Блог Ильи Щербакова

Практика гуманитарной политики России в отношении стран Южного Кавказа в 2010–2020 годы: неоевразийские цивилизационные основания

11 декабря 2025
Распечатать

Авторы: Илья Щербаков, аспирант, лаборант кафедры международных отношений и интеграционных процессов факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Вадим Хасанов, студент бакалавриата факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

Алексей Воронов, студент бакалавриата факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

Никита Айххорн, студент бакалавриата факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова


Международная система первой четверти XXI в. характеризуется противоречием между подходами элит западных стран, пытающихся защитить основы однополярного мирового порядка, и стремлениями государств глобального Юга сохранить собственный суверенитет[1]. Одним из последствий данного противоречия стало обращение элит последних к ценностям, связанным с принадлежностью к определенным цивилизациям.

1019703819_0_118_3201_1928_1920x0_80_0_0_c1599ef381d57cee03e068c7a12d2706.jpg

Источник: Sputnik

Немаловажными факторами, влияющими на актуализацию цивилизационного подхода во внешней политике отдельных незападных государств, являются протекающие в первой четверти XXI в. международные процессы. Во-первых, агрессивное навязывание странами Запада либеральных ценностей другим государствам стало катализатором популяризации в последних концепта традиционных ценностей. В частности, в настоящее время актуализируется интерес у элит и научного сообщества ряда государств Азии (Китай, Индия, Иран) к проблематике использования цивилизационного подхода при выработке своей внешне й политики[2]. Во-вторых, обострившийся в 2022 г. кризис в отношениях между Россией с одной стороны и Евросоюзом и США с другой ускорили обращение российских исследователей к тематике исторически сложившихся в культуре России традиций и ценностей как источников смыслов при реализации отечественного внешнеполитического курса[3].

Период 2010‑х — первой половины 2020‑х гг. ознаменовался изменениями во внешней политике России, связанными со сменой политических приоритетов, вызванной усилением конфронтации со странами Запада. После нескольких волн расширения НАТО на восток в течение 1990–2000‑х гг. курс на дальнейшее присоединение к ней таких государств, как Грузия и Украина, вошел в противоречие с национальными интересами России. Конфликтность в отношениях России со странами Запада и Россией обострилась в связи с Евромайданом на Украине в 2013–2014 гг.[4] Как следствие, во внешней политике России проявились идеи поворота на Восток, которые нашли свое выражение как в работах отдельных исследователей[5], так и в российской политике в целом. После начала военной конфронтации между Россией и Украиной дискуссии об особенностях российского поворота на Восток вновь актуализировались[6].

 Появление в Концепции внешней политики России 2023 года положений, связанных с евразийским статусом Российской Федерации, выдвинули на передний план научных дискуссий идеи теоретиков неоевразийства. Во внешнеполитическом дискурсе России данные теоретики — в частности, Дугин А.Г., Панарин А.С., Цымбурский В.Л. — оценивают международно-политическое положение России как отдельного евразийского государства в кругу других стран Евразии, объединяющего разные культуры и народы (многонациональность и многоконфессиональность). Кроме того, ключевым нововведением неоевразийства стал акцент на укреплении роли России как государства, расположенного в северной части Евразии между европейскими государствами Запада и азиатскими государствами Востока[7]. Исследовательский вопрос настоящей статьи заключается в том, каким образом следует оценивать гуманитарную политику России в отношении стран Южного Кавказа с точки зрения неоевразийства? В качестве гипотезы авторами утверждается, что внешнюю политику России в период 2010–2020-х гг. в отношении южнокавказских республик в ее гуманитарной составляющей следует анализировать с точки зрения влияния многонациональности как цивилизационного основания российской внешней политики.

Армения и Азербайджан

Неоевразийские характеристики внешней политики России по отношению к Азербайджану и Армении проявляются через ряд стратегических подходов, основанных на двусторонних исторических и культурных связях. Гуманитарное сотрудничество между Россией и Азербайджаном является одним из развитых и многоплановых направлений их взаимодействия, строящимся на прочной историко-культурной основе и регулирующимся рядом соглашений. Одним из краеугольных камней гуманитарного диалога является образование и наука. Азербайджан — единственная страна на Южном Кавказе, где русский язык имеет наиболее крепкие позиции[8]. В Азербайджане действует более 340 школ с преподаванием на русском языке, включая филиалы ведущих российских вузов. Работает сеть филиалов МГУ им. М.В. Ломоносова, Первого МГМУ им. И.М. Сеченова и РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина в Баку. Активно ведутся переговоры о проведении дней культуры России в Азербайджане и наоборот. В Азербайджане также действуют несколько организаций российских соотечественников: «Русская община», «Содружество», Центр культуры славян, Землячество казаков в Азербайджане, Сельская община русских молокан, «Славянская семья» и татарский культурный центр «Туган-Тел». Среди них наиболее авторитетной организацией является «Русская община»[9]. Укреплению ориентированных на многонациональность гуманитарных связей способствует и развитие межгосударственного туризма, который помогает россиянам узнать больше об Азербайджане, о его культуре и традициях, что, естественно, положительно отразится в будущем на двухсторонних отношениях между народами[10].

В то же время успехи России в гуманитарной сфере не гарантируют стратегических уступок от Азербайджана, который проводит многовекторную гуманитарную политику. Активность Турции в сфере образования и культуры предлагает Азербайджану альтернативную модель, бросая вызов российскому влиянию в регионе. Гуманитарное сотрудничество между Россией и Азербайджаном представляет собой парадокс эффективной «мягкой силы» с ограниченным стратегическим преобразующим потенциалом. С одной стороны, Россия создала прочный и долгосрочный гуманитарный каркас, который является ключевым активом ее влияния. Этот каркас, включающий в себя массовое обучение азербайджанской элиты в российских вузах, поддержку русского языка и общее культурное пространство, выполняет три критически важные функции:

  1. Формирует устойчивые связи между народами, переживающими изменения международно-политической конъюнктуры.
  2. Служит стабилизатором и каналом связи в периоды обострения военно-политической ситуации в регионе.
  3. Объективно затрудняет геополитическую переориентацию Азербайджана, сохраняя для страны значимость связей с Россией.

Однако, с другой стороны, данный гуманитарный инструментарий сталкивается с системными пределами своего действия. Он не способен в одиночку перевесить многовекторную логику внешней политики Азербайджана. Успехи в образовании и культуре не конвертируются в автоматические политические уступки. Таким образом, гуманитарная составляющая является не инструментом доминирования, а механизмом сохранения стратегического присутствия и встроенности России в будущее Азербайджана даже в условиях жесткой геополитической конкуренции. Ее ценность — долгосрочное обеспечение лояльности и понимания азербайджанской стороны, что остается критически важным, хоть и недостаточным, фактором влияния.

Гуманитарное сотрудничество между Россией и Арменией исторически является одним из самых глубоких и интенсивных для обеих стран. В Армении порядка 60 государственных школ осуществляют углубленное обучение русскому языку. В Ереване действует Российско-Армянский (Славянский) университет (РАУ), созданный в 1997 г. по межправительственному соглашению двух стран. Активно работают «Русский дом» в Ереване (Россотрудничество) и Армянский культурный центр в Москве. В рамках реализуемых Россией программ поддержки русского языка в Армению на безвозмездной основе поставляются крупные партии учебно-методической, справочной и художественной литературы[11].

Важным элементом сотрудничества являются и прямые людские контакты. Значительная армянская диаспора в России и тесные экономические связи поддерживают постоянный интерес к изучению русского языка и культурному обмену. Однако на фоне последних геополитических изменений это сотрудничество сталкивается с новыми вызовами. В армянском обществе звучат призывы к большей многовекторности в гуманитарной сфере, включая расширение преподавания языков стран Запада и специализированных образовательных программ, что создает конкурентную среду для традиционного российского влияния. Таким образом, в этом контексте русский язык выступает как связующий элемент между народами, способствующий сохранению многонациональных культурных связей между ними.

Грузия, Абхазия и Южная Осетия

Значимым фактором, детерминирующим специфику российско-грузинских гуманитарных отношений, является динамично сохраняющийся статус русского языка, который также выступает коммуникационным элементом связывания этносов, проживающих в России и Грузии, между собой. В то же время наблюдается снижение количества русскоязычных школ в последней при сохранении устойчиво высокого спроса на среднее образование на русском языке, а также дефицит компетентного русскоязычного преподавательского состава. По всей стране на сегодняшний день работает всего 11 школ, в которых обучение ведется на русском языке, а в 2020–2022 гг. ни одно новое русскоязычное частное образовательное учреждение не прошло официального лицензирования. Важно отметить, что сегодня наблюдается крайне низкое совокупное число учащихся в этих школах (не превышающее 20 тыс. человек). Политика Грузии направлена на привлечение негрузинских учащихся к получению высшего образования на государственном (грузинском) языке. Кроме того, отсутствует единое информационное пространство между двумя странами, так как в Грузии не осталось функционирующих печатных и электронных изданий на русском языке[12]. Это значительно сужает возможности для дальнейшего укрепления Россией основания многонациональности во взаимодействии с грузинской стороной. В последние годы наблюдается некоторая интенсификация использования русского языка на территории республики, обусловленная ростом числа туристов из России. Важно отметить, что туристический сектор занимает более 20% в структуре ВВП Грузии, а первое место по количеству туристов удерживает Россия. В сложном с точки зрения геополитики регионе Южного Кавказа важным остается само наличие межкультурного диалога этносов, проживающих в Грузии и России, основанного на многовековых традициях духовных связей народов двух стран.

Приоритетным направлением гуманитарного сотрудничества России и Абхазии сегодня является создание единого социокультурного пространства, а также укрепление общественных, межнациональных и религиозных отношений между двумя странами. Россия поддерживает абхазские школы, больницы и культурные обмены, а также способствует развитию инфраструктуры региона. Особое значение имеет открытие международного аэропорта «Сухум», что улучшит транспортные связи и расширит возможности для сотрудничества между народами России и Абхазии. Министерством просвещения России при поддержке Министерства просвещения Абхазии запущен проект «Центр открытого образования» в Галском районе, где обучают русскому языку и механизмам его эффективного преподавания. Отмечается широкая востребованность получения высшего образования в университетах России среди абхазской молодежи. В частности, в 2025 г. свыше 100 студентов из Абхазии поступили российские вузы по квотам, выделенным Правительством России. Такое развитие гуманитарного партнерства способствует укреплению многонациональных культурных связей, распространяющихся не только на российский и абхазский народы, но также и на отдельные этносы, проживающие в этих странах.

Гуманитарное сотрудничество между Россией и Южной Осетией развивается, охватывая все важнейшие сферы — от системы образования до духовно-культурной интеграции. Межкультурное и межнациональное взаимодействие представляется одним из приоритетов этого сотрудничества в кругу других — патриотического воспитания, укрепления исторической памяти и поддержки традиционных ценностей. Ежегодно Россотрудничество совместно с Министерством образования Южной Осетии поставляет в школы республики российские учебники. Представительство Российского исторического общества, открытого в 2024 г. в Абхазии, стало важной площадкой для углубления двустороннего взаимодействия в гуманитарной сфере. В целом, гуманитарное взаимодействие между Россией и Южной Осетией достигло значительных успехов в своем развитии и способствует укреплению общего с Россией пространства, основанного на многонациональном межкультурном диалоге.

***

Гуманитарная политика России в отношении стран Южного Кавказа в период 2010–2020-х гг. синхронизируется с таким основанием неоевразийства, как многонациональность, которое для российской внешней политики приобретает цивилизационный характер. Данная синхронизация поддерживается сохраняющимися культурными и историческими связями Российской Федерацией с Арменией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией как частей единого СССР. При этом одним из системообразующих средств осуществления российской гуманитарной политики остается русский язык и его роль в межкультурных и межнациональных связях, выходящих за рамки политических границ России и постсоветских государств Южного Кавказа. Системными вызовами для внешней политики России в регионе остаются гуманитарные проекты США и Евросоюза, с одной стороны, и Турции, с другой. С учетом происходящих изменений в международной политике гуманитарная составляющая будет продолжать оставаться одним из защитных механизмов в реализации Россией своего внешнеполитического курса на Южном Кавказе в ближайшей перспективе.

[1] Караганов С.А., Крамаренко А.М., Тренин Д.В. Политика России в отношении Мирового большинства. М.: Москва, 2023. 48 с.

[2] Наумкин В.В. Модель не-Запада: существует ли государство-цивилизация? // Полис. Политические исследования. 2020. № 4. С. 78–93.

[3] Перевезенцев С.В., Пучнина О.Е., Страхов А.Б., Шакирова А.А. К вопросу о методологических принципах изучения российских базисных традиционных ценностей // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2021. 27(4). С. 113–133; Аристархов В.В., Шашкин П.А. О соотношении понятий «российские конституционные ценности» и «традиционные духовно-нравственный ценности» // Культурологический журнал. 2025. № 1 (59). С. 4–14.

[4] Циткилов П.Я. Цивилизационное столкновение России и Запада на Украине // Свободная мысль. 2022. № 6 (1696). – С. 119-132.

[5] Korolev A.N. Russia’s Reorientation to Asia: Causes and Strategic Implications // Pacific Affairs. 2016. Vol. 89, № 1. P. 53-73.

[6] Торкунов А.В., Стрельцов Д.В. Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски // Мировая экономика и международные отношения. 2023. Т. 67, № 4. С. 5–16.

[7] Щербаков И.М. Идея России как самобытной цивилизации: международно-политический анализ классического евразийства и постсоветского неоевразийства // Русская политология. 2021. № 2 (19). С. 18–25.

[8] Гурбанова С. А. Гуманитарное сотрудничество и межкультурный диалог между Россией и Азербайджаном // Кавказ в отражении мировой истории: сборник научных статей к 75-летию профессора А.А. Кудрявцева. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет. 2017. С. 126–127.

[9] Мустафаева Р.С. Россия-Азербайджан: роль диаспор в развитии культурно-гуманитарного сотрудничества // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2015. № 1(11). С. 99–101.

[10] Бородина М.Ю., Гасанов О.С. Гуманитарные аспекты сотрудничества России и Азербайджана в XXI веке // Via in tempore. История. Политология. 2020. Т. 47, № 2. С. 427–436.

[11] Григорян Г.П. Гуманитарное измерение армяно-российских отношений // Россия и новые государства Евразии. 2018. № 1(38). С. 82–105.

[12] Хидирбегишвили А.А., Хотивришвили А.А., Горюнов И.П. Общественно-политические факторы гуманитарных коммуникаций Грузии и России // Россия и мир: научный диалог. 2023. № 1. С. 54–65.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся