Цели Великобритании в Балтийском регионе — сравнительный анализ
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
На фоне разворачивающихся событий в Балтийском море и нагнетания антироссийской истерии в прибрежных странах мы хотели бы сделать сравнительный анализ целей и планов Соединенного королевства (далее сокр. — СК) в этом регионе, исходя из (а) стратегических обзоров Великобритании до и после СВО и (б) недавних публикаций российских и западных экспертов относительно политики Великобритании в этом регионе.
К началу 2024 г. Великобритания доказала свое лидерство в обеспечении безопасности Балтийского региона, с делегированием командования сухопутными силами НАТО и развертыванием своих вооруженных сил по всей Восточной Европе [1]. Но что позволяет сделать вывод, что Британия стала консолидирующим лидером стран-союзников на Балтике и шире — за ее пределами? Для этого рассмотрим актуальные военно-политические форматы и альянсы, с акцентом на военные и оборонные, в которых участвует или которые организует Великобритания (Табл. 1).
Источник: Reuters
Таблица 1. Военные и политические инициативы Балтийского региона, включающие Великобританию или руководимые ею.
| Инициатива | Участники | Назначение |
| Совет государств Балтийского моря (СГБМ) (Council of the Baltic Sea States) | NB8*, Германия, Польша, СК (наблюдатель), РФ (до мая 2022 г.) | Сотрудничество и координация между гос. Балтийского моря (1992 г.) |
| НАТО | ||
| Объединенная оперативная группа повышенной готовности (Very High Readiness Joint Task Force, VJTF) | Члены Альянса | Силы быстрого реагирования; развертывание в течение 48 часов. ВС СК возглавляют эти силы с 1 января 2024 г. |
| Трансатлантическая инициатива по наращиванию потенциала и подготовке кадров (Trans-Atlantic Capability Enhancement and Training, TACET) | СК, Германия, США, Бельгия, Дания, Франция, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Испания, Чехия | Укрепления оборонного потенциала Прибалтийских стран и Польши путем обучения, подготовки и проведения совместных учений и мероприятий |
| Морское командование Балтийского флота (The Commander Task Force Baltic, CTF) | СК, Германия, ЛЭЛ**, Дания, Финляндия, Норвегия, Польша, Швеция, Нидерланды, Франция, Италия | Координация военно-морской деятельности в регионе. Операция Baltic Sentry — охрана критической подводной инфраструктуры |
| Расширенное передовое присутствие (Enhanced Forward Presence, eFP) | СК, Германия, США, Канада, ЛЭЛ, Польша | Размещение отдельных частей НАТО в Прибалтике и Польше |
| «Восточный страж» (Eastern Sentry) | СК, Дания, Германия, Швеция, Норвегия, Италия, Нидерланды, США, Португалия, Франция, Чехия | Патрулирование и защита от воздушных угроз. Решение задач, связанных с использованием инновационных БЛА систем |
| Северная группа (Nothern Group) | СК (инициатор), NB8, Германия, Польша, Нидерланды | Координация вопросов Европейской безопасности и взаимодействия в рамках НАТО (2012 г.) |
| Центр кибербезопасности НАТО в Эстонии (Cooperative Cyber Defence Centre of Excellence, CCDCOE) | Члены Альянса + содействующие участники вне блока | Киберзащита, киберразведка, противодействие дезинформации и стратегические коммуникации в Прибалтике |
| Центр стратегической коммуникации НАТО в Латвии (The NATO Strategic Communications Centre of Excellence) | СК, Эстония, Германия, Латвия, Литва, Польша, Италия, Голландия, Финляндия, Швеция, Дания, Словакия, Венгрия, Испания, Канада, США | Развитие стратегических коммуникационных возможностей Альянса и его союзников (2014 г.) |
| Вне НАТО | ||
| Объединенные экспедиционные силы (The Joint Expeditionary Force, JEF) | СК, NB8, Нидерланды | Коалиционные силы стран участников под командованием Великобритании для реагирования на кризисные ситуации «раньше», чем НАТО |
| Североевропейское оборонное сотрудничество (NORDEFCO) | Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция | СК не является членом, но ведет активное взаимодействие в рамках двусторонних договоров или JEF (2014 г.) |
| Формат «NB8+UK» | NB8, СК | Обсуждение региональных вопросов |
| Формат «3+3» | СК, Германия, Канада, ЛЭЛ | Укрепление евроатлантической безопасности |
| Сотрудничество в области наблюдения за морем Балтийское море (Sea Surveillance Cooperation Baltic Sea, SUCBAS) | СК, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, ЛЭЛ | Наблюдение, сбор и обмен данными в акватории Балтийского моря и его подходов |
| Программа DIAMOND | СК (руководитель), Германия, Латвия, Норвегия, Польша, Швеция, Франция | Совершенствование интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны НАТО |
| Многосторонняя экспертная группа по «теневому флоту» | СК, NB8, Германия, Польша и другие страны. | Противодействие транспортировке российских энергоносителей [2] |
| Форум «Аврора» | СК, NB8 | Вопросы развития и безопасности регионов Северной Европы и Балтики |
| Балтийская Геополитическая Сеть (Baltic Geopolitics Network) | СК (инициатор), NB8, Германия, Польша, Нидерланды, Шотландия | Объединяет академическое сообщество, через университеты стран участников, с целью создания необходимого мировоззрения [3] |
Сокращения: * Nordic-Baltic Eight (NB8) — Исландия, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Литва, Эстония, Латвия; ** ЛЭЛ — Литва, Эстония, Латвия.
Мы видим, что, помимо всеобъемлющего формата НАТО и его подструктур, СК активно основывает и участвует в своих собственных и иных многосторонних инициативах. Приверженность Британии минилатерализму не случайна, а является прямым следствием забюрократизированности и негибкости НАТО.
Отдельно следует отметить цель Объединенных экспедиционных сил (JEF) Британии на Балтике — «успокоить» союзников (в основном страны Балтии), своей готовностью вмешаться в ситуациях, имеющих неоднозначный статус для активизации пятой статьи Альянса. Однако эту готовность можно интерпретировать по-разному, в том числе и как подстрекательство к активным действиям союзников против России в ситуациях, когда эскалацию конфликта можно было бы избежать. Остаются еще риски, связанные с дублированием задач и конкуренцией за ресурсы (это можно проиллюстрировать на примере JEF и ePF, преследующих схожие цели), на что указывают западные эксперты, ссылаясь на то, что Великобритании нужны скорее политические, а не военные союзники в регионе.
Также «любопытный» формат объединяет представителей различных стран в рамках форума «Аврора». Так, например, 11 марта 2025 г. на полях этой площадки в Великобритании состоялась встреча высокопоставленных представителей Дании, Эстонии, Финляндии, Исландии, Латвии, Литвы, Норвегии, Швеции и СК, где обсуждались вопросы безопасности и «гибридных угроз» в Северной Европе.
Балтийский регион в стратегических документах Великобритании до и после СВО
В своем новом обзоре по безопасности СК постулирует тезис «НАТО — прежде всего!». Однако не стоит думать, что Британия сконцентрируется только на Евроатлантическом регионе, поскольку, как записано в ее стратегических документах, защита внутренней безопасности Соединенного Королевства предусматривает прежде всего формирование глобальной среды безопасности. Далее выделим и сравним между собой два подхода к безопасности в Балтийском регионе, указанных стратегических обзорах СК до начала СВО и после (Табл. 2). Это: «Глобальная Британия в эпоху конкуренции» 2021 г. и Обзор Стратегической обороны от 2025 г.
Таблица 2. Сравнение ключевых задач в Североевропейско-Балтийском регионе в Обзорах Стратегий Великобритании до и после СВО (2021 и 2025 гг.)
| Глобальная Британия в эпоху конкуренции... | Обзор Стратегической обороны 2025 |
| - вносить вклад в противоракетную оборону; - обеспечение осведомленности и устойчивости к химическому, биологическому, радиологическому, ядерному оружию и в космосе. | - обеспечение безопасности подводной инфраструктуры и морских перевозок; |
| Готовность идти на риск, связанный с приверженностью глобальному миру и стабильности, начиная с присутствия в составе НАТО в Эстонии и Польше. | Вооруженные силы являются жизненно важным и гибким инструментом для достижения государственных приоритетов: обеспечение безопасности на передовой НАТО в Эстонии и Польше. |
Из Табл. 2 мы видим, что Обзоры 2021 и 2025 гг. различаются тем, что сделан шаг от намерений к действию: появились конкретные задачи в противовес общим пожеланиям. Если в предыдущих Стратегиях в качестве основного гаранта безопасности безапелляционно назначались Соединенные Штаты, то теперь СК стала в действительности, а не на словах повышать значимость евро-союзнических обязательств, как мы видим на примере форматов взаимодействия, описанных выше. Также мы видим, что Эстония и Польша, вне зависимости от изменений геополитического контекста, являются основным плацдармом проецирования влияния Балтии в странах Балтии, о чем мы еще скажем ниже, так как эти страны имеют важнейшее приграничное значение для эскалации конфликта с РФ.
Однако в какой мере Великобритания собирается использовать своих союзников? Здесь же мы приведем предполагаемую роль стран, входящих в балтийский антироссийский блок. Финляндия и Швеция (ФиШ) обладают опытом и широкими возможностями на Балтике, «они знают это море». Помимо этого Швеции отводится роль передовой оперативной базы, обеспечивающей безопасность транзитных путей, стратегическую глубину и взаимодействие между Прибалтикой, Финляндией и Норвегией. Финляндия — контроль российской границы и линий снабжения. Дания — контроль проливов и ресурсы Гренландии. Норвегия — транзитный пункт, обеспечивающий подкрепление союзников по всему северному региону, включая Арктику. Страны Балтии — проведение информационных и психологических операций, направленных как на внутреннее русскоговорящее население [4], так и на внешнего наблюдателя (например, снос советских памятников). Подстрекательство и предоставление своей территории под военные базы, программы военной мобильности. Лондон в 2025 г. назвал Прибалтику «ключевым партнером СК». В этой связи можно согласиться с Петерсеном, который написал в 2017 г., что Прибалтика будет действовать на нервы РФ [5]. Германия, как экономический лидер ЕС, — это ресурсная база, а также символ экзистенциальной исторической угрозы для России с Запада. Польша — мощная военная сила и центральный союзник США в Европе, у которого нет острых конфликтов с администрацией Д. Трампа и самим президентом. В целом Скандинавско-Балтийский регион является средой для создания и внедрения устойчивых антирусских стереотипов с историческими проекциями на современность с целью воскрешения образа экзистенциального врага.
Оценка планов Великобритании на Балтике в работах российских и западных исследователей
Основываясь на Табл. 2 и других источниках, можно выделить основные направления целеполагания Великобритании в Балтийском регионе, но дифференцируя их в зависимости от точки наблюдения. Сначала укажем направления, которые выделяют западные эксперты:
- Развитие многосторонних форм сотрудничества
- Коалиции и минилатеральный подход: развитие гибких механизмов координации между группами и странами-союзниками для быстрой реакции на возникающие угрозы (eFP, JEF, «коалиция желающих», и т.д.).
- Военное сотрудничество: совместные учения и подготовка для повышения оперативной совместимости и боеготовности.
- Сотрудничество и кооперация в области обороны и инноваций: используя потенциал партнеров Балтийского региона и опыт, извлеченный из украинского конфликта, Великобритания планирует наращивать взаимодействие в сферах: кибербезопасности, ИИ, безэкипажных платформ, производстве боеприпасов, логистике, защите подводной инфраструктуры и других оборонных проектах.
- Противодействие российской инициативе
- Сдерживание российской военной и иной активности: демонстрация готовности к конфронтации — санкционная политика и противодействие так называемому «теневому флоту».
- Проекция силы и развитие ударных возможностей: демонстрация военной мощи при проведение масштабных региональных учений и патрулирования приграничного пространства союзников.
- Усиление присутствия: Великобритания дополнительно увеличила размещение своих подразделений и расширила участие в региональных учениях.
- Укрепление обороны и безопасности региона
- Лидерство в НАТО: Великобритания рассматривает Балтийский регион как ключевую часть своей оборонной политики в Европе и позиционирует себя как системного лидера этой политики.
- Увеличение оборонных расходов: Великобритания и страны Балтийского региона являются основными донорами бюджета НАТО среди стран Европы.
- Повышение устойчивости и общей готовности
- Поддержка устойчивости союзников: экспертный анализ и обмен опытом в области противодействия дезинформации и развитие стратегической коммуникации.
- Стратегия всеобщей гражданской обороны: военные, психологические, информационные и экономические меры, способствующие устойчивости общества к гибридным угрозам.
Таким образом, мы видим, что основные стратегические цели Великобритании в Балтийском регионе коррелируют с рамками Стратегии национальной безопасности 2025 года, в пункте «Сила за рубежом». Может ли нам это говорить о том, что Балтика постепенно превращается в «домашний регион» Соединенного Королевства? Вероятно, на этот вопрос можно дать положительный ответ.
Далее укажем направления, которые выделили российские исследователи:
- Связь Севера и Востока Европы посредством привязки к украинскому кризису
- Украинский кризис и многовекторная эскалация является краеугольным камнем для создания антироссийского блока, а Россия — доктринальная угроза, объявленная в Стратегическом обзоре 2025.
- Обеспечение лидерства в области безопасности
- Контроль пространства: стратегическое наблюдение (разведка) и контроль логистики от Гренландии (GIUK) до Арктики и Балтики (Баренц и Балтийский регионы). Создание единого противовоздушного пространства.
- Актуализация киберугроз и информационных диверсий.
- Стратегический «хаб» Нато на Балтике: интегратор военных, экономических, финансовых, дипломатических ресурсов.
- Противодействие инициативе РФ в Балтийском море
- Нарушение логистики: препятствие поставкам российских энергоносителей и нарушение сухопутной логистики Калининградской области.
- Санкции: институализация и развитие инструментов санационного давления на Россию.
- Создание «серой зоны»: провокация и провоцирование активных действий со стороны РФ.
- Устранение последствий «Брекзита»
- Предусматривает широкий круг активных форматов взаимодействия: оборонных инициатив и двусторонних договоров со всеми участниками Балтийского региона. Направлено на извлечение «дивидендов военного времени», то есть выгоды на основе оборонного сотрудничества в области инноваций и производства вооружений британскими и европейскими (североевропейскими) партнерами.
***
Можно сказать, что основной задачей Великобритании является провоцирование ситуационных неопределенностей как для России, так и НАТО, с тем чтобы поднять уровень эскалации на более высокий уровень, избегая собственной ответственности и повышая риск начала нового конфликта с участием союзников и подключением к нему США. Так как Штаты любой ценой должны оставаться основной действующей силой против РФ.
На данный момент планы Великобритании связать страны Причерноморского и Балтийского регионов в единое конфликтогенное военно-политическое пространство удались. Более того, используя опыт ограничения доступа и возможностей черноморского флота в ходе украинского конфликта, Великобритания пытается перенести этот опыт и на Балтику, создав «зону ограниченной эскалации», прежде всего для ограничения (прекращения) российской морской торговли и логистики. Но поскольку в этой зоне нет субъектов открытой «горячей» конфронтации, то используются различные методы провокации и дезинформации. Эти планы не были бы осуществимы, если бы не приверженность стран Североатлантического альянса, особенно в Восточной и Северной Европе, конфликтному сценарию, продвигаемому Лондоном и характеризующему себя в качестве лидера коалиции стран на «восточном фланге НАТО».
Однако есть и ряд проблем, мешающих осуществить полноценную проекцию сводных сил, объединенных Соединенным Королевством в Балтийском регионе, среди которых отсутствие достаточных ресурсов, логистики (инфраструктуры) и времени, поскольку окно Овертона постепенно закрывается, и Великобритания сталкивается с внутренними и внешними кризисами в отсутствии убедительной стратегии по противодействию российским интересам в этом регионе.
- Еремина Н. В. Балтийский регион в британской стратегии безопасности после начала специальной военной операции России // Балтийский регион. 2025. Т. 17, № 1. С. 4–18. doi: 10.5922/2079-8555-2025-1-1
- Гудев П., Поливач А. Борьба с теневым флотом на Балтике. Правовые и институциональные ограничения // Россия в глобальной политике, 2025.
- Макаров Е.Б. (a) Разум и сила внешней политики Великобритании в Балтийском регионе // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2024. №. 1. С. 24–34.
- Макаров Е.Б., Межевич Н.М., Фролов В.В. Антироссийская пропаганда и дезинформация в странах Прибалтики: цели и смыслы // Метаморфозы истории, 2025. Выпуск 35.
- Peterson J.W. Pursuit of Stability in the Baltic States: Conflicting Russian and Scandinavian Perspectives, 2017.
