Обзор Стратегической обороны Великобритании 2025 (избранные моменты)
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Прошел почти месяц с момента публикации Обзора стратегии национальной безопасности Великобритании от 2025 г. (далее — ОСО25 или Обзор). Теперь, когда спал ажиотаж и высказались многие эксперты и аналитические сообщества, можно сделать соответствующие выводы и обобщения.

Источник: Reuters
В день выхода этого Обзора премьер-министр Великобритании К. Стармер был в Глазго. Тем утром на радиостанциях он заявил, что Британия должна быть «готова к войне» в случае нападения России, и назвал НАТО краеугольным камнем британской обороны, а ядерное сдерживание — более необходимым, чем когда-либо.
Итак, как Британия готовится к войне?
Как мы писали ранее — это уже четвертый стратегической обзор за последние девять лет, сохраняющий неизменным статус геополитических угроз, исходящих от России, Ирана, КНДР и КНР.
В ОСО25 декларируется:
- Россия — непосредственная и насущная угроза.
- Китай — изощренный и настойчивый вызов.
- Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) — региональные дестабилизаторы.
В целом все эксперты отметили смещение акцента на Евроатлантику и говорящий лозунг этого Обзора: «НАТО прежде всего». При этом сразу же оговариваются, что Белый дом будет приветствовать приоритетность этого направления, и это хорошо согласуется с тем, что хочет видеть Трамп. В данном контексте мы можем заподозрить, что авторы Обзора следуют логике интересов Соединенных Штатов, а не Великобритании.
Помимо основного лозунга и направления интересов мы можем выделить и базовое видение или цель по реорганизации вооруженных сил страны:
К 2035 году сделать Великобританию ведущей технологической державой в области обороны, обладающей интегрированными силами, которые: сдерживают, сражаются и побеждают благодаря постоянным инновациям в условиях военного времени.
Здесь мы могли бы добавить, что это скорее выглядит как желание, вдохновляющий «образ будущего», а не реальный план реорганизации вооруженных сил.
Три основные роли вооруженных сил:
- Защита, охрана и повышение устойчивости Великобритании, ее заморских территорий и коронных владений.
- Сдерживание и защита в Евроатлантическом регионе.
- Формирование глобальной среды безопасности.
По сути, это говорит о том, что Соединенное Королевство (далее — СК) в действительности не сосредоточено на своей обороне и концентрации ресурсов, а планирует и дальше вмешиваться в деятельность мировых субъектов с целью проецирования своего влияния. Из-за этого возникает вопрос, поскольку многие пишут, что Британия готовится к войне (например, тут), то к какой и где, но явно не у себя дома.
К дополнительным задачам относится развитие инноваций и промышленного производства, а также укрепление национального единства и готовности. Последний пункт — наименее обсуждаемый в экспертной аналитике, хотя в предыдущих обзорах не уделялось так много внимания внутренней безопасности. У Британской группы по внешней политике (BFPG) вышел один абзац, говорящий о важности общественного согласия в принятии международных решений, кампании «Национальные усилия» по вопросам ядерного сдерживания и «информировании общественности». И это лишь потому, что BFPG специализируется на «мягкой силе» и общественных манипуляциях. Мы, в свою очередь, склонны предполагать, что вопросы «национального единства и готовности» относятся к усилению внутреннего полицейского надзора, цензуре и репрессий против свободы слова и протестов всех несогласных с увеличением бюджета МО за счет социальной сферы и увеличения налогового бремени. В этом же пункте, скорее всего, будет в дальнейшем «распаковываться» и борьба с мигрантским кризисом.
Вернемся к дополнительным задачам, поскольку в данном Обзоре уделяется большое внимание инвестициям и созданиям рабочих мест в военных отраслях в ближайшие 5–10 лет (план до 2035 г.). Можно сказать, что инвестиции — это один из ключевых моментов ОСО25, это слово (investment) упоминается 113 раз. В частности, авторы пишут: «Разумное распределение инвестиций в возможности в течение следующих десяти лет потребует принятия непростых решений и перераспределения расходов на новые приоритеты». Соответственно, мы выделили все основные направления инвестирования, указанные в Обзоре 2025, и оформили в отдельную таблицу (см. Табл. 1).
Расходы, инвестиции и рабочие места
Самая обсуждаемая часть доклада — это деньги, расходы и бюджеты, а также процентное соотношение ВВП Великобритании к взносам в НАТО. Непосредственные приоритеты расходов Великобритании на оборону должны компенсировать многолетние потери и декапитализацию британских вооруженных сил. Это означает, что в первую очередь деньги должны быть направлены не на инновации, а в уже существующие статьи расходов для восстановления численности армии, военной техники (например, возобновление программ кораблестроения), оборудования, поддержание и восстановление военных баз и другой военной недвижимости (также указано в Табл. 1).
Ранее расчет бюджета МО СК 2025–2026 гг. имел разные показатели: от 59,8 млрд фунтов стерлингов до 83 млрд ф. ст. в осеннем бюджете 2024 г. (и это при дефиците в 105 млрд ф. ст.). Такая немалая разница почти в 20 миллиардов. В вышедшем в середине июня 2025 г. Обзоре расходов (Spending Review — SR) дается уточненный основной бюджет Министерства обороны или общий лимит расходов департамента, который составит 62,2 млрд ф. ст. в этом году и планируемые 73,5 млрд ф. ст. в 2028–2029 гг. (увеличение на 3,8%).
Таблица 1. Планирование расходов на оборону и количество рабочих мест, указанных в ОСО25
| Проект (направление) | План | Инвестиции (фунт стерлингов) | Рабочие места |
| Ядерное сдерживание (суверенные боеголовки) | 15 млрд | 9000 | |
| Новый гибридный флот (A New Hybrid Navy) | Экипажные, безэкипажн. и автономные плав. средства | нет данных | нет данных |
| ПВО + Киберкомандование | 1 млрд | ||
| Лазерное оружие | 1 млрд | ||
| Оружейные заводы и энергетические предприятия | 6 шт. | 6 млрд | |
| Конвейер боеприпасов | 1,5 млрд | 1000 | |
| Установка в СК ракет дальнего действия | 7000 шт. | 800 | |
| AUKUS (Австралия, Великобритания и США) — Инвестиции в Барроу и Рейнсуэй (верфи). Создание ударных подводных лодок. | 12 шт. (новая субмарина каждые 18 месяцев) | 21000 | |
| Разработка и интеграция цифровой системы (сети) целеуказания до 2027 (также именуемой как “Kill Web” | 1 млрд | ||
| Инвестиционный фонд UK Defence Innovation | Годовой бюджет | 400 млн | |
| Оптимизация оборонной недвижимости | 5,1 млрд | ||
| Обновление военного жилья | 1,5 млрд скорейший ремонт | 7 млрд | |
| GCAP (Италия, Япония, Великобритания) | Разработка самолета шестого поколения | 3500 | |
| Итого | 38 млрд | 35300 | |
| Вложено (потрачено) Министерством обороны Великобритании 2023–2024 гг.* | |||
| НИОКР | 2,6 млрд | ||
| ВПК | 29 млрд | 440 000 | |
| Война на Украине с 2022 года | 7,8 млрд | ||
| Кредит Украине на поддержку обороны | 2,26 млрд | ||
| Итого | 41,66 млрд | 440 000 |
* Бюджет МО 2023–2024 — 53,9 млрд. ф.с. (Spending Review — 2025).
Главная «загвоздка» в планировании заключается в том, что у Британии нет денег, и это подтверждается многочисленными экспертами, что можно выразить как: «В Обзоре много амбиций, но мало ресурсов». Все вышеперечисленное (см. Табл. 1) доступно и рассчитано в рамках обязательства правительства о том, что оборонный бюджет достигнет 2,5% ВВП к 2027 г. и 3% в 2030 г. Однако, если только в 2025г. планируется достичь уровня 2,4% и лишь 2,5% в 2027 г., откуда «возникнет» еще 0,5% за три года? Это при том, что, исключив ядерную программу, расходы снизятся примерно до 1,9% от ВВП, а, убрав разведывательную составляющую, которая по новым правилам НАТО больше не относится к расходам на оборону, то они снизятся примерно до 1,7%. По некоторым подсчетам, и еще меньше, если убрать траты на поддержку незаконного киевского режима и военные пенсии (около 9% бюджета МО), которые тоже находящиеся на балансе МО.
По мнению экспертов и нашим оценкам, чтобы достигнуть уровня в 3% ВВП к 2030 г., Британия должна тратить не менее 100 млрд ф. ст. в год. Это в сравнении с указанными выше 62 млрд в 2025–2026 гг. и планируемыми 73,5 млрд в 2028–2029 гг. Следует также учесть, что СК планирует выделить около 750 млрд. на ремонт / обновление инфраструктуры и более 30 млрд в год на чистую энергетику в течение ближайших 10 лет. Однако ждем осенней корректировки плана.
Таким образом, несмотря на всю политическую риторику об увеличении бюджета на оборону до 2,5% от ВВП к 2027 г., цифра, которая была объявлена и стала «поразительной» при премьерстве Р. Сунака в 2024 г., так и остается в планах. О тщетности увеличения расходов говорит и то, как британцы заранее подстраховались, объявив, что следующий уровень повышения военных расходов до 3% ВВП может состояться в конце следующего парламентского срока и в зависимости от экономических и фискальных условий, то есть даже если правительство вновь сменится, то не факт, что для повышения будут благоприятные экономические условия. Можно сказать, что ОСО25 дает удобную возможность следующему руководству Великобритании не исполнять свои обязательства перед НАТО, ссылаясь на своих предшественников.
Однако возникли новые препятствия для реализации этого плана. На прошедшем в Гааге саммите НАТО было подвержено намерение участников довести свои бюджетные траты до 5% ВВП с разделением на 3,5% (основная оборона) и 1,5% (устойчивость и безопасность) до 2035 г., и это в том числе может перечеркнуть все вышеперечисленные измышления относительно уровня платежеспособности страны. Как Великобритания сможет достигнуть этого значения, никому пока не ясно, возможно, это подстегнет Британию, как думают эксперты, к более «творческому» подходу в финансовой бухгалтерии, ведь уже раздаются голоса, что Великобритания достигла целевого показателя в 1,5% на оборонные мероприятия, остальное лишь вопрос времени и «правильного» подсчета.
Несколько слов о создании рабочих мест в военной сфере, о чем постоянно упоминают представители лейбористов. Согласно данным ОСО25, количество занятых в индустриальном секторе военной сферы Соединенного Королевства — 137,2 тыс. человек. Плюс новые программы могут создать около 35 тыс. новых рабочих мест (Табл. 1). Итого чуть более 170 тыс. человек. В Британии примерно 30 млн наемных работников. Всего в СК около 43 млн трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64 лет. Таким образом, 170 тыс. человек трудоустроенного населения — это хорошо, но не играет существенной роли в общем количестве.
«Пороговые действия» и суверенное ядерное оружие
Не будем перечислять здесь все аспекты военной реформы, сокращения бюрократии, централизации и сегментирования военных закупок и другие аспекты, интересные лишь профильным специалистам. Другое дело — понижение уровня допустимости применения «пороговых» действий или «субпороговых» атак, явные эвфемизмы террористической деятельности (поскольку в пояснении к Обзору написано, что «субпороговые» атаки включают в себя шпионаж, политическое вмешательство, саботаж, убийства и отравления, вмешательство в выборы, дезинформацию, пропаганду и кражу интеллектуальной собственности), продемонстрированной нам на украинском направлении и в России, включая операцию по атаке на стратегические бомбардировщики. Связано ли с этим пунктом назначение нового главы МИ-6 Б. Метревели или с интенсификацией процессов интеграции ИИ и цифровых платформ в военной и разведывательной сферах, покажет лишь время.
Другой пугающий аспект Обзора — это развитие суверенного ядерного потенциала у Великобритании. Сейчас у нее на вооружении боеголовки «Трайдент», размещенные на четырех подводных лодках и контролируемые Соединенными Штатами. В ОСО25 говорится также, что обеспечение ядерного сдерживания является «национальной задачей», и уже было объявлено, что Королевские ВВС приобретут 12 самолетов Lockheed Martin F-35A Lightning II, способных нести ядерный заряд. Пугает не само наличие ЯО у Великобритании, а то, что британцы намеренно не афишируют, где и по какому поводу они готовы рассматривать применение ядерного оружия, или даже то, что они не готовы раскрывать данные о своих оперативных запасах, количестве развернутых боеголовок или развернутых ракет, как сказано в тексте. При этом говорится, что «для поддержания международного доверия к режиму ядерного нераспространения необходимо, чтобы Великобритания продолжала играть ведущую роль в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия» (цит. по пер. ОСО25). Как сочетается намеренное сокрытие данных о своем ЯО с намерением быть ведущим игроком в деле международного контроля за ним, остается загадкой или целиком находится в области высокомерия английского сознания.
***
Если сравнивать этот Обзор стратегии национальной безопасности Великобритании по количеству упоминаний ключевых слов в тексте с Обзором, например, за 2021 г., то мы найдем ряд существенных отличий. Во-первых, тогда почти не упоминалась Украина, а сейчас исчезли «ковид» и «климат»; некоторые регионы потеряли былое значение, например, АТР, а некоторые, как Атлантика, наоборот, усилились. Во-вторых, значение Китая и России для безопасности СК почти зеркально поменялось местами. В-третьих, мы видим, что Британия действительно сосредотачивается на интеграционных процессах, включая НАТО (Обзор 2021 / 2025 — 43 / 187 упоминаний) и своих союзников (65 / 103 упоминания), но не в качестве рядового участника, а в качестве «лидера в командных структурах» (цит. по пер. ОСО25) или руководителя: «Великобритания должна играть ведущую роль в разработке планов, стандартов и процедур проверки Североатлантического союза» (там же). Этот прием Великобритания проделывала не раз в своей истории: когда трудно — возложи основное бремя ответственности на своих «союзников».
Таким образом, один из ключевых пунктов Обзора «НАТО — прежде всего», скорее всего, означает, что Великобритания видит Альянс в числе своих инструментов по обеспечению собственной безопасности и расширения ее возможностей за пределами собственных территорий, и только так! Поскольку Североатлантический Альянс — это проекция интересов Британии в отсутствии собственных средств и возможностей по их достижению. Если ранее НАТО мы могли рассматривать как дополнение к Евросоюзу, то теперь Альянс в отсутствии политической самостоятельности и экономической стагнации – это и есть Евросоюз, точнее ось, связывающая деградирующие социально-экономические сообщества Евроатлантики и, в частности, Великобритании и ЕС.
В дополнение к Обзору. Несмотря на все заявления европейских политиков о начале эры независимой от Белого дома военной политики, саммит НАТО в Гааге показал лишь риторическую направленность этих слов. Находясь на борту авианосца Prince of Wales, премьер-министр К. Стармер признался, что хочет привязать Америку Трампа к европейской обороне, увеличив расходы. Из этого мы должны и исходить, а получится или нет — другой вопрос.
