Блог Евгения Макарова

Аспенский форум по безопасности 2024 — основные моменты и комментарии

27 августа 2024
Распечатать

В середине июля 2024 г. состоялся ежегодный форум по безопасности в Аспене (Колорадо, США). В российских СМИ это событие прошло почти незамеченным, за исключением цитирования советника по национальной безопасности США Дж. Салливана. Однако этот форум представляет собой серьезное событие в мире политической и национальной безопасности Соединенных Штатов, а значит, и всей структуры безопасности на планете. Все, что обсуждается на форуме, в дальнейшем реализуется на практике. Например, министр обороны Украины Р. Умеров заявил, что некоторые союзники, такие как Великобритания, позволили ВСУ использовать дальнобойные средства по объектам РФ и что они, дескать, уничтожают только военные объекты, не причиняя вред гражданским. Еще он озвучил необходимость плана «Б» в случае смены администрации в Белом доме.


aspen2.jpg

Поэтому хотелось бы восполнить пробел и отметить некоторые высказывания и цитаты высокопоставленных лиц США, ответственных за национальную оборону, разведку и другие аспекты в области безопасности.

Основным в контексте безопасности стало обсуждение «Стратегии национальной безопасности», создание которой поручено специальной Комиссии (Commission on the National Defense Strategy). О своих замыслах относительно новой стратегии и ее реализации отчитались основные члены этой Комиссии:

Генерал Дж. Кин (John “Jack” Keane — председатель совета директоров Института изучения войны)

Мощь Китая в западной части Тихого океана существенно увеличилась по сравнению с США, поэтому победа последних не гарантирована. КНР опережает США в ИТР по мощи: ВМС, ВВС, дальнобойным системам, в космосе и киберсфере. Россия представляет собой «хроническую» угрозу. Вообще, российско-китайское партнерство — это очень серьезная проблема и вызов для всего Запада: «Если бы сейчас Соединенные Штаты ввязались в глобальную войну, то было бы значительно сложнее справиться с нашими конкурентами и возможностями, которые у них есть». Также Дж. Кин отметил, что у США есть ресурс вести только одну войну, сдерживая все остальные, а между тем угроза возникновения войны на нескольких театрах и угроза глобальной войны реальны.

М. Рудман (Mara Rudman — заслуженный профессор Центра Миллера Университета Вирджинии)

Главная проблема — это инфраструктура (цепочки поставок), наличие ископаемых ресурсов и персонал (квалифицированные работники для всех сфер деятельности).

Дж. Харман (Jane Harman — председатель Комиссии по национальной оборонной стратегии, бывший член Конгресса)

КНР — важнейший стратегический вызов, так как у США более нет технологического преимущества перед Китаем. Еще одна ключевая проблема — это бюрократизация военных закупок, а также большое количество дорогостоящих военных платформ (например, F-35 — прим. авт.).

На вопрос о том, где взять на это финансовые и прочие ресурсы, члены комиссии предложили следующие варианты:

  • повышение налогов;
  • разумное увеличение трат (члены Комиссии единогласно против дополнительной эмиссии);
  • изменение системы мышления и переход к действиям, как в технологических компаниях.

Следующая панельная дискуссия, наиболее актуальная для России, была озаглавлена просто: «НАТО, Европа и Украина» (NATO, Europe, and Ukraine).

Генерал К. Каволи (Gen. Christopher Cavoli — верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и командующий Европейским командованием Соединенных Штатов)

Для защиты от нападения планы Альянса предусматривают развертывание сил на севере, юге и в центре Европы. Чтобы реализовать эти планы, требуется существенная финансовая поддержка, поэтому страны должны вкладывать в оборону не менее 2% от ВВП. Это важно еще и потому, что у руководства есть «список покупок», необходимых для реализации этих планов (предполагается, что в этом списке преимущественно находятся североамериканские военные товары — прим. авт.). Далее генерал заявил, что после завершения украинского конфликта у Альянса останутся серьезные проблемы с Россией, потому что она, восстановив свои силы, расположилась на границах НАТО. Похоже, что термин «расширение НАТО на Восток» для генерала пустой звук, а значит, и действия по обороне границ России тоже. Генерал также прозрачно намекнул союзникам в Европе, что перед Статьей 5 в Уставе НАТО, за которую он отвечает, идет Статья 3, которая гласит, что члены Альянса должны обеспечить сначала свою собственную безопасность.

Й. Плетнер (Jens Plötner советник канцлера Германии по иностранным делам и безопасности)

Плетнеру пришлось выдерживать нападки ведущего и «отдуваться» за правительство ФРГ, желающее сократить помощь Украине. В частности, он сказал, что Германия и так больше всех в Европе помогает ВСУ, платит 2% в НАТО и не будет опускаться ниже этого показателя, но правительство не может осуществлять планирование более, чем на три года, потому что у них демократия, и после грядущих выборов ситуация может поменяться. По поводу замороженных российских активов он заявил, что в 2025 г. Украине будет гарантированно предоставлена сумма в 50 млрд долл.: «В общем, в следующем году Украина будет в финансовой безопасности, и это послание не только Киеву, но и Москве».

Также Плетнер высказался о ситуации в целом, говоря, что мир стал сложнее и будет распадаться на несколько центров. Эти центры должны опираться на несколько векторов: военная сила, торговля, мягкая сила (дипломатия и привлекательность вашей культуры для других сообществ) и возможности по консолидации с другими центрами (навыки, как приобретать союзников). Кто сможет объединить эти вектора, тот и будет сильнее остальных.

По вопросу размещения США ракет дальнего и среднего радиуса действия в Германии в 2026 г. советник ответил, что, поскольку Россия разместила свои ракеты в Калининграде, то Европа должна быстро ответить на это. Германия и Франция также предлагают всем присоединиться к разработке инициативы «глубокого точного удара» как альтернативной европейской инициативы неядерного сдерживания. На что ген. Каволи с восторгом отреагировал словами: «Это фантастика, именно таких союзников мы ждали три десятилетия. Именно так интересы Америки будут в наибольшей степени представлены американскими союзниками!»

Дж. Всевиов (Jonatan Vseviov генеральный секретарь Министерства иностранных дел Эстонии)

Крайне интересно, что из всех членов НАТО, в том числе и недавно присоединившихся Швеции и Финляндии, именно Эстонию пригласили на эту панельную дискуссию. Возможно, потому что именно Прибалтика и, в частности, Эстония представляет самый воинственных подход по отношению к России. К тому же в Эстонии размещены британские экспедиционные силы (JEF). Конечно, Всевиов сказал именно то, что многие хотели услышать на этой конференции: «Для европейцев Россия — это экзистенциальный вызов, и мы должны сделать все, что угодно, чтобы победить». Он также вспомнил старое высказывание о том, что Россия — это всего лишь бензоколонка с ядерным оружием, чем вызвал существенное оживление в зале, смех и аплодисменты. Однако странно так думать в июне 2024 г., когда ВС РФ продемонстрировали свои возможности в СВО и не только.

Далее он заявил, что Украина должна любой ценой остановить Россию, а разговоры о мире лишь заведут европейцев в ловушку. Странно, но примерно в это время в инфополе возникли разговоры о намечающихся переговорах или обсуждении мирных договоренностей. Как показывает этот форум, этого не планировалось, что и подтвердила террористическая атака киевского режима на Курскую область в начале августа 2024 г.

О планах восстановления Украины рассказала П. Прицкер (Penny Pritzker специальный представитель США по вопросам восстановления экономики Украины, 38-й министр торговли США)

Всемирный банк подсчитал, что затраты на восстановление Украины составят около 486 млрд долл. Украина привлекает инвестиции, несмотря на военные действия, и в качестве примера сотрудничества между Украиной и США Прицкер приводит сотрудничество в оборонной промышленности. Но есть информация, что основной объем инвестиций был направлен частными транснациональными компаниями на покупку земли. Вероятно, остается привлекательным и сам финансовый сектор Украины, покуда сохраняются крупные денежные поступления из-за рубежа. По словам литовского эксперта и советника Зеленского по государственному строительству Д. Виткаускаса (Dovydas Vitkauskas), банки Украины (около 70) в 2023 г. получили рекордную прибыль. По его словам, это одно из самых больших достижений Майдана.

Отдельно можно отметить панель «Мир в зоне риска: ориентируясь в современных ландшафтах угроз» (The World at Risk: Navigating Modern Threat Landscapes)

Дж. Маклафлин (John McLaughlin — бывший исполняющий обязанности директора ЦРУ)

Две яркие цитаты относительно России от бывшего директора ЦРУ, говорящие о патогенной атмосфере Аспенского форума и возврате к привычному мышлению холодной войны: «Все проблемы в мире из-за нападения Путина на Украину» и «Путина надо убедить в том, что он нас не переживет».

О Китае Маклафлин думает следующее. Есть разница относительно того, что о Китае говорит Д. Трамп, и что говорят его советники. Из этого он делает вывод, что они не знают, как с этим быть. Однако при возникновении войны между США и КНР конфликт распространится на другие страны, это Маклафлин утверждает однозначно. Вероятно, этот человек говорит то, что думает, все-таки ему уже за 80 лет. Поэтому стоит прислушаться к нему, когда Маклафлин анонсирует, что есть две угрозы — Россия и Китай, а все эти «модные» климатические угрозы или ИИ, о чем много говорили на других панелях, профессионал не принимает в расчет.

Б. Саннер (Beth Sanner — директор по геополитике и стратегии в International Capital Strategies, бывший заместитель директора Национальной разведки)

Россия и Китай были близки еще до Украины, и у Запада вряд ли есть возможность разделить их. Штатам не следует бороться только с Китаем, оставив все остальное и тем более США не могут бороться с КНР в одиночку. По словам Саннер, главный интерес США в отношении РФ и Украины — чтобы Россия не победила на Украине и не изменила глобальные правила и порядок.

Дж. Х. Лют (Jane Holl Lute бывший заместитель министра внутренней безопасности Соединенных Штатов)

США не могут самостоятельно генерировать «новые богатства», поэтому нужны сильные союзники и те, кто придерживается американского образа жизни и ценностей, а также нужны предсказуемые отношения с другими людьми (имелось в виду странами и режимами — прим. авт.). В конце она дополнила, что мир находится в самом начале пути 20-летнего глобального переустройства.

Следующая, более специализированная панель «Будущее военной мощи» (The Future of Military Power), где Крис Броуз (Chris Brose — начальник стратегического отдела Anduril Industries) подтвердил слова генерала Дж. Кина о том, что Штаты должны производить гораздо больше эффективного и недорого вооружения. Кстати, все это извлечено из уроков военного конфликта на Украине.

По словам Броуза, в США думали, что производят много оружия, пока ВСУ не израсходовали 10-летний запас «джавилинов» и «стингеров» в первые месяцы войны. У американцев остались в основном дорогостоящие системы. Из чего мы можем сделать вывод, что США не готовы к «большой» войне высокой интенсивности. Что, впрочем, подтверждает и сам Броуз, говоря, что американские военные не привыкли много производить и, соответственно, меняться, то есть адаптироваться, потому что они не привыкли много терять в современных войнах.

Отдельное замечание по Австралии: они сильно продвинулись в подводных автономных технологиях.

Следующее, на что стоит обратить внимание, это беседа с бывшим госсекретарем США К. Райс (Condoleezza Rice) и бывшим министром обороны страны Р. М. Гейтсом (Robert M. Gates)

Гейтс не склонен называть сложившуюся в мире ситуацию «новой холодной войной», поскольку КНР во многих отношениях является более грозным конкурентом, чем был СССР. Также Китай более привлекателен в мировом масштабе, чем СССР. По словам Гейтса, США впервые с 1950 г. столкнулась с хорошо вооруженными (в том числе ЯО) и агрессивными противниками как в Азии, так и в Европе. При этом Запад не смог сесть и реализовать совместную стратегию по борьбе с этими угрозами. Также Штаты стали непредсказуемыми как для самих себя, так и для союзников. Холодная война была гонкой вооружений, избегающая военного конфликта. Действия велись на полях идеологической, экономической, дипломатической, но не вооруженной войны. Сегодня Соединенные Штаты этого не делают.

На вопрос ведущего, когда надо было начинать давить на российское руководство, чтобы избежать сегодняшних последствий, Гейтс открыто признает, что ЦРУ стояло за восстаниями [цветными революциями] на Украине, в Киргизии и Грузии, и что, по его мнению, президент Путин испугался, что Россия будет следующей. Однако максимальное санкционное давление надо было начать оказывать после присоединения Крыма к РФ.

Также, по мнению Гейтса, российское руководство не добилось своих целей в ходе украинского конфликта, потому что кресло президента Украины до сих пор занимает прозападный лидер, а НАТО стало намного сильнее. То есть из этого следует, что Альянс стал ближе к границам РФ, но это уже вступает в противоречие с приведенным выше высказыванием ген. Каволи, который заявил, что это РФ расположилась на границах НАТО.

В конце Гейтс добавил, что частью стратегии США должно быть «проникновение под кожу» людей в КНР, РФ и Иране и донесение до широких масс того, что на самом деле происходит в этих странах. Дополнил он свое высказывание примерами из холодной войны и ролью, которую сыграло «Радио Свободы».

К. Райс была более многословна, но менее конкретна. Главное, что на вопрос ведущего о том, какие, по ее мнению, стратегические шаги могли бы помешать отношениям РФ, КНР и КНДР, Райс ответила, что нельзя недооценивать, но и переоценивать эти отношения, так как у всех есть свои интересы. По ее мнению, слабость их противников состоит в том, что они не проводят постоянные стратегические совещания, как США и их союзники. Также Райс предложила оказать внутриполитическое давление, то есть «надавить» на болевые точки Тайвань, Украину, а Ирану бросить вызов с помощью курдских сил. Ведь это сработало в развале СССР.

Также оба эксперта считают, что режимы Ирана, России и Китая крайне непопулярны и слабы, поэтому США используют стратегические коммуникации против них. Опять же, как во времена холодной войны, хотя оба отрицают преемственность этого термина. Хочется отдельно отметить, что оба участника беседы использовали манипуляции, как в примере выше о слабости режимов, и даже в простых вещах, говоря, что, дескать, русские называют Черное море — «русским озером».

В конце обзора форума добавим несколько высказываний советника по национальной безопасности США Дж. Салливана

Во-первых, он заявил, что поддержка Украины имеет двухпартийный консенсус и в Сенате, и в Палате представителей, поэтому будущая смена руководства Белого дома мало что изменит, хотя многие, в том числе и на данном форуме, цитируют и пересказывают слова возможного вице-президента Д. Трампа Дж. Д. Вэнса о его малой заинтересованности в конфликте на Украине и большом интересе к ИТР.

Во-вторых, Салливан подтвердил сохранение запретительной политики президента Дж. Байдена в отношении дальнобойных средств поражения для киевского режима.

В-третьих, советник обеспокоен тем, что Китай продолжает поставлять товары двойного назначения для России. «Они должны прекратить делать это, потому что это выходит далеко за рамки приличного поведения национальных государств», — посетовал Салливан и заявил о готовности США «закручивать гайки» и вводить санкции против предприятий и конкретных лиц, участвующих в торговле с РФ.

В-четвертых, война Китая против Тайваня имела бы катастрофические последствия для всего мира, поэтому основная задача Штатов — сдерживать КНР от нападения.

И, наконец, у России и Индии есть исторические связи, но Соединенные Штаты хотят «говорить» с Индией об углублении этих связей. Потому что Россия все больше сближается с Китаем и в случае непредвиденных, экстренных обстоятельств Россия не будет большим другом Индии.

***

К. Райс, которая также является сопредседателем Аспеской стратегической группы, выпустила статью спустя месяц после Аспенского форума, посвященную опасности изоляционизма (The Perils of Isolationism The World Still Needs America — and America Still Needs the World), которую можно рассматривать как итоги форума. В ней она фактически заявляет, что было бы желательно вернуться к временам холодной войны, когда США победили СССР, но сегодняшняя ситуация гораздо опаснее. Потому что мир, разделенный между двумя великими державами, был стабилен благодаря ядерному паритету. Но сегодня территориальные претензии Китая бросают вызов США и союзникам, а общих ядерных договоренностей нет. При этом у США есть соблазн обратиться внутрь себя, чего категорически не стоит делать, потому что Соединенные Штаты — это главный гарант мира, процветания и безопасности, который может противостоять новым четырем всадникам Апокалипсиса — популизму, нативизму, изоляционизму и протекционизму. В этой роли США должны:

  • продолжать изолировать Россию, стремясь остановить растущую поддержку Пекином Кремля;
  • отказаться от разморозки иранских активов, как это сделала администрация Байдена;
  • воздержаться от введения жестких санкций против Китая, поскольку они будут неэффективными и контрпродуктивными, и могут нанесет ущерб экономике США.

Касательно Украины.

Победа Украины любой ценой тоже пока неконгруэнтна планам администрации США, так как запрет на применение дальнобойных средств остается в силе. Однако проблема в том, как рассматривают конфликт на Украине или Европе представители частного оборонного сектора. Если брать одного из его представителей Криса Броуза из Anduril Industries, которого мы уже цитировали выше, то он честно заявил, что если американцы потерпят неудачу на Украине, то могут потерпеть неудачу и в Китае. То есть можно сделать вывод, что сегодняшняя Украина это экспериментально-проекционная площадка будущей войны Соединенных Штатов в ИТР. К тому же Броуз подтвердил, что США провели на Украине в том числе социальный эксперимент, и его результат нельзя назвать неудачным. Возникает еще вопрос: надо думать, что в будущих президентских выборах в США победит тот кандидат, на чьей стороне будут оборонные корпорации?

П.Ф. Стросон писал, что нельзя построить новую систему, используя понятия прежней системы, но, как мы можем убедиться из прошедшего форума, — жерло вулкана разогрето и готово к извержению старых мифов, проклятий и понятий, делая лишь акценты на новые конфигурации сил и возможности вооружений.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся