Блог Юлии Яковенко

Первая миротворческая операция ОДКБ в Казахстане

10 января 2024
Распечатать

События января 2022 года в Казахстане и их причины

В январе 2022 г. отдельные регионы Казахстана оказались охваченными волной протестов и демонстраций. Можно назвать следующие причины недовольства протестующего населения: повышение цен на газ, экономическая нестабильность, снижение уровня жизни, рост инфляции.

matej-klic-ZHZMOSPeBxA-unsplash.jpg

Источник: Unsplash

По словам президента Казахстана К.-Ж. Токаева, к массовым беспорядкам и попытке государственного переворота в Казахстане в январе 2022 г. привели многолетние нерешенные социально-экономические проблемы и общий застой, перешедший в деградацию власти и общества.

Толчком к началу протестов послужило существенное повышение цен на сжиженный газ 1 января 2022 г. Протестующие требовали снижения цен на газ и продовольственные товары, повышения уровня жизни, увеличения размера минимальной пенсии и заработных плат.

Протесты продолжались с 4 по 11 января 2022 г. Большое количество людей вышло на улицы с целью добиться социально-экономических и политических изменений. С самым сильным сопротивлением столкнулась столица Казахстана Алма-Ата. Таких протестов страна не наблюдала с декабря 1986 г., когда Казахстан стал свидетелем демонстраций антикоммунистически настроенной молодежи.

В январе 2022 г. первые демонстрации начались на западе страны. Митинг 4 января сопровождался арестами, а также применением слезоточивого газа полицией. За протестами последовало отключение интернет-связи в различных частях Казахстана. В ночь с 4 на 5 января 2022 г. властями Казахстана в ряде городов и областей было введено чрезвычайное положение, которое продлилось до 19 января 2022 г.

Постепенно протесты охватили и юг страны. Увеличивалось число участников митингов. Так, в протестах в Алма-Ате 5 января приняло участие уже более трех тысяч человек. Демонстранты, вооруженные гранатами и щитами, сжигали здания, организовывали погромы магазинов и торговых центров. В частности, была сожжена алматинская резиденция главы Казахстана, разгромлены здание государственного телеканала «Казахстан» и офис телеканала «Мир», захвачены здание Департамента полиции Алматы и аэропорт Алма-Аты.

Сообщалось, что в протестах принимали участие профессионально обученные люди, применяющие особые методы против сотрудников правоохранительных органов. Более того, сопротивление силам правопорядка оказывали группы людей из зарубежных стран, особенно в самые напряженные периоды забастовок.

Слаженность действий и оперативный захват протестующими стратегически важных объектов свидетельствуют о том, что работа мятежников координировалась. Интересен и тот факт, что у демонстрантов отсутствовал явный лидер, направляющий их деятельность и дававший четкие команды. Эксперты в области международных отношений и безопасности считают, что конечной целью участников массовых забастовок был государственный переворот и захват власти.

Операция ОДКБ в Казахстане

5 января 2022 г. президент Казахстана К.Ж. Токаев обратился к странам ОДКБ с просьбой оказать поддержку Казахстану в «преодолении террористической угрозы», назвав текущие события в стране «террористическим актом внешних сил, представляющим угрозу безопасности Казахстана». В своем заявлении К.Ж. Токаев отметил, что в сопротивлении принимают участие вооруженные группировки, прошедшие тщательную подготовку за рубежом.

Лидеры ОДКБ согласились оказать помощь Казахстану и действительно спасли страну в возникшей трудной ситуации. Основной формой вовлечения ОДКБ в урегулирование кризиса стало совместное военное вмешательство. Генеральный секретарь ОДКБ Станислав Зась заявил, что своей главной задачей ОДКБ ставит восстановление порядка, защиту мирных граждан, нормализацию гуманитарной ситуации, стабилизацию политической ситуации и внутреннего правопорядка. Мандат Совета Безопасности ООН не требовался, так как, согласно уставным документам ОДКБ, разрешение на проведение операций по поддержанию мира требовалось только в случае, если операция проводится в стране, не являющейся участником ОДКБ.

Операция ОДКБ по поддержанию мира продолжалась с 6 по 19 января 2022 г. Активная ее фаза пришлась на 7–13 января. 13 января К.Ж. Токаев объявил о постепенном снятии чрезвычайного положения в разных регионах Казахстана и выводе сил ОДКБ с территории страны.

Степень вовлеченности стран-участниц

Естественно, все страны — участницы ОДКБ по-разному отнеслись к необходимости проведения операции по поддержанию мира в союзническом государстве. Также различалась и степень участия каждой в миссии в Казахстане. В страну были введены вооруженные миротворческие силы таких стран — участниц ОДКБ, как Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан. С. Зась заявил, что всего в Казахстан будет направлено 2,5 тыс. человек и 250 единиц военной техники.

От Белоруссии была направлена 5-я отдельная бригада специального назначения и 103-я воздушно-десантная Витебская бригада. 7 января 2022 г. было принято решение об участии в операции контингента Киргизии. Парламент Киргизии принял постановление об отправке для участия в операции 150 военных, а также 19 единиц военной техники. 6 января подразделения вооруженных сил Армении получили разрешение принять участие в операции ОДКБ. Около 100 армянских военнослужащих было направлено в Казахстан. Таджикистан отправил около 200 военных (Табл. 1).

Таблица 1. Степень участия отдельных государств — членов ОДКБ в операции в Казахстане в январе 2022 г.

 

 

Страна

 

Численность населения на начало 2022 г.,

млн чел

 

Количество направленных военнослужащих, человек

Условный коэффициент участия (значение столбца 2 разделить на значение столбца 1)

 

Количество направленных единиц техники,

шт.

 

1

2

3

4

Россия

145,5

3 000

 20,6

около 80 боевых самолетов

Белоруссия

9,3

 500

 

 53,8

 

-

 

Армения

2,96

100

33,8

-

Киргизия

7,04

150

21,3

8 единиц бронетехники и 11 автомобилей

Таджикистан

9,89

200

20,2

-

Источник: составлено автором на основе общедоступных данных

Наибольшее участие в абсолютных цифрах (количество военнослужащих и военной техники) приняла Российская Федерация. В то же время, принимая во внимание условный коэффициент участия, определяемый как отношение количества направленных военнослужащих к численности населения соответствующей страны, можно сделать вывод, что весьма активное участие в операции принимали Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан.

Россия направила наибольшее количество военнослужащих и военной техники, что обусловлено следующими обстоятельствами: большая численность населения России, заинтересованность российской стороны в урегулировании внутриполитического конфликта в Казахстане, а также высокий уровень военно-технической оснащенности, численность войск и бронетехники страны.

Что касается других стран, принявших участие в миссии ОДКБ, их степень вовлеченности в конфликт также зависела от численности населения, количества вооруженных сил, уровня военно-технического развития. Однако крайне важно отметить, что все страны были объединены общим желанием добросовестно выполнить обязательства, вытекающие из Устава ОДКБ, согласно которому государства-члены обязуются оказывать поддержку друг другу в случае возникновения угрозы территориальной целостности и безопасности одной из сторон договора.

Вечером 5 января 2022 г. К.Ж. Токаев выступил с обращением, а уже в ночь с 5 на 6 января власти ОДКБ приняли решение о направлении миротворческих войск в Казахстан. Председатель Совета коллективной безопасности ОДКБ Никол Пашинян выступил с заявлением о готовности сил ОДКБ выполнить свои союзнические обязательства в соответствии со статьей 4 Устава ОДКБ и разрешить ситуацию. 6 января 2022 г. войска были подготовлены для начала миссии по поддержанию мира.

Роль ОДКБ в урегулировании кризисной ситуации в Казахстане и результаты миссии

Уже на третий день после ввода войск ОДКБ ситуация в Казахстане стабилизировалось. Власти ОДКБ проявили себя как надежные и оперативно действующие партнеры. Миротворческий контингент ОДКБ, в свою очередь, продемонстрировал профессионализм и высокую скорость выполнения поставленных задач. ОДКБ действовала в рамках международного права и текущих международно-правовых соглашений.

Существуют разные оценки вмешательства ОДКБ в казахский внутренний кризис. МИД России 6 января 2022 г. сделал заявление, в котором была отмечена важная роль России в урегулировании ситуации в дружественной стране. Российская сторона намеревалась оказать всевозможную поддержку Казахстану с целью избежать вспышек насилия и дестабилизации обстановки. МИД России также выразил намерение поддерживать контакты с казахской стороной на постоянной основе. Из этого можно сделать вывод о том, что добрососедские отношения с Казахстаном являлись одним из приоритетов внешней политики России.

Критики ОДКБ вспоминают схожую ситуацию в Киргизии в 2010 г., когда страну также охватила волна протестов и демонстраций. Но в отличие от ситуации в Казахстане тогда руководство ОДКБ приняло решение ограничиться гуманитарной помощью Киргизии, но не вводить войска в страну, несмотря на обращение президента Киргизии к лидерам ОДКБ с просьбой о помощи. Возникает вопрос, почему в случае с Казахстаном последовала столь быстрая реакция союзников и оказание помощи, а в ситуации с Киргизией от лидеров организации последовал отказ от вмешательства в возникшую ситуацию? Представляется, что это может быть обусловлено ухудшением к 2010 г. отношений между Россией ­как наиболее влиятельным членом ОДКБ ­и Киргизией, вызванное внешнеполитическими метаниями и сближением Киргизии с США.

В целом можно сделать вывод о том, что вмешательство стран — участниц ОДКБ однозначно положительно повлияло на внутреннюю обстановку в Казахстане. Протесты прекратились, стабилизировалась продовольственная обстановка, снизился уровень напряженности в разных городах страны.

Что касается изменений в структуре власти после событий в Казахстане, следует отметить, что влияние бывшего президента страны Н. Назарбаева и его семьи в Казахстане сократилось. С 2019 г. страну возглавляет К.Ж. Токаев, однако предыдущий президент Казахстана Назарбаев к 2022 г. сохранял большое влияние в стране.

За январскими событиями в Казахстане последовал ряд реформ политического и социально-экономического характера. Так, было принято решение о создании Конституционного суда Казахстана, который призван укрепить защиту прав и свобод граждан страны. Также К.Ж. Токаев объявил о переходе на смешанную пропорционально-мажоритарную систему проведения выборов. Президент выступил с инициативой по усилению роли парламента. Эти изменения закреплялись поправками в Конституцию, принятыми 5 июня 2022 г. В Казахстане сменилось достаточно большое количество чиновников, некоторые полномочия президента были переданы в пользу законодательной и судебной власти.

Президент К.Ж. Токаев предложил принять меры по снижению цен на продовольственные товары, изменению налоговой политики, повышению уровня жизни граждан. Также были начаты реформы в области образования. К.Ж. Токаев заявил об открытии филиалов российских университетов (МГТУ им. Н.Э. Баумана и РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина) в Казахстане. Была подчеркнута важность активизации работы российских культурных центров в регионах Казахстана.

Также необходимо отметить, что проведение миротворческой операции привело к укреплению военно-технического потенциала самой ОДКБ с учетом бесценного опыта организации и проведения миротворческой операции. Можно сказать, что ОДКБ доказала свою эффективность на практике.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся