокко и Туниса. Так, по данным 2019 г., более половины пшеницы, импортируемой Ливаном, идет из России.
Вдобавок к перебоям поставок ожидается снижение мирового производства пшеницы в 2022–2023 гг. до 771,6 млн т (в 2021–2022 гг. было произведено 779 млн т), поскольку увеличение производства в Канаде, России и США лишь частично компенсирует прогнозируемое снижение производства в Аргентине, ЕС и Украине.
Одесса, Херсон и Николаев являются ключевыми портами для международной торговли Украины, поскольку в 2020 г. 95% экспорта страны осуществлялось этим путем. Черное море важно и для России: оно дает возможность контролировать торговлю с Европой, увеличивать экспорт нефти и газа в южную Европу и важно для безопасности России. В этой связи в ответ на сложную геополитическую ситуацию была представлена экономическая инициатива под названием Черноморская зерновая инициатива.
Данная инициатива возглавляется Организацией Объединенных Наций. Она оказала значительное влияние на снижение цен на продукты питания. Действительно, индекс цен на продовольствие, по оценкам ФАО, в августе 2022 г. достиг семимесячного минимума. В целом цены на зерновые упали на 1,4%, тогда как мировые цены на пшеницу также опустились на 5,1%. Вследствие этой инициативы экспорт из портов Черного моря в Украину возобновился после более чем пятимесячного перерыва.
Рисунок 4. Международные цены на пшеницу с февраля 2021 г. по июль 2022 г.
В начале марта 2022 г. цены на пшеницу находились на историческом максимуме — 493 долл. за т на Чикагской бирже. После подписания 22 июля соглашения об экспорте зерна между Россией и Украиной мировые цены на пшеницу начали снижаться , и этот тренд продолжился и в дальнейшем. Так, на Парижской фондовой бирже 23 мая 2022 г. цены снизились с пикового уровня в 418,5 евро до 316,8 евро за т. При этом важно отметить традиционную цикличность цен на зерно — по мнению экспертов, цены на пшеницу снижаются в течение сезона, который начинается с началом лета, и этот год не стал исключением: цены упали, а в конце лета наметилась некоторая стабилизация.
Начало кризиса на Украине привело к тому, что основная артерия зернового экспорта была перекрыта. Закрытие черноморских портов, откуда украинское зерно экспортируется в мир, привело к тому, что цены на пшеницу значительно выросли, что, в свою очередь, спровоцировало рост продовольственной инфляции, которая в январе уже приблизилась к 8% и достигла семилетнего максимума. Еще до февраля 2022 г. цена на пшеницу выросла на 30% из-за неурожая в Канаде, США и Аргентине, а сейчас цены даже превзошли рекорд времен продовольственного кризиса 2007–2008 гг., когда производство в Австралии и России резко упало.
Говоря о Ливане, важно отметить, что эта страна импортирует 90% своей пшеницы из Украины. Бейрут и так слишком дорого платит за импорт, однако очевидно, что ситуация будет ухудшаться. Большая часть продуктов питания, все топливо, а также более 80% пшеницы поступает в страну из Украины и еще 15% из России. Годовая инфляция продуктов питания и напитков выросла до 3,32% в июне, а общий уровень инфляции вырос до 2,10% в том же месяце, согласно правительственным данным.
Стоит подчеркнуть, что Ливан очень уязвим к скачкам цен на продовольствие из-за вместимости складов, в которых возможно хранение в течение лишь одного месяца. Таким образом, страна практически не имеет возможности накопления запасов. В настоящее время по всему Ливану действует тринадцать зерновых мельниц, из которых три крупнейших с суточной производительностью около 300 т перерабатываемой пшеницы. Они расположены недалеко от порта Бейрут, что облегчает логистику в том, что касается как выгрузки с морских судов до транспортировки на собственные склады вместимостью около 10 тыс. т зерновых. Население Ливана в количестве около 6,5 млн чел. ежемесячно потребляет 60 тыс. т пшеницы. Хлеб и другие зерновые продукты составляют 35% калорийности рациона населения.
С 2019 г. Ливан переживает сложный экономический кризис, который привел к увеличению гуманитарных потребностей наиболее уязвимых групп населения в неблагополучных районах. Ситуация усугубилась пандемией и катастрофическим взрывом в порту Бейрута в августе 2020 г., когда был разрушен зерновой силос вместимостью 125 тыс. т. Глобальный продовольственный и топливный кризис усугубил ситуацию в Ливане. Страна столкнулась с резким ростом цен на топливо, еще большим отсутствием продовольственной безопасности и проблемами с импортом продовольствия.
Обесценивание ливанской лиры, инфляция и стремительный рост мировых цен сделали основные товары недоступными для многих. Цены на продукты питания выросли более чем в 15 раз с октября 2019 г., при этом покупательная способность населения значительно упала, а уровень безработицы вырос. Подобные проблемы привели к массовой эмиграции квалифицированных кадров — так с начала экономического кризиса страну покинули более 40% ливанских врачей и 30% медсестер. Следствием этого стала потеря доступа населения к качественному медицинскому обслуживанию и образованию и другим услугам. Разразившийся в феврале 2022 г. украинский кризис, в свою очередь, привел к обострению многих из этих проблем. Особенно это касается проблемы продовольственной безопасности и топливного дефицита.
С начала кризиса Ливан уже почти 20 месяцев не имеет полноценно функционирующего правительства. Нынешнее правительство было сформировано в сентябре 2021 г. и пришло к власти в мае 2022 г. после парламентских выборов.
Новый продовольственный кризис еще больше усугубляет страдания миллионов людей, из которых более 80% населения оказались за чертой бедности. Несмотря на эту ужасную ситуацию, ливанские власти неоднократно откладывали запуск программ социальной защиты, которые обеспечили бы средствами уязвимые семьи и защитили бы их от повышения цен.
Тем не менее в настоящее время правительство Ливана использует систему централизованных стратегических закупок и хранения товаров, а также основных продуктов питания. Помимо этого, государство субсидирует закупку пшеницы, чтобы обеспечить рентабельность бизнеса ливанских мельников и не допустить беспорядков в стране.
Покупка пшеницы субсидируется из государственных финансовых резервов и покрывает разницу между установленным государством фиксированным курсом национальной валюты (LBP) по отношению к доллару и реальным рыночным курсом. Фиксированный обменный курс по-прежнему держится на уровне 1,5 тыс. фунтов стерлингов за 1 долл., но на черном рынке, который определяет розничные цены, в 2022 г. курс колебался на уровне примерно 23 тыс. фунтов стерлингов за 1 долл. Представленные данные позволяют понять реальную ценность государственных субсидий.
Еще одним способом борьбы правительства с ростом цен является их фиксация на отдельные категории товаров. Так, текущий уровень цен на 1 кг пита (арабский белый хлеб) устанавливается правительством на уровне 0,40 долл.кг и строго контролируется.
Другая проблема заключается в том, что мука является лишь одним из основных ингредиентов хлебобулочных изделий, а дрожжи, соль и сахар государством не субсидируются.
В настоящее время Центральный банк Ливана субсидирует покупку пшеницы частными импортерами на сумму 20 млн долл. в месяц, чтобы снизить цену на хлеб для потребителей.
Страна находится в очень тяжелом положении и из-за отсутствия финансовых ресурсов и низкой покупательной способности местного населения, а также колоссально высоких транспортных расходов не может позволить себе покупать пшеницу в США, Канаде, Аргентине или Австралии, что заставляет искать альтернативные источники и вести коммерческие переговоры между потенциальными поставщиками из европейских стран.
Кроме того, Ливан получил гарантии от США, Индии и Аргентины, что они снабдят его необходимым продовольствием для предотвращения его нехватки.