Будущее Великобритании — будущее мягкой силы
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Мягкую силу можно охарактеризовать как комплекс мер и мероприятий, осуществляемых субъектом международных отношений для формирования притягательного образа своей страны с целью оказания влияния на других субъектов международных отношений и их подчинения своим геополитическим целям. На первый план непременно выходят мифы, традиции и культурно-привлекательные образы (например, для Британии это «аристократизм», «джентльменство», «избранность» или «успешный индивидуализм»). Они могут быть операционализированы и количественно определены как сильные стороны того или иного государства, это — средства мягкой силы. Поскольку в качестве субъектов международных отношений выступают представители управленческой и деловой элиты страны-реципиента, то на них и направлены основные усилия страны-эталона. Народные массы воспринимают эталон в искаженном национальными элитами и средствами массовой культуры виде. Таким образом, мягкая сила — важный и действенный инструмент геополитики, поэтому его выражением и развитием занимаются целенаправленно на программном уровне.
Источник: ledauphine.com
Глобальная британская программа (The Global Britain Programme) — это исследовательская программа Общества Генри Джексона, целью которой является просвещение общественности о необходимости открытой, уверенной и экспансивной британской геостратегической политики в XXI в. Для достижения данной цели используются уникальные сильные стороны Соединенного Королевства не только как апологета либерализма и национальной демократии, но и как хранителя европейского и международного порядка. Теоретическое видение «Глобальной Британии 2030» опубликовано при премьерстве Б. Джонсона в марте 2021 г. в виде доклада Global Britain in a Competitive Age: The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. Если выделить основные моменты касательно проецирования британской мягкой силы на мировое сообщество, то можно объединить их в ряд тезисов, заключенных в идеологическую рамку: «Маяк демократического суверенитета и одна из самых влиятельных стран в мире» (переведено по The Integrated Review 2021, стр. 5):
- Использовать преимущества постоянного члена Совбеза ООН: играть более активную роль в поддержании международного порядка;
- Находиться в центре сети стран-единомышленников: влияние за счет усиления и диффузии союзов;
- Укреплять ведущую роль в рамках НАТО: влияние военной составляющей Британии;
- Активно участвовать в делах Индо-Тихоокеанского региона, Восточной Африки, Ближнего Востока, Персидского залива, в качестве торгового партнера, координатора «зеленых» и научно-технических инноваций, а также устойчивого государственного развития — влияние за счет оказания консультационных услуг;
- Стать одним из лидеров научно-технических инноваций (ИИ), свободной торговли, дипломатии, военной силы и обеспечения безопасности в мире.
Среди основных преимуществ Великобритании:
- 2-е место в рейтинге мягкой силы;
- 6-я экономика мира по ВВП;
- Великобритания имеет место в каждой крупной многосторонней организации (от Совета Европы и ВОЗ до НАТО);
- 4-я по величине дипломатическая сеть: 281 пост в 178 странах (согласно индексу Lowy Global Diplomacy Index, страна занимает по данному показателю всего 7-е место);
- Британская киберсеть охватывает 122 страны на шести континентах;
- Мировой лидер климатической повестки;
- Престиж и пафос британского образования. В 2021 г. в Англии и Уэльсе обучалось 373,6 тыс. иностранных студентов из таких стран, как Индия (11,6%), Китай (11,2%), Румыния (9,5%), Нигерия (5,3%). Каждый третий иностранный студент был трудоустроен в странах Восточной Европы — Румыния (73,9%), Болгария (62,3%), Польша (56,7%), Литва (56,0%).
Интегрированный Обзор безопасности Британии 2023 (обновленный)
Если в Обзоре безопасности Британии 2021 г. изменение климата или Covid-19 упоминались гораздо чаще, чем Россия или Китай, а Украина всего лишь один раз (см. Табл. 1), то исправленный обзор сосредоточен на четких (в том числе военных) целях. По мнению теоретика кембриджской школы интеллектуальной истории О.С. Яновского, первый этап в методологии Дж. Покока — это «определить дискурс конкретного периода, формирующий идеологический контекст (парадигму) и доступный авторам для изменения, формирования или выражения их доводов и утверждений» [1]. Адекватным методом экспликации непосредственно идеологического контекста стало бы параллельное сравнение обоих обзоров по основным терминам и ключевым словам, как это было предпринято в случае сравнения национальной стратегии США за различные периоды времени и при лидерстве различных партий. Для удобства мы переориентировали таблицу и добавили ключевые слова, не встречающиеся ранее, такие как Китайская коммунистическая партия / КПК (Chinese Communist Party / CCP) и Украина (Ukraine).
Таблица 1. Упоминания ключевых терминов в британском комплексном обзоре за 2021 и 2023 гг.
IR 2021 | IR 2023 | IR 2021 | IR 2023 | ||
Россия | 14 | 49 | Альянс | 20 | 22 |
Украина | 1 | 57 | Демократия | 20 | 7 |
Азия | 9 | 4 | Свобода | 27 | 13 |
ИТР | 32 | 33 | Финансы | 52 | 33 |
Китай | 27 | 39 | Европа | 61 | 57 |
Китайская компартия (КПК) | 0 | 12 | Свободная торговля | 11 | 7 |
Арктика | 10 | 12 | Экономика | 109 | 62 |
Глобальный | 241 | 108 | |||
Covid-19 | 53 | 2 | Киберсфера | 149 | 56 |
Иммиграция | 11 | 1 | Технологии | 89 | 39 |
Терроризм | 55 | 7 | Лгбт+ | 1 | 0 |
Климатические изменения | 51 | 18 | Женщины | 8 | 4 |
Бросается в глаза, конечно же, акцент на Украине, которой вообще почти не было в предыдущем Обзоре, значимое повышение внимания к России, а также появление КПК как новой угрозы идеологическому порядку. Сам Китай, как и ИТР, примерно на тех же позициях по частоте, что и раньше. При этом мы видим, что декларативные угрозы предыдущего порядка, такие как Covid-19, терроризм, иммиграция и климатические изменения, теряют актуальность. Также более чем в два раза снижается значение глобальных процессов и технологий, а также почти в три раза — роль киберсферы. Меньше стало разговоров и о либеральных ценностях: демократии, экономике, свободе.
Таким образом, как видно из таблицы, и это же подтверждается и в самом Обзоре, первое и главное — «это устранение фундаментальной угрозы, которую Россия представляет для европейской безопасности. Жизненно важной частью этого является поддержка Украины в восстановлении ее суверенитета и отказ России в какой-либо стратегической выгоде от ее вторжения» (цитируется по переводу «Тезаурус стратегической безопасности Британии 2023»). Для этого к уже выделенным 560 млн фунтов в международное ведомство Британии поступит еще 5 млрд фунтов стерлингов в ближайшие два года, а на ближайшем саммите НАТО в Литве летом 2023 г. страна собиралась повысить ежегодный взнос с 2 до 2,5% ВВП и призвать остальные страны-союзницы сделать то же самое, однако по итогам этого сделано не было ни Британией, ни другими странами альянса.
Если рассматривать приоритеты национальной безопасности Британии, указанные в Обзоре, то следующие пункты можно охарактеризовать как имеющие отношения к мягкой силе:
1) Если Россия является экзистенциальной угрозой, с которой должно быть покончено, то Китай воспринимается более прагматично. Китай, в отличии от КПК, не представляет угрозы, Британия признает значимость Китая в рамках мировой системы производства, поэтому будет финансировать изучение страны, дабы улучшить свое понимание ее дальнейших целей.
2) Значительно повысилась роль информационных операций, показавших свою эффективность благодаря СВО. Также возросла роль OSINT (разведки по открытым источникам) как в коммерческом, так и военном секторе.
3) Британия намерена использовать инструменты экономического давления на системном уровне, для этого планируется запуск новой санкционной инициативы с бюджетом около 50 млн фунтов.
4) Для того, чтобы санкционный механизм заработал на полную мощь, а также для реагирования на общие изменения, Британия собирается накапливать опыт и развивать специализацию по стратегическим вопросам.
5) Реформа СБ ООН. Британия выступает с инициативой ослабить право накладывать вето, что является имманентным правом постоянных членов Совбеза, по мнению представителя РФ Василия Небензя. Хотя все участники СБ ООН считают, что изменения давно назрели, поскольку стран в мире «больше, чем пять» (как заявляют представители Турции), включение новых членов может позволить Великобритании оказывать более существенное влияние на мировую повестку через новых участников.
6) Дополнительное финансирование национальных СМИ для поддержания международного стандарта вещания в условиях распространения китайских и российских медиа.
7) Учреждение нового управления в Министерстве иностранных дел и развития Великобритании (FCDO) для противодействия дезинформации.
На теме дезинформации хотелось бы остановится отдельно. В вышедшем в 2021 г. «Интегрированном концепте военных действий 2025» провозглашается фундаментальный сдвиг в военной философии: «Наши конкуренты используют расширяющийся, разнообразный и в значительной степени нерегулируемый набор информационных инструментов для влияния на отношение, убеждения и поведение целевой аудитории. Они разрушают наши институты, усугубляют социальные разногласия и предрассудки и вынуждают людей сотрудничать, вольно или невольно, в подрыве демократии… Их цель — победить без боя: достичь своих целей, сломив нашу силу воли, используя атаки ниже порога, которые вызвали бы ответные боевые действия» (цитируется по переводу Integrated Operating Concept 2025). Старинная английская поговорка гласит: «Разве есть лучший способ скрыть свои намерения, чем приписать их своему врагу» [2]. Очевидный факт, наблюдаемый нами сегодня, — использование Британией своего информационно-консультационного, разведывательного и политического потенциала, описанного выше, в виде сильных сторон или мягкой силы. Вместе с тем центральными идеями Концепта, не затрагивая военно-технические аспекты, является переход от применения мягкой силы к когнитивной войне, то есть к войне незаметной, меняющей представления страны-цели и ее населения об истинном положении дел с целью повлиять на принимаемые руководством страны решения:
- демонстрация политической воли, нелетального и смертоносного потенциала:
- активный экспорт британского «бренда» по линии минобороны для проецирования глобального влияния;
- использование информации для подпитки информационного преимущества;
- формирование поведения противника посредством скрытой и открытой деятельности;
- создание множества дилемм, которые мешают сопернику понимать, принимать решения и выполнять их.
Концепт предполагает подвижную границу между «операцией» и «боевыми действиями», она формируется в пространстве сдерживания, промежуточного этапа от защиты и до военных действий, и предполагает в том числе «агрессивное сдерживание» — эмоционально-психологическое манипулирование страхом противника из-за перехода к военным действиям. Но кто на самом деле боится: Россия или Британия?
Мягкая сила Британии на постсоветском пространстве
Ранее мы уже говорили об активации двусторонних отношений и существенном влиянии Соединенного Королевства на Польшу и Прибалтику, но, к сожалению, в последнее время можно зафиксировать и активные действия Британии в отношении Казахстана, Молдовы и Грузии. Здесь мы также отмечаем усиление роли внешнеполитического ведомства Британии.
Казахстан
20 декабря 2022 г. Совместное заявление министров иностранных дел Великобритании и Казахстана в Лондоне.
Британия является ведущим партнером и инвестором в Казахстане на протяжении последних 30 лет, с 2005 г. инвестиции составили более 13 млрд фунтов, и в Казахстане зарегистрировано более 600 британских компаний. Казахстан подтвердил приверженность политике «нулевого выброса» к 2060 г., а министр иностранных дел выразил поддержку проводимым в Казахстане политическим и социально-экономическим реформам, направленным на построение справедливого государства, экономики и общества.
28 февраля 2023 г. Баронесса Винтерборнская посетила Казахстан с целью развития двусторонней торговли, заявив: «Я рада видеть здесь вклад Великобритании в сельское хозяйство и образование — две области, где британский опыт и технологии действительно лидируют в мире».
18 марта 2023 г. Министр иностранных дел Великобритании посетил Казахстан, где встретился с представителями бизнеса, гражданского общества и высших учебных заведений. Министр обсудил с президентом Токаевым и другими министрами пути укрепления стратегического партнерства между Великобританией и Казахстаном, созданного за последний 31 год во многих секторах, включая торговлю и инвестиции, образование, безопасность и поддержание мира, финансы и право.
Молдова
18 января 2021 г. Соглашение о стратегическое партнерстве между Британией и Молдавией.
3 марта 2023 г. Второй раунд Молдавско-британского стратегического диалога. Правительство Великобритании выделило 12,35 млн фунтов стерлингов на гуманитарную помощь (часть 220 млн взноса на гуманитарную помощь Украине). Также Британия поддерживает Молдову в таких областях, как борьба с коррупцией, энергетическая безопасность, построение демократии, развитие частного сектора, независимые СМИ и кибербезопасность.
16–17 марта 2023 г. Министр иностранных дел Дж. Клеверли посетил Молдову и Грузию и объявил о новом финансировании для повышения устойчивости региона к злонамеренному вмешательству России. Для этого предлагается дополнительно выделить 10 млн фунтов на экономические реформы и реформы управления, в том числе в энергетическом секторе.
Грузия
26 января 2023 г. Совместное коммюнике стратегического диалога Британия —Грузия. Обсуждая текущие вызовы безопасности, грузинская сторона приветствовала глобальное лидерство Великобритании и ведущую роль в активизации международного сопротивления российским действиям на Украине, что стало яркой демонстрацией приверженности Великобритании региональной и глобальной безопасности. Участники приветствовали растущую роль и позитивное влияние публичной дипломатии на отношения между Великобританией и Грузией.
16–17 марта 2023 г. Для укрепления демократии в Грузии Великобритания выделит 500 тыс. фунтов на создание условий для свободных и честных выборов в 2024 г. и защиты их проведения от внешнего вмешательства.
Мы видим, что двустороннее обсуждение включает чувствительные сферы — образование, торговлю, безопасность, выборы, коррупцию. Оно носит участившийся характер на уровне высокопоставленных представителей стран.
***
За последние время Великобритания восстанавливала, поддерживала и развивала плотную сеть двусторонних отношений, которые являются ее основным активом в нынешней обстановке неопределенности.
Цель Британии — использовать весь свой десятилетиями накопленный потенциал мягкой силы для того, чтобы «связать» своих союзников по НАТО, а также вовлечь в зону своего влияния страны, граничащие с Россией, через поддержание с ними тесных связей. Политика Британии основывается на балансе издержек, достаточных для ее мажоритарного участия в наднациональный политических институтах, альянсах и международных проектах.
1. Скрутон Р. Дураки, мошенники и поджигатели: Мыслители новых левых. М.: ИД ВШЭ, 2021. С. 309.
2. Яновский О.С. Методологическая программа Джона Покока в парадигме подходов кембриджской школы интеллектуальной истории политической мысли // Общество: политика, экономика, право. 2022. № 4 (105). С. 48–52.