AUKUS — победа без обязательств Трампа, или головная боль Великобритании и Австралии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
С приходом Д. Трампа ситуация вокруг Канады, чей новый премьер-министр М. Карни настроен на сдерживание притязаний президента США на вхождение в состав в качестве одного из штатов, а также в Азиатско-Тихоокеанском регионе обострились, так как возник вопрос с объединением AUKUS. Будет ли новый президент США последовательным приверженцем «тихоокеанского НАТО»? Британские эксперты, например, опасаются того, что Д. Трамп, поддерживаемый Конгрессом, может попытаться выйти из соглашения AUKUS или пересмотреть его, особенно если это перестанет соответствовать интересам США. Также делается упор на том, что выход из соглашения может нанести ущерб репутации США в этом регионе, и еще стоит учитывать масштабную угрозу со стороны КНР, а для этого Штатам потребуются союзники в регионе. При этом эксперты забывают упомянуть, что у Соединенных Штатов, как и у Австралии, в этом регионе уже есть военный союз — ANZUS (Австралия, Новая Зеландия, США).

Источник: сгенерировано ИИ
Надо сказать, что и со стороны Австралии есть скептики относительно этого союза, а непредсказуемый характер президента Дональда Трампа придал смелости тем, кто в этой стране критикует это соглашение. В свою очередь, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия, вместе с Малайзией и Сингапуром, являются членами Пятистороннего соглашения о взаимной обороне (Five Power Defence Arrangements — FPDA), еще одного оборонного объединения АТР, которых также объединяет политическая рамка Содружества Великобритании. Пятистороннее соглашение не является формальным обязательством: FPDA четырежды в год проводит совместные учения.
Надо добавить, что Австралию и Великобританию в нынешнее время объединяет не только общие исторические корни, но и общая политическая платформа, так как 3 мая 2025 г. на парламентских выборах в Австралии большинство получили также лейбористы, поэтому важно учитывать лозунги этих партий о создании до 30 тыс. рабочих мест при реализации проекта строительства 12 атомных подводных лодок в рамках AUKUS. Также Австралия и Великобритания подстраховались, заключив новое соглашение о сотрудничестве в области обороны и безопасности (DSCA). Это соглашение содержит пункт, который закрепляет «установившуюся практику консультаций по вопросам, затрагивающим суверенитет и региональную безопасность». Сотрудничество в области обороны и безопасности включает в себя и Соглашение о статусе войск (Status of forces agreement — SOFA), призванное облегчить двусторонний доступ для вооруженных сил обеих стран. Как отмечают специалисты, это первый случай, когда Британия заключила договор стандарта НАТО за пределами Альянса [1].
В недавно вышедших стратегических документах Великобритании говорится, что «программа AUKUS остается приоритетным проектом для обороны и коллективной безопасности Великобритании» и что «в рамках AUKUS Австралия, Великобритания и США будут разрабатывать взаимозаменяемые атомные подводные лодки с обычным вооружением, а также передовые технологии, такие как искусственный интеллект, автономные системы, кибернетика, гиперзвуковые ракеты и подводные боевые действия». Также говорится, что созданный подводный флот будет находится в ведении военно-морских сил Великобритании и Австралии. Эксперты пишут, что ротационное развертывание британских и американских подводных лодок в Австралии в 2027 г. может стать первым крупным достижением пакта AUKUS, которому уже шесть лет. Это важно и по той причине, что устаревшие и технически несовершенные лодки класса “Collins” к этому времени должны быть выведены из эксплуатации.
Однако эксперты считают, что на данном этапе в реализации двухкомпонентного подхода в рамках AUKUS наметились серьезные трудности. Если первый компонент, который называется «Оптимальный путь» и связан с созданием подводного флота, прописан во всех стратегических документах и начинает реализовываться, то второй компонент — трехсторонняя программа по сотрудничеству в области передовых технологий, находится в явном упадке. Причины банальны: отсутствие должного финансирования, соответствующего управления (бюрократия) и в целом заинтересованного внимания. Как пишут эксперты: «С самого начала «Компонента II» казалась «нелюбимой падчерицей» по сравнению с программой подводных лодок».
Если описать подробнее, то «Компонента II» — это сотрудничество в области развития подводных возможностей, квантовой науки, искусственного интеллекта (ИИ), автономии, кибернетических возможностей, гиперзвука, радиоэлектронной борьбы. То есть всех тех областях, что составляют современную военную науку. Для того чтобы компенсировать отсутствие собственных возможностей по данному направлению, члены AUKUS предусматривают приглашение дополнительных участников — Японии и Южной Кореи. Об этом, соответственно, было официально объявлено 8 апреля 2024 г. и, аналогично, 1 мая 2024 г. на встрече «2+2» Австралия — Республика Корея в Мельбурне. В обоих случаях предложение было поддержано на официальном уровне обеих стран (Там же).
Также специалисты говорят, что данному направлению не хватает ярких результатов с так называемой «наклейкой AUKUS». Вместо этого значительным прогрессом преподносится работа по «расчистке завалов» нормативных режимов и обновлению законодательства Австралии и Великобритании для упрощения технологического и промышленного партнерства. В этом прежде всего заинтересован Лондон, который желает получить от этого соглашения не только политические дивиденды за счет лидерства в отсутствии активного участия США, как заявил спецпредставитель премьер-министра С. Лавгроув, но и расширить возможности своего экспорта, о чем также говориться в Оборонном стратегическом обзоре 2025 г. Для Соединенного Королевства AUKUS интересен прежде всего как инструмент снижения экспортных барьеров для торговли вооружением между партнерами, ведь Австралия собирается вложить в этот проект рекордные инвестиции в размере 386 млрд австр. долл. (177 млрд ф.с.). Не стоит забывать, что AUKUS — это еще и полигон для совместной разработки, создания и испытания новых образцов вооружения, а значит, его дальнейшего экспорта многочисленным торговым партнерам Британии. В Обзоре оборонной стратегии Великобритании также говорится, что при принятии решений о закупках вооружений с самого начала необходимо учитывать экспорт и партнерские отношения. Новый подход к экспорту увеличит долю Великобритании на рынке, расширит возможности и усилит ее экономический рост.
В деле с партнерством по AUKUS есть еще нерешенные вопросы в сфере ядерного оружия и материалов. В государственных материалах Великобритании говорится, что AUKUS никоим образом не предполагает сотрудничества в области ядерного оружия и полностью соответствует международным обязательствам в рамках ДНЯО. Передача ядерного материала начнется только после того, как будут получены гарантии, соответствующие самым высоким стандартам о нераспространении.
***
В отношении США британцы надеются, что AUKUS выгоден, поскольку он приносит инвестиции в производственную базу США и является примером привлекательных для Трампа побед «без обязательств».
В конце хотелось бы добавить, что каждая из будущих стратегий Великобритании будет включать в себя элемент «переноса центра в Заморскую Британию» и создание там нового центра развития [2]. Предполагается, что «Компонент» номер два как раз и направлен на эту стратегию, ведь первый «Компонент» призван под угрозой ядерного оружия лишь обезопасить доступ к этой территории. Однако реализация именно этой части стратегии находится под угрозой из-за Д. Трампа, вялой мотивации и отсутствия ресурсов.
- Graham, E. Australia and Britain deepen defence cooperation, but are they allies? In A. BRISTOW (Ed.), 2024. Full tilt: The UK’s defence role in the Pacific: Views from The Strategist (pp. 11–13). Australian Strategic Policy Institute.
- Школьников А. Ю. Национальные стратегии: геостратегический взгляд на будущее мира и России.— СПб.: Corvus, 2020. — 544 с.
