Война нового поколения: Какие методы и подходы гибридной войны применяются странами Запада в период СВО
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Информационные и когнитивные операции проводились в адрес России и Украины задолго до начала СВО. «Оранжевая революция» 2004–2005 г. выявила внутриполитическую неустойчивость Украины на фоне подобных атак. Ключевым эпизодом стал украинский кризис 2013–2014 гг. Событие проиллюстрировало глубокий внутренний социально-политический раскол, в результате которого обе стороны конфликта понесли значительные жертвы.
Обстановка внутри государства в данный период и в последующие годы способствовала распространению дезинформации, а после начала Специальной военной операции подобные информационные диверсии, проводимые в рамках гибридной войны, интенсифицировались.
Проблема неоднократно поднималась российскими органами власти после начала СВО (например, в докладах Комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации 2023). Кампании по дезинформации как составляющая гибридной войны представляют угрозу национальной безопасности России. В процессе разработки находятся инновационные методы и подходы, с которыми придется иметь дело в будущем.

Flickr / Ministerie van Buitenlandse Zaken CC BY-SA 4.0
1. Инновационные методы и подходы
Страны НАТО разрабатывают собственные подходы и методы не только по организации кампаний по дезинформации, но и операций гибридной войны в целом. Военный блок в своих официальных документах делает акцент на необходимости применения как военных, так и невоенных средств (Стратегическая концепция НАТО 2022, пункт 20), которые создают «управляемый хаос» в странах-мишенях.
Цель таких относительно низкозатратных операций состоит, прежде всего, в поиске уязвимых мест оппонента и дальнейшем сдерживании стратегического противника посредством дезориентации, замалчивания, запугивания, стимулирования к осмыслению ситуации в ключе, выгодном организатору кампании, манипулирование интенцией объекта воздействия в свою пользу, перехват повестки.
1.1. Каскады дезинформации
Особую роль в организации кампаний по дезинформации, в особенности после начала СВО, играет разведка.
Одним из инновационных методов, применяемых спецслужбами, является построение каскадов дезинформации — сложных и многоуровневых массивов ложных и/или искаженных данных. Подход эффективен не только в работе с населением, но и, прежде всего, в проведении операций по линии разведывательных ведомств: после получения достоверной информации от агентов разведки происходит компиляция данных в пользу стороны, добывшей информацию и последующим введением в заблуждение и манипулированием объектом с оказанием психологического давления. Каскады динамичны: так, лица, принимающие решения, должны периодически менять убеждения относительно истинности/ложности суждения по мере появления новых доказательств. В ином случае неспособность обновлять убеждения по поводу ситуации будет свидетельствовать либо о раскрытии ложности полученной информации (каскад распадается), либо о неверно принятом решении (спецслужба-получатель не смогла верифицировать информацию; каскад сохраняется).
По сообщениям Службы внешней разведки РФ, разведывательными службами стран НАТО к проведению подобных актов против России привлекаются украинские спецслужбы, которые также оказываются объектом информационной диверсии: данные, предоставленные западными спецслужбами, используются, в том числе, против них. Это говорит о том, что страны НАТО не только имеют доступ к военной тайне государства, ее оборонно-промышленному комплексу (а значит, играют роль в принятии решения о полномасштабном вооруженном конфликте), но и контролируют объем допустимого знания государственного аппарата Украины, дезинформируя, искажая или замалчивая полученную информацию. Это обстоятельство будет справедливо и для России до тех пор, пока не будут выработаны действенные методы противодействия каскадам дезинформации. Примером подобных действий служит издание аналитических докладов агентств стран НАТО. Убеждая западную аудиторию в приближении полномасштабной войны, экономического и гуманитарного кризиса, усугублении политической раздробленности на Украине и самой России, авторы подобных докладов противопоставляют РФ странам НАТО и проводят сравнение не в ее пользу, агрессивно призывают бойкотировать государство во всех сферах. Эти документы можно рассматривать как пример каскада дезинформации, чья задача состоит в устранении неблагоприятных им нарративов, формировании нужного поведенческого шаблона и взгляда на ситуацию у объекта воздействия (у читателя — потенциально сотрудника западной, украинской или российской спецслужбы, представителя власти и интеллектуальной среды).
1.2. Алгоритмическая война
В процессе активной разработки ИИ-продуктов, стоит обратить внимание на так называемую алгоритмическую войну — инновационный метод государств — союзников НАТО в ходе гибридной войны. Его применение позволяет операторам кампаний — военным и разведке, часто с привлечением частных IT-компаний (что обеспечивает гибкость в процессе принятия решений) — обрабатывать массивы данных для дальнейшего использования в своих интересах: проводить контент-анализ как открытой информации (социальные сети, базы данных общего доступа), так и конфиденциальной, исследовать и предугадывать реакцию граждан на ту или иную новость и фиксировать изменения в нем с течением времени, измерять степень успешности кампании и выявлять возможные ошибки и риски, искать закономерности и прогнозировать возможные результаты и последствия. В частности, в ходе алгоритмической войны правительства стран НАТО выделяют средства технологическим компаниям, например, Google, чтобы манипулировать алгоритмами поиска в свою пользу, продвигать свои интересы и, наоборот, снижать видимость в поиске изданий с иной позицией, прежде всего, российских. Политика затронула такие издания как «Russia Today» («RT») и «Sputnik», а также «Российскую газету», «Известия», «РИА Новости». Через намеренное замалчивание формируется искаженный нарратив, меняется мировоззрение, программируется определенное поведение, а также контролируется допустимый объем знаний. После начала СВО такой метод воздействия использовался и в отношении западной аудитории, которая также оказалась вовлечена в информационную диверсию.
2. Организация кампании
Прежде чем кампания будет начата, заказчику нужно решить, кем, как и на каких условиях будет проводиться операция. Чаще всего, в роли заказчика выступает государство, которому рискованно и/или невыгодно проводить диверсию самостоятельно (через армию, разведку и т. п.). Гибридная война приобретает опосредованный характер.
Особую роль в этом процессе играют правительства США и Великобритании, которые через свои министерства, агентства и фонды спонсируют подрядчиков. Среди последних можно выделить Агентство США по международному развитию (USAID), национальные программы (Программа по противодействию дезинформации и развитию медиа МИД Великобритании (CDMD)), «независимые» расследовательские бюро, лидеры мнений, иностранные агенты.
Страны НАТО также начали финансировать такие авторитетные информационные агентства как Reuters и BBC, чтобы ослабить влияние России на ее ближайших соседей посредством продвижения западных ценностей. Приведем пример спонсирования издания Reuters: власти Великобритании объявляют тендер на проведение кампании по дезинформации; по сути, это основа технического задания (ТЗ). В конкурсе участвуют потенциальные подрядчики — СМИ, неправительственные организации (НПО), автономные некоммерческие организации (АНО) и иные юридические лица; Reuters выигрывает его и становится подрядчиком, в обязательства которого, согласно договору, входит проведение информационной диверсии на территории России и Украины, организация тренингов «независимых» журналистов, продвижение культурных и политических ценностей Великобритании и противодействие российским нарративам на постсоветском пространстве и в самой России. Есть основания полагать, что между изданием и правительством уже была заключена неформальная договоренность о предоставлении услуг, и процедура тендера производится для отвода глаз.
Говоря об источниках финансирования кампаний по дезинформации, их природа до конца не ясна. Согласно программе CDMD, основным куратором которой является МИД Великобритании, спонсирование ее проведения негосударственными и, при этом, нераскрытыми источниками, превышает государственное официальное финансирование почти в 4 раза, а некоторые пункты технического задания находятся в ведении как раз таких спонсоров. Информации об исполнителях этой кампании, помимо НПО, нет в открытом доступе («по соображениям безопасности»), а сроки действия контракта размыты.
Подобные информационные диверсии, проводимые с 2014 г., были очень эффективны, многие россияне покинули страну. Массовая эмиграция, спровоцированная дезинформацией (а не, к примеру, физическим вмешательством), явилась результатом «самостоятельных» умозаключений граждан, сформированных в процессе «наслаивания» ложных и/или частично искаженных нарративов, что, в свою очередь, привело к расколу российского общества, изменению системы ценностей, сокращению населения страны.
***
Проводя политический курс, который отвечает национальным интересам и стратегическим целям, Россия становится ключевым объектом воздействия в ходе гибридной войны. Полномасштабные действия затрагивают государственных служащих, гражданское население, деловую и интеллектуальную сферу. Происходит милитаризация информационного пространства: по мере экспансии информационных, когнитивных и киберопераций в адрес РФ и подрыва ее суверенитета, деятельность кампаний по дезинформации также распространяется на сферы влияния России, прежде всего, на страны постсоветского пространства. Это ставит под угрозу весь регион.
В ответ на враждебные действия зарубежных государств Россия улучшает собственные методы и подходы борьбы с иностранным информационным вмешательством, проводит контроперации, привлекает своих союзников. После событий Евромайдана на Украине, Россия официально признала свою вовлеченность в информационную войну, и в конце 2014 г. был создан Национальный центр управления обороной Российской Федерации. Целями структуры являются разработка собственных методов и подходов ведения гибридный военных действий; консультирование в вопросах оттачивания скоординированных возможностей военных, экономических и инфраструктурных органов государственной власти; значительное повышение скорости и реагирования на подобные атаки и обмена информации между структурами; международно-правовое сопровождение действий вооруженных сил и разного рода войск.
Тем не менее с начала СВО наблюдается не только усложнение уже существующих методов и подходов, но и появление новых. Эффективное реагирование на эти вызовы может потребовать обращения к зарубежному опыту ведения гибридных войн, в том числе к западной практике.
Студент 4-го курса бакалавриата Факультета управления и политики МГИМО МИД России
Блог: Блог Евгении Савельевой
Рейтинг: 0
