Монополизация в Южной Корее
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Общее описание экономической обстановки
Южная Корея — одна из самых развитых стран Азии, которая за счет проведения определенной экономической политики добилась значительного экономического роста и превратилась в одну из ведущих экономик Азии. Этот рост можно объяснить различными факторами, включая ориентированные на экспорт отрасли, технологические достижения и государственную политику, поощряющую инновации.
Источник: Reuters
Южная Корея известна за произошедшее в стране «чудо на реке Ханган», когда страна резко вырвалась вперед в экономическом прогрессе и смогла достичь небывалого экономического развития. Ориентированная на чеболи [1] стратегия развития сыграла значительную роль в стимулировании экономического роста Кореи с 1960-х гг., однако она же также привела к растущей концентрации чеболей в экономике, особенно после корейского финансового кризиса в 1997 г. Кризис ускорил процесс перехода основных отраслей промышленности под контроль крупных фирм.
Особое значение имеет усиление доминирования на рынке пяти крупнейших конгломератов Южной Кореи. Совокупная стоимость товаров, произведенных Samsung, Hyundai Motor, SK, LG и Lotte, превысила стоимость остальных 66 конгломератов в 1,8 раза. Кроме того, аналогичная тенденция финансовой концентрации, схожая с той, что наблюдается в телекоммуникационной отрасли, где KT, SK Telecom и LG U+ контролируют более 90% рынка, наблюдалась также в банковском и страховом секторах.
Доминирующая роль чеболей долгое время считалась жизненно важным фактором экономического успеха Южной Кореи. Однако по мере того, как эти компании укрепляли свои позиции, они создали эксклюзивные цепочки поставок с поставщиками запчастей и комплектующих, что привело к тому, что они стали существенно завышать цены и силой добиваться передачи интеллектуальной собственности под свой контроль.
Такая концентрация экономической власти среди чеболей привела к состоянию «монопсонии» в основных отраслях промышленности, таких как автомобильный сектор, где существует единственный доминирующий покупатель. Следовательно, малые и средние предприятия (МСП), работающие в секторе запчастей и комплектующих изделий, утратили мотивацию к развитию и созданию интонационных технологий, в то время как их прибыль и заработная плата значительно сократились, достигнув лишь около 60% по сравнению с доходами монополистов.
Примечательным примером является автомобильная промышленность, где Hyundai Motors приобрела Kia Motors, в то время как три других автопроизводителя обанкротились и впоследствии были проданы иностранным производителям в период с 1998 по 2004 гг. Это слияние и перестановки привели к монополизации местного автомобильного рынка, особенно в производстве автомобильных запчастей и комплектующих изделий.
К сожалению, у субподрядчиков в Корее отсутствуют юридические гарантии возмещения штрафных убытков или раскрытия информации в рамках гражданских исков, что не оставляет им иного выхода, кроме как терпеть злоупотребления властью со стороны монополиста. Они понимают, что отказ подчиниться требованиям приведет к тому, что они будут отрезаны от эксклюзивной цепочки поставок, оставив их без каких-либо альтернативных покупателей.
Следовательно, поставщики, сталкивающиеся с сокращением прибыли и вымогательством прав интеллектуальной собственности, имеют слабую мотивацию продолжать развиваться и предлагать что-то инновационное. Это приводит к ситуации, когда поставщики становятся взаимозаменяемыми и легко заменяемыми, вновь становясь жертвами снижения цен. В результате эти МСП теряют как стремление, так и способность создавать интонационные технологии, будучи вынужденными конкурировать исключительно на основе цены, а не качества или технологических возможностей.
Согласно опросу рабочей группы за 2015 г., проведенному Корейским институтом труда, значительно меньшее число субподрядчиков инвестирует в исследования и разработки, когда работают по эксклюзивному контракту.
Hyundai Motors удалось сохранить конкурентоспособные цены на автомобили за счет снижения цен. Консолидированная финансовая отчетность компании показывает, что в 2014 г. Hyundai Motors получила преимущество в затратах по меньшей мере на 10% с точки зрения соотношения материальных затрат к выручке по сравнению с Volkswagen.
Поскольку снижение цен является удобным средством для крупных фирмы, чтобы обеспечить свою собственную ценовую конкурентоспособность, снижается мотивация уделять приоритетное внимание инновациям. В 2014 г. Hyundai Motors направила на расходы на исследования и разработки всего 2,4% консолидированных продаж, в то время как аналогичный показатель Volkswagen превысил 5%.
Однако эта стратегия поддержания ценовой конкурентоспособности больше не эффективна. С одной стороны, снижение цен достигло своего предела в сегменте недорогих автомобилей, поскольку производители новых автомобилей, особенно из Китая, стали жизнеспособными конкурентами в этом сегменте рынка. Следовательно, доля рынка Hyundai в Китае значительно снизилась, с 10,4% в 2014 г. до 5% в 2017 г.
С другой стороны, отсутствие инновационных разработок как у автопроизводителей, так и у производителей запчастей представляет угрозу для корейской автомобильной промышленности в свете появления подключенных автомобилей и электромобилей.
В статье, опубликованной в ежедневной газете Dong-A от 19 июля 2016 г., освещались технологические возможности корейских фирм в таких областях, как прогнозирование столкновений, технологиях управления и автономных технологиях безопасности, которые необходимы в современных автомобилях с высокими техническими характеристиками. В статье подсчитано, что уровень корейских фирм в этих областях составляет лишь приблизительно 70% от уровня немецких и японских фирм. Кроме того, в экологичном секторе, который включает электромобили, технологические возможности корейских фирм, по оценкам, составляют лишь около 80–90% от технологических возможностей Соединенных Штатов и Японии.
Пагубные последствия монополии для инноваций и благосостояния потребителей характерны не только для Южной Кореи. Подобная ситуация уже возникала в автомобильной промышленности США до 1960-х гг. Три автопроизводителя, GM, Ford и Chrysler, вступили в сговор с целью доминирования на рынке, в результате чего были заключены эксклюзивные контракты с поставщиками запчастей и комплектующих. Эта монополия сдерживала технологические достижения и меры по сокращению расходов. Кризис, с которым столкнулись отечественные производители автомобилей в США в 1970-х гг., был спровоцирован появлением на рынке японских импортных автомобилей.
Интересно, что, когда японские автопроизводители открыли заводы в США и начали закупать запчасти и комплектующие у американских субподрядчиков, эксклюзивные контракты были разорваны. Возросшая конкуренция и производительность среди местных поставщиков привели к возрождению американских автопроизводителей.
Эти корейские случаи демонстрируют, что вред, причиняемый монополией, выходит за рамки неадекватной защиты собственных работников монополиста. Это снижает стимулы субподрядчиков к инновациям, препятствует собственному прогрессу монополиста и в конечном счете наносит вред потребителям.
В отсутствие надлежащих правил, регулирующих монополию, эти субподрядчики и их сотрудники остаются наедине с могущественным монополистом, уязвимые для его влияния.
Негативные последствия монополизации
Если начать разбирать негативные последствия более конкретно, то можно выделить ряд следующих и самых основополагающих:
- Ужасные трудовые законы и условия
- Огромное неравенство
- Демографическая ситуация (низкая рождаемость) в стране
- Безработица. Чеболи занимают около 84% от южнокорейского ВВП, однако предоставляют только 10% рабочих мест. Поэтому людям с образованием становится сложнее найти работу после получения высшего образования — рабочих мест для высококвалифицированных работников просто недостаточно на рынке труда. В связи с этим правительство также внедряло программу, направленную на то, чтобы молодые люди после получения образования могли более успешно найти работу за границей, нежели в пределах своей страны. Также из-за того, что во время экономического роста образование поставили на определенный пьедестал, общество стало осуждать тех людей, которые занимаются низкоквалифицированным трудом. В связи с этим максимальное количество людей пытается получить работу, которая будет уважаться их знакомыми и членами семьи, однако рынок просто неспособен предоставить такое количество высококвалифицированных рабочих мест.
- Рабочая культура. С развитием чеболей появилась тенденция того, что работников, которые являются более лояльными компании, и работают более усиленно, вместо того чтобы работать более качественно, компания ценит намного больше. Из-за этого продуктивность компаний также стремительно ухудшается.
Влияние монополий на государственную политику
На данный момент правительство Южной Кореи проводит политику, направленную на содействие экономическому развитию и решение проблем. Эта политика сосредоточена на таких областях, как инновации, предпринимательство и социальное обеспечение. Оценка текущих экономических перспектив предполагает рассмотрение потенциальных рисков и возможностей для дальнейшего роста.
Недавняя экономическая политика, проводимая правительством, такая как снижение корпоративных налогов, возрождение Федерации корейской промышленности и введение строгой политики в области труда, в основном благоприятствовала нескольким избранным крупным корпорациям. Такая политика непреднамеренно усиливает монополистические и олигополистические структуры.
Нынешняя администрация во главе с Юн Сок Ёлем обещает бороться с монополистическими и олигополистическими рыночными структурами, одновременно отдавая приоритет интересам корпораций. Однако сохранение уровней концентрации рынка, установленных с помощью системы чеболей 1970-х гг., указывает на состояние стагнации рынка, что делает обещания администрации кажущимися недостижимыми.
Правительство Южной Кореи и чеболи долгое время поддерживали взаимовыгодные отношения, а политические лидеры связывали успех чеболей с общим процветанием страны. К чеболям часто обращались за финансовой поддержкой во время политических кампаний, а их экономические достижения часто преподносились как национальные успехи. И наоборот, чеболи лоббировали благоприятное законодательство и государственную политику, которые отвечали их интересам. Однако критики утверждают, что эти тесные отношения способствовали развитию культуры коррупции, где хищения, взяточничество и уклонение от уплаты налогов стали обычным явлением.
Этот союз между правительством и чеболями вызвал недовольство общественности. Экономический рост Южной Кореи замедлился в последние десятилетия, в то время как лидирующие южнокорейские компании расширились по всему миру и перевели множество рабочих мест за границу. Когда-то чеболи считались двигателями роста, а теперь рассматриваются как факторы, способствующие скорее социальному неравенству, чем общественному развитию. Многие высокопоставленные руководители, в том числе из Samsung, Hyundai, Lotte и SK, были признаны виновными в коррупции. Однако этим людям довольно часто получается избегать длительных тюремных сроков — вместо этого они могут просто платить крупные штрафы, получать президентские помилования или отсроченные судом сроки тюремного заключения.
Общественное недовольство чеболями достигло своего пика во время масштабного скандала, который привел к отстранению президента Пак Кын Хе. В апреле 2018 г. она была приговорена к 24 годам тюремного заключения и оштрафована на значительную сумму за вымогательство взяток у видных бизнес-деятелей. Отдельное расследование также привело к аресту предшественника Пак, Ли Мен Бака, по многочисленным обвинениям в коррупции, что потенциально может привести к пожизненному заключению. Он помиловал председателя Samsung Group Ли Кун Хи за уклонение от уплаты налогов и проводил сделки в поддержку чеболя, включая контракт на ядерную энергетику с Абу-Даби, а также смягчил правила владения конгломератами компаниями, предоставляющими финансовые услуги.
Перспективы борьбы с монополизацией в экономике Южной Кореи
По мнению многих экспертов, для содействия устойчивому росту и эффективной борьбы с неравенством в южнокорейской экономике необходимы значительные реформы корпоративного управления.
На протяжении многих лет правительство, особенно при либеральных администрациях, проводило определенную политику, направленную на трансформацию корпоративного управления и структур собственности. Эти меры включали повышение прозрачности в управлении и финансовой отчетности, а также консолидацию бизнес-предприятий в ключевых секторах. Однако аналитики утверждают, что эти реформы в первую очередь были направлены на решение проблем поверхностного уровня и не бросили должного вызова доминированию чеболей. В настоящее время десять крупнейших конгломератов по-прежнему контролируют более четверти всех бизнес-активов в стране.
Президент Мун Чжэ Ин, вступивший в должность в мае 2017 г., проводил кампанию на платформе, направленной на разрыв связей между правительством и чеболями, а также на борьбу с коррупцией. Он пообещал положить конец практике помилования осужденных руководителей корпораций, увеличил минимальную заработную плату и незначительно повысил ставку корпоративного налога с 22 до 25%. Однако его способности проводить всеобъемлющие реформы препятствовало отсутствие у его партии парламентского большинства, поскольку многие законодатели имеют тесные связи с чеболями.
Некоторые экономисты предложили дополнительные изменения в политике, чтобы ослабить доминирующее положение крупных компаний, такие как введение более строгих антимонопольных законов, запрещение любого перекрестного владения акциями дочерних компаний и предоставление большего влияния миноритарным акционерам. Однако эксперты предупреждают, что преобразование глубоко укоренившейся в культуре системы чеболей не будет немедленным процессом и потребует постоянных усилий с течением времени.
На данный момент с учетом нынешней экономической и политической ситуации, даже если внести ряд значимых изменений в качестве реформ, предотвратить кризис, который все равно рано или поздно настигнет страну, не получится. Однако ряд определенных реформ может помочь оттянуть наступление этого кризиса или сделать его более мягким и менее губительным для всего, что страна достигла за последние годы.
1. Чеболь — крупная южнокорейская компания, которой владеет одна семья. В период экономического развития страны правительство приняло решение установить льготные условия для ведения бизнеса с Корее для трех семей.
Cтудентка факультета управления и политики МГИМО МИД России
Блог: Блог Екатерины Лазутковой
Рейтинг: 0