Блог Кристины Хасановой

Перспективы сотрудничества России и Республики Казахстан в новых международных реалиях

1 июля 2022
Распечатать

В сегодняшних условиях стремительно меняющегося мира положение России в мире претерпевает изменения. В условиях этих изменений важно понимать отношения Москвы с её соседями, в частности России и Казахстана.

0d030d7c13b140901c3ddfe086333d1d.jpg

Источник: primeminister.kz

Сегодняшние дипломатические российско-казахстанские являются результатом грамотной политики, заключающейся в выстраивании обширной правовой базы, на фоне разрушенных ранее существующих между союзными субъектами логистических, экономических и производственных связях.

Можно сказать, что Казахстан, одна из немногих постсоветских республик, которая не взяла полный курс на вестернизацию по мере формирования независимого государства, что позволило Нур-Султану и Москве не только сохранить, но и развить стратегические связи.

Такое направление сотрудничества в международном пространстве обусловлено объективными факторами, способствующие сближению стран - историко-культурный, экономический, энергетическо-топливный, военный и научно-инновационный.

Не последним фактором является и территориальное расположение, Россию и Казахстан связывает самая протяженная сухопутная граница России.

Основополагающую роль в выстраивании двусторонних контактов сыграла грамотная правовая база. В 1992 г. между странами был заключен «договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи», который послужил важным базисом для установления официальных дипломатических отношений. Данная декларация стала отправной точкой для формирования дальнейших многочисленных двусторонних договоров, численность которых достигает более 370 документов.

Помимо связующих двухсторонних договоренностей, стратегические интересы России и Казахстана пересекаются в интеграционных объединениях, таких как:

● Содружество независимых государств

● Зона свободной торговли Содружества независимых государств

● Евразийский экономический союз

● Организация Договора о коллективной безопасности

● Шанхайская организация сотрудничества

В особенности, на примере январских событий, связанных с протестными движениями в Казахстане, была продемонстрирована всеобъемлющая роль России в интеграционных объединениях. Так, во время развернутого внутриполитического конфликта в январе 2022 г., Россия сыграла ключевую роль в деэскалации протестной деятельности, развёрнутой на территории Казахстана. Массовые акции стремительно принимали все больший оборот, приобретая деструктивный и мародерский характер, что могло вылиться в практически полноценную гражданскую войну. Так, протестующими был захвачен аэропорт Алматы, были замечены нападения на здания полиции, проведен захват телецентра в Алма-Ате и здания акимата (органа исполнительной власти), которые в итоге были сожжены погромщиками. Несмотря на все возможные риски, которые несомненно присутствовали для России, а конкретно внутри и внешне политическая реакция, возможные экономические и социальные потери, Россия отреагировала на обращение К.-Ж. Токаева к ОДКБ. Стоит также отметить и то, что это был первый раз, за все существование Организации, когда страна-участник Договора запросила помощь в виде миротворческого контингента.

Говоря об объединениях и их роли во взаимоотношениях стран-соседей, необходимо упомянуть Евразийский экономический союз и большую роль России в экономике Казахстана. Так, на примере официальных данных о товарообороте за период январь-апрель 2022 г. Россия занимает основной процент (18,1%) удельного веса в общем объеме товарооборота, импорта и экспорта стран ЕАЭС (19,5%), и занимает первое место по экспорту (13 768,2 млн. долл.) и импорту (18 775,4 млн. долл) за 2020 г.

Помимо этого, связывающим звеном отношений служит энергетический сектор. Эффективная разработка и инвестиционная поддержка нефтегазового сектора является одной из главных задач, выраженной в стратегии развития энергетического комплекса. Кроме того, экономика Казахстана во многом строится на нефтегазовом секторе, так по данным аналитического центра финансово-экономической сферы «по итогам одиннадцати месяцев 2019 г. доля отрасли в ВВП составила порядка 17%, что в свою очередь позволило стимулировать рост экономики до уровня 4,4%».

Цель развивать многочисленные экспортные маршруты для увеличения своих доходов от добычи нефти и возможность получать инвестиционную поддержку нефтедобычи.

Говоря об экспорте, стоит обозначить значительную роль России, через территорию которой проходит крупнейший транзитный путь - каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Через магистрали КТК и далее танкерами через Средиземное море нефть марки CPC транспортируется не только в Европу, но и Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Как сообщает пресс-служба КТК, в 2020 г. из Республики Казахстан было отправлено 51,8 млн тонн нефти. Таким образом, в 2020 г. через КТК на рынок поступило около 73,4–75,6% нефтяного экспорта Казахстана.

Кроме того, российские нефтяные компании активно участвуют в совместных проектах на крупных месторождениях нефти и газа.

Нынешняя политика К.-Ж. Токаева продолжает придерживаться многовекторной политики, выстроенной в начале 1990-х гг. Н. Назарбаевым. Ее основные принципы были изложены в «стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (16 мая 1992 года) «развитие дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для нашей страны практический интерес».

Стоит обратить внимание на то, что многовекторная политика, в той или иной форме, стала основным направлением дипломатических отношений для ряда таких постсоветских стран1, как: Киргизия, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан, Грузия, Азербайджан, Армения. Но для большинства данный вектор не имел такой же позитивный результат, как для Казахстана. Успешность Казахстана расценивается в сохранении статуса полноценного и независимого участника на международной политической арене. Многовекторность придерживается лавированию между интересами соседних стран, без прямого участия в поддержке того или иного вектора государства-партнера. Президент Казахстана К.-Ж. Токаев обращал2 внимание на то, что «только многовекторность ведет к отсутствию жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения конъюнктуры мирового рынка».

Можно предполагать, что в казахской многовекторной политике основной задачей является получение максимально возможной выгоды для себя при наименьших затратах. И основная потребность - сохранение экономического благополучия, по мере расширения взаимоотношений с Россией, Китаем и Западом. Таким образом, Материальное благополучие страны во многом зависит от поддержания этой многовекторности.

Сохранение такого принципа взаимоотношений с миром представляется все более туманным, учитывая, что США находятся в состоянии противостояния с соседями и стратегическими партнерами Казахстана –Россией и Китаем.

Главным камнем преткновения в этих отношениях, как по мнению СМИ, так и общественности стало заявление о том, что республика не признает ЛНР и ДНР, «так как широкое применение принципа наций на самоопределение может привести к хаосу». И данное заявление, по моему мнению, стоит рассматривать неразрывно с осознанием многовекторности республики. Стоит понимать, что для Казахстана Россия не является единственным партнёром. Поэтому, как было сказано выше, приоритеты Нур-Султана заключаются в том, чтобы «сохранять дружественные взаимоотношения со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющими для страны практический интерес». Соответственно сохранение существующих экономических связей с западом, построенных в том числе и на нефтегазовой отрасли, а именно на соглашении о расширенном партнерстве и сотрудничестве РК и ЕС, а также на основе стратегического энергетического диалога между США и РК, будет являться одной из задач в выстраивании дипломатических отношений между двух полюсов противостояния – запада и России.

Более того, считаю важным отметить и тот факт, что Китай также не высказал четкой позиции по данному вопросу, но КНР все ещё является стратегическим партнером России на мировой арене даже в сегодняшней нестабильности мира.

Таким образом, прогнозируя дальнейшее развитие взаимоотношений двух постсоветских стран, нельзя исключать всеобъемлющую роль сотрудничества с Россией, которая проявляется в основополагающих секторах, а именно политической, экономической и социальной.

Мнения политологов Казахстана, разделены, но имеют одну общую позицию – если взаимоотношения Нур-Султана и Москвы подойдут по пути сокращения, то для Казахстана это послужит серьёзным экономическим и социальным ударом.

Более того, сегодня мы уже наблюдаем многочисленные сомнения Европейского союза относительно эффективности санкций, вводимых против России, которые в большей степени лишь играют против самого Союза. В состоянии постоянного поиска обхода собственных санкций, как, например, компанией Shell были внесены изменения в общие положения и условия своих контрактов, при которых «российское происхождение учитывается, если они произведены в РФ или если их содержание (по объему) на 50 и более процентов состоит из материала, произведенного в РФ». Таким образом, можно продавать 49,99% российской нефти, а остальные 50,01% будут поступать из других стран. Даже если Запад будет пытаться оказывать давление на Казахстан в целях полностью переориентироваться на сотрудничество, без России данные взаимоотношения не будут иметь полноценной реализации. Как минимум по той причине, что энергопромышленная транспортировка проходит непосредственно через территорию России. А создание новых транзитных путей будет, в условиях неуклонно растущей угрозы мирового экономического кризиса, будет невыгодна по ряду причин, учитывая временную и экономическую энергозатратность, которая присуща таким масштабным проектам.

Опираясь на экспертные мнения, можно делать вывод, что несмотря на высказывания, которые прозвучали от К.-Ж. Токаева в адрес России, Казахстан будет и дальше придерживаться своей многолетней многовекторной ориентированности, в центре которой стоит задача получения максимальной выгоды для своей страны, но при минимальных угрозах, как экономических, так и политических.

Россия в стратегическом плане данного вектора занимает не последнее место. В особенности к этому подводят и условия, диктуемые изменениями в мире. К уже устоявшимся ранее экономическим договоренностям может возникнуть и соглашения о параллельном импорте, который узаконен на территории РФ. Из существующего регионального экономического союза для Казахстана данные соглашения смогут стать еще одной возможностью экономического роста экспорта, при этом оставаться выгодоприобретателем от стран-партнеров с Запада.

Опираясь на эти условия, можно предполагать, что Казахстан и Россия продолжат свое сотрудничество в статусе дружественных стран, невзирая на политическую нестабильность в мире и возможные несогласия государств.


1 - Дегтерев, Д.А., И.А. Василюк, В.В. Баум Параметры многовекторности внешней политики стран снг: прикладной анализ // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - №1 . - С. 63-64.

2 - Токаев К.К. Очерки дипломата. Под стягом независимости. – Алматы: ИД «Жибек жолы», 2007. – C. 25

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся