«Сильный и свободный Север»: новая стратегия по национальной обороне Канады
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Новая стратегия по национальной обороне Канады и по названию, и по своей сути во многом обращается к Северу, представляя его главным приоритетом безопасности государства. Общемировая нестабильность при этом описывается в разных проявлениях, но акцент делается на угрозах коллективного характера – не только для самой Канады, но и для всех западных союзников. «Российская угроза», вызовы со стороны Китая, необходимость технологической модернизации – эти и другие причины становятся триггерами Канады для повышения расходов на оборону. Сомнения в реализации этих планов имеют место, однако важнее тенденции, которые обозначены в стратегическом плане и которые могут стать основой для дальнейшей милитаризации Арктики.
Источник: Reuters
Северный приоритет
В апреле этого года правительство Канады опубликовало новую стратегию по национальной обороне под названием «Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence»[1]. Аппарат премьер-министра Канады Дж. Трюдо выпустил заявление, где отметило, что данный документ продолжает работу политики по безопасности, принятой в 2017 г. под названием «Strong Secure Engaged: Canada`s Defence Policy». Правительство отмечает, что основывается на этих предыдущих обязательствах, обеспечивая обновленное видение обороны и инвестируя в способность Канады реагировать на значительные глобальные изменения[2].
Важно, что название документа прямо отсылает к Северу, хотя в ней есть и иные положения, которые показывают, что Канада помнит не только об Арктике. Например, отмечаются приоритеты страны в обеспечении безопасности в Североатлантическом и Индо-Тихоокеанском регионе, ситуация на Украине, проблемы информационной безопасности и т.д. Однако, основной региональный приоритет Канады выделен именно в названии.
Северный уклон также отмечен и экспертным сообществом. Старший научный сотрудник У. Уорк CIGI отмечает[3], что интерес канадского государства к Арктике подогревается экологическими и геополитическими причинами. Первые обусловлены изменением климата и потенциальным открытием круглогодичной навигации в Северном Ледовитом океане, вторые – с растущим влиянием России и Китая в регионе, считает эксперт. Данная позиция прослеживается и в самой стратегии – климат, геополитическая нестабильность и развитие технологий названы основными тенденциями, которые будут определять политику безопасности страны на ближайшие годы.
Нестабильность и союзное единство
Указанные тенденции перечисляются достаточно подробно, однако общее, что их объединяет – беспокойство из-за нарастающей неопределенности. Проблемы глобального потепления волнуют Канаду как признак того, что Северный Ледовитый океан имеет потенциал для повышения транспортной активности, а следовательно – и военно-политических рисков со стороны государств, которые, по мнению Канады, могут представлять угрозу не только для страны, но и для всего западного мирового порядка. Похожие опасения в стратегии выражаются и в отношении растущей глобальной нестабильности, которая охватывает два наиболее важных для Канады региона – Североатлантический и Индо-Тихоокеанский.
В первом регионе Канада видит одного основного соперника, которому посвящена значительная часть в обсуждении угроз – Россию. Канада считает, что Россия угрожает всему западному миропорядку не только своими собственными действиями, но и отношениями с другими странами, которые не относятся к западным – например, с Китаем, КНДР и Ираном. Кроме того, отмечается, что Россия наращивает свои военные силы в Арктике, что является важным вызовом для канадского государства. Интересно, что связи России с Китаем и КНДР также отдельно отмечается в рамках обсуждения угроз в Индо-Тихоокеанском регионе. Таким образом, Россия рассматривается Канадой как угроза в той или иной степени почти по всем направлениям – в Евроатлантическом и Индо-Тихоокеанском, а также Арктическом регионах.
Отдельно в стратегии оговаривается дополнительный фактор – технологический прогресс. Отмечается, что мир находится в стадии изменения условий стратегической конкуренции – в том числе и в плане ведения боевых действий. Несмотря на важность данного раздела, он является в большей степени концептуальным и скорее перечисляет основные тенденции, чем выделяет определенные типы угроз. Тем не менее, стратегия дает на обсуждение некоторые риски – прежде всего, связанные с развитием искусственного интеллекта, квантовых технологий и кибербезопасности. Кроме того, в тексте стратегии отдельно указывается, что в канадской армии будет создано кибер-командование.
Следует также выделить подчеркнутый акцент на коллективную безопасность. Канада рассматривает перечисленные угрозы не только для себя, но и для всего северного фланга НАТО, а также в рамках деятельности NORAD – Командования воздушно-космической обороны Северной Америки. В стратегии отмечается, что Канада не только готова осуществлять свой вклад в коллективную безопасность, но также и сама рассчитывает на помощь союзников в случае возникновения критических ситуаций. В этой связи следует также отметить стремление страны увеличивать расходы – как на модернизацию собственной армии, так и на повышение эффективности координации с союзниками.
Расходный мейнстрим
Количественные показатели размещены в Приложении «A» стратегии и вызывают особый интерес для анализа. Отмечается, что Канада стремится повысить расходы на оборону до 1,76% ВВП к 2030 г. Объем инвестиций в эту сферу оценивается в 8,1 млрд долларов в течение следующих пяти лет и 73 млрд долларов в течение следующих двадцати лет. Интересны также и основные пункты предполагаемых расходов – примерно 23% от 5-летних инвестиций предполагается направить на поддержку военно-морского флота, 21% - на производство боеприпасов, почти 18% - на производство военной техники. Особо важно, что первый пункт имеет прямое отношение к военно-морскому присутствию Канады – прежде всего, в северных частях Атлантического и Тихого океанов. В стратегии нет четкого указания, на какие именно корабли будут потрачены выделяемые средства, однако необходимо отметить, что незадолго до принятия данного документа канадское правительство заключило контракт на поставку новых ледоколов на сумму 19,6 млн долларов[4]. Указанные данные могут говорить о запланированном и планомерно реализуемом увеличении ледокольного флота Канады, что прямо влияет на ситуацию в Арктике.
В Приложении «C» стратегии отдельно выделяются инвестиции в план модернизации NORAD[5], который был представлен в июне 2022 г. В нем несколько важных пунктов – например, развитие спутниковых систем наблюдения, навигации и связи, программ ракет типа «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности. Однако наиболее значительный пункт, подразумевающий инвестиции в размере 15,68 млрд долларов, относится к модернизации военных баз и инфраструктуры. В плане модернизации NORAD отмечается, что в рамках данной статьи расходов запланированы инвестиции в северную военную инфраструктуру, однако ее полная готовность ожидается только к 2039 г. Таким образом, можно предположить, что данное направление несет определенную степень угрозы милитаризации для Арктического региона, однако в более отдаленной перспективе, чем это может произойти с развитием военно-морского флота Канады.
Некоторые аналитики относятся декларируемым расходам скептично. Обозреватель CBC News М. Брюстер считает, что «тот факт, что большая часть финансирования новой оборонной политики переносится на будущие годы, в некотором смысле продолжает традицию предыдущих канадских правительств»[6]. Аналогичного мнения придерживается и научный сотрудник Канадского института глобальных отношений Ю. Лэнг – по его мнению, увеличение финансирования обороны примерно на 73 млрд долларов в течение следующих двадцати лет является «переездом на остров фантазий»[7].
Заключение
Рассмотрение Канадой России в качестве угрозы едва ли можно считать неожиданностью, как и её значительный интерес к Северу. Между тем, стремление к количественному увеличению расходов и акцент на Арктике можно считать сигналами к потенциальному нарастанию милитаризации в регионе. Несмотря на заявленную заинтересованность Канады в Индо-Тихоокеанском регионе, можно констатировать, что основные её интересы расположены на Севере, а декларируемое стремление к укреплению коллективной безопасности и военной координации может стать причиной интенсификации военной активности со стороны не только самой Оттавы, но и иных государств-членов НАТО.
Несмотря на то, что никакая стратегия сама по себе не может гарантировать исполнение всех планов, необходимо отметить существующие тенденции, которые могут в той или иной степени повысить степень милитаризации Арктики. Задекларированное повышение уровня расходов на оборону – это потенциальное «вливание энергии» в эти тенденции, придание им дополнительного импульса для последующего развития. Возможно, указанные инициативы имеют отложенный эффект, однако они уже сейчас являются вызовами для России, которые в дальнейшем могут принять вид полноценных угроз.
[1] Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence // Government of Canada. URL: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/corporate/reports-publications/north-strong-fre... (дата обращения: 08.06.2024).
[2] Our North, Strong and Free: A Renewed Vision for Canada’s Defence. 08.04.2024 // Prime Minister of Canada Justin Trudeau. URL: https://www.pm.gc.ca/en/news/news-releases/2024/04/08/our-north-strong-and-free-renewed-vision-canad... (дата обращения: 08.06.2024).
[3] Canada’s New Defence Policy Marks a Shift in Strategic Thinking. 24.04.2024 // Centre for International Governance Innovation. URL: https://www.cigionline.org/articles/canadas-new-defence-policy-marks-a-shift-in-strategic-thinking (дата обращения: 05.06.2024).
[4] Canada grants first contract for new icebreaker fleet. 28.03.2024 // Ship Technology. URL: https://www.ship-technology.com/news/canada-first-contract-new-icebreaker-fleet (дата обращения: 14.06.2024).
[5] NORAD modernization project timelines // Government of Canada. URL: https://www.canada.ca/en/department-national-defence/services/operations/allies-partners/norad/norad... (дата обращения: 10.06.2024).
[6] Shooting blanks: Why so many Canadian defence policies fail to launch. 13.04.2024 // CBC. URL: https://www.cbc.ca/news/politics/defence-policy-canadian-forces-trudeau-nato-1.7172835 (дата обращения: 24.05.2024).
[7] Our North, Strong and Free: Odd innovations in Canadian defence policy. 19.04.2024 // Policy Options. URL: https://policyoptions.irpp.org/magazines/april-2024/defence-policy-innovation (дата обращения: 24.04.2024).