Блог Евгения Макарова

Цели Великобритании в Балтийском регионе — сравнительный анализ

6 ноября 2025
Распечатать

На фоне разворачивающихся событий в Балтийском море и нагнетания антироссийской истерии в прибрежных странах мы хотели бы сделать сравнительный анализ целей и планов Соединенного королевства (далее сокр. — СК) в этом регионе, исходя из (а) стратегических обзоров Великобритании до и после СВО и (б) недавних публикаций российских и западных экспертов относительно политики Великобритании в этом регионе.

К началу 2024 г. Великобритания доказала свое лидерство в обеспечении безопасности Балтийского региона, с делегированием командования сухопутными силами НАТО и развертыванием своих вооруженных сил по всей Восточной Европе [1]. Но что позволяет сделать вывод, что Британия стала консолидирующим лидером стран-союзников на Балтике и шире за ее пределами? Для этого рассмотрим актуальные военно-политические форматы и альянсы, с акцентом на военные и оборонные, в которых участвует или которые организует Великобритания (Табл. 1). 


Источник: Reuters

Таблица 1. Военные и политические инициативы Балтийского региона, включающие Великобританию или руководимые ею. 

Инициатива

Участники

Назначение

Совет государств Балтийского моря (СГБМ) (Council of the Baltic Sea States)

NB8*, Германия, Польша, СК (наблюдатель), РФ (до мая 2022 г.)

Сотрудничество и координация между гос. Балтийского моря (1992 г.)

НАТО

Объединенная оперативная группа повышенной готовности (Very High Readiness Joint Task Force, VJTF)

Члены Альянса

Силы быстрого реагирования; развертывание в течение 48 часов. ВС СК возглавляют эти силы с 1 января 2024 г.

Трансатлантическая инициатива по наращиванию потенциала и подготовке кадров (Trans-Atlantic Capability Enhancement and Training, TACET)

СК, Германия, США, Бельгия, Дания, Франция, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Испания, Чехия

Укрепления оборонного потенциала Прибалтийских стран и Польши путем обучения, подготовки и проведения совместных учений и мероприятий

Морское командование Балтийского флота (The Commander Task Force Baltic, CTF)

СК, Германия, ЛЭЛ**, Дания, Финляндия, Норвегия, Польша, Швеция, Нидерланды, Франция, Италия

Координация военно-морской деятельности в регионе. Операция Baltic Sentry — охрана критической подводной инфраструктуры

Расширенное передовое присутствие (Enhanced Forward Presence, eFP)

СК, Германия, США, Канада, ЛЭЛ, Польша

Размещение отдельных частей НАТО в Прибалтике и Польше

«Восточный страж» (Eastern Sentry)

СК, Дания, Германия, Швеция, Норвегия, Италия, Нидерланды, США, Португалия, Франция, Чехия

Патрулирование и защита от воздушных угроз. Решение задач, связанных с использованием инновационных БЛА систем

Северная группа (Nothern Group)

СК (инициатор), NB8, Германия, Польша, Нидерланды

Координация вопросов Европейской безопасности и взаимодействия в рамках НАТО (2012 г.)

Центр кибербезопасности НАТО в Эстонии (Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence, CCDCOE)

Члены Альянса + содействующие участники вне блока

Киберзащита, киберразведка, противодействие дезинформации и стратегические коммуникации в Прибалтике

Центр стратегической коммуникации НАТО в Латвии (The NATO Strategic Communications Centre of Excellence)

СК, Эстония, Германия, Латвия, Литва, Польша, Италия, Голландия, Финляндия, Швеция, Дания, Словакия, Венгрия, Испания, Канада, США

Развитие стратегических коммуникационных возможностей Альянса и его союзников (2014 г.)

Вне НАТО

Объединенные экспедиционные силы (The Joint Expeditionary Force, JEF)

СК, NB8, Нидерланды

Коалиционные силы стран участников под командованием Великобритании для реагирования на кризисные ситуации «раньше», чем НАТО

Североевропейское оборонное сотрудничество (NORDEFCO)

Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция

СК не является членом, но ведет активное взаимодействие в рамках двусторонних договоров или JEF (2014 г.)

Формат «NB8+UK»

NB8, СК

Обсуждение региональных вопросов

Формат «3+3»

СК, Германия, Канада, ЛЭЛ

Укрепление евроатлантической безопасности

Сотрудничество в области наблюдения за морем Балтийское море (Sea Surveillance Cooperation Baltic Sea, SUCBAS)

СК, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, ЛЭЛ

Наблюдение, сбор и обмен данными в акватории Балтийского моря и его подходов

Программа DIAMOND

СК (руководитель), Германия, Латвия, Норвегия, Польша, Швеция, Франция

Совершенствование интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны НАТО

Многосторонняя экспертная группа по «теневому флоту»

СК, NB8, Германия, Польша и другие страны.

Противодействие транспортировке российских энергоносителей [2]

Форум «Аврора»

СК, NB8

Вопросы развития и безопасности регионов Северной Европы и Балтики

Балтийская Геополитическая Сеть (Baltic Geopolitics Network)

СК (инициатор), NB8, Германия, Польша, Нидерланды, Шотландия

Объединяет академическое сообщество, через университеты стран участников, с целью создания необходимого мировоззрения [3]

Сокращения: * Nordic-Baltic Eight (NB8) — Исландия, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Литва, Эстония, Латвия; ** ЛЭЛ — Литва, Эстония, Латвия.

Мы видим, что, помимо всеобъемлющего формата НАТО и его подструктур, СК активно основывает и участвует в своих собственных и иных многосторонних инициативах. Приверженность Британии минилатерализму не случайна, а является прямым следствием забюрократизированности и негибкости НАТО.

Отдельно следует отметить цель Объединенных экспедиционных сил (JEF) Британии на Балтике — «успокоить» союзников (в основном страны Балтии), своей готовностью вмешаться в ситуациях, имеющих неоднозначный статус для активизации пятой статьи Альянса. Однако эту готовность можно интерпретировать по-разному, в том числе и как подстрекательство к активным действиям союзников против России в ситуациях, когда эскалацию конфликта можно было бы избежать. Остаются еще риски, связанные с дублированием задач и конкуренцией за ресурсы (это можно проиллюстрировать на примере JEF и ePF, преследующих схожие цели), на что указывают западные эксперты, ссылаясь на то, что Великобритании нужны скорее политические, а не военные союзники в регионе.

Также «любопытный» формат объединяет представителей различных стран в рамках форума «Аврора». Так, например, 11 марта 2025 г. на полях этой площадки в Великобритании состоялась встреча высокопоставленных представителей Дании, Эстонии, Финляндии, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Швеции и СК, где обсуждались вопросы безопасности и «гибридных угроз» в Северной Европе.

Балтийский регион в стратегических документах Великобритании до и после СВО

В своем новом обзоре по безопасности СК постулирует тезис «НАТО — прежде всего!». Однако не стоит думать, что Британия сконцентрируется только на Евроатлантическом регионе, поскольку, как записано в ее стратегических документах, защита внутренней безопасности Соединенного Королевства предусматривает прежде всего формирование глобальной среды безопасности. Далее выделим и сравним между собой два подхода к безопасности в Балтийском регионе, указанных стратегических обзорах СК до начала СВО и после (Табл. 2). Это: «Глобальная Британия в эпоху конкуренции» 2021 г. и Обзор Стратегической обороны от 2025 г.

Таблица 2. Сравнение ключевых задач в Североевропейско-Балтийском регионе в Обзорах Стратегий Великобритании до и после СВО (2021 и 2025 гг.)

Глобальная Британия в эпоху конкуренции...

Обзор Стратегической обороны 2025

- вносить вклад в противоракетную оборону; - обеспечение осведомленности и устойчивости к химическому, биологическому, радиологическому, ядерному оружию и в космосе.

- обеспечение безопасности подводной инфраструктуры и морских перевозок;
- препятствование поступлению российской нефти на мировые рынки;
- создание и внедрение новых подходов к коллективному сдерживанию в рамках Североатлантического союза;
- противодействие дезинформации и гибридным военным угрозам.

Готовность идти на риск, связанный с приверженностью глобальному миру и стабильности, начиная с присутствия в составе НАТО в Эстонии и Польше.

Вооруженные силы являются жизненно важным и гибким инструментом для достижения государственных приоритетов: обеспечение безопасности на передовой НАТО в Эстонии и Польше.

 

Из Табл. 2 мы видим, что Обзоры 2021 и 2025 гг. различаются тем, что сделан шаг от намерений к действию: появились конкретные задачи в противовес общим пожеланиям. Если в предыдущих Стратегиях в качестве основного гаранта безопасности безапелляционно назначались Соединенные Штаты, то теперь СК стала в действительности, а не на словах повышать значимость евро-союзнических обязательств, как мы видим на примере форматов взаимодействия, описанных выше. Также мы видим, что Эстония и Польша, вне зависимости от изменений геополитического контекста, являются основным плацдармом проецирования влияния Балтии в странах Балтии, о чем мы еще скажем ниже, так как эти страны имеют важнейшее приграничное значение для эскалации конфликта с РФ.

Однако в какой мере Великобритания собирается использовать своих союзников? Здесь же мы приведем предполагаемую роль стран, входящих в балтийский антироссийский блок. Финляндия и Швеция (ФиШ) обладают опытом и широкими возможностями на Балтике, «они знают это море». Помимо этого Швеции отводится роль передовой оперативной базы, обеспечивающей безопасность транзитных путей, стратегическую глубину и взаимодействие между Прибалтикой, Финляндией и Норвегией. Финляндия — контроль российской границы и линий снабжения. Дания — контроль проливов и ресурсы Гренландии. Норвегия — транзитный пункт, обеспечивающий подкрепление союзников по всему северному региону, включая Арктику. Страны Балтии — проведение информационных и психологических операций, направленных как на внутреннее русскоговорящее население [4], так и на внешнего наблюдателя (например, снос советских памятников). Подстрекательство и предоставление своей территории под военные базы, программы военной мобильности. Лондон в 2025 г. назвал Прибалтику «ключевым партнером СК». В этой связи можно согласиться с Петерсеном, который написал в 2017 г., что Прибалтика будет действовать на нервы РФ [5]. Германия, как экономический лидер ЕС, — это ресурсная база, а также символ экзистенциальной исторической угрозы для России с Запада. Польша — мощная военная сила и центральный союзник США в Европе, у которого нет острых конфликтов с администрацией Д. Трампа и самим президентом. В целом Скандинавско-Балтийский регион является средой для создания и внедрения устойчивых антирусских стереотипов с историческими проекциями на современность с целью воскрешения образа экзистенциального врага.

Оценка планов Великобритании на Балтике в работах российских и западных исследователей

Основываясь на Табл. 2 и других источниках, можно выделить основные направления целеполагания Великобритании в Балтийском регионе, но дифференцируя их в зависимости от точки наблюдения. Сначала укажем направления, которые выделяют западные эксперты:

  1. Развитие многосторонних форм сотрудничества
  • Коалиции и минилатеральный подход: развитие гибких механизмов координации между группами и странами-союзниками для быстрой реакции на возникающие угрозы (eFP, JEF, «коалиция желающих», и т.д.).
  • Военное сотрудничество: совместные учения и подготовка для повышения оперативной совместимости и боеготовности.
  • Сотрудничество и кооперация в области обороны и инноваций: используя потенциал партнеров Балтийского региона и опыт, извлеченный из украинского конфликта, Великобритания планирует наращивать взаимодействие в сферах: кибербезопасности, ИИ, безэкипажных платформ, производстве боеприпасов, логистике, защите подводной инфраструктуры и других оборонных проектах.
  1. Противодействие российской инициативе
  • Сдерживание российской военной и иной активности: демонстрация готовности к конфронтации — санкционная политика и противодействие так называемому «теневому флоту».
  • Проекция силы и развитие ударных возможностей: демонстрация военной мощи при проведение масштабных региональных учений и патрулирования приграничного пространства союзников.
  • Усиление присутствия: Великобритания дополнительно увеличила размещение своих подразделений и расширила участие в региональных учениях.
  1. Укрепление обороны и безопасности региона
  • Лидерство в НАТО: Великобритания рассматривает Балтийский регион как ключевую часть своей оборонной политики в Европе и позиционирует себя как системного лидера этой политики.
  • Увеличение оборонных расходов: Великобритания и страны Балтийского региона являются основными донорами бюджета НАТО среди стран Европы.
  1. Повышение устойчивости и общей готовности
  • Поддержка устойчивости союзников: экспертный анализ и обмен опытом в области противодействия дезинформации и развитие стратегической коммуникации.
  • Стратегия всеобщей гражданской обороны: военные, психологические, информационные и экономические меры, способствующие устойчивости общества к гибридным угрозам.

Таким образом, мы видим, что основные стратегические цели Великобритании в Балтийском регионе коррелируют с рамками Стратегии национальной безопасности 2025 года, в пункте «Сила за рубежом». Может ли нам это говорить о том, что Балтика постепенно превращается в «домашний регион» Соединенного Королевства? Вероятно, на этот вопрос можно дать положительный ответ.

Далее укажем направления, которые выделили российские исследователи:

  1. Связь Севера и Востока Европы посредством привязки к украинскому кризису
  • Украинский кризис и многовекторная эскалация является краеугольным камнем для создания антироссийского блока, а Россия — доктринальная угроза, объявленная в Стратегическом обзоре 2025.
  1. Обеспечение лидерства в области безопасности
  • Контроль пространства: стратегическое наблюдение (разведка) и контроль логистики от Гренландии (GIUK) до Арктики и Балтики (Баренц и Балтийский регионы). Создание единого противовоздушного пространства.
  • Актуализация киберугроз и информационных диверсий.
  • Стратегический «хаб» Нато на Балтике: интегратор военных, экономических, финансовых, дипломатических ресурсов.
  1. Противодействие инициативе РФ в Балтийском море
  • Нарушение логистики: препятствие поставкам российских энергоносителей и нарушение сухопутной логистики Калининградской области.
  • Санкции: институализация и развитие инструментов санационного давления на Россию.
  • Создание «серой зоны»: провокация и провоцирование активных действий со стороны РФ.
  1. Устранение последствий «Брекзита»
  • Предусматривает широкий круг активных форматов взаимодействия: оборонных инициатив и двусторонних договоров со всеми участниками Балтийского региона. Направлено на извлечение «дивидендов военного времени», то есть выгоды на основе оборонного сотрудничества в области инноваций и производства вооружений британскими и европейскими (североевропейскими) партнерами.

***

Можно сказать, что основной задачей Великобритании является провоцирование ситуационных неопределенностей как для России, так и НАТО, с тем чтобы поднять уровень эскалации на более высокий уровень, избегая собственной ответственности и повышая риск начала нового конфликта с участием союзников и подключением к нему США. Так как Штаты любой ценой должны оставаться основной действующей силой против РФ.

На данный момент планы Великобритании связать страны Причерноморского и Балтийского регионов в единое конфликтогенное военно-политическое пространство удались. Более того, используя опыт ограничения доступа и возможностей черноморского флота в ходе украинского конфликта, Великобритания пытается перенести этот опыт и на Балтику, создав «зону ограниченной эскалации», прежде всего для ограничения (прекращения) российской морской торговли и логистики. Но поскольку в этой зоне нет субъектов открытой «горячей» конфронтации, то используются различные методы провокации и дезинформации. Эти планы не были бы осуществимы, если бы не приверженность стран Североатлантического альянса, особенно в Восточной и Северной Европе, конфликтному сценарию, продвигаемому Лондоном и характеризующему себя в качестве лидера коалиции стран на «восточном фланге НАТО».

Однако есть и ряд проблем, мешающих осуществить полноценную проекцию сводных сил, объединенных Соединенным Королевством в Балтийском регионе, среди которых отсутствие достаточных ресурсов, логистики (инфраструктуры) и времени, поскольку окно Овертона постепенно закрывается, и Великобритания сталкивается с внутренними и внешними кризисами в отсутствии убедительной стратегии по противодействию российским интересам в этом регионе. 

  1. Еремина Н. В. Балтийский регион в британской стратегии безопасности после начала специальной военной операции России // Балтийский регион. 2025. Т. 17, № 1. С. 4–18. doi: 10.5922/2079-8555-2025-1-1
  1. Гудев П., Поливач А. Борьба с теневым флотом на Балтике. Правовые и институциональные ограничения // Россия в глобальной политике, 2025.
  1. Макаров Е.Б. (a) Разум и сила внешней политики Великобритании в Балтийском регионе // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2024. №. 1. С. 24–34.
  1. Макаров Е.Б., Межевич Н.М., Фролов В.В. Антироссийская пропаганда и дезинформация в странах Прибалтики: цели и смыслы // Метаморфозы истории, 2025. Выпуск 35.
  2. Peterson J.W. Pursuit of Stability in the Baltic States: Conflicting Russian and Scandinavian Perspectives, 2017.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся