Проблема загрязнения воздуха в КНР и пути ее решения
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Проблема загрязнения воздуха стала одной из самых распространенных и тревожных в мире. Особенно тяжелую экологическую ситуацию можно увидеть в странах с развитым уровнем индустриализации, в том числе и на территории Китайской Народной Республики, крупнейшие города которой регулярно превышают безопасные уровни загрязнения.
Источник: healthcareasia.org
В последние десятилетия воздух в Китае значительно ухудшился в результате быстрого индустриального развития, добычи и использовании угля в качестве основного источника получения энергии, увеличения количества автомобилей и сжигания отходов. Решение данной проблемы требует комплексного подхода и совместных усилий со стороны правительства и гражданского общества.
Для того, чтобы полностью погрузиться в анализ проблемы загрязнения воздуха в Китае, следует рассмотреть основные причины возникновения и последствия этого явления, а также его влияние на организм человека.
Причины загрязнения воздуха в Китае
Крупнейшими источниками загрязнения воздуха в КНР являются промышленные предприятия и энергетические установки. Китай остается одним из главных производителей и экспортеров на мировом рынке, что говорит о массовости промышленности государства, требующей значительного использования энергии. Многие промышленные предприятия могут не соблюдать стандарты государства по охране окружающей среды — производство и выброс вредных веществ зачастую не контролируются в должной мере. Более того, большинство энергетических установок в КНР работает на устаревшем оборудовании, которое сильно отстает от мирового технологического прогресса. Отсутствие должной фильтрации во время производства электроэнергии также не позволяет производить эффективную очистку выбросов вредных веществ в атмосферу.
Уголь до сих пор остается главным ресурсом, обеспечивающим промышленность и энергетику Китая. Сжигание угля приводит к выбросу большого количества дыма, пыли и токсичных веществ, в том числе углекислого газа (СО2) и твердых частиц PM2.5 (мелкодисперсные взвешенные частицы диаметром менее 2,5 микрометров, которые благодаря своему размеру могут проникать глубоко в дыхательную систему). Несмотря на то, что в последние годы увеличивается доля потребления нефти, природного газа и «зеленой» энергетики, на КНР все еще приходятся самая большая доля потребления угля (4554 мегатонн в 2022 г.) и выбросов СО2, однако можно заметить, что постепенно последний показатель начинает снижаться. В 2022 г. количество выбросов СО2 составило 11,4 млн мегатонн, в то время как в 2023 г. этот показатель снизился до 10,7 млн мегатонн, что показывает успехи государственной программы по замене угля на возобновляемые источники энергии.
Важной проблемой также остаются транспортные средства, выделяющие такие токсичные вещества, как оксид углерода (СО), углеводороды (СХН), альдегиды, диоксид серы (SO2) и др. Плотность автомобильного трафика в КНР растет с каждым годом, а количество транспортных средств только увеличивается. Рассматривая среднегодовой показатель продаж автомобилей за период 2018–2022 гг. (26 млн 459 тыс. 778 шт.), можно отметить резкое увеличение продаж 2023 г. (30 млн 93 тыс. 698 шт.) — в 1,14 раз. Однако растущая в последние годы популярность электромобилей и повышение доступности их обслуживания заставляют граждан покупать новые, более экологичные транспортные средства, тем самым снижая уровень загрязнения атмосферы.
Сельское хозяйство также играет свою роль в проблеме загрязнения воздуха в Китае. В первую очередь опасность представляет использование пестицидов, в разы повышающееся с каждым годом. Масштабное использование удобрений, позволяющее собирать 2–4 урожая в год, приводит не только к эрозии почвы и выбросам пыли, способствующим загрязнению воздуха, но и к выделению оксида азота (N2O) и выбросам аммиака, попадающим в атмосферу и оказывающим негативное воздействие на здоровье человека. К этой категории также можно отнести и сжигание сельскохозяйственных отходов, включая стерню (остатки стеблей злаков после уборки урожая) и рисовую солому, что способствует выделению большого количества твердых частиц PM2.5 и угарного газа (СО). Животноводство также играет одну из ключевых ролей в загрязнении атмосферы, так как при энтеральной ферментации домашнего скота наружу выходит большое количество метана (СН4), а отходы домашних животных высвобождают аммоний (NH3). В совокупности на данном этапе сельскохозяйственная сфера требует усиления контроля над выбросами и принятия законов по снижению использования пестицидов в пользу других вариантов получения большого количества урожая для предотвращения выделения токсичных веществ в атмосферу.
Быстрая урбанизация Китая и «строительный бум» также внесли значительный вклад в загрязнение воздуха в стране. Строительные мероприятия включают в себя интенсивное использование строительной техники (экскаваторов, бульдозеров, смесителей и др.) и последующую за этим абразию деталей механизмов и резины, что приводит к выделению в атмосферу твердых частиц PM2.5, углекислого газа (СО2), оксидов азота (NOХ) и оксидов серы (SOХ). Высокая концентрация летучих органических соединений в процессе строительства приводит к реакциям с другими загрязнителями в воздухе с образованием озона, нахождение которого в помещениях может привести к развитию патологий и смерти. Пыль от сноса старых зданий и раскопок способствует образованию смога и вызывает респираторные и сердечно-сосудистые заболевания. Плотная застройка, которая также стала популярна в последние годы, создает эффект городского теплового острова. Этот эффект значительно повышает температуру воздуха в городских районах, приводя к повышенному образованию смога и ухудшению качества воздуха.
Влияние на здоровье граждан и экономику страны
Ранее многократно упоминались твердые частицы PM2.5, которые возникают в атмосфере из-за различных форм деятельности и оказывают пагубное влияние на здоровье человека. PM2.5, или мелкодисперсные взвешенные частицы, являются воздушным загрязнителем, в состав которого входят твердые микрочастицы и капли жидкости. Благодаря своему размеру частицы, диметр которых составляет менее 2,5 микрометров, могут проникать глубоко в дыхательную систему человека. Основными источниками возникновения первичных частиц PM2.5 являются процессы горения, например, сжигание топлива, биомассы, выхлопных газов транспортных средств и др. Вторичные PM2.5 относятся к газообразным загрязнителям, образуются в атмосфере при реакции химических соединений. Например, как упоминалось ранее, процессы в сельском хозяйстве образуют большое количество аммиака, из-за которого могут образоваться вторичные PM2.5.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) был рассчитан определенный стандарт допустимого количества частиц PM2.5 — 5 мкг/куб. м. Существует рейтинг стран по среднегодовой концентрации PM2.5 в воздухе, а также режим реального времени на сайте компании IQAir, собирающей данные со всего мира. По данным за 2018–2023 гг., среднегодовое количество твердых частиц в Китае снизилось с 41,2 мкг/куб. м до 30,6 мкг/куб. м с 2018 по 2022 гг. Однако в 2023 г. уровень частиц PM2.5 достиг отметки в 32,5 мкг/куб. м, что превышает норму ВОЗ в 6,5 раз и ставит Китай на 19 место в списке стран с самым загрязненным воздухом. По карте реального времени можно заметить, что наиболее подверженные загрязнению города находятся в восточной части Китая, которая является более развитой и населенной в сравнении с западной. Исключение составляет город Хотан в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, среднегодовая концентрация твердых частиц в котором составила 87,3 мкг/куб. м на 2023 г. (превышение нормы ВОЗ в 17,5 раз). В отличие от других городов КНР, находящихся в списке самых загрязненных из-за своей специализации на промышленности, Хотан находится вблизи пустыни и подвергается частым песчаным бурям. Наиболее пригодными для жизни являются районы Китая, находящиеся в северной, юго-восточной, южной и центральной частях страны.
Чрезмерное вдыхание частиц PM2.5 приводит к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой, репродуктивной и иммунной систем человека. У людей, живущих в городах с сильным загрязнением воздуха, значительно увеличивается риск развития рака легких из-за частого смога. По данным ВОЗ, загрязнение воздуха в КНР является причиной 2 млн смертей, 1 млн из которых связан с использованием угля и древесины в домашних хозяйствах для приготовления пищи и отопления домов в зимний период.
Однако загрязнение воздуха негативно влияет не только на здоровье жителей, но и на экономику страны. Например, промышленным предприятиям требуется закрываться в дни, когда уровень загрязнения воздуха значительно превышает норму, из-за чего производственные планы могут не выполняться в полном объеме. Частые больничные, которые работники не только промышленной, но и других сфер вынуждены брать из-за тяжелых заболеваний и ухудшения своего состояния, приводят к такому же результату. Все это напрямую влияет на увеличение расходов на медицинское обслуживание и снижение производительности труда на предприятиях. Государство также несет расходы, предоставляя льготы и пособия гражданам, живущим в загрязненных районах. Общие убытки государства ежегодно оцениваются в триллионах долларов США.
Сфера туризма также подвергается рискам, и это стало заметно в последние несколько лет. Особенно остро проблема стояла еще в 2013 г., когда густой смог можно было наблюдать ежедневно даже в столице, а количество туристов снизилось на 15% в первом полугодии. Сейчас ситуация осложняется вспышками COVID-19 и пневмонии на территории КНР, что в совокупности с возможным развитием респираторных заболеваний от загрязнения воздуха еще больше отталкивает туристов, которые выбирают для посещения более чистые регионы. Правительству КНР также требуется выделять средства на развитие внутренних туристических маршрутов для граждан государства, которые в последние годы все чаще выбирают путешествия в другие страны, главным преимуществом которых является чистота воздуха и окружающей среды.
Решение проблемы загрязнения воздуха со стороны государства
Активные действия правительства начали прослеживаться еще в 2008 г., когда перед Олимпийскими играми в Пекине была проведена неудачная попытка очистить город от смога. Как оказалось, проблема заключалась в выбросах от промышленных предприятий, находившихся вблизи города. Окончательное решение усилить нормативные акты, которые производства зачастую игнорировали, и постепенно уменьшить использование угля в качестве основного источника энергии было принято после 2013 г., когда среднегодовой уровень концентрации PM2.5 превысил рекомендованную норму ВОЗ в 40 раз. Именно с 2013 г. в Китае начался активный переход промышленности на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).
На сегодняшний день лидерами ВИЭ в Китае являются солнечные панели и концентраторы, мощность которых на конец 2023 г. достигла 536 ГВт. Мощности гидроэлектростанций и ветряной энергетики составили 420 ГВт и 404 ГВт соответственно. Несмотря на то, что энергетика КНР до сих пор в значительной степени зависима от потребления угля, стране все же удалось совершить прорыв в использовании низкоуглеродной энергии, достигнутый благодаря собственным сырьевой и производственной базам государства, позволив Китаю стать лидером по производству ВИЭ в 2023 г. (установленная мощность ВИЭ к 21 декабря 2023 г. составила 1,45 млрд кВт).
Переход на ВИЭ играет для КНР позитивную роль не только с точки зрения экологии, но и в экономическом плане. В настоящее время китайские компании остаются неоспоримыми лидерами по производству солнечных панелей и ветрогенераторов. Высокий уровень экспорта этих устройств значительно ускорил процесс экономического роста КНР и усилил конкуренцию с Германией на мировом рынке. Китай также постепенно становится главным поставщиком ветряных турбин на европейском рынке, что, несомненно, вызывает опасение стран ЕС. Отдавая предпочтение более дешевым турбинам из Китая, поставляемым по выгодным тарифам и обходящимся дешевле европейских, страны ЕС ставят в затруднительное положение своих собственных производителей. Для того, чтобы не допустить доминирования Китая на рынке ветроэнергетики, как это случилось с рынком солнечной энергетики ранее, ЕС рассматривает вариант ввода пошлин на поставки китайских ветрогенераторов для поддержания европейского производителя. Это может негативно сказаться на экономическом росте КНР, напрямую связанном с экспортом солнечных модулей и ветряных турбин.
Для борьбы с загрязнением окружающей среды, в том числе и загрязнением воздуха, в Китае существуют официальные стандарты GB (обязательные) и GB/T (рекомендованные). Например, основным стандартом в области загрязнения воздуха является Национальный стандарт выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (GB 16297-1996). Стандарт содержит предельные значения выбросов для 33 видов загрязнителей воздуха в промышленной сфере (электростанции, стальные мельницы, цементные заводы, промышленные печи и т.д.), включая твердые частицы, диоксид серы и оксиды азота.
Также можно выделить закон КНР о предотвращении и контроле загрязнения воздуха, принятый в 1987 г. (поправки 1995, 2000, 2015 и 2018 гг.). Закон утверждает стандарты контроля загрязнения воздуха и меры по его предотвращению (включая промышленные и транспортные выбросы), обязывает народные правительства на уровне округа или выше включать расходы на борьбу с загрязнением воздуха в планы экономического и социального развития, предоставляет поддержку научно-техническим исследованиям по предотвращению загрязнения воздуха со стороны государства и т.д.
Помимо этого, с 1 июля 2023 г. в Китае введен новый стандарт выбросов для транспортных средств (6b). Китай ввел запрет на производство, импорт и продажу транспортных средств, которые не соответствуют национальным стандартам выбросов 6b, стремясь ограничить загрязнение атмосферы опасными веществами, к которым относятся монооксид углерода. Планы по ужесточению стандарта выбросов автомобилей усилили давление на автопроизводителей и дилеров. Требование за полгода снять с продажи все транспортные средства, которые не подходят по новому стандарту, привело к резким скидкам на эти модели и масштабным убыткам. Однако данный закон, несмотря на кратковременные потери компаний, в долгосрочной перспективе поможет снизить выброс загрязняющих веществ в атмосферу.
Бюджет государства выделяют и на инвестиции в общественный транспорт Китая. По данным Министерства транспорта КНР, в первом полугодии 2023 г. инвестиции в транспортный сектор выросли на 9,1%, составив 1,8 трлн юаней. Данная стратегия была выбрана для того, чтобы жители КНР чаще отказывались от личных автомобилей в пользу общественного транспорта (высокоскоростные поезда, метро, электробусы, велосипеды, а также аренда электронных мопедов), чтобы снизить выбросы токсичных веществ в атмосферу. Ожидается, что рынок общественного транспорта будет ежегодно расти до 2028 г. и сможет приблизиться к отметке в миллиард пользователей.
Важной частью работы государства над своей экологической повесткой является повышение осведомленности населения о вреде загрязнения воздуха и распространение практик, способствующих его снижению. Например, в мобильном приложении Alipay существует возможность набирать баллы за использование «зеленых» технологий. Если гражданин или турист, пользующийся данной платежной системой, выберет общественный транспорт, велосипед или электромопед вместо автомобиля, то в приложении ему придут баллы, на которые можно выращивать виртуальные деревья. Когда дерево вырастет полностью, пользователь сможет получить денежную сумму на счет или пожертвовать ее на благотворительность. Данная активность довольно распространена как среди китайской молодежи, так и взрослого поколения, что показывает массовость осведомленности населения страны об экологическом положении государства.
***
Проблема загрязнения воздуха в Китае была и остается серьезным вызовом для страны, который требует комплексного подхода правительства, бизнеса и гражданского общества. Несмотря на то, что Китай уже более десятка лет принимает меры для борьбы с загрязнением, в том числе ужесточая стандарты и нормативы для производства и транспорта, переходя на ВИЭ, вводя более жесткий контроль за выбросами загрязняющих веществ, проблема будет оставаться актуальной еще долгое время. Резкое усиление позиций КНР на международном рынке ВИЭ может привести к усилению санкций и повышению пошлин на китайские товары (ветрогенераторы, солнечные панели, электромобили и т.д.), что повлияет на темпы роста экономики государства. Однако продолжение развития «зеленой» программы КНР позволит не только улучшить качество жизни населения и снизить расходы на медицинское обслуживание, но и создать больше рабочих мест на предприятиях, работающих с чистыми источниками энергии. Повышение осведомленности населения и вовлечение общества в процесс борьбы с загрязнением атмосферы также является одной из важных частей данного процесса. В конечном итоге, учитывая последние изменения показателей в лучшую сторону, КНР, несомненно, удастся не только улучшить качество воздуха, но и прийти к углеродной нейтральности.