Проблема беженцев на примере гражданских конфликтов в России и в Сирии
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
В историческом прошлом многих стран мира происходили процессы кардинальных внутренних перемен, обусловленные целым рядом конкретных причин. Иногда совокупность неразрешенных проблем приводила к серьезным гражданским конфликтам, в результате которых огромное количество людей против своей воли были вынуждены покинуть родную землю и стать беженцами-переселенцами.
Источник: Reuters
Рассмотрим два примера подобных явлений:
1.Революция и гражданская война в России (1917–1922);
2.Попытка революции и гражданская война в Сирии (2011-наше время).
Цель данного исследования — проанализировать эти два глубоких гражданских конфликта, дать им характеристику, выявить их индивидуальные и общие черты, что поможет нам понять особенности проблемы беженцев в этих странах.
В результате длительного политического кризиса абсолютизма в России в годы правления Николая II (а также разоряющей бюджет Первой мировой войны) в феврале 1917 года произошла революция. Она привела к полному изменению тысячелетней модели монархического государственного устройства страны, Россия стала республикой. Затем, когда в октябре 1917 г. в результате государственного переворота в октябре 1917 г. к власти пришли большевики, Россия встала на путь катастрофического политического эксперимента ХХ века — построения утопической модели коммунистического общества. Ранее данная модель существовала только в форме общественно-политической теории и никогда еще не была реализована на практике. Данная теория предполагала построение общества равных возможностей, основанного на власти рабочего человека — пролетария, на преодолении сословных, классовых и религиозных пережитков.
В качестве метода утверждения новой общественно-экономической формации большевики использовали государственный террор, направленный против их идеологических «врагов»: представителей прежнего дворянского сословия, буржуазии, интеллигенции, духовенства и зажиточного крестьянства, предполагающий их физическое уничтожение. Следовательно, перед огромным количеством людей, относящихся к этим социальным группам, встала проблема эмиграции — необходимости вынужденного отъезда из страны ради спасения собственной жизни.
Однако идейно-политические противники большевиков объединились в Белое движение, названное так в «противовес» красному знамени мировой революции, используемого большевиками. К Белому движению примкнули многие военные офицеры императорской армии и гражданские лица из самых разных социальных групп, объединенные общим желанием вернуть России потерянный порядок царского времени. При этом среди белогвардейцев были как сторонники монархии, так и демократической республики.
Отметим, что население Российской империи перед началом Первой мировой войны составляло 182 млн человек. В ходе начавшейся гражданской войны между «красными» и «белыми» огромное количество людей погибло как в результате самой войны, так и сопутствующих эпидемий и голода. Исследования, проведенные крупнейшим социологом XX века П.А. Сорокиным, ставшим свидетелем трагических событий в России, доказывают, что влияние войн и революций на демографию выражается не только в количественных, но и в качественных показателях. Прямые потери, вызванные революцией и гражданской войной, носили катастрофический характер. Но не менее существенным был ущерб, нанесенный вынужденной миграцией лучших представителей общества. Многие семьи были вынуждены сразу после большевистского переворота бежать из страны, поскольку их ждала неминуемая гибель из-за их непролетарского происхождения. Значительные успехи Красной армии на юге России, занятие в 1919 г. Крыма советской армией под командованием П.Е.Дыбенко привели к необходимости покинуть страну последних отчаянно сражавшихся белогвардейцев на полуострове. В марте 1919 г. английский крейсер «Мальборо» увез из Крыма мать последнего русского императора Николая II императрицу Марию Федоровну, других членов Императорской семьи и многих представителей русского дворянства. В ноябре 1920 г. состоялась Крымская (Севастопольская) эвакуация частей русской армии и сочувствующего гражданского населения. Покинули Россию видные лидеры Белого движения генералы барон П.Н. Врангель, А.И.Деникин, бывший Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич-младший, вице-адмирал М.А.Кедров. Из морских портов: Севастополь, Керчь, Феодосия, Ялта — тысячи русских покидали родную землю без всего, потеряв абсолютно все. По подсчетам американского Красного Креста на 1920 г. Россию покинули 1 млн 194 тыс. чел., по данным Лиги Наций на 1921 г. — более 2 млн человек.
Эвакуированные русские из Крыма, по большей части казаки, были временно размещены на Принцевых о-вах в Болгарии, военном лагере на п-ве Галлиполи (Турция), районе Чаталдже (Стамбул), о.Лемнос (Греция). Там они основали русские общины. Живя в абсолютной бедности, они сумели сохранить порядок и национальные традиции. В 1922 г. беженцы получили правовой статус, став обладателями нансеновского паспорта беженца, названного так по имени Верховного комиссара по делам беженцев Лиги наций Фритьофа Нансена. На 1926 г. согласно данным службе по делам беженцев Лиги наций в Европе проживало свыше 958 тыс. русских беженцев: 200 тыс. проживало во Франции, 76 тыс. в Югославии, Латвии, Чехословакии, Болгарии. Также такое же число русских беженцев было в китайском Харбине и 300 тыс. в Турции. Центрами русской эмиграции в Европе были Париж, Берлин, Прага, Белград, София. При этом необходимо отметить, что правительство Чехословакии активно финансово поддерживало русских эмигрантов, университеты приглашали на работу русских профессоров.
Таким образом, русская вынужденная эмиграция стала следствием политического и гражданского конфликтов, она состояла преимущественно из военного корпуса офицеров царской армии, лиц дворянского и буржуазного происхождения. Россия потеряла сословную и интеллектуальную элиту, уехали великие философы С.Н.Булгаков, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, писатель И.А. Бунин, продолжившие свою работу на чужой земле. На «философском пароходе» были вынуждены покинуть Родину выдающиеся представители интеллигенции: ученые, философы, инженеры, изобретатели. Особенностью эмиграции является сплоченность русских беженцев и их приверженность христианским ценностям Европы, оказавшись в тех или иных европейских странах русские не испытывали проблем межконфессионального и межкультурного характера. Они быстро адаптировались к новой жизни и уже поколение их детей было совершенно интегрировано в характер и стиль местной жизни, при этом обязательно сохраняя православную веру как культурный идентификатор, позволяющий сохранять свои традиции.
Сравним ситуацию с сирийским гражданским конфликтом, начавшимся в 2011 г. и продолжающимся до наших дней. Говоря о причинах внутреннего противостояния, необходимо отметить его давние исторические корни. В 1970 г. генерал Хафес Асад, принадлежащий к алавитскому этно-религиозному меньшинству (11 % от всего населения Сирии) совершил бескровный государственный переворот в стране, объявил режим чрезвычайного положения, позволяющий сосредоточить в руках неограниченную власть, и узурпировал власть в стране. Он принадлежал к партии исламского социализма «Баас», находящейся у власти с 1963 г.
Таким образом, в Сирии был выстроен режим военной автократии, не предполагающий выборы на реальной конкурентной основе, власть в стране оказалась сконцентрирована в руках представителей алавитского этно-религиозного меньшинства, что создало предпосылки для неизбежного будущего этнического конфликта. Приход к власти в 2000 г. на безальтернативной основе сына Хафеза Асада Башара продолжил нагнетать внутренний раскол общества как по политическим, так и по этническим и религиозным причинам.
К обозначенным выше причинам в 2006–2007 гг. добавился социально-экономический фактор. В результате продолжавшейся почти 3 года засухи возникла проблема опустынивания земель, что привело к падению доли с/х в ВВП с 25 % (2003) до 17 % (2008), при сокращении субсидий фермерам на закупки горючего и продовольствия. В результате, более 1 миллиона жителей Сирии оказались на грани голода, 1,5 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома и почувствовали себя брошенными со стороны правительства. Они стали селиться на бедных окраинах городов, ставших местами концентрации недовольства политическим режимом.
Кроме того, в стране процветала коррупция, был высоким уровень безработицы среди молодежи, ярко ощущалось социальное неравенство, недовольство вызывало нецелесообразное использование природных ресурсов. Так к 2010 г. в стране существовал ряд нерешаемых властью внутренних проблем, при таком положении вещей нужен был повод для начала активного гражданского противостояния между обществом и властью. 6 марта 2011 г. в г. Даръана на юге страны, куда переселились до 1 тыс., пострадавших от засухи граждан, возник конфликт между местным населением и военными. Люди требовали освобождения из полицейского отделения ранее задержанных молодых людей, расписывающих здания антиправительственными лозунгами. 18 марта 2011 г. после Пятничной молитвы в мечети Аль-Омари родственники задержанных пришли к полицейскому участку с требованием их освобождения, по людям был открыт огонь. В ответ на преступные действия властей 25 марта в социальной сети Facebook появилась группа «Революция в Сирии» с призывом к народной войне против властей страны, что спровоцировало массовые акции протеста. Так начался гражданский конфликт внутри Сирии, влияние на который также оказал внешний фактор — события Арабской весны, приведшей к смене политических лидеров ряда арабских стран на севере Африки (Египет, Тунис). Кроме того, радикальное религиозное течение «Братья мусульмане» также воспользовалось сложившейся ситуацией в своих целях.
Таким образом, с 2011 г. в Сирии происходит затяжной гражданский конфликт, особенностью которого является ряд следующих обстоятельств:
1. Действующему режиму Башара Асада противостоит целая группа оппозиционно настроенных объединений: Свободная Сирийская армия, арабские суннитские племена, курдские формирования, исламистские и джихадистские территориальные группировки (Исламское Государство, Фронт Ан-Нусра с участием многих добровольцев из-за рубежа).
2. Значительную роль в распространении антиправительственных призывов играют социальных сети, ставшие важным фактором политического влияния в 21 веке.
3. Активное участие в конфликте принимают иностранные государства, в частности США и их союзники по блоку НАТО (Великобритания, Франция, Турция), с одной стороны, и Россия и Иран, с другой, поддерживающие действующего президента страны Башара Асада. По данным журналиста The Wall Street Journal Нур Маласа президент США Б.Обама вел тайные переговоры с представителями сирийской оппозиции с целью возможности осуществления военного переворота в стране для отстранения от власти Б.Асада.
4. Применение химического оружия: газа зарин в пригороде Дамаска Восточной Гуте в 2013 г. (погибли от 600 до 163 тыс. чел.), а также химическая атака при Хан-Шейхуне в 2017 г. (ок. 80 погибших),
5. Сирия подверглась массированным бомбардировкам со стороны союзников обеих враждующих группировок.
6. Гонению подверглись и были убиты порядка 1200 христиан.
7. Была почти полностью уничтожена туристическая отрасль страны, дававшая 18 млрд долларов в год чистого дохода.
8. Страна потеряла нефтяную промышленность, имеющую ключевое значение для экономики страны.
В результате затяжного гражданского конфликта с 2011–2018 гг. страну покинуло свыше 6,9 млн человек гражданского населения. На 1 декабря 2018 г. согласно данным Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев в 45 государствах проживает 6 млн 664 тыс. 415 сирийских беженцев только официально (почти 2 млн составляют женщины и более 3 миллионов дети).
По странам число беженцев таково: Турция — 3,6 млн, Ливан — 952 тыс., Иордания — 675 тыс., Германия — 534 тыс., Ирак — 252 тыс. При этом Саудовская Аравия дает беженцем официальный вид на жительство. Население Сирии на 2010 г. составляло 22838000, на 2017 г. — 17780041. Так только по официальным данным страну покинуло свыше 5–6 млн человек.
Таким образом, проблема беженцев в Сирии стала следствием затяжного внутриполитического, социально-экономического и этно-религиозного кризиса, происходящего при заметной роли социальных сетей в интернете. Сопутствующим обстоятельством стал внешний фактор, население пострадало от массированных бомбардировок союзников обеих сторон конфликта и от применения химического оружия, также поставляемого режиму Асада его союзниками. Большая часть беженцев состоит из городского и сельского населения, принадлежит к наиболее социально незащищенным слоям общества. Сирийские беженцы столкнулись с двумя серьезными проблемами, усугубляющими их жизнь:
1. Они становятся предметом манипуляции и торга между турецким лидером Эрдоганом и правительством стран ЕС.
2. Их используют в политических целях союзники режима Асада Россия и Иран как еще один механизм давления на ЕС.
3. При бегстве на территорию стран ЕС они часто рискуют жизнью и вынуждены иногда проникать туда нелегально.
4. Находясь на территории стран ЕС, беженцы вынуждены принимать чуждые их традициям нормы поведения и порядки, принятые в европейских странах с христианской традицией, что создает конфликты в рамках их социальной интеграции в правовую и светскую культуру европейских стран.
В итоге, проанализировав причины и своеобразие гражданских конфликтов в России в начале ХХ в и в Сирии в начале XXI в., дав им объективную характеристику и обозначив их особенности, приведшие к массовому исходу граждан этих стран, ставших вынужденными беженцами, можно найти общее и частное в судьбах русских и сирийских беженцев.
Общее:
1. В обоих случаях вынужденная миграция была вызвана боязнью потерять свою жизнь вследствие глубокого гражданского конфликта.
2. Причинами для гражданских конфликтов были авторитарные модели политического устройства как России, так и Сирии, а также ярко выраженное социальное неравенство.
3. Большинство беженцев выбрало для эмиграции страны с близкой культурно-исторической и конфессиональной традицией.
Частное:
1. Беженцы из Сирии стали объектом политической манипуляции заинтересованных игроков ближневосточного региона: Турции, России, Ирана.
2. Сирию покинуло большее количество гражданского населения, чем Россию при аналогичных обстоятельствах: 6–7 млн сирийцев от почти 23 млн населения (на 2010 г.) и 2 млн русских от 182 млн населения Российской империи на 1914 г.
3. Сирийские беженцы в достаточной степени разобщены и не имеют устоявшихся культурных центров и харизматических лидеров своей эмиграции.
4. Более 10 % от общего числа беженцев Сирии — мусульмане, и многие из них вынуждены жить в рамках чуждого их вере христианского мира государств ЕС, что становится для многих беженцев непреодолимой проблемой их социальной и культурной интеграции.
Проблема беженцев разных стран мира в разные времена обнажает актуальные особенности политического и социального климата этих государств, отражает особенности их исторического и культурного своеобразия. Опыт гражданских конфликтов в России и Сирии, приведший к вынужденному массовому исходу их населения, является важным показателем той опасности, которую способны создавать политические режимы, не способные своевременно отвечать на запросы общества к переменам. Актуальность подобных проблем характерна для автократических режимов персоналистского характера, не способных слышать и слушать гражданское общество. Инициированные такими режимами гражданские противостояния способны разрушить не только кажущуюся политическую стабильность, но и само государство, отбросить его в прошлое. Замкнувшийся в убежденной вере в собственное всемогущество авторитарный режим лишает граждан своих стран их будущего, заставляет становиться вынужденными переселенцами, людьми «второго сорта» в странах их пребывания. Образованные и достигшие успеха в других странах беженцы режимов своей родной страны, прославляют иные страны, а не собственную Родину, для которой эти люди оказались ненужными. Только учитывая печальный опыт двух миллионов русских и шести миллионов сирийских беженцев мы способны понять, как важны своевременные демократические реформы для любых государств мира и как опасны авторитарные формы государственного устройства для народов с разными культурными и историческими традициями.
Список литературы
1. Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719-1989) СПб.: Изд-во Рус.-Балт. информац. центра «Близ», 1996.
2. Анчишкин А.И. Наука-техника-экономика. М.: Экономика, 1986.
3. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М.: Наука, 1991.
4. Акопян Э.С., Кожина В.О. Миграционный кризис в Европе. Вестник МИЭП, №2(23), 2016. С. 25-31.
5. Миграционный кризис в Европе через призму статистических данных. Власть, №11, 2017. С. 169-175.
6. Макаров В. Г., Христофоров В. С. Пассажиры «философского парохода» (судьбы интеллигенции, репрессированной летом — осенью 1922 г. // Вопросы философии. — № 7 (600) — 2003. — С. 113—137 [со списком биографических справок о всех лицах, высланных за границу в 1922—1923 гг.]
7. Сорокин П.А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию. Экономист. Вестник ХI отдела Русского технического общества. 1922. № 1. C. 77–107.
8. Азаров В. Н. Питирим Сорокин о влиянии гражданской войны на состояние российского общества / В. Н. Азаров // Научный диалог. — 2014. — №№ 8 (32) : История. Экономика. Право. — С. 57—66.
Студент Российского университета дружбы народов, политолог
Блог: Блог Дмитрия Бридже
Рейтинг: 0